Настройка зачисления на курс
1. Цель и задачи освоения дисциплины:
Усвоение магистрами основных базовых теоретических положений основ клинико-психологического консультирования; изучение методологических основ и проблем клинико-психологического консультирования; ознакомление с основными практическими приемами психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; ознакомление с отличительными особенностями современных моделей психологической помощи, используюмых в психологическом консультировании: психодинамической, бихевиорально-когнитивной, гуманистичекой модели; создание условий для роста профессионального самосознания студентов.
2. Место дисциплины в структуре программы:
дисциплина входит в модуль «Методы клинико-психологической диагностики», является базовой дисциплиной модуля и изучается в 1 семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Общекультурные компетенции:
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
Общепрофессиональные компетенции:
- способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
- способность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
Профессиональные компетенции:
- способностью проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПК-7);
- способен консультировать педагогов, администрацию, обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПК-9);
- способен определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПК-10);
- способен совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПК-29);
Знать:
- способы мыслительной деятельности, формы мышления (суждение, умозаключение), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация).
- современные теории и методы психологического консультирования
- закономерности психического развития человека, способы проектирования и реализации образовательного процесса с ориентацией на зону ближайшего развития учащихся, особенности взаимодействия с учащимися разными возрастных групп.
- теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности, особенности организации научно – исследовательской деятельности посредством выделения существенных связей и сравнительного анализа данных, современные технологии организации сбора, обработки данных и их интерпретации.
- приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития
Уметь:
- мыслить сложными категориями, делать отвлеченные выводы, видеть ситуации с разных точек зрения, воспринимать и обобщать информацию.
- выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся; анализировать структуру, содержание и динамику развития личности на каждом возрастном этапе.
- использовать приёмы и техники психологического консультирования для решения задач личностно-профессионального развития обучающихся.
- вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды
- проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам их развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
- применять психологическое консультирование в целях личностно-профессионального развития обучающихся.
Владеть навыками (опытом деятельности):
- мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения, классификации.
- навыками взаимодействия и организации образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.
- приёмами психологического консультирования детей, подростков, родителей, учителей, создавая для обучающихся всех возрастов оптимальные условия обучения и воспитания.
- способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности
- приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся и их общения в образовательных учреждениях и в семье
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов/зачетных единиц |
Семестры |
|||
|
|
|
|
||
Контактная работа (всего) |
108/3 |
1 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Лекции |
16/0,4 |
1 |
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
16/0,4 |
1 |
|
|
|
Семинарские занятия (С) |
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
Из них: |
|
|
|
|
|
Интерактивные и активные формы занятий (всего) |
16/0,4 |
1 |
|
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
76/2,2 |
1 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Подготовка рефератов, сообщений, презентаций |
36/1 |
1 |
|
|
|
Изучение рекомендуемой литературы |
40/1,2 |
1 |
|
|
|
- Преподаватель: Свистунова Екатерина Владимировна