Настройка зачисления на курс
Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании
1. Цель и задачи освоения дисциплины:
Цель: Овладение студентами знаниями по дисциплине «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» и формирование представлений об основных положениях, ведущих к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса, а также общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
Задачи:
- ознакомление с историей становления и развития культурно-исторического и деятельностного подходов в отечественной и зарубежной психологии.
- определение взаимодействия истории психологии с другими областями психологии, изучающими психические процессы во времени (возрастной и педагогической психологией, психологией личности, патопсихологией, психолингвистикой, социальной психологией).
- анализирование основных закономерностей сравнительной, возрастной, педагогической психологии и патопсихологии в контексте исторического и деятельностного подходов.
- способствование развитию творческого мышления студентов путем практического осмысления, анализа и интерпретации различных научных подходов.
- рассмотрение основных понятий курса, роль и место в формировании умений и навыков исследователя;
- рассмотрение и освоение основных категорий и понятий культурно-исторического и деятельностного подходов в рамках различных психологических школ и теорий;
- на базе теоретических основ, сформировать у магистрантов основные навыки разработки методологических и теоретических основ исследования;
2. Место дисциплины в структуре программы «Методы и техники клинической психологии»:
Дисциплина входит в модуль «Техники и практические приёмы клинико-психологического консультирования в сфере здравоохранения», является обязательной дисциплиной Модуля 3 «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» и изучается во 2-ом семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
Знает и понимает: закономерности психического развития человека, способы проектирования и реализации образовательного процесса с ориентацией на зону ближайшего развития учащихся, особенности взаимодействия с учащимися разными возрастных групп.
Умеет: выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся; анализировать структуру, содержание и динамику развития личности на каждом возрастном этапе.
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): навыками взаимодействия и организации образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.
- способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса. (ОПК-8);
Знает и понимает: теоретические подходы к организации психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса, нормативно-правовые документы в области психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса.
Умеет: организовать психолого-педагогическое просвещение участников образовательного процесса, с учетом психолого-педагогических и нормативно-правовых знаний.
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): методами решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса с опорой на психолого-педагогические и нормативно-правовые знания.
Трудовая функция
(A/05.7) – 3.1.5 Психологическая диагностика обучающихся
Трудовое действие:
Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития обучающихся, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
Выпускник программы должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1);
Знает и понимает: методологию, теорию психодиагностики, возможности и ограничения используемых диагностических методов и предъявляемые к ним требования
Умеет: подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования
Владеет (навыками и/или опытом деятельности): способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и рекомендаций на их основе.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов/зачетных единиц |
Семестры |
|||
|
|
|
|
||
Контактная работа (всего) |
26/0,61 |
2 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Лекции |
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
26/0,61 |
2 |
|
|
|
Семинарские занятия (С) |
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
Из них: |
|
|
|
|
|
Интерактивные и активные формы занятий (всего) |
10/0,27 |
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
82/1,38 |
2 |
|
|
|
В том числе[1]: |
|
|
|
|
|
Подготовка к коллоквиуму |
12/0,27 |
|
|
|
|
Подготовка к деловой игре |
20/0,27 |
|
|
|
|
Решение задач |
20/0,27 |
|
|
|
|
Подготовка реферата |
20/0,27 |
|
|
|
|
Презентация проекта |
10/0,27 |
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные занятия |
Семинары |
СРС |
Всего |
1 |
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева |
||||||
1.1 |
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. |
|
4 |
|
|
6 |
10 |
1.2 |
Развитие деятельностного подхода в концепции А.Н. Леонтьева и его последователей. |
|
2 |
|
|
10 |
12 |
1.3 |
Развитие деятельностного подхода в концепции А.Н. Леонтьева и его последователей. |
|
4 |
|
|
6 |
10 |
1.4 |
Деятельность и личностный смысл |
|
2 |
|
|
6 |
8 |
2 |
Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании |
||||||
2.1 |
Анализ развития и реализации культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. |
|
4 |
|
|
8 |
12 |
2.2 |
Психология детства в аспекте культурно-исторического и деятельностного подходов |
|
4 |
|
|
6 |
10 |
2.3 |
Деятельностный и культурно-исторический подход в образовании |
|
2 |
|
|
8 |
10 |
5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1 |
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева |
|
1.1 |
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Исторический обзор. |
Развитие культурно-исторической психологии. Учение о системном и смысловом строении сознания. Проблема обучения и развития, понятие «зоны ближайшего развития»и его значение для соврменной психологии. Проблема аффекта и интеллекта и исследование мотивационной сферы личности в культурно-исторической теории Л.С.Выготского. |
1.2 |
Основные положения теории Л.С. Выготского. |
Две линии развития человеческого поведения. Культурно-историческая природа высших психических функций человека, их структура, генезис и основные черты. Понятие знака. Идея интериоризации. |
1.3 |
Развитие деятельностного подхода в концепции А.Н. Леонтьева и его последователей. |
Становление деятельностного подхода. Деятельность как психологическая проблема. Понятие деятельности как предмета психологического исследования. Соотношение психики и деятельности. Деятельность как предмет и как метод исследования по А.Н.Леонтьеву. |
1.4 |
Деятельность и личностный смысл |
Деятельностный подход в современной отечественной психологии (школа А. Н. Леонтьева). Различные подходы к проблеме сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). |
2 |
Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании |
|
2.1 |
Анализ развития и реализации культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. |
Значение культурно-историческая теория в образовании. Проблема индивидуализации в теории Л.С.Выготского и её значение для понимания закономерностей и специфики обучения человека. Деятельностно-ориентированные теории. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Деятельностная теория учения.
|
2.2 |
Психология детства в аспекте культурно-исторического и деятельностного подходов |
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Культурно-исторический и деятельностный подход как методологическая основа психологии образования, ориентированного на человека Психология детства в аспекте культурно-исторического и деятельностного подходов. Теория периодизации психического развития онтогенеза Д.Б. Эльконина. |
2.3 |
Деятельностный и культурно-исторический подход в образовании |
Деятельностный и культурно-исторический подход в воспитании и обучении. Реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в содержании образования. Учение А.Г. Асмолова об универсальных умственных действиях. |
5.3. Содержание практических занятий по дисциплине
Раздел 1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева
Тема 1.1 Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
Вопросы для обсуждения:
1. Социальная природа психического развития человека. Роль культуры в филогенезе и онтогенезе. Различные точки зрения на возникновение психики.
2. Орудие и знак как средства развития высших психических функций. Значение слова, знака как единство мышления и речи, обобщения и общения. Языковые и неязыковые знаки.
3. Значение теории Л.С. Выготского для образовательной практики.
Задание для самостоятельной работы:
1. Проанализировать роль культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и её значение для современной психологии.
Составление конспектов статей:
2. А. Л.С. Выготский Проблема возраста. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. С.27-51.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А,Г, Асмолов. – 40е изд.. испр. – М.: Смысл: Академия, 2010. – 447 с.
2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики//Собр. соч. В 6 т., М.,2012, т.3.
3. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 7. – С. 16–24.
Раздел 1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева
Тема 1.2. Основные положения теории Л.С. Выготского.
Вопросы для обсуждения:
1. Культурно – исторический подход к происхождению высших психических функций.
2. Различные точки зрения на возникновение психики.
3. Социальная природа психического развития человека. История культуры – история образов и знаков. Роль культуры в филогенезе и онтогенезе.
4. Орудие и знак как средства развития высших психических функций.
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовиться к ответам на вопросы;
Составление конспектов статей:
2. Б. Д.Б. Эльконин К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. С. 215-229.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А,Г, Асмолов. – 40е изд.. испр. – М.: Смысл: Академия, 2010. – 447 с.
2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики//Собр. соч. В 6 т., М.,2012, т.3.
3. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 7. – С. 16–24.
Раздел 1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева
Тема 1.3. Развитие деятельностного подхода в концепции А.Н. Леонтьева и его последователей.
Вопросы для обсуждения:
1. Категории, определившие построение психологической науки на новом основании – деятельностном подходе: деятельность, сознание, личность.
2. Научное понимание категории «деятельность». Деятельность как центральное звено модели механизма развития. Экстериоризация и интериоризация.
3. Основные характеристики (свойства) человеческой деятельности: предметность, мотивированность, целенаправленность, общественный и преобразующий характер. Общее строение деятельности.
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовиться к ответам на вопросы;
Список литературы:
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2010- 352с.
2. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность/ А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. Москва: Смысл, 2012 -519с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2008- 352с.
Раздел 1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева
Тема 1.4 Деятельность и личностный смысл
Вопросы для обсуждения:
1. Соотношение внешней и внутренней деятельности.
2. Понятие деятельности. Структура и виды деятельности..
3. Личность. Субъект деятельности как «внутренний момент деятельности и ее продукт». Проблема психологической характеристики личности.
4. Полимотивированность деятельности. Иерархия деятельностей и их мотивов.
5. Субъектно-деятельностный подход в работах С.Л. Рубиншнейна. Принцип единства сознания и деятельности.
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовиться к ответам на вопросы;
2. Составить список основных методов культурно-исторического и деятельностного подхода.
Список литературы:
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2010- 352с.
2. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность/ А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. Москва: Смысл, 2012 -519с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2008- 352с.
Раздел 2. Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании
Тема 2.1 Обзор развития и реализации культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании.
Вопросы для обсуждения:
1. Деятельностный подход в психологии. Исследование деятельности в отечественной психологии (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин), значение этих исследований для образовательной практики.
2. Развитие основных подходов к проблеме деятельности (школа С.Л. Рубинштейна).
3. Основные подходы к проблеме деятельности (школа А. Н. Леонтьева). Роль деятельности в развитии психики.
Задание для самостоятельной работы:
1. Создать презентацию «Роль деятельности в развитии психики.»
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Проблемы развития психики//Собр. соч. В 6 т., М.,2012, т.3.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2010- 352с.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие/ П.Я Гальперин Москва: Книжный дом «Университет» - Юрайт, 2008.-330с.
Раздел 2. Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании
Тема 2.2 Психология детства в аспекте культурно-исторического и деятельностного подходов.
Вопросы для обсуждения:
1. Теория периодизации психического развития онтогенеза Д.Б. Эльконина.
2. Субкультуры детства и ее роль в психическом развитии ребенка.
3. Просмотри обсуждение д/ф «Виртуальная агрессия».
4. Дискуссии «Ребенок в мире культуры. Проблемы и решения»
Задание для самостоятельной работы:
1. Разработка проекта «Возрасты жизни в исторической ретроспективе»:
А. Исследования возрастов жизни в психологии и смежных науках.
Б. Возрасты жизни и психологическое время.
В. Возрасты жизни в изобразительном искусстве.
Г. Возрасты жизни в художественной литературе.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А,Г, Асмолов. – 40е изд.. испр. – М.: Смысл: Академия, 2010. – 447 с.
2. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 7. – С. 16–24.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2010- 352с.
Раздел 2. Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании
Тема 2.3 Деятельностный и культурно-исторический подход в образовании
Вопросы для обсуждения:
1. Подходы к определению понятие «образование».
2. Культурно-исторический и деятельностный подход как методологическая основа психологии образования, ориентированного на человека. Обсуждение статьи А. Г. Асмолова Социальные и психологические эффекты образовательной политики. //Национальный психологический журнал. – 2010. – № 2(4). – С. 100–107.
3. Ориентация ФГОСов последнего поколения на развитие учащихся. Учение А.Г. Асмолова об универсальных умственных действиях.
4. Зона актуального развития и зона ближайшего развития учащихся. Индивидуализация траекторий образования учащихся.
5. Анализ образовательных программ, технологий для развития высших психических функций учащихся.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовка презентации на одну из предложенных тем:
1. Учебная деятельность в концепции Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
2. Сущность учебной деятельности
3. Основные особенности учебной деятельности.
4. Структура учебной деятельности
5. Учебные действия в структуре учебной деятельности.
6. Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности.
7. Основные возрастные особенности формирования УД.
8. Ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А,Г, Асмолов. – 40е изд.. испр. – М.: Смысл: Академия, 2010. – 447 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2010- 352с.
3. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 7. – С. 16–24.
4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов/ В.В. Давыдов; Российская Академия образования Психологический институт. М.: Педагогическое общество России, 2010 – 479с.
5. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии : учебное пособие для вузов по педагогическим специальностям/ В.В. Давыдов[ред.-сост. Л.В. Берцфаи]. М.: Академия, 2008. -224с.
6. Марцинковская, Т.Д. Школа развивающего обучения В.В. Давыдова: философские и психологические основания / Т.Д. Марцинковская // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 76–83.
7. Цукерман, Г.А. Пизанская башня отечественного образования / Г.А. Цукерман // Школьный психолог. – 2008. – № 3. – С. 2–9.
8. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Д. Эльконин. Москва; Академия, 2008 -144 с.
Подготовить биографию и основной вклад в науку:
1. Сергей Леонидович Рубинштейн (18.06.1889-11.01.1960)
2. Александр Романович Лурия (16.07.1902-14.09.1977)
3. Александр Владимирович Запорожец (1905-1981)
4. Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988)
5. Лидия Ильинична Божович (1908-1981)
6. Роза Евгеньевна Левина (1908–1989)
7. Наталия Григорьевна Морозова(1906 - 1989)
8. Лия Соломоновна Славина (1906- 1988)
+ Асмолов Александр Григорьевич (1949);Блюма Вульфовна Зейгарник(1900–1988); Жан Пиаже (1896 - 1980); Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) Василий Васильевич Давыдов (1930 — 1998);Лисина Мая Ивановна (1929 - 1983); Цветкова Любовь Семеновна (1929-2016)
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Специфика взглядов Л.С.Выготского на проблему психического.
2. Ситуация в современной психологии и задачи анализа культурноисторической теории Л.С.Выготского.
3. Истоки культурно-исторической теории Л.С.Выготского.
4. Проблема единицы анализа в психологическом исследовании.
5. Кризис в психологии и его анализ в работе Л.С.Выготского «Исторический смысл психологического кризиса».
6. Культурно-историческая природа высших психических функций.
7. Понятие знака и проблема опосредования.
8. Понятие высших психических функций. Проблема метода исследования высших психических функций.
9. Структура высших психических функций и проблема опосредования. Понятие знака.
10. Происхождение и развитие высших психических функций . Проблема интериоризации.
11. Проблема значения в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и её развитие в современной психологии.
12. Проблема смысла в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и её развитие в современной психологии.
13. Смысловое и системное строение сознания в культурноисторической теории Л.С.Выготского.
14. Проблема метода в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и их анализ в современной психологии.
15. Школа Л.С.Выготского. Дискуссионные проблемы теории Л.С.Выготского.
16. Проблема обучения и развития в культурно-исторической теории Л.С.Выготского .
17. Проблема аффекта и интеллекта в исследовании мотивационной сферы личности в культурно-исторической теории Л.С.Выготского.
18. Понятие деятельности как предмета психологического исследования.
19. Соотношение психики и деятельности.
20. Деятельностный подход в современной отечественной психологии (школа А. Н. Леонтьева).
21. Деятельность как предмет и как метод исследования по А.Н.Леонтьеву.
22. Психологический анализ структуры деятельности.
23. Различные подходы к проблеме сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).
24. Деятельностный подход в современной отечественной психологии (школа С.Л. Рубинштейна).
25. Теория высших психических функций Л. С. Выготского и её значение для образования.
26. Исследование деятельности в отечественной психологии (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин), значение этих исследований для образовательной практики .
27. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
28. Понятие ведущей деятельности и её значение для практики образовательного процесса.
29. Традиции деятельностного подхода: деятельностная теория учения.
30. Проблема индивидуализации в теории Л.С.Выготского и её значение для понимания закономерностей и специфики обучения человека.
Примерный перечень тем рефератов:
1) Психоаналитические теории развития личности.
2) Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.
3) Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления и работах Ж.Пиаже и Л.С.Выготского.
4) Причины и условия психического развития ребенка в культурно- исторической концепции Л.С.Выготского.
5) Роль активности ребенка в психическом развитии.
6) Роль общения в психическом развитии человека.
7) Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
8) Генезис и развитие форм общения ребенка и взрослого в онто-тогенезе.
9) Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребенка
10) Факторы риска в психическом развитии ребенка.
11) Соотношение возрастного и функционального развития в онтогенезе.
12) Ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка.
13) Роль возрастных кризисов в психическом развитии.
14) Закономерности речевого развития в онтогенезе.
15) Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
16) Основные стадии развития изобразительной деятельности детей.
17) Развитие Я-концепции в онтогенезе.
18) Роль семьи в психическом развитии ребенка.
19) Развитие общения со сверстниками в детском возрасте.
20) Психологические особенности младшего школьника.
21) Проблемы развивающего обучения.
22) Теории подросткового возраста.
23) Развитие личности в подростковом возрасте.
24) Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.
25) Всевозрастной подход в исследовании психического развития человека.
26) Специфика психического развития человека в зрелом возрасте.
27) Старость как завершающая стадия жизненного цикла человека.
6.Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Наименование раздела дисциплины |
Формируемые компетенции |
|
||
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева |
ОПК-1 |
ОПК-8 |
ПК-1 |
|
Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании |
ОПК-1 |
ОПК-8 |
ПК-1 |
|
7.Образовательные технологии
Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) |
Наименование раздела дисциплины |
Образовательные технологии (в том числе интерактивные) |
Объем, ауд. Часов/в том числе в интерактивной форме |
Практическое занятие |
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева |
Дискуссионно-групповой метод
|
8/3 |
Практическое занятие |
Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании |
-Участие в дискуссии -Разработка программы создания развивающей образовательный среды в образовательном учреждении на основе культурно-исторического и деятельностного подходов -Метод группового решения |
6/4 |
Итого: |
22/ 82% |
8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине:
Самостоятельная работа должна стать основой для изучения материала и формирования компетенций. Методически изучение дисциплины базируется на форме интерактивного взаимодействия с магистрантами, в основе которой лежит изложение материала от теоретической основы в начале дисциплины с использованием дискуссионно-группового метода до практически полной инициативы магистрантов в завершении, а именно подготовка проектов профилактических программ. Наиболее эффективной формой построения курса с целью максимального освоения содержания является переход от реферативного изложения через мультимедийные презентации к полноценной проектной деятельности магистрантов. Основными методами обучения являются:
· Реферативное изложение
· Организация дискуссий
· Практические упражнения
· Ведение проектной деятельности
· Публичные защиты проектов в группе
9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине:
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 51 балл.
Оценивание обучающегося на дифференцированном зачете по дисциплине «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании»
Баллы рейтинговой оценки |
Оценка экзамена (стандартная) |
Требования к образовательным результатам |
81-100 |
5, отлично (зачтено) |
Оценка «5» (отлично) ставится если: – полно раскрыто содержание материала; – материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; – продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала; – точно используется терминология; – показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; – продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; – ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; – продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; – продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; – допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. - способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1); - способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса. (ОПК-8); - способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1); |
66-80 |
4, хорошо (зачтено) |
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если: - вопросы излагаются систематизированно и последовательно; – продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; – продемонстрировано усвоение основной литературы. – ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; - способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1); - способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса. (ОПК-8); - способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1); |
51-65 |
3, удовлетворительно (зачтено) |
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если: – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; – усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; – имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; – при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; – продемонстрировано усвоение основной литературы. - способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1); - способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса. (ОПК-8); - способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1); |
0-50 |
2, неудовлетворительно (не зачтено) |
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если: – не раскрыто основное содержание учебного материала; – обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; – допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. – не сформированы компетенции, умения и навыки. - способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1); - способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса. (ОПК-8); - способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1); |
10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся:
Подготовка реферата. Максимальный балл за данную контрольную точку составляет 10 баллов.
Требования к структуре реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого пункта;
3) введение;
4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии |
Показатели |
Новизна реферированного теста 2 балла |
- актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений |
Степень раскрытия сущности проблемы 3 балла |
- соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы |
Обоснованность выбора источников 1 балл |
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме |
Соблюдение требований к оформлению 1 балл |
- правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - соблюдение требований к оформлению и объему реферата |
Грамотность 1 балл |
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - литературный стиль. |
Подготовка и защита проекта. Максимальный балл за данную контрольную точку составляет 10 баллов.
Презентация проектовпредставляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Отличительной особенностью презентации является её инновационность то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением.
Презентация - это обычно рекламный или информационный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через меню управления.
Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле.
Сегодня инновационные информационные технологии позволяют создавать презентации с использованием аудио- и видеовставок, делать презентации динамичными и интерактивными, использовать в них гипертекстовые ссылки.
С помощью презентаций учебных тем учебный материал систематизируется и представляется в наиболее наглядном как видео-, так и аудио- виде. Для создания презентаций существует идеальная компьютерная программа - PowerPointMicrosoftOffice. Возможности этой программы позволяют сочетать текстовой материал с видеоизображениями и с музыкальным и звуковым сопровождением. Демонстрацию возможно проводить в ручном режиме и в режиме слайд-шоу.
Критерии оценки презентации
Критерии оценки |
Содержание оценки |
1. Содержательный критерий |
Правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
2. Логический критерий |
Стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
3. Речевой критерий |
Использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
4. Психологический критерий |
Взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации |
Соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации |
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:
а) основная литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А,Г, Асмолов. – 40е изд.. испр. – М.: Смысл: Академия, 2010. – 447 с.
2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики//Собр. соч. В 6 т., М.,2012, т.3.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2010- 352с.
4. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность/ А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. Москва: Смысл, 2012 -519с.
б) дополнительная литература:
5. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 7. – С. 16–24.
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие/ П.Я Гальперин Москва: Книжный дом «Университет» - Юрайт, 2008.-330с.
7. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для вузов / П.Я Гальперин; [науч. редактор и автор вступ. А.И. Подольский]. Москва: Университет, 2011.- 399с.
8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов/ В.В. Давыдов; Российская Академия образования Психологический институт. М.: Педагогическое общество России, 2010 – 479с.
9. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии : учебное пособие для вузов по педагогическим специальностям/ В.В. Давыдов[ред.-сост. Л.В. Берцфаи]. М.: Академия, 2008. -224с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2008- 352с.
11. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность/ А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. Москва: Смысл, 2012 -519с.
12. Марцинковская, Т.Д. Школа развивающего обучения В.В. Давыдова: философские и психологические основания / Т.Д. Марцинковская // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 76–83.
13. Петровский В.А. Человек над ситуацией /В.А. Петровский. Москва: Смысл, 2010- 559с.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии в 2-ух т. , том 1., том 2 Санкт- Петербург, Москва, Харьков, Минск, «Питер», 2010. - 610 с.
15. Цукерман, Г.А. Пизанская башня отечественного образования / Г.А. Цукерман // Школьный психолог. – 2008. – № 3. – С. 2–9.
16. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Д. Эльконин. Москва; Академия, 2008 -144 с.
в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение:
· Мультимедийныйпроектор
· Смарт доска
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Российская Государственная Библиотека http://www.rsl.ru
2. Журнал Системная психология и социология http://www.systempsychology.ru
3. Виртуальный Центр Инновационных технологий https://resources.mgpu.ru/findbooks.php
4. Фундаментальная Библиотека МГПУ https://www.mgpu.ru/subdivision/10
5. Форум и материалы http://psylib.myword.ru
6. Интернет-библиотека http://www.koob.ru/
7. Открытый доступ к научным изданиям журнала http://psyjournals.ru/
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Средства мультимедиа, компьютерный класс с проектором и интерактивной доской, подборка видеоматериалов,иллюстрирующих особенности проведения профилактических занятий с разными категориями клиентов, а также видеоматериалы коррекционных занятий и тренингов.Занятия по дисциплине будут проводиться в учебном корпусе, расположенном по адресу Петровско-Разумовский проезд, д. 27.
- Преподаватель: Валявко Светлана Михайловна