Настройка зачисления на курс

Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании

1.         Цель и задачи освоения дисциплины:

 

Цель: Овладение студентами знаниями по дисциплине «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» и формирование представлений об основных положениях, ведущих к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса, а также общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

Задачи:

- ознакомление с историей становления и развития культурно-исторического и деятельностного подходов в  отечественной и зарубежной психологии.

- определение взаимодействия истории психологии с другими областями психологии, изучающими психические процессы во времени (возрастной и педагогической психологией, психологией личности, патопсихологией, психолингвистикой, социальной психологией).

- анализирование основных закономерностей сравнительной, возрастной, педагогической психологии и патопсихологии в контексте исторического и деятельностного подходов.

- способствование развитию творческого мышления студентов путем практического осмысления, анализа и интерпретации различных научных подходов.

- рассмотрение основных понятий курса, роль и место в формировании умений и навыков исследователя;

- рассмотрение и освоение основных категорий и понятий культурно-исторического и деятельностного подходов в рамках различных психологических школ и теорий;

- на базе теоретических основ, сформировать у магистрантов основные навыки разработки методологических и теоретических основ исследования;

2. Место дисциплины в структуре программы «Методы и техники клинической психологии»:

Дисциплина входит в модуль «Техники и практические приёмы клинико-психологического консультирования в сфере здравоохранения», является обязательной дисциплиной Модуля 3 «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» и изучается во  2-ом семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

Знает и понимает: закономерности психического развития человека, способы проектирования и реализации образовательного процесса с ориентацией на зону ближайшего развития учащихся, особенности взаимодействия с учащимися разными возрастных групп.

Умеет: выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся; анализировать структуру, содержание и динамику развития личности на каждом возрастном этапе.

Владеет (навыками и/или опытом деятельности): навыками взаимодействия и организации образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.

- способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса. (ОПК-8);

Знает и понимает: теоретические подходы к организации психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса, нормативно-правовые документы в области психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса.

Умеет: организовать психолого-педагогическое просвещение участников образовательного процесса, с учетом психолого-педагогических и нормативно-правовых знаний.

Владеет (навыками и/или опытом деятельности): методами решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса с опорой на психолого-педагогические и нормативно-правовые знания.

 

Трудовая функция

(A/05.7) – 3.1.5 Психологическая диагностика обучающихся

Трудовое действие:

Скрининговые обследования (мониторинг)  с целью анализа динамики психического развития обучающихся, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи

Выпускник программы должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1);

Знает и понимает: методологию, теорию психодиагностики, возможности и ограничения используемых диагностических методов и предъявляемые к ним требования

Умеет: подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования

Владеет (навыками и/или опытом деятельности): способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и рекомендаций на их основе.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Семестры

 

 

 

 

Контактная работа (всего)

26/0,61

2

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

 

 

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

26/0,61

2

 

 

 

Семинарские занятия (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Из них:

 

 

 

 

 

Интерактивные и активные формы занятий (всего)

10/0,27

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

82/1,38

2

 

 

 

В том числе[1]:

 

 

 

 

 

Подготовка к коллоквиуму

12/0,27

 

 

 

 

Подготовка к деловой игре

20/0,27

 

 

 

 

Решение  задач

20/0,27

 

 

 

 

Подготовка реферата

20/0,27

 

 

 

 

Презентация проекта

10/0,27

 

 

 

 

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева

1.1

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

 

4

 

 

6

10

1.2

Развитие деятельностного подхода в концепции А.Н. Леонтьева и его последователей.

 

2

 

 

10

12

1.3

Развитие деятельностного подхода в концепции А.Н. Леонтьева и его последователей.

 

4

 

 

6

10

1.4

Деятельность и личностный смысл

 

2

 

 

6

8

2

Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании

2.1

Анализ развития и реализации культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании.

 

4

 

 

8

12

2.2

Психология детства в аспекте культурно-исторического и деятельностного подходов

 

4

 

 

6

10

2.3

Деятельностный и культурно-исторический подход в образовании

 

2

 

 

8

10

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева

1.1

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Исторический обзор.

Развитие культурно-исторической психологии. Учение о системном и смысловом строении сознания. Проблема обучения и развития, понятие «зоны ближайшего развития»и его значение для соврменной психологии. Проблема аффекта и интеллекта и исследование мотивационной сферы личности в культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

1.2

Основные положения теории Л.С. Выготского.

Две линии развития человеческого поведения. Культурно-историческая природа высших психических функций человека, их структура, генезис и основные черты. Понятие знака. Идея интериоризации.

1.3

Развитие деятельностного подхода в концепции А.Н. Леонтьева и его последователей.

Становление  деятельностного подхода. Деятельность как психологическая проблема. Понятие деятельности как предмета психологического исследования. Соотношение психики и деятельности. Деятельность как предмет и как метод исследования по А.Н.Леонтьеву.

1.4

Деятельность и личностный смысл

Деятельностный подход в современной отечественной психологии (школа А. Н. Леонтьева). Различные подходы к проблеме сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

2

Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании

2.1

Анализ развития и реализации культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании.

Значение культурно-историческая теория в образовании. Проблема индивидуализации в теории  Л.С.Выготского и её значение для понимания закономерностей и специфики обучения человека. Деятельностно-ориентированные теории. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.  Деятельностная теория учения.

 

2.2

Психология детства в аспекте культурно-исторического и деятельностного подходов

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Культурно-исторический и деятельностный подход как методологическая основа психологии образования, ориентированного на человека  Психология детства в аспекте культурно-исторического и деятельностного подходов. Теория периодизации психического развития онтогенеза Д.Б. Эльконина.

2.3

Деятельностный и культурно-исторический подход в образовании

Деятельностный и культурно-исторический подход в воспитании и обучении. Реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в содержании образования. Учение А.Г. Асмолова об универсальных умственных действиях.

5.3. Содержание практических занятий по дисциплине

Раздел 1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева

Тема 1.1 Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Вопросы для обсуждения:

1.      Социальная природа психического развития человека. Роль культуры в филогенезе и онтогенезе. Различные точки зрения на возникновение психики.

2.      Орудие и знак как средства развития высших психических функций. Значение слова, знака  как единство мышления и речи, обобщения и общения. Языковые и неязыковые знаки.

3.      Значение теории Л.С. Выготского для образовательной практики.

Задание для самостоятельной работы:

1.      Проанализировать роль культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и её значение для современной психологии.

Составление конспектов статей:

2.      А. Л.С. Выготский Проблема возраста. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. С.27-51.

 

Список литературы:

1.    Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А,Г, Асмолов. – 40е изд.. испр. – М.: Смысл: Академия, 2010. – 447 с.

2.    Выготский Л.С. Проблемы развития психики//Собр. соч. В 6 т., М.,2012, т.3.

3.    Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 7. – С. 16–24.

 

Раздел 1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева

Тема 1.2. Основные положения теории Л.С. Выготского.

Вопросы для обсуждения:

1.      Культурно – исторический подход к происхождению высших психических функций.

2.      Различные точки зрения на возникновение психики.

3.       Социальная природа психического развития человека. История культуры – история образов и знаков. Роль культуры в филогенезе и онтогенезе.

4.      Орудие и знак как средства развития высших психических функций.

Задание для самостоятельной работы:

1.    Подготовиться к ответам на вопросы;

Составление конспектов статей:

2.      Б. Д.Б. Эльконин К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. С. 215-229.

 

Список литературы:

1.      Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А,Г, Асмолов. – 40е изд.. испр. – М.: Смысл: Академия, 2010. – 447 с.

2.      Выготский Л.С. Проблемы развития психики//Собр. соч. В 6 т., М.,2012, т.3.

3.      Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 7. – С. 16–24.

 

Раздел 1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева

Тема 1.3. Развитие деятельностного подхода в концепции А.Н. Леонтьева и его последователей.

Вопросы для обсуждения:

1.      Категории, определившие построение психологической науки на новом основании – деятельностном подходе: деятельность, сознание, личность.

2.      Научное понимание категории «деятельность». Деятельность как центральное звено модели механизма развития. Экстериоризация и интериоризация.

3.      Основные характеристики (свойства) человеческой деятельности: предметность, мотивированность, целенаправленность, общественный и преобразующий характер. Общее строение деятельности.

 

Задание для самостоятельной работы:

1.      Подготовиться к ответам на вопросы;

Список литературы:

1.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2010- 352с.

2.      Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность/ А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. Москва: Смысл, 2012 -519с.

3.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2008- 352с.

Раздел 1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева

Тема 1.4 Деятельность и личностный смысл

Вопросы для обсуждения:

1.      Соотношение внешней и внутренней деятельности.

2.      Понятие деятельности. Структура и виды деятельности..

3.      Личность. Субъект деятельности как «внутренний момент деятельности и ее продукт». Проблема психологической характеристики личности.

4.      Полимотивированность деятельности. Иерархия деятельностей и их мотивов.

5.      Субъектно-деятельностный подход в работах С.Л. Рубиншнейна. Принцип единства сознания и деятельности.

 

Задание для самостоятельной работы:

1.      Подготовиться к ответам на вопросы;

2.      Составить список основных методов культурно-исторического и деятельностного подхода.

Список литературы:

1.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2010- 352с.

2.      Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность/ А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. Москва: Смысл, 2012 -519с.

3.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2008- 352с.

 

Раздел 2.  Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании

Тема 2.1 Обзор развития и реализации культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании.                      

Вопросы для обсуждения:

1.      Деятельностный подход в психологии. Исследование деятельности  в отечественной психологии (А. В. Запорожец,  П. Я. Гальперин), значение этих исследований для образовательной практики.

2.      Развитие основных подходов к проблеме деятельности (школа С.Л. Рубинштейна).

3.      Основные подходы к проблеме деятельности (школа А. Н. Леонтьева). Роль деятельности в развитии психики.

Задание для самостоятельной работы:

1.      Создать презентацию «Роль деятельности в развитии психики.»

Список литературы:

1.      Выготский Л.С. Проблемы развития психики//Собр. соч. В 6 т., М.,2012, т.3.

2.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2010- 352с.

3.      Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие/ П.Я Гальперин Москва: Книжный дом «Университет» - Юрайт, 2008.-330с.

Раздел 2.  Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании

Тема 2.2 Психология детства в аспекте культурно-исторического и деятельностного подходов.

Вопросы для обсуждения:

1.      Теория периодизации психического развития онтогенеза Д.Б. Эльконина.

2.      Субкультуры детства и ее роль в психическом развитии ребенка.

3.      Просмотри обсуждение  д/ф «Виртуальная агрессия». 

4.      Дискуссии «Ребенок в мире культуры. Проблемы и решения»

Задание для самостоятельной работы:

1. Разработка  проекта «Возрасты жизни в исторической ретроспективе»:

А. Исследования возрастов жизни в психологии и смежных науках.

Б. Возрасты жизни и психологическое время.

В. Возрасты жизни в изобразительном искусстве.

Г. Возрасты жизни в художественной литературе.

Список литературы:

1.      Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А,Г, Асмолов. – 40е изд.. испр. – М.: Смысл: Академия, 2010. – 447 с.

2.      Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 7. – С. 16–24.

3.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2010- 352с.

 

Раздел 2.  Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании                      

Тема 2.3 Деятельностный и культурно-исторический подход в образовании

Вопросы для обсуждения:

1.      Подходы к определению понятие «образование».

2.      Культурно-исторический и деятельностный подход как методологическая основа психологии образования, ориентированного на человека. Обсуждение статьи А. Г. Асмолова Социальные и психологические эффекты образовательной политики. //Национальный психологический журнал. – 2010. – № 2(4). – С. 100–107.

3.      Ориентация ФГОСов последнего поколения на развитие учащихся. Учение А.Г. Асмолова об универсальных умственных действиях.

4.      Зона актуального развития и зона ближайшего развития учащихся. Индивидуализация траекторий образования учащихся.

5.      Анализ образовательных  программ, технологий для развития высших психических функций учащихся.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовка презентации на одну из предложенных тем:

1.      Учебная деятельность в концепции Д.Б. Эльконина – В.В.  Давыдова.

2.      Сущность учебной деятельности

3.      Основные особенности учебной деятельности.

4.      Структура учебной деятельности

5.      Учебные действия в структуре учебной деятельности.

6.      Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности.

7.      Основные возрастные особенности формирования УД.

8.      Ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Список литературы:

1.         Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А,Г, Асмолов. – 40е изд.. испр. – М.: Смысл: Академия, 2010. – 447 с.

2.         Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2010- 352с.

3.         Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 7. – С. 16–24.

4.         Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов/ В.В. Давыдов; Российская Академия образования Психологический институт. М.: Педагогическое общество России, 2010 – 479с.

5.         Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии : учебное пособие для вузов по педагогическим специальностям/ В.В. Давыдов[ред.-сост. Л.В. Берцфаи]. М.: Академия, 2008. -224с.

6.         Марцинковская, Т.Д. Школа развивающего обучения В.В. Давыдова: философские и психологические основания / Т.Д. Марцинковская // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 76–83.

7.         Цукерман, Г.А. Пизанская башня отечественного образования / Г.А. Цукерман // Школьный психолог. – 2008. – № 3. – С. 2–9.  

8.         Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Д. Эльконин. Москва; Академия, 2008 -144 с.

Подготовить биографию и основной вклад в науку:

1.     Сергей Леонидович Рубинштейн (18.06.1889-11.01.1960)

2.     Александр Романович Лурия (16.07.1902-14.09.1977)

3.     Александр Владимирович Запорожец (1905-1981)

4.     Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988)

5.     Лидия Ильинична Божович (1908-1981)

6.     Роза Евгеньевна Левина (1908–1989)

7.     Наталия Григорьевна Морозова(1906 - 1989)

8.     Лия Соломоновна Славина (1906- 1988)

+ Асмолов Александр Григорьевич (1949);Блюма Вульфовна Зейгарник(1900–1988); Жан Пиаже (1896 - 1980); Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) Василий Васильевич Давыдов (1930 — 1998);Лисина Мая Ивановна (1929 - 1983); Цветкова Любовь Семеновна (1929-2016)

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Специфика взглядов Л.С.Выготского на проблему психического.

2. Ситуация в современной психологии и задачи анализа культурноисторической теории Л.С.Выготского.

 3. Истоки культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

4. Проблема единицы анализа в психологическом исследовании.

 5. Кризис в психологии и его анализ в работе Л.С.Выготского «Исторический смысл психологического кризиса».

6. Культурно-историческая природа высших психических функций. 

7. Понятие знака и проблема опосредования. 

8. Понятие высших психических функций. Проблема метода исследования высших психических функций.

9. Структура высших психических функций и проблема опосредования. Понятие знака.

10. Происхождение и развитие высших психических функций . Проблема интериоризации.

11. Проблема значения в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и её развитие в современной психологии.

12. Проблема смысла в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и её развитие в современной психологии.

13. Смысловое и системное строение сознания в культурноисторической теории Л.С.Выготского.

14. Проблема метода в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и их анализ в  современной психологии.

15. Школа Л.С.Выготского. Дискуссионные проблемы теории Л.С.Выготского.

16. Проблема обучения и развития в культурно-исторической теории Л.С.Выготского .

 17. Проблема аффекта и интеллекта в исследовании мотивационной сферы личности в культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

18.  Понятие деятельности как предмета психологического исследования.

19. Соотношение психики и деятельности.

20.  Деятельностный подход в современной отечественной психологии (школа А. Н. Леонтьева).

21.  Деятельность как предмет и как метод исследования по А.Н.Леонтьеву.

22. Психологический анализ структуры деятельности.

23. Различные подходы к проблеме сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

24. Деятельностный подход в современной отечественной психологии (школа С.Л. Рубинштейна).

25.  Теория  высших психических функций  Л. С. Выготского и её значение для образования.

 26. Исследование деятельности  в отечественной психологии (А. В. Запорожец,  П. Я. Гальперин), значение этих исследований для образовательной практики .

27. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

28. Понятие ведущей деятельности и её значение для практики образовательного процесса.

29. Традиции деятельностного подхода: деятельностная теория учения.

30. Проблема индивидуализации в теории  Л.С.Выготского и её значение для понимания закономерностей и специфики обучения человека.

 

Примерный перечень тем рефератов:

1) Психоаналитические теории развития личности.

 2) Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.

3) Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления и работах Ж.Пиаже и Л.С.Выготского.

4) Причины и условия психического развития ребенка в культурно- исторической концепции Л.С.Выготского.

5) Роль активности ребенка в психическом развитии.

6) Роль общения в психическом развитии человека.

7) Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

8) Генезис и развитие форм общения ребенка и взрослого в онто-тогенезе.

9) Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребенка

10) Факторы риска в психическом развитии ребенка.

11) Соотношение возрастного и функционального развития в онтогенезе.

12) Ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка.

 13) Роль возрастных кризисов в психическом развитии.

14) Закономерности речевого развития в онтогенезе.

15) Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

16) Основные стадии развития изобразительной деятельности детей.

17) Развитие Я-концепции в онтогенезе.

18) Роль семьи в психическом развитии ребенка.

19) Развитие общения со сверстниками в детском возрасте.

20) Психологические особенности младшего школьника.

21) Проблемы развивающего обучения.

22) Теории подросткового возраста.

23) Развитие личности в подростковом возрасте.

24) Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.

25) Всевозрастной подход в исследовании психического развития человека.

 26) Специфика психического развития человека в зрелом возрасте.

27) Старость как завершающая стадия жизненного цикла человека.

 

 

6.Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Формируемые компетенции

 

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева

ОПК-1

ОПК-8

ПК-1

Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании 

ОПК-1

ОПК-8

ПК-1

7.Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Наименование раздела дисциплины

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

Часов/в том

числе в интерактивной

форме

Практическое занятие

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о теория деятельности А.Н. Леонтьева

Дискуссионно-групповой метод

 

8/3

Практическое занятие

Развитие и реализация культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании  

-Участие в дискуссии

-Разработка программы создания развивающей образовательный среды в образовательном учреждении на основе культурно-исторического и деятельностного подходов

-Метод группового решения

6/4

Итого:

22/ 82%

 

            8.     Методические рекомендации преподавателям по дисциплине:

Самостоятельная работа должна стать основой для изучения материала и формирования компетенций. Методически изучение дисциплины базируется на форме интерактивного взаимодействия с магистрантами, в основе которой лежит изложение материала от теоретической основы в начале дисциплины  с использованием дискуссионно-группового метода до практически полной инициативы магистрантов в завершении, а именно подготовка проектов профилактических программ. Наиболее эффективной формой построения курса с целью максимального освоения содержания является переход от реферативного изложения через мультимедийные презентации к полноценной проектной деятельности магистрантов. Основными методами обучения являются:

·                    Реферативное изложение

·                    Организация дискуссий

·                    Практические упражнения

·                    Ведение проектной деятельности

·                    Публичные защиты проектов в группе

 

9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине:

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации  51 балл.

Оценивание обучающегося на дифференцированном зачете по дисциплине «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании»

 

Баллы

рейтинговой оценки

Оценка экзамена

(стандартная)

Требования к образовательным результатам

 

 

 

 

 

81-100

5, отлично (зачтено)

Оценка «5» (отлично) ставится если:

– полно раскрыто содержание материала; – материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности;

 – продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала;

 – точно используется терминология; – показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации;

 – продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков;

– ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов;

– продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

 – продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы;

– допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию.

- способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

- способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса. (ОПК-8);

- способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1);

 

 

 

 

66-80

4,

хорошо (зачтено)

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если:

-  вопросы излагаются систематизированно и последовательно; – продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер;

 – продемонстрировано усвоение основной литературы. – ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

- способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

- способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса. (ОПК-8);

- способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1);

 

 

 

 

51-65

3,

удовлетворительно (зачтено)

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если:

 – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;

– усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам;

– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов;

– при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации;

– продемонстрировано усвоение основной литературы.

- способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

- способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса. (ОПК-8);

- способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1);

 

 

 

 

0-50

2,

неудовлетворительно (не зачтено)

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если: – не раскрыто основное содержание учебного материала; – обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; – допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. – не сформированы компетенции, умения и навыки.

- способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

- способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса. (ОПК-8);

- способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1);

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся:

Подготовка реферата. Максимальный балл за данную контрольную точку составляет 10 баллов.

Требования к структуре реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

 5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Критерии

Показатели

Новизна реферированного теста

2 балла

- актуальность проблемы и темы;

- новизна и самостоятельность в постановке проблемы;

- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений

Степень раскрытия сущности проблемы

3 балла

- соответствие плана теме реферата;

- соответствие содержания теме и плану реферата;

- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы

Обоснованность выбора источников

1 балл

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме

Соблюдение требований к оформлению

1 балл

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;

- грамотность и культура изложения;

- соблюдение требований к оформлению и объему реферата

Грамотность

1 балл

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

- литературный стиль.

 

Подготовка и защита проекта. Максимальный балл за данную контрольную точку составляет 10 баллов.

Презентация проектовпредставляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Отличительной особенностью презентации является её инновационность то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением.

Презентация - это обычно рекламный или информационный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через меню управления.

Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле.

Сегодня инновационные информационные технологии позволяют создавать презентации с использованием аудио- и видеовставок, делать презентации динамичными и интерактивными, использовать в них гипертекстовые ссылки.

С помощью презентаций учебных тем учебный материал систематизируется и представляется в наиболее наглядном как видео-, так и аудио- виде. Для создания презентаций существует идеальная компьютерная программа - PowerPointMicrosoftOffice. Возможности этой программы позволяют сочетать текстовой материал с видеоизображениями и с музыкальным и звуковым сопровождением. Демонстрацию возможно проводить в ручном режиме и в режиме слайд-шоу.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

Правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

Стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

Использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

Взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

Соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения,

общее впечатление от мультимедийной презентации

 

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

а) основная литература:

1.    Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А,Г, Асмолов. – 40е изд.. испр. – М.: Смысл: Академия, 2010. – 447 с.

2.    Выготский Л.С. Проблемы развития психики//Собр. соч. В 6 т., М.,2012, т.3.

3.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2010- 352с.

4.      Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность/ А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. Москва: Смысл, 2012 -519с.

 

б) дополнительная литература:

5.    Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 7. – С. 16–24.

6.    Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие/ П.Я Гальперин Москва: Книжный дом «Университет» - Юрайт, 2008.-330с.

7.    Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для вузов / П.Я Гальперин; [науч. редактор и автор вступ. А.И. Подольский]. Москва: Университет, 2011.- 399с.

8.    Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов/ В.В. Давыдов; Российская Академия образования Психологический институт. М.: Педагогическое общество России, 2010 – 479с.

9.    Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии : учебное пособие для вузов по педагогическим специальностям/ В.В. Давыдов[ред.-сост. Л.В. Берцфаи]. М.: Академия, 2008. -224с.

10.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2008- 352с.

11.  Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность/ А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. Москва: Смысл, 2012 -519с.

12.  Марцинковская, Т.Д. Школа развивающего обучения В.В. Давыдова: философские и психологические основания / Т.Д. Марцинковская // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 76–83.

13.  Петровский В.А. Человек над ситуацией /В.А. Петровский. Москва: Смысл, 2010- 559с.

14.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии в 2-ух т. , том 1., том 2 Санкт- Петербург, Москва, Харьков, Минск, «Питер», 2010. - 610 с.

15.  Цукерман, Г.А. Пизанская башня отечественного образования / Г.А. Цукерман // Школьный психолог. – 2008. – № 3. – С. 2–9.  

16.  Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Д. Эльконин. Москва; Академия, 2008 -144 с.

 

в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение:

·           Мультимедийныйпроектор

·           Смарт доска

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1.       Российская Государственная Библиотека http://www.rsl.ru

2.       Журнал Системная психология  и социология http://www.systempsychology.ru

3.       Виртуальный Центр Инновационных технологий https://resources.mgpu.ru/findbooks.php

4.       Фундаментальная Библиотека МГПУ https://www.mgpu.ru/subdivision/10

5.       Форум и материалы http://psylib.myword.ru

6.       Интернет-библиотека http://www.koob.ru/

7.       Открытый доступ к научным изданиям журнала http://psyjournals.ru/

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Средства мультимедиа, компьютерный класс с проектором и интерактивной доской, подборка видеоматериалов,иллюстрирующих особенности проведения профилактических занятий с разными категориями клиентов,  а также видеоматериалы коррекционных занятий и тренингов.Занятия по дисциплине будут проводиться в учебном корпусе, расположенном по адресу Петровско-Разумовский проезд, д. 27.

 

Гости не имеют доступа к этому курсу. Пожалуйста, войдите в систему.