Настройка зачисления на курс

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

ознакомление студентов с основными зарубежными и отечественными теоретическими концепциями и моделями семейного консультирования; с основными проблемами, концепциями и методами консультирования семьи; изучение методологических основ психологического консультирования; изучение содержательной основы и отличительных особенностей современных моделей психологической помощи, используюмых в психологическом консультировании; развитие навыков и умения использования основ семейного консультирования в будущей профессиональной деятельности психолога; воспитание навыков профессиональной культуры личности.

2. Место дисциплины в структуре программы:

дисциплина входит в модуль «Цикл профессиональных дисциплин», является вариативной дисциплиной модуля (Б3.49) и изучается в 10 семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Общепрофессиональные компетенции:

- умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

Профессиональные компетенции:

- готов использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПК-27);

- способен к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПК-31).

Знать:

Закономерности общения и межличностного взаимодействия, особенности организации межличностных контактов и совместной деятельности детей и взрослых.

Современные теории и методы психолого-педагогического воздействия.

Этические нормы организации и проведения консультативной работы.

Уметь:

Исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, проектировать и организовывать совместную деятельность детей и взрослых (игровую, учебную, профессиональную) организовывать коллективную деятельность участников образовательного процесса.

Реализовывать различные виды психологического консультирования обучающихся, предусматривая их дальнейший личностный рост

Консультировать родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения и воспитания, развития обучающихся

Реалистично оценивать уровень своей компетентности.

Владеть навыками (опытом деятельности):

Современными способами сопровождения, поддержки, компенсации; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области, навыками межличностного взаимодействия.

Активными методами привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании и в условиях пребывания в учреждении здравоохранения.

Приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Семестры

 

 

 

 

Контактная работа (всего)

72/2

10

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

 

 

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

22/0,6

 

 

 

 

Семинарские занятия (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Из них:

 

 

 

 

 

Интерактивные и активные формы занятий (всего)

11/0,3

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

50/1,4

10

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций

25/0,7

 

 

 

 

Изучение рекомендуемой литературы

25/0,7

 

 

 

 

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

 

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1

Теоретические и методологические основы семейного консультирования

 

4

 

 

12

16

2

Основные направления семейного консультирования

 

14

 

 

26

40

3

Психологическое консультирование семьи на различных этапах ее развития и по поводу различных проблем

 

4

 

 

12

16

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Теоретические и методологические основы семейного консультирования

Содержание понятия "семейное консультирование". Семейное консультирование как рановидность социальной и семейной психотерапии. Различие понятий "семейное консультирование" и "семейная психотерапия", отличительные признаки, границы и объем вмешательства.

Цели и задачи семейного консультирования. Проблемы и вопросы, обсуждаемые в практике семейного консультирования: взаимоотношения с будущим супругом; взаимоотношения между супругами в сложившейся семье; взаимоотношения супругов с родителями; детско-родительские отношения в семье.

Основные модусы и виды семейного консультирования: очное - заочное, индивидуальное - групповое, психологическое, психолого-педагогическое, правовое, профориентационное и т.д. Организационная взаимосвязь семейного консультирования с другими видами помощи семье. Отличие и сходство семейного консультирования от форм психологической работы – профилактики, просвещения, коррекции и терапии.

История развития служб семейного консультирования. Супружеское консультирование. История служб консультирования в России: психологическая служба в учебных заведениях, медицинская психологическая служба, служба профориентации, служба занятости, социальные службы и т.д.

Перспективы развития социальных и психологических служб семьи. Роль и место семейного консультирования в профессиональной деятельности социального работника. Профессионально-этические принципы деятельности социального работника при оказании помощи семье.

Историческое развитие концепции семьи как социальной системы. Теория систем как концептуальная основа семейного консультирования. Предпосылки возникновения теории семейных систем. Понятия семейного гомеостаза и развития.

Понятие жизненного цикла развития семьи, характеристика его этапов. Этапы жизненного цикла развития семьи в классификации Е. Дюваля. Задачи жизненного цикла развития семьи на различных этапах. Нормативные и ненормативные кризисы жизненного цикла развития семьи.

2

Основные направления семейного консультирования

Классификации основных направлений семейного консультирования. Подходы, ориентированные на семейную историю. Подходы, ориентированные на структуру и процесс семьи. Подходы, ориентированные на переживание: клиент-центрированная, гештальтистская, эмпирическая школы семейной терапии.

Общие черты организации и проведения семейного консультирования. Модели семейного консультирования. Основные теоретические положения психодинамического подхода в консультировании семьи. Роль психолога в консультативном процессе. Техники психоаналитического семейного консультирования: интерпретация, конфронтация, переработка опыта.

Основные теоретические положения поведенческой модели семейного консультирования. Теория социального научения как концептуальная основа модели консультирования. Роль психолога.

Основные теоретические положения структурной модели: семья как базисная человеческая система; наличие в рамках системы подсистем; существование границ между системами и подсистемами. Понятие дисфункциональной семьи. Цели психологической помощи семье в рамках структурной модели. Основные техники и приемы.

Цели и задачи психологической помощи семье в рамках трансгенерационной модели. Техники трансгенерационного семейного консультирования. Работа с родительской семьей.

Основные параметры интегративной модели консультирования семьи: структурные, стратегические, трансгенерационные, поведенческие и конструктивисткие аспекты взаимодействия, аспекты взаимодействия, основанные на опыте.

3

Психологическое консультирование семьи на различных этапах ее развития и по поводу различных проблем

Динамика брака: предбрачное ухаживание, молодое супружество, брак среднего возраста, пожилой брак. Добрачное консультирование. Роль семейного консультирования в программах семейного воспитания.

Психологическое консультирование молодых семей. Проблема совместимости супругов. Уровни совместимости: сексуально-эротический, психологический, функционально-ролевой, социокультурный. Значение эмоциональных характеристик во внутрисемейных отношениях. Факторы удовлетворенности браком.

Психологическое консультирование зрелых семей. Основные типы проблем и их решение: хозяйственно-бытовые проблемы, проблема свободного времени, воспитания детей, сексуальные проблемы. Влияние внешних факторов (родители, родственники, друзья, знакомые, внебрачные контакты и т.д.) на формирование проблемы.

Стадии и психологическая сущность разводов. Консультирование разводящихся супругов и постсупружеское консультирование. Консультирование одного супруга. Консультирование людей пожилого возраста.

Типы супружеских проблем. Формы супружеского консультирования. Анализ коммуникативных паттернов в дисфункциональных парах В. Сатир (обвинение, успокоение, отвлечение, подсчитывание). Модельный, коммуникативный, функционально-ролевой анализ супружеских отношений. Направления супружеского консультирования: коммуникативный, когнитивный, поведенческий, интегративный подходы.

Консультирование одного супруга. Типичные проблемы: болезнь одного из супругов и зависимости (соматическое заболевание, психическое заболевание, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость и т.д.), супружеская измена, отношения с детьми, развод, повторный брак, одиночество. Консультирование при сексуальных проблемах.


Гости не имеют доступа к этому курсу. Пожалуйста, войдите в систему.