Настройка зачисления на курс
1. Цели и задачи освоения дисциплины: ознакомление с основными понятиями семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, структурой отношений и функционирования семьи на разных исторических этапах; анализ представлений о закономерностях развития отношений в семье и формирования родительского стиля воспитания детей с особенностями в развитии; развитие умения использовать основные техники и методы психологической диагностики в работе с семьей.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Психология семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.34).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, испытывать эмпатию, корректное и адекватное восприятие лиц с ОВЗ, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОП-1);
- умеет анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);
- готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);
- способен и готов к осуществлению диагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы с семьей проблемного ребенка (ПСК-4.10)
- умеет анализировать результаты медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии (ПК-6);
- умеет использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- методы, методики и принципы, изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- методы изучения когнитивной сферы, личности, межличностных отношений;
- методы диагностики психического развития на разных этапах онтогенеза ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
уметь:
- использовать методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях оптимизации обучения и воспитания;
- применять коррекционные возможности психодиагностических методов;
- оказывать психологическую помощь родителям.
владеть:
- навыками использования методов изучения когнитивной сферы, личности, межличностных отношений в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- навыками применения коррекционных возможностей психодиагностики;
- навыками этического применения психодиагностического инструментария.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 часа).
5. Основные разделы дисциплины:
1. Теоретические основы семейного воспитания детей с ОВЗ. Особенности психологических методов изучения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
2. Основы компенсирующего воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика психотерапевтической работы с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ.
6. Автор – к.п.н., доцент Свистунова Екатерина Владимировна.
- Преподаватель: Свистунова Екатерина Владимировна