1. Цель курса: формирование общих представлений о концептуальных научно-теоретических и практических основах диагностики и коррекции различных форм девиантного поведения в подростковом возрасте.

Задачи курса:

- ознакомление с формами девиантного поведения в подростковом возрасте;

- изучение методов диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте;

- освоение методов профилактики, коррекции и психотерапии девиантного поведения у подростков.

 

2. Требования к уровню освоения содержания курса

Процесс изучения дисциплины «Спецпрактикум-тренинг по работе с девиантными подростками» направлен на формирование у студентов следующих профессиональных (ПК) и профессионально-специализированных (ПСК) компетенций:

Владеет навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций (ПК-21).

Владеет навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК-22).

Способен и готов к овладению современными представлениями и теориями о феноменах, закономерностях нормального и аномального развития в детском и юношеском возрасте (ПСК-4.1).

Способен и готов к использованию в профессиональной деятельности знаний об основных клинических и психологических классификациях видов и параметров дизонтогенеза (ПСК-4.3).

Способен и готов к взаимодействию со специалистами лечебных, образовательных учреждений, органов социальной защиты и Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье (ПСК-4.11).

В процессе изучения дисциплины «Спецпрактикум-тренинг по работе с девиантными подростками» студенты должны:

Знать:

- основные приемы популяризации психологических знаний среди населения;

- методы просветительской работы и межличностного взаимодействия, основные техники ведения беседы;

- основную феноменологию нарушения высших психических функций и личности у больных различных нозологий;

- основные проявления аномалий развития;

- эндогенные и экзогенные причины нарушений психического развития; биологические и социальные факторы отставаний и нарушений развития ребенка.

- понятия "задержка психического развития", "умственная отсталость", "дефицитарное развитие", "искажённое психическое развитие", "повреждённое развитие", различает биологические и социальные факторы, влияющие на тип дизонтогенеза;

- особенности протекания нормального и нарушенного пубертатного периода;

- основные закономерности аномального психического развития в детском и юношеском возрасте.

Уметь:

- интерпретировать данные научной литературы;

- применять компьютерные программы при подготовке презентаций докладов и лекций;

- проводить беседы на высоком уровне психологической культуры;

- анализировать и оценивать психологические особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

-  анализировать данные нейропсихологического и патопсихологического обследования

- анализировать данные, полученные из медицинской документации;

- сочетать индивидуальный подход с групповой работой с семьей проблемного ребенка;

- обеспечивать гендерный подход при диагностической работе с семьей проблемного ребенка.

Владеть:

- навыками анализа проблем человека относительно его индивидуально-личностных особенностей в процессе социализации и профессионализации;

- компьютерными программами подготовки презентаций лекционного и семинарского материала по популяризации психологических знаний среди населения.

- способностью формировать установки, направленные на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром.

-  сведениями о причинах формирования девиантного поведения подростков

- методологией дифференциальной диагностики в области патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, психологии аномального развития ребёнка, психологии девиантного поведения.

- способностью решать задачи профилактики и коррекции аномального развития ребенка;

- способностью понимать и оценивать документацию, вышедшую из лечебных, образовательных учреждений, органов социальной защиты и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- способностью систематизировать методы психодиагностики и психокоррекции нарушений поведения в подростковом возрастном периоде.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество  часов

№  семестра

1.

Аудиторные занятия:

66

11

 

Лекции

22

11

 

Семинары

44

11

2.

Самостоятельная работа

42

11

 

Всего часов на дисциплину

108

11

 

Виды итогового  контроля - Зачет

 

11

 

4. Основные темы курса

Тема 1. Введение в курс. Общая характеристика девиантного развития.

Тема 2. Формы подростковых девиаций.

Тема 3. Проблема виктимности и девиантной виктимизации личности подростка.

Тема 4. Общие принципы профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте.

Тема 5. Профилактика аддиктивного, суицидального и преступного поведения подростков.

Тема 6. Организация индивидуальной и групповой работы с девиантными подростками.

Тема 7. Формирование установок в групповой работе с девиантными подростками.

Тема 8. Приемы терапевтического взаимодействия в групповой работе с девиантными подростками.

Тема 9. Моделирование поведения в групповой работе с девиантными подростками.


1. Цель и задачи освоения дисциплины:

ознакомление магистров с основными зарубежными и отечественными теоретическими концепциями и моделями семейного консультирования; с основными проблемами, концепциями и методами консультирования семьи; изучение методологических основ психологического консультирования; изучение содержательной основы и отличительных особенностей современных моделей психологической помощи, используюмых в психологическом консультировании; развитие навыков и умения использования основ семейного консультирования в будущей профессиональной деятельности психолога; воспитание навыков профессиональной культуры личности.

2. Место дисциплины в структуре программы:

дисциплина входит в модуль «Методы клинико-психологической диагностики», является базовой дисциплиной модуля и изучается в 3 семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Общепрофессиональные компетенции:

- умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

Профессиональные компетенции:

- готов использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПК-27);

- способен к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПК-31).

Знать:

Закономерности общения и межличностного взаимодействия, особенности организации межличностных контактов и совместной деятельности детей и взрослых.

Современные теории и методы психолого-педагогического воздействия.

Этические нормы организации и проведения консультативной работы.

Уметь:

Исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, проектировать и организовывать совместную деятельность детей и взрослых (игровую, учебную, профессиональную) организовывать коллективную деятельность участников образовательного процесса.

Реализовывать различные виды психологического консультирования обучающихся, предусматривая их дальнейший личностный рост

Консультировать родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения и воспитания, развития обучающихся

Реалистично оценивать уровень своей компетентности.

Владеть навыками (опытом деятельности):

Современными способами сопровождения, поддержки, компенсации; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области, навыками межличностного взаимодействия.

Активными методами привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании и в условиях пребывания в учреждении здравоохранения.

Приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Семестры

 

 

 

 

Контактная работа (всего)

72/2

2

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

 

 

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

22/0,6

2

 

 

 

Семинарские занятия (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Из них:

 

 

 

 

 

Интерактивные и активные формы занятий (всего)

11/0,3

2

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

50/1,4

2

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций

25/0,7

2

 

 

 

Изучение рекомендуемой литературы

25/0,7

2

 

 

 

 

5. Основные разделы дисциплины

1.     Теоретические и методологические основы семейного консультирования

2.     Основные направления семейного консультирования

3.     Психологическое консультирование семьи на различных этапах ее развития и по поводу различных проблем

1. Цели и задачи освоения дисциплины «Психотерапия и психокоррекция»:

Цели:

1.     подготовить специалиста-психолога, обладающего комплексом знаний общих основ и научных концепций психотерапии и психокоррекции;

2.     формировать навыки грамотно формулировать и решать научно-исследовательские и практические задачи в деятельности психолога;

3.     раскрыть специфику разработки психокоррекционных программ, классических и наиболее перспективных психокоррекционных методов и технологий;

4.     способствовать формированию практических навыков и умений в организации и проведении психокоррекционной работы, применении психокоррекционных методик и технологий с различными категориями клиентов;

5.     развивать профессиональные и личностные качества, способствующие эффективному осуществлению психокоррекционных мероприятий.

 

Задачи:

1.     формирование представлений о научных концепциях психотерапии и психологической коррекции;

2.     расширение научного кругозора и повышение культуры психологического мышления студентов, формирование высокой мотивации к освоению теории психотерапии и психокоррекци;

3.     формирование готовности к применению полученных в ходе изучения дисциплины знаний в самостоятельной исследовательской деятельности, консультативной, психотерапевтической практике.

4.     обучение будущих специалистов грамотно применять полученные теоретические знания при составлении психокоррекционных программ, а также в процессе планирования и осуществления психокоррекционной деятельности в рамках оказания психосоциальной помощи нуждающимся;

5.     воспитание позитивного, эмпатийного отношения в процессе проведения психокоррекционных мероприятий к людям, обратившимся за психологической помощью;

 

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Учебная дисциплина «Психотерапия и психокоррекция» относится к разделу Б.3 «Цикл профессиональных дисциплин. Вариативная часть» (Б.3.36).

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Психотерапия и психокоррекция» направлен на формирование следующих компетенций:

способностью и готовностью к:

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22).

 

В результате изучения дисциплины «Психотерапия и психокоррекция» студент должен:

Знать:

Историю становления психотерапии и психологической коррекции.

Сущность, виды, этапы, методы психологической коррекции и психотерапии.

Интердисциплинарный характер психокоррекции и психотерапии.

Основные задачи психолога на различных этапах психотерапии и психокоррекции.

Стадии психотерапии в рамках основных теоретических подходов.

Правила построения раппорта и взаимоотношений психолога и клиента в процессе психокоррекции и психотерапии.

Возрастные аспекты психологической коррекции и психотерапии.

Требования профессиональной этики к работе с клиентами.

Организационные вопросы психологической коррекции и психотерапии.

Уметь:

Использовать теоретический материал дисциплины в практической и исследовательской деятельности.

Анализировать сущность явлений и проблем, связанных с личностью клиента.

Планировать и проводить психотерапевтическую беседу.

Формулировать и проверять психотерапевтические гипотезы.

Систематизировать и оценивать эффективность коррекционно-компенсаторной среды с учетом отклонений в интеллектуальном и физическом развитии.

Использовать методы психологической коррекции в учебно-воспитательном процессе различных специальных коррекционных учреждениях.

Реалистично оценивать уровень своей компетентности.

Владеть:

Способностью к рациональному выбору коррекционно-терапевтических программ на основе результатов психодиагностики. 

Категориальным аппаратом основных теорий консультирования, психотерапии и психокоррекции.

Способностью осуществлять псикоррекционную деятельность в рамках специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений.

Способностью оценить эффективность взаимодействия с общественными организациями, семьями лиц с нарушениями развития.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

60

7

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

30

 

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

30

 

 

 

 

Семинары (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

21

7

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Подготовка к практическому занятию

14

 

 

 

 

Подготовка реферата

7

 

 

 

 

Курсовые экзамены

27

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (экзамен)

7

 

 

 

 

Общая трудоемкость                       часы

                                   зачетные единицы

108

7

 

 

 

3

7

 

 

 

 

5. Основные разделы дисциплины

1.     Общетеоретические и методологические проблемы психотерапии

2.     Модели психотерапии

3.     Теоретические основы психокоррекции

4.     Методы и технологии практической психокоррекции


1. Цели и задачи освоения дисциплины «Психологическое консультирование»:

Цели:

1.     раскрыть теоретические основы психологического консультирования, основные функции и сферы применения данной прикладной отрасли в различных областях жизни;

2.     ознакомить с определенными видами и способами деятельности, необходимых для решения практических задач психологического консультирования;

3.     развивать у студентов умения оценивать текущее состояние психического здоровья личности и оказывать первичную консультативную помощь;

4.     развивать личные профессиональные качества психолога-консультанта.

Задачи:

1.     ознакомление с основными подходами психологического консультирования;

2.     изучение основных концепций и методов психологической помощи;

3.     освоение принципов организации консультативной помощи;

4.     формирование навыков выработки своего профессионального стиля консультирования, определения путей профессионального роста;

5.     развитие психологической компетентности в области практической психологии.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Учебная дисциплина «Психологическое консультирование» относится к разделу Б.3 «Цикл профессиональных дисциплин. Модуль Филологические основы дефектологического образования. Вариативная часть» (Б.3.33).

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Психологическое консультирование» направлен на формирование следующих компетенций:

Способен и готов к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

Готов к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

Способен и готов к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

Готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4).

В результате изучения дисциплины «Психологическое консультирование» студент должен:

Знать:

Проблемы методологии и методов исследования в психологической науке.

Основы базовых социально значимых медицинских дисциплин, принципы и методы медицинской и педагогической коррекции нарушений здоровья детей с ОВЗ.

Основы организации коррекционно - педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений.

Основы профессиональной деятельности по организации психолого-педагогического просвещения общественных организаций, семей лиц с ОВЗ.

Уметь:

Использовать полученные знания для реализации индивидуально-дифференцированного подхода к лицам с ОВЗ.

Систематизировать и оценивать эффективность коррекционно-компенсаторной среды с учетом отклонений в интеллектуальном и физическом развитии.

Использовать методы психологической коррекции в учебно-воспитательном процессе различных специальных коррекционных учреждениях.

Организовать психологическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ.

Владеть:

Способностью к рациональному выбору коррекционно-образовательных программ на основе индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ. 

Способами организации коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты.

Способностью осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в рамках специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений.

Способностью оценить эффективность взаимодействия с общественными организациями, семьями лиц с нарушениями развития.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

60

7

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

30

 

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

30

 

 

 

 

Семинары (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

48

7

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Подготовка к практическому занятию

28

 

 

 

 

Подготовка реферата

20

 

 

 

 

Курсовые экзамены

36

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (экзамен)

7

 

 

 

 

Общая трудоемкость                              часы

                                       зачетные единицы

144

7

 

 

 

4

7

 

 

 

 

5. Основные разделы дисциплины

  1. Теоретические основы психологического консультирования
  2. Основные этапы процесса психологического консультирования
  3. Организация психологической помощи в различных проблемных ситуациях

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Усвоение магистрами основных базовых теоретических положений основ клинико-психологического консультирования; изучение методологических основ и проблем клинико-психологического консультирования; ознакомление с основными практическими приемами психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; ознакомление с отличительными особенностями современных моделей психологической помощи, используюмых в психологическом консультировании: психодинамической, бихевиорально-когнитивной, гуманистичекой модели; создание условий для роста профессионального самосознания студентов.

2. Место дисциплины в структуре программы:

дисциплина входит в модуль «Методы клинико-психологической диагностики», является базовой дисциплиной модуля и изучается в 1 семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Общекультурные компетенции:

- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

Общепрофессиональные компетенции:

- способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

- способность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

Профессиональные компетенции:

- способностью проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПК-7);

- способен консультировать педагогов, администрацию, обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПК-9);

- способен определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПК-10);

- способен совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПК-29);

Знать:

-      способы мыслительной деятельности, формы мышления (суждение, умозаключение), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация).

-      современные теории и методы психологического консультирования

-      закономерности психического развития человека, способы проектирования и реализации образовательного процесса с ориентацией на зону ближайшего развития учащихся, особенности взаимодействия с учащимися разными возрастных групп.

-      теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности, особенности организации научно – исследовательской деятельности посредством выделения существенных связей и сравнительного анализа данных, современные технологии организации сбора, обработки данных и их интерпретации.

-      приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития

Уметь:

-      мыслить сложными категориями, делать отвлеченные выводы, видеть ситуации с разных точек зрения, воспринимать и обобщать информацию.

-      выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся; анализировать структуру, содержание и динамику развития личности на каждом возрастном этапе.

-      использовать приёмы и техники психологического  консультирования для решения задач личностно-профессионального развития  обучающихся.

-      вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды

-      проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам их развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

-      применять психологическое  консультирование в целях личностно-профессионального развития  обучающихся.

Владеть навыками (опытом деятельности):

-      мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения, классификации.

-      навыками взаимодействия и организации образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.

-      приёмами  психологического консультирования детей, подростков, родителей, учителей, создавая для обучающихся всех возрастов оптимальные условия обучения и воспитания.

-      способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности

-      приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся и их общения в образовательных учреждениях и в семье

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Семестры

 

 

 

 

Контактная работа (всего)

108/3

1

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

16/0,4

1

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

16/0,4

1

 

 

 

Семинарские занятия (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Из них:

 

 

 

 

 

Интерактивные и активные формы занятий (всего)

16/0,4

1

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

76/2,2

1

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций

36/1

1

 

 

 

Изучение рекомендуемой литературы

40/1,2

1

 

 

 

 


Цель и задачи освоения дисциплины «Консультирование родителей детей с нарушениями психического развития»:

Цель: Овладение студентами целостными научно-обоснованными представлениями о семье как ячейке общества и малой группе, ознакомление с основными принципами психологического анализа семейной проблематики родителей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития.

Задачи:

- формирование содержательного представления о семье в социально-психологическом аспекте, о ее структуре и динамике развития, социальных функциях семьи в современном обществе;

- формирование навыков самостоятельного психологического анализа семейных отношений и процессов, происходящих в семье ребенка с нарушениями психического развития;

- знание основных практических диагностических и консультативных принципов по решению проблем семьи, воспитывающего ребенка с нарушениями в развитии.

Место дисциплины в структуре программы магистратуры

Дисциплина «Консультирование родителей детей с нарушениями психического развития» является курсом по выбору Модуля «Техники и практические приёмы клинико-психологического консультирования в сфере здравоохранения» и изучается в 3-ом семестре.

Объем дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

 

 

 

 

Контактная работа (всего)

22/0,61

3

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

 

 

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

22/0,61

3

 

 

 

Семинарские занятия (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

В том числе в интерактивной форме

10/0,27

3

 

 

 

Самостоятельная работа (СР)

86/2,38

3

 

 

 

Всего:

108

3

 

 

 

Часы

108

3

 

 

 

Зачетные единицы

3

3

 

 

 

 

Разделы дисциплины:

1.     Теоретические основы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.     Особенности консультативной работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением развития

3.     Методы и принципы консультативной работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением развития.


1. Цели и задачи освоения дисциплины: ознакомление с основными понятиями семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, структурой отношений и функционирования семьи на разных исторических этапах; анализ представлений о закономерностях развития отношений в семье и формирования родительского стиля воспитания детей с особенностями в развитии; развитие умения использовать основные техники и методы психологической диагностики в работе с семьей.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.34).

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, испытывать эмпатию, корректное и адекватное восприятие лиц с ОВЗ, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОП-1);

- умеет анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

- готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

- способен и готов к осуществлению диагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы с семьей проблемного ребенка (ПСК-4.10)

- умеет анализировать результаты медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии (ПК-6);

- умеет использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- методы, методики и принципы, изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- методы изучения когнитивной сферы, личности, межличностных отношений;

- методы диагностики психического развития на разных этапах онтогенеза ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

уметь:

- использовать методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях оптимизации обучения и воспитания;

- применять коррекционные возможности психодиагностических методов;

- оказывать психологическую помощь родителям.

владеть:

- навыками использования методов изучения когнитивной сферы, личности, межличностных отношений в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- навыками применения коррекционных возможностей психодиагностики;

- навыками этического применения психодиагностического инструментария.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 часа).

 

5. Основные разделы дисциплины:

1. Теоретические основы семейного воспитания детей с ОВЗ. Особенности психологических методов изучения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

2. Основы компенсирующего воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика психотерапевтической работы с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ.

 

6. Автор – к.п.н., доцент Свистунова Екатерина Владимировна.

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

ознакомление студентов с основными зарубежными и отечественными теоретическими концепциями и моделями семейного консультирования; с основными проблемами, концепциями и методами консультирования семьи; изучение методологических основ психологического консультирования; изучение содержательной основы и отличительных особенностей современных моделей психологической помощи, используюмых в психологическом консультировании; развитие навыков и умения использования основ семейного консультирования в будущей профессиональной деятельности психолога; воспитание навыков профессиональной культуры личности.

2. Место дисциплины в структуре программы:

дисциплина входит в модуль «Цикл профессиональных дисциплин», является вариативной дисциплиной модуля (Б3.49) и изучается в 10 семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Общепрофессиональные компетенции:

- умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

Профессиональные компетенции:

- готов использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПК-27);

- способен к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПК-31).

Знать:

Закономерности общения и межличностного взаимодействия, особенности организации межличностных контактов и совместной деятельности детей и взрослых.

Современные теории и методы психолого-педагогического воздействия.

Этические нормы организации и проведения консультативной работы.

Уметь:

Исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, проектировать и организовывать совместную деятельность детей и взрослых (игровую, учебную, профессиональную) организовывать коллективную деятельность участников образовательного процесса.

Реализовывать различные виды психологического консультирования обучающихся, предусматривая их дальнейший личностный рост

Консультировать родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения и воспитания, развития обучающихся

Реалистично оценивать уровень своей компетентности.

Владеть навыками (опытом деятельности):

Современными способами сопровождения, поддержки, компенсации; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области, навыками межличностного взаимодействия.

Активными методами привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании и в условиях пребывания в учреждении здравоохранения.

Приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Семестры

 

 

 

 

Контактная работа (всего)

72/2

10

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

 

 

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

22/0,6

 

 

 

 

Семинарские занятия (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Из них:

 

 

 

 

 

Интерактивные и активные формы занятий (всего)

11/0,3

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

50/1,4

10

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций

25/0,7

 

 

 

 

Изучение рекомендуемой литературы

25/0,7

 

 

 

 

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

 

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1

Теоретические и методологические основы семейного консультирования

 

4

 

 

12

16

2

Основные направления семейного консультирования

 

14

 

 

26

40

3

Психологическое консультирование семьи на различных этапах ее развития и по поводу различных проблем

 

4

 

 

12

16

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Теоретические и методологические основы семейного консультирования

Содержание понятия "семейное консультирование". Семейное консультирование как рановидность социальной и семейной психотерапии. Различие понятий "семейное консультирование" и "семейная психотерапия", отличительные признаки, границы и объем вмешательства.

Цели и задачи семейного консультирования. Проблемы и вопросы, обсуждаемые в практике семейного консультирования: взаимоотношения с будущим супругом; взаимоотношения между супругами в сложившейся семье; взаимоотношения супругов с родителями; детско-родительские отношения в семье.

Основные модусы и виды семейного консультирования: очное - заочное, индивидуальное - групповое, психологическое, психолого-педагогическое, правовое, профориентационное и т.д. Организационная взаимосвязь семейного консультирования с другими видами помощи семье. Отличие и сходство семейного консультирования от форм психологической работы – профилактики, просвещения, коррекции и терапии.

История развития служб семейного консультирования. Супружеское консультирование. История служб консультирования в России: психологическая служба в учебных заведениях, медицинская психологическая служба, служба профориентации, служба занятости, социальные службы и т.д.

Перспективы развития социальных и психологических служб семьи. Роль и место семейного консультирования в профессиональной деятельности социального работника. Профессионально-этические принципы деятельности социального работника при оказании помощи семье.

Историческое развитие концепции семьи как социальной системы. Теория систем как концептуальная основа семейного консультирования. Предпосылки возникновения теории семейных систем. Понятия семейного гомеостаза и развития.

Понятие жизненного цикла развития семьи, характеристика его этапов. Этапы жизненного цикла развития семьи в классификации Е. Дюваля. Задачи жизненного цикла развития семьи на различных этапах. Нормативные и ненормативные кризисы жизненного цикла развития семьи.

2

Основные направления семейного консультирования

Классификации основных направлений семейного консультирования. Подходы, ориентированные на семейную историю. Подходы, ориентированные на структуру и процесс семьи. Подходы, ориентированные на переживание: клиент-центрированная, гештальтистская, эмпирическая школы семейной терапии.

Общие черты организации и проведения семейного консультирования. Модели семейного консультирования. Основные теоретические положения психодинамического подхода в консультировании семьи. Роль психолога в консультативном процессе. Техники психоаналитического семейного консультирования: интерпретация, конфронтация, переработка опыта.

Основные теоретические положения поведенческой модели семейного консультирования. Теория социального научения как концептуальная основа модели консультирования. Роль психолога.

Основные теоретические положения структурной модели: семья как базисная человеческая система; наличие в рамках системы подсистем; существование границ между системами и подсистемами. Понятие дисфункциональной семьи. Цели психологической помощи семье в рамках структурной модели. Основные техники и приемы.

Цели и задачи психологической помощи семье в рамках трансгенерационной модели. Техники трансгенерационного семейного консультирования. Работа с родительской семьей.

Основные параметры интегративной модели консультирования семьи: структурные, стратегические, трансгенерационные, поведенческие и конструктивисткие аспекты взаимодействия, аспекты взаимодействия, основанные на опыте.

3

Психологическое консультирование семьи на различных этапах ее развития и по поводу различных проблем

Динамика брака: предбрачное ухаживание, молодое супружество, брак среднего возраста, пожилой брак. Добрачное консультирование. Роль семейного консультирования в программах семейного воспитания.

Психологическое консультирование молодых семей. Проблема совместимости супругов. Уровни совместимости: сексуально-эротический, психологический, функционально-ролевой, социокультурный. Значение эмоциональных характеристик во внутрисемейных отношениях. Факторы удовлетворенности браком.

Психологическое консультирование зрелых семей. Основные типы проблем и их решение: хозяйственно-бытовые проблемы, проблема свободного времени, воспитания детей, сексуальные проблемы. Влияние внешних факторов (родители, родственники, друзья, знакомые, внебрачные контакты и т.д.) на формирование проблемы.

Стадии и психологическая сущность разводов. Консультирование разводящихся супругов и постсупружеское консультирование. Консультирование одного супруга. Консультирование людей пожилого возраста.

Типы супружеских проблем. Формы супружеского консультирования. Анализ коммуникативных паттернов в дисфункциональных парах В. Сатир (обвинение, успокоение, отвлечение, подсчитывание). Модельный, коммуникативный, функционально-ролевой анализ супружеских отношений. Направления супружеского консультирования: коммуникативный, когнитивный, поведенческий, интегративный подходы.

Консультирование одного супруга. Типичные проблемы: болезнь одного из супругов и зависимости (соматическое заболевание, психическое заболевание, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость и т.д.), супружеская измена, отношения с детьми, развод, повторный брак, одиночество. Консультирование при сексуальных проблемах.


1. Цели и задачи освоения дисциплины: усвоение студентами  базовых теорий и методов психотерапии в их приложении к задачам клинической психологии, изучение методологических основ и теоретических проблем психотерапии, ознакомление с основными психотерапевтическими техническими приемами, обсуждение практических задач, стоящих перед клиническими психологами, использующими в своей деятельности различные теории, методы и приемы  психотерапии, а также создание условий для роста профессионального самосознания студентов.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Базовые методы и техники психотерапии» относится к циклу специальных дисциплин (СД.7).

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен и готов к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4);

- Владеет приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4);

- владеет навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определяет последовательность (программу) их применения (ПК-6);

- умеет самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпретирует результаты исследования (ПК-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- Стадии психотерапии и основные теоретические подходы.

- Содержание работы  психотерапевта.

- Основные базовые теории и методы психотерапии. Их классификация и подходы. 

- Основные направления современной терапии.

уметь:

- Обосновывать выбор адекватного психотерапевтического подхода.

- Составлять обоснованный план психотерапии.

- Заключать психотерапевтического контракта.

- Диагностировать и оценивать состояние пациента (клиента).

- Анализировать эффективность и адекватность проводимой психотерапии.

- Устанавливать психотерапевтических отношений (психотерапевтического альянса).

- Проводить начальную, среднюю и заключительную фазу психотерапии.

владеть:

- навыками рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем-разрешающего и социально-поддерживающего поведения.

- навыками критического анализа изменений собственного мышления, эмоционального состояния и поведения в процессе психотерапии.

- навыками контроля над собственным психическим состоянием и реакциями в процессе психотерапии.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,1 зачетных единиц (78 часа).

5. Основные разделы дисциплины:

1. Основные направления психотерапии. Механизмы и факторы лечебного воздействия в психотерапии. Критерии эффективности психотерапевтической помощи.

2. Классификация основных базовых теорий и методов психотерапии. Особенности работы психотерапевта с детьми, имеющими различную симптоматику.

 

6. Автор – к.п.н., доцент Свистунова Екатерина Владимировна.