Настройка зачисления на курс
1. Цель курса: формирование общих представлений о концептуальных научно-теоретических и практических основах диагностики и коррекции различных форм девиантного поведения в подростковом возрасте.
Задачи курса:
- ознакомление с формами девиантного поведения в подростковом возрасте;
- изучение методов диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте;
- освоение методов профилактики, коррекции и психотерапии девиантного поведения у подростков.
2. Требования к уровню освоения содержания курса
Процесс изучения дисциплины «Спецпрактикум-тренинг по работе с девиантными подростками» направлен на формирование у студентов следующих профессиональных (ПК) и профессионально-специализированных (ПСК) компетенций:
Владеет навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций (ПК-21).
Владеет навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК-22).
Способен и готов к овладению современными представлениями и теориями о феноменах, закономерностях нормального и аномального развития в детском и юношеском возрасте (ПСК-4.1).
Способен и готов к использованию в профессиональной деятельности знаний об основных клинических и психологических классификациях видов и параметров дизонтогенеза (ПСК-4.3).
Способен и готов к взаимодействию со специалистами лечебных, образовательных учреждений, органов социальной защиты и Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье (ПСК-4.11).
В процессе изучения дисциплины «Спецпрактикум-тренинг по работе с девиантными подростками» студенты должны:
Знать:
- основные приемы популяризации психологических знаний среди населения;
- методы просветительской работы и межличностного взаимодействия, основные техники ведения беседы;
- основную феноменологию нарушения высших психических функций и личности у больных различных нозологий;
- основные проявления аномалий развития;
- эндогенные и экзогенные причины нарушений психического развития; биологические и социальные факторы отставаний и нарушений развития ребенка.
- понятия "задержка психического развития", "умственная отсталость", "дефицитарное развитие", "искажённое психическое развитие", "повреждённое развитие", различает биологические и социальные факторы, влияющие на тип дизонтогенеза;
- особенности протекания нормального и нарушенного пубертатного периода;
- основные закономерности аномального психического развития в детском и юношеском возрасте.
Уметь:
- интерпретировать данные научной литературы;
- применять компьютерные программы при подготовке презентаций докладов и лекций;
- проводить беседы на высоком уровне психологической культуры;
- анализировать и оценивать психологические особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- анализировать данные нейропсихологического и патопсихологического обследования
- анализировать данные, полученные из медицинской документации;
- сочетать индивидуальный подход с групповой работой с семьей проблемного ребенка;
- обеспечивать гендерный подход при диагностической работе с семьей проблемного ребенка.
Владеть:
- навыками анализа проблем человека относительно его индивидуально-личностных особенностей в процессе социализации и профессионализации;
- компьютерными программами подготовки презентаций лекционного и семинарского материала по популяризации психологических знаний среди населения.
- способностью формировать установки, направленные на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром.
- сведениями о причинах формирования девиантного поведения подростков
- методологией дифференциальной диагностики в области патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, психологии аномального развития ребёнка, психологии девиантного поведения.
- способностью решать задачи профилактики и коррекции аномального развития ребенка;
- способностью понимать и оценивать документацию, вышедшую из лечебных, образовательных учреждений, органов социальной защиты и Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- способностью систематизировать методы психодиагностики и психокоррекции нарушений поведения в подростковом возрастном периоде.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
№ |
Вид учебной работы |
Количество часов |
№ семестра |
1. |
Аудиторные занятия: |
66 |
11 |
|
Лекции |
22 |
11 |
|
Семинары |
44 |
11 |
2. |
Самостоятельная работа |
42 |
11 |
|
Всего часов на дисциплину |
108 |
11 |
|
Виды итогового контроля - Зачет |
|
11 |
4. Основные темы курса
Тема 1. Введение в курс. Общая характеристика девиантного развития.
Тема 2. Формы подростковых девиаций.
Тема 3. Проблема виктимности и девиантной виктимизации личности подростка.
Тема 4. Общие принципы профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте.
Тема 5. Профилактика аддиктивного, суицидального и преступного поведения подростков.
Тема 6. Организация индивидуальной и групповой работы с девиантными подростками.
Тема 7. Формирование установок в групповой работе с девиантными подростками.
Тема 8. Приемы терапевтического взаимодействия в групповой работе с девиантными подростками.
Тема 9. Моделирование поведения в групповой работе с девиантными подростками.
- Преподаватель: Свистунова Екатерина Владимировна