Настройка зачисления на курс

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

 «Московский городской педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра клинической и специальной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Система психологической помощи в сфере специального образования»

 

 

 

 

 

 

Направление подготовки /специальность

44.03.03.  «Специальное дефектологическое) образование»

 

 

 

 

Профиль подготовки

Специальная психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2018

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по 44.03.03.  «Специальное (дефектологическое) образование», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «01» октября 2015г. № 1087.

 

Разработчик:

ИПССО ГАОУ ВО МГППУ

доцент кафедры клинической и специальной психологии, к.психол. н.

Валявко С.М.

 

 

Эксперты:

Московский областной Центр социальной и судебной психиатрии

 

руководитель лаборатории патопсихологии, д.п.н.

Гульдан В. В.

Научно-исследовательский институт наркологии, филиал ФГБУ «ФМИЦПН им. В. П.Сербского» Минздрава России

заведующий лабораторией клинической нейрофизиологии, д.м.н., профессор

Арзуманов Ю.Л.

 

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Протокол № 1 от «27» августа 2017 г.

 

 

Заведующий кафедрой

доктор биологических наук , профессор, Коган Б.М

                                                                             (подпись)

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий кафедрой

доктор биологических наук , профессор, Коган Б.М

                                                                            (подпись)

 

Рабочая программа дисциплины  утверждена ученым советом Института психологии, социологии и социальных отношений

Протокол № 1 от «27» августа 2017 г. 

Директор института

доктор психологических наук, профессор, Романова Е.С.

                                                                             (подпись)


 

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель освоения дисциплины «Система психологической помощи в сфере специального образования» является формирование у студентов знаний и представлений об организации системы психологической помощи, направлениях профессиональной деятельности специалиста, а также формирование умений и навыков практической реализации теоретических знаний по данной дисциплине.

Задачи:

·         Овладение методологическими установками организации системы психологической помощи в образовательных учреждениях разного вида;

·         Знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность психолога в системе образования;

·         Обобщение знаний о современных технологиях диагностической и развивающей коррекционной работы;

·         Овладение методологией социально-психологического обеспечения эффективной интеграции детей и подростков с отклонениями в развитии в социокультурную и образовательную среду.

·         Формирование компетенций по оказанию  психологической помощи.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП:

 «Система психологической помощи в сфере специального образования» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин, изучается в 8 семестре (Б.1.В.19). Объем в ЗЕ: 3

 

Общепрофессиональные  компетенции:

ОПК-1: готовность сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

 

Знает: сущность, ценностные (в том числе этические) характеристики и социальную значимость (в том числе востребованность) профессии педагога; приоритетные  направления  развития  образовательной  системы   Российской Федерации; мотивационные ориентации и требования к личности и деятельности педагога

Умеет: определять цели, задачи и содержание педагогической деятельности;

определять мотивы деятельности педагога в рамках повышения качества образования; реализовывать профессиональные задачи в рамках своей квалификации, соблюдая принципы профессиональной этики.

Владеет: навыками оценки и критического анализа  результатов своей профессиональной деятельности на соответствие интересам и запросам общества, нормативно-правовым актам, регламентирующим педагогическую деятельность; опытом выполнения профессиональных задач в рамках своей квалификации и в соответствии с требованиями профессиональных стандартов

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

 

Профессиональный стандарт. Педагог-психолог (психолог в сфере образования).

Обобщенная трудовая функция – 3.2 Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

 

Трудовую функцию

3.2.2. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии в образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

 

Трудовые действия:

Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности обучающихся с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ

 

Профессиональные компетенции:

 

способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);

 

Знает и понимает: признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи.

Умеет: разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни у детей, подростков и молодежи;

Владеет (навыками и/или опытом деятельности): навыками применения технологий, обеспечивающих благоприятный психологический климат для становления и развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении и организации, осуществляющей образовательную деятельность

 

Трудовое действие:

Психопрофилактическая работа с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

 

готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3);

 

Знает и понимает:  специфику планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в сложной жизненной ситуации;

методы и технологии организации работы по адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных видов и типов

Умеет: планировать образовательно-коррекционную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в сложной жизненной ситуации

Владеет (навыками и/или опытом деятельности): организации образовательно-коррекционной работы по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в сложной жизненной ситуации

 

Трудовая функция – 3.2.4 Психологическая коррекция поведения и нарушений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Трудовое действие:

Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения

 

готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2);

 

Знает и понимает: современное состояние методического и технического обеспечения коррекционно-развивающей образовательной среды в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты;

значимость выбора методического и технического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности адекватного целям и задачам коррекционно-развивающих занятий

Умеет: реализовывать знания методического и технического обеспечения коррекционно-развивающей образовательной среды при разработке и реализации планов коррекционно-развивающих занятий с учетом типа дизонтогенеза и осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты

Владеет (навыками и/или опытом деятельности): навыками анализа методического и технического обеспечения коррекционно-развивающей образовательной среды с целью разработки и реализации планов коррекционно-развивающих занятий с учетом типа дизонтогенеза;

навыками разработки и реализация планов коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Семестры

8

Контактная работа (всего)

10/0,28

10

В том числе:

Лекции

6/0,16

6

Практические занятия (ПЗ)

4/0,11

4

Семинарские занятия (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Из них:

Интерактивные и активные формы занятий (всего)

8/0,22

8

Самостоятельная работа (всего)

62/1,72

62

В том числе:

Подготовка тезисов на основе реферирования литературы и источников

22/0,61

22

 

Подготовка реферата

10/0,28

10

 

Решение учебных задач

10/0,28

10

 

Подготовка к деловой игре

10/0,28

10

 

Подготовка презентаций (включая презентацию проекта)

10/0,28

10

 

Вид итоговой аттестации

экзамен

36

 

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1

Специальная психология в системе практической психологии образования

1.1

Специальная психология в контексте реализации коррекционно-образовательных задач

2

 

 

 

6

8

1.2

Общие и специфические вопросы психологического сопровождения детей в различных типах образовательных учреждений

 

 

 

 

8

8

1.3

Психологическое сопровождение детей в образовательных учреждениях различного типа

2

 

 

 

6

8

2

Содержание деятельности психолога в системе психологической помощи

2.1

Психологическое консультирование в системе специальной психологической помощи

 

2

 

 

6

8

2.2

Семейное консультирование в системе работы специального психолога

 

 

 

 

8

8

2.3

Организация психо-коррекционной работы с семьей

 

 

 

 

8

8

2.4

Психологическая диагностика в контексте специального психологического сопровождения

 

 

 

 

8

8

2.5

Коррекционно-развивающая работа в системе специальной психологической помощи

 

2

 

 

6

8

2.6

Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании

2

 

 

 

6

8

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Специальная психология в системе практической психологии образования

1.1

Специальная психология в контексте реализации коррекционно-образовательных задач

Организационные формы существования психологических служб в системе образования. Предмет и задачи психологического сопровождения в образовании. Концепция специальной психологической помощи в образовании, ее цели и задачи. Нормативно - правовая база и основные документы, регламентирующие деятельность психолога в образовании. Должностные права и обязанности психолога. Примерное распределение времени по видам и направлениям работы психолога образовательного учреждения.

1.2

Общие и специфические вопросы психологического сопровождения детей в различных типах образовательных учреждений

Типологии нарушенного развития. Общие и специфические задачи психологического сопровождения в зависимости от вида образовательного учреждения. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения как базовая форма междисциплинарного взаимодействия в решении вопросов оказания специальной психолого-педагогической поддержки и наблюдения за динамикой развития ребенка.

1.3

Психологическое сопровождение детей в образовательных организациях различного типа

Основные направления работы психолога в образовательных учреждениях общего вида, комбинированного  и специального вида, ПМС-Центрах, ЦПСиК, сиротских учреждениях. Взаимосвязь учреждений системы образования с учреждениями социальной защиты и здравоохранения с целью оказания комплексной помощи особенно в случаях сложных для диагностики и дифференциации.

2

Содержание деятельности психолога в системе психологической помощи

2.1

Психологическое консультирование в системе специальной психологической помощи

Методологические основы психологического консультирования. Психодиагностика и психокоррекция в структуре психологического консультирования. Структурированная беседа как базовая методика психологического консультирования: основные этапы, критерии эффективности. Принципы возрастно-психологического консультирования в контексте специальной психологической помощи.

2.2

Семейное консультирование в системе работы специального психолога

Характеристика семьи, имеющей ребенка с нарушениями в развитии. Типичные нарушения внутрисемейных отношений и их причины. Влияние индивидуально-типических и личностных особенностей родителей на восприятие имеющегося у ребенка отклонения в развитии. Методы семейной диагностики.

2.3

Организация психокоррекционной работы с семьей

Методы организации и проведения психокоррекционной работы с семьей, имеющей ребенка с отклонением в развитии (индивидуальные и групповых форм работы, работа в детско-родительских группах; психотерапия семьи, игровые методы коррекции).

2.4

Психологическая диагностика в контексте специального психологического сопровождения

Психодиагностика, центрированная на ребенке. Единство диагностических и коррекционных задач в работе психолога. Понятие «нормативной возрастной диагностики». Значение возрастной и функциональной нормы  в эффективной диагностике проблем детского развития. Направления и формы психодиагностической работы. Основные этапы психологической диагностики: изучение запроса, определение психологической проблемы, подбор психодиагностического комплекса, формулирование психологического диагноза и  выбор направлений коррекционного воздействия. Обзор методов психологической диагностики.

2.5

Коррекционно-развивающая работа в системе специальной психологической помощи

Основные направления психокоррекционного воздействия в системе психологической помощи, центрированной на ребенке. Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа: возможности и ограничения, основные методики. Использование психотерапевтических методов в дефектологии. Критерии оценки эффективности психологической коррекции в работе практического психолога. Введение обязательных форм учета динамики, отмечаемой в ходе коррекционного воздействия.

2.6

Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании

Понятие интеграции и ее исторические предпосылки. Перспективы развития интегративных и специальных форм психологического сопровождения детей с различными отклонениями в развитии. Роль специального психолога в организации эффективного взаимодействия в рамках интегративного образовательного пространства. Нормативно-правовая документация, обеспечивающая интегративные процессы в образовании.

 

5.3. Содержание практических занятий по дисциплине

 

Раздел 2. Содержание деятельности психолога в системе психологической помощи

Тема 2.1. Психологическое консультирование в системе специальной психологической помощи

Вопросы для обсуждения:

1. Роль психологического консультирования в структуре специальной психологической помощи.

2. Процедура психологического консультирования.

3. Раскройте особенности консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте логическую схему «Особенности психологического консультирования детей и подростков с нарушениями в развитии».

2. Раскройте принципиальные отличия консультирования семьи ребенка с различными видами нарушенного  развития от системы возрастно-психологического консультирования.

3. Охарактеризуйте методы и приемы коррекционной работы с родителями, применяемые в процессе консультирования. 

 

Список литературы:

Основная

1.      Колесникова Г. И.Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов / Г. И. Колесникова. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 283 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-09978-4 [Гриф]

2.      Немов, Р. С.Психологическое консультирование : Учебник для студ. вузов, обуч. по спец ."Психология" / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС,  2001. - 526 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-691-00268-6 [Гриф]

3.      Серебрякова К.А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога (1-е изд.) учеб. пособие 2010

4.      Ульенкова У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031900 - Спец. психология, 032000 - Спец. дошк. педагогика / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - Изд. 2-е., испр. - М. : Академия, 2005. Гриф

 

Дополнительная

1.      Организация деятельности педагога-психолога современного ДОУ // Метод. разработки для педагогов-психологов и старших воспитателей ДОУ / под ред. Ю.А. Афонькиной. - Мурманск, 2011. - 106 с.

2.      Психологическое консультирование : учеб.-метод. комплекс / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Ю. Г. Педченко]. - Мурманск : МГПУ, 2008.

3.      Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Хозиева М. В. - Изд. 2-е., испр. - М. : Академия, 2005.

4.      Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 - Педагогика и психология / Хухлаева О. В. ; Междунар. акад. наук пед. образования. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

 

Тема 2.5. Коррекционно-развивающая работа в системе специальной психологической помощи.

Вопросы для обсуждения.

1. Раскройте понятие психологической коррекции.

2. Назовите принципы психологической коррекции.

3. Перечислите методы психологической коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии.

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектируйте второй параграф первой главы книги Карабановой А.О. «Игра в коррекции психического развития ребенка», выделите в конспекте цели, задачи, подходы и этапы.

2. Составьте логическую схему «Принципы психокоррекционной работы».

3. Раскройте содержание программы формирования произвольного компонента (произвольной регуляции) деятельности (ФПР). Каковы показания и противопоказания к использованию программы?

 

Список литературы:

Основная

1.      Акимова, М. К.Психологическая коррекция умственного развития школьников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2002. - 160 с. : табл. - (Высшее образование).

2.      Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.

3.      Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка : учебное пособие / О.А. Карабанова. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. – 190 с. – ISBN 5-86825-029-X.

4.      Мамайчук, И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб., 2000.

5.      Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

6.      Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031900 - Спец. психология, 032000 - Спец. дошк. педагогика / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - Изд. 2-е., испр. - М. : Академия, 2005. Гриф

Дополнительная

1.      Кононова, Н. Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособие для учителя-дефектолога / Кононова Н. Г. - М.: ВЛАДОС, 2008.

2.      Котышева, Е. Н. Психологическая коррекция средствами музыкального воздействия детей с ограниченными возможностями в условиях Центра социальной помощи / Котышева, Е. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2010. - № 1. - С. 31-38.

3.      Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : пособие для психологов и педагогов / Крыжановская Л. М. - М. : ВЛАДОС, 2013.

4.      Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии] / Мамайчук И. И. - СПб. : Речь, 2010.

5.      Речицкая, Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития : [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Специальное (дефектологическое) образование"]/ Речицкая Е. Г., Гущина Т. К. ; М-во образования и науки РФ, Моск. пед. гос. ун-т. - М.  ВЛАДОС, 2012.

 

6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Формируемые компетенции

Раздел 1. Специальная психология в системе практической психологии образования

ОК-6

ОПК-1

 

ПК-1

 

Раздел 2. Содержание деятельности психолога в системе психологической помощи

 

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-7

 

7. Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Наименование раздела дисциплины

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

Часов/в том

числе в интерактивной

форме

Раздел 1. Специальная психология в системе практической психологии образования

лекционное

Специальная психология в контексте реализации коррекционно-образовательных задач

презентация

проблемная лекция

2/2

лекционное

Психологическое сопровождение детей в образовательных учреждениях различного типа

 

презентация

проблемная лекция

2/1

Раздел 2. Содержание деятельности психолога в системе психологической помощи

практическое

Психологическое консультирование в системе специальной психологической помощи

решение учебных задач

2/2

практическое

Коррекционно-развивающая работа в системе специальной психологической помощи

защита проекта

2/1

лекционное

Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании

презентация

проблемная лекция

2/2

Итого:

Часы 10/8 (80%)

 

8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине

Для эффективного освоения учебной дисциплины «Система психологической помощи в сфере специального образования» предполагается использование графического представления материала, показывающего структуру и взаимосвязь методов психолого-педагогической диагностики. Наиболее эффективной формой построения курса с целью максимального освоения содержания является изложение материала с использованием мультимедийных презентаций.

В ходе изучения дисциплины используется ряд образовательных технологий:

- технология «группового решения»: используется чаще всего в форме групповой дискуссии, в процессе которой перед участниками ставится задача прийти к общему мнению по какому-то вопросу. Такая работа позволяет прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге метод группового решения проблем может быть использован как в целях предоставления возможности участникам увидеть поставленную проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от тренера и других членов группы) и определить возможные варианты ее решения, так и для овладения новыми умениями, необходимыми в дальнейшем – умениями эффективно воздействовать на людей и использовать законы риторики в ситуации публичного выступления, находить компромиссы в ситуации переговоров, быть убедительным и аргументировать свое мнение в ситуации спора и многими другими.

- технология  «деловой игры»: позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

- технология  «решение учебной задачи»: представляет собой описание конкретной ситуации, подготовленной по определенному формату. Метод используется для обучения бакалавров анализу различных видов информации, ее обобщения, навыкам выделения проблемы и ее решения в соответствии с установленными критериями.

- технология «разбор конкретных случаев»: предполагает обучение действием в ходе анализа подготовленных видеофрагментов, отражающих ситуации профессиональной деятельности психолога. Усвоение знаний и формирование умений происходит в результате активной самостоятельной деятельности по разбору конкретных случаев, следствием чего становится овладение профессиональными умениями и навыками.

- технология  «подготовка и защита проекта»: представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую структуру. Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле. С помощью презентаций учебных тем учебный материал систематизируется и представляется в наиболее наглядном как видео-, так и аудио- виде.

Самостоятельная работа должна стать основой для изучения материала и формирования компетенций. Методически изучение дисциплины базируется на форме интерактивного взаимодействия с бакалаврами, в основе которой лежит изложение материала от теоретической основы в начале дисциплины  с использованием дискуссионно - группового метода до практически полной инициативы бакалавров в завершении, а именно подготовка проектов. Наиболее эффективной формой построения курса с целью максимального освоения содержания является переход от реферативного изложения через мультимедийные презентации к полноценной проектной деятельности бакалавров. Основными методами обучения являются: реферативное изложение, организация дискуссий, выполнение учебных упражнений, разбор конкретных случаев, защиты проектов в группе.

 

9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине

Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине «Система психологической помощи в сфере специального образования» проводится в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в Государственном автономном образовательном учреждении высшего образования города Москвы  «Московский городской педагогический университет».

Промежуточная аттестация по дисциплине «Система психологической помощи в сфере специального образования» проводится в соответствии с учебным планом – в 3-ом семестре для заочной формы обучения в виде зачета.

Итоговая аттестация по дисциплине «Система психологической помощи в сфере специального образования» проводится в соответствии с учебным планом – в 4-ом семестре для заочной формы обучения в виде зачета.

Обучающиеся допускается к экзамену по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплине:  необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации  51 балл. 

В случае наличия учебной задолженности обучающийся отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящей программе.

Знания, умения, навыки и трудовые действия обучающегося на экзамене оцениваются оценками:

«отлично» – 5, «хорошо» – 4 , «удовлетворительно» – 3, «неудовлетворительно» – 2.

Оценивание обучающегося на экзамене по дисциплине «Система психологической помощи в сфере специального образования»

 

Баллы

рейтинговой оценки

Оценка дифференцирован-ного зачета

(стандартная)

Требования к образовательным результатам

81-100

отлично

Оценка  «отлично» выставляется обучающемуся, если он:

- способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6)

- способен сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2)

- способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);

- способен к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7)

66-80

хорошо

Оценка  «хорошо» выставляется обучающемуся, если он:

- проявляет готовность к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6)

 

- проявляет готовность сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- проявляет готовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2)

- проявляет готовность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);

- проявляет готовностью к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7)

51-65

удовлетворительно

Оценка  «удовлетворительно»  выставляется обучающемуся, если он:

- не полностью готов к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6)

- не полностью готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- не полностью готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2)

- не полностью готов к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);

- не полностью готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7)

0-50

неудовлетворительно

Оценка  «неудовлетворительно»  выставляется обучающемуся, который:

- не готов к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6)

- не готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- не готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2)

- не готов к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);

- не готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7)

 

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся

В ходе изучения дисциплины обучающиеся выполняют следующие самостоятельной работы: а) подготовка тезисов на основе реферирования литературы и источников; б) подготовка презентаций; в) подготовка реферата.

Методические рекомендации по подготовке тезисов.

Процесс подготовки тезисов позволяет глубоко разобраться в том или ином вопросе, всесторонне продумать его, составить ответ, объединив с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей. Тезисы лучше других видов записи помогают написать доклад, представить основное содержание подготовленного для этого материала: акцентируют внимание на сути излагаемого материала, облегчают сопоставление своих мыслей с рассуждениями автора произведения.

Последовательность написания тезисов. Прежде всего, нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок — пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения записать. Они и являются тезисами. Такую работу необходимо проделать со всеми фрагментами текста.

Корректно составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он в той или иной мере определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего — подытожить все предыдущие.

Виды тезисов. Тезисы, которые содержат только категорические утверждения или отрицания чего-нибудь, называются простыми. Если тезисы содержат не только утверждения, но и обоснования высказываемых мыслей, они называются сложными.

По форме различают три типа тезисов:

- краткие, лаконичные, четкие, категорические тезисы, в которые заключена суть основных положений работы или доклада;

- тезисы с мотивировкой, кратким объяснением выдвигаемых автором положений;

- развернутые тезисы с анализом причин исследуемых процессов и явлений.

Существует четкий круг требований к содержанию тезисов как жанру письменной научной речи.

1. Информативность тезисов, т. е. они должны быть максимально насыщены содержанием, дающим ясное представление о результатах исследования и не содержать общих рассуждений по заявленной теме.

2. Четкая формулировка каждого положения тезисов, определяющего его устойчивое содержание. Автор не должен допускать двусмысленности (это обеспечивается за счет конкретной терминологии).

3. Строгая логическая последовательность в изложении тезисов, т. е. отсутствие логических противоречий как внутри отдельного положения, так и между тезисами.

4. Соразмерность в содержании тезисов, т. е. учет предыдущего и последующего  «накопления» положений.

5. Отсутствие тавтологии (слово греческого происхождения tauto – тоже самое и logos – слово; повторение уже названного понятия другими словами).

6. Формулировка тезисов должна быть лаконичной и краткой, не содержать обосновывающих фактов и примеров.

7. Объем тезисов от 1,5 до 3 страниц машинописного текста.

8. Соответствие тематике конференции, семинара или сборника материалов, для которого предоставляются тезисы.

9. Требования к заглавию тезисов: краткость, емкость, законченность.

Заглавие может свидетельствовать о характере статьи или тезисов: теоретический, обзорный или экспериментальный.

Обычно он состоит из нескольких строк, каждая строка должна содержать законченную мысль.

10. Для тезисов не характерно цитирование, использование 6uблиографических ссылок, списков литературы, наглядных материалов, примеров, математического аппарата, деталей, пояснений.

11. Наличие логики размышлений, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей.

Главной отличительной чертой тезисов от других форм научных публикаций является обобщение информации, которое можно представит универсальным перечнем следующих аспектов содержания: актуальность проблемы,  степень изученности проблемы (выделить достоинства и недостатки известного в науке и практике варианта решения), целевая установка,  предмет рассмотрения или предлагаемый вариант решения заявленной проблемы, особенности (новизна) предлагаемого предмета рассмотрения или варианта решения, результаты, выводы, рекомендации, область практического применения полученных результатов.

Работа над тезисами требует, прежде всего, умения выделить главную информацию из исходного текста и передать содержание исходного текста обобщенно, а для этого необходимо:

1) отобрать в исходном тексте основное содержание (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

2) произвести исключение и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения (например, ставит вопрос, перечисляет, подчеркивает, при этом важно, что и т. Д.);

3) построить сжатый текст.

Сжатие (сокращение) текста – это извлечение основной информации без потери связности.

Сокращение текста происходит за счет:

1) сброса (исключения) менее информативных частей текста;

2) трансформации (конденсации) оставшейся части за счет: исключения информации обеспечения (примеры, аналогии, уточнения, пояснения и т.п.); замены используемых языковых средств  «вместительными» синонимичными (вместо нескольких простых предложений – одно сложное; вместо перечисления однородных членов – обобщающее слово и т. П.).

Следующий этап работы со сжатым текстом: разбить его на смысловые блоки и выделить те из них, которые несут основную смысловую нагрузку.

Правила оформления тезисов: Текст тезисов должен составлять не более 1-3 страниц печатного текста, шрифт Times New Roman, 14, одинарный.

Методические рекомендации по подготовке презентации.

Подготовка презентации по результатам выполнения практических заданий включает следующие действия:

1.      Составьте план презентации, выделите основные идей первого и второго уровня. Структура научной презентации примерно такая же, как и структура научной статьи:

·        постановка задачи;

·        известные ранее результаты и проблемы;

·        критерии, по которому предполагается оценивать качество решения;

·        цели данной работы;

·        основные результаты автора;

·        условия и результаты экспериментов;

·        на последнем слайде — перечисление основных результатов работы.

2.      Продумайте каждый слайд. При этом важно ответить на вопросы:

·        как идея этого слайда раскрывает основную идею всей презентации?

·        что будет на слайде?

·        что будет говориться?

·        как будет сделан переход к следующему слайду?

Требования к презентации:  презентация готовится с помощью программы PowerPoint. Общее количество слайдов не более 10.

Критерии оценки презентации

 

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

Правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

Стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

Использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

Взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

Соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения,

общее впечатление от мультимедийной презентации

 

Методические рекомендации по подготовке реферата

К  структуре реферата предъявляются следующие требования:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

 

Критерии

Показатели

Новизна реферированного теста

2 балла

- актуальность проблемы и темы;

- новизна и самостоятельность в постановке проблемы;

- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений

Степень раскрытия сущности проблемы

3 балла

- соответствие плана теме реферата;

- соответствие содержания теме и плану реферата;

- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы

Обоснованность выбора источников

1 балл

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме

Соблюдение требований к оформлению

1 балл

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;

- грамотность и культура изложения;

- соблюдение требований к оформлению и объему реферата

Грамотность

1 балл

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

- литературный стиль.

 

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

а) основная литература

1.      Акимова, М. К.Психологическая коррекция умственного развития школьников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2002. - 160 с. : табл. - (Высшее образование).

2.      Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании :учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / авт.: Е. А. Медведева и др. – М. : Academia, 2001. – 247 с. – (Педагогическое образование). – Лит.: с. 217–221. – Прил.: с. 222–245. –ISBN 5-7695-0561-3.

3.      Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. – М., 2003.

4.      Вайнер, И.Основы психотерапии / И. Вайнер ; Пер.с англ.Е.Антоновой,В.Белоусова. - 2.междунар.изд. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

5.      Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.

6.      Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2004.

7.      Детская практическая психология в кратком изложении : учебно-методическое пособие / Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т ; сост. О. В. Токарь, [редкол.: Асмолов А. Г. и др.]. - М. : Флинта, 2008

8.      Дубровина И. В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства / Дубровина И. В. // Начальная школа: плюс-минус.. - 2002.-№ 3.. - С.3-8.

9.      Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка : учебное пособие / О.А. Карабанова. – Москва : Российское педагогическое агентство, 1997. – 190 с. – ISBN 5-86825-029-X.

10.  Колесникова Г. И.Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов / Г. И. Колесникова. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 283 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-09978-4 [Гриф]

11.  Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции : учеб. пособие для студ. вузов / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 185 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-06109-4 [Гриф]

12.  Колесникова, Г. И. Психологические виды помощи : психопрофилактика, психокоррекция, консультирование : учеб. пособие для студ. вузов / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 350 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-09989-х [Гриф]

13.  Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. – СПб., 2000.

14.  Коррекционно-развивающая работа образовательного учреждения в полифункциональной интерактивной среде :учебно-метод. пособие / [авт. кол.: Л. Б. Баряева, О. Г. Приходько, М. Н. Русецкая, Л. Ф. Холоднова и др.; отв. ред.: Л. Е. Курнешова, М. Н. Русецкая]; Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО "Моск. гор. пед. ун-т"(ГОУ ВПО МГПУ), Научно-исслед. ин-т столич. образования. – М. : МГПУ, 2009. – 287 с. : табл. – Авт.:с. 284–285. – ОФ.

15.  Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М., 2002.

16.  Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.

17.  Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальнойнедостаточностью : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений и слушателей курсов переподготовки, обучающихся по спец. 031700 – Олигофренопедагогика / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Academia, 2003. – 203 c. :табл. – (Высшее образование). – Прил.: с. 177–201. – Лит. в конце гл. – ISBN 5-7695-1350-0.

18.  Немов, Р. С.Психологическое консультирование : Учебник для студ. вузов, обуч. по спец ."Психология" / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС,  2001. - 526 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-691-00268-6 [Гриф]

19.  Нормативные правовые документы для педагога-психолога образования / Сост. И.М. Каманов. Вып. 1.- М; 2003. 

20.  Опыт работы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях модернизации столичного образования : [сборник] / Департамент образования г. Москвы ; отв. ред. Л. Е. Курнешова ; [сост.: Е. Г. Бакулина, Г. В. Головченко]. – М. : Шк. кн.,2007. – 239 с. : ил. – (Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве).

21.  Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой.- М., 2002.

22.  Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2000.

23.  Психологическая служба в образовании : учеб-метод. пособие [для студ., обуч. по спец. 050706 "Педагогика и психология"] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. А. В. Науменко]. - Мурманск : МГГУ, 2011.

24.  Родионов В., Ступницкая М. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль, 2001.

25.  Семаго М.М. Структурная модель сопровождения ребенка в образовательной среде. – М., 2003.

26.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие. – М., 2000.

27.  Серебрякова К.А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога (1-е изд.) учеб. пособие 2010

28.  Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития : науч. – практ. конф., посвящен. 10-летию МГПУ, 10–11 окт. 2005 г. Т. 4. Материалы секции: Подготовка кадров для системы специального образования. Коррекционно-развивающие технологии в образовании детей с нарушенями слуха. Инновационные подходы к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями / Департамент образованияг. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т, Фак. спец. педагогики и спец. психологии ; [ред. кол. : О. Г. Приходько, М. Н. Русецкая]. – М. :МГПУ, 2005. – 254 с. : ил., табл., схем. – Номер т. и сведения об изд. указаны на обороте тит. л. – ISBN 5-243-00174-0. –ISBN 5-243-00184-8.

29.  Специальная педагогика: Учеб. пос. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2003.

30.  Специальная психология : учебник для студ. вузов для направл. подгот. бакалавров / Шипицына Л. М., Сорокин В. М., Лубовский В. И., Исаев Д. Н., Михаленкова И. А., Мамайчук И. И., Защиринская О. В., Демьянчук Р. В., Ростомашвили Л. Н. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : Речь, 2013

31.  Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. - 560 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5553-4 [Гриф]

32.  Стребелева, Е. А.Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" [и др.] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 143 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-01618-9 [Гриф]

33.  Ульенкова У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031900 - Спец. психология, 032000 - Спец. дошк. педагогика / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - Изд. 2-е., испр. - М. : Академия, 2005. Гриф

34.  Усанова О. Н.   Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00669-7 [Гриф УМО]

35.  Учимся сотрудничать : комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья : метод. пособие / под ред. Е. С. Романовой. – М. : Academia : Издат. центр "Академия",2012. – 255 с. : ил. – (Профессиональная ориентация). – Прил.:с. 219–251. – Лит.: с. 252–254. – ISBN 978-5-7695-8417-6.

36.  Хухлаева О.В.  Основы психологического консультирования и психологической коррекции : Учеб.пособие для студ.пед.вузов / О. В. Хухлаева ; Междунар.акад.пед.образования. - М. : Академия, 2001. - 208 с.

 

 

 

 

б) дополнительная литература

37.  Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное пособие. – М., 2003.

38.  Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.

39.  Геворкян М. Основные направления работы школьного психолога в системе коррекционно-развивающего образования / Геворкян М. // Коррекционно-развивающее образование. - 2009. - № 4. - С. 39-48.

40.  Григорьева А. А. Специфика работы психологической службы в учреждениях дополнительного образования : задачи и направления деятельности / Григорьева А. А. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2007. - №2. - С. 44 - 53.

41.  Детская практическая психология /Под ред Т.Д.Марцинковской – М., 2004.

42.  Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001.

43.  Дмитриев, А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуальногоразвития : учеб. пособие / РАО, Моск. псих. – соц. ин-т ;А. А. Дмитриев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Моск.псих. – соц. ин-та; Воронеж: Модэк, 2004. – 223 с. : табл., ил. –(Библиотека педагога-практика). – Прил.: с. 180–218. – Лит.:с. 219–221. – Сер. указ. на обороте тит. л. –ISBN 5-89502-544-7. – ISBN 5-89395-583-8.

44.  Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб., 2002.

45.  Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики : Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 238 с. :ил. – (Коррекционная педагогика). – Слов. терминов:с. 221–231. – Лит. в конце гл. – ISBN 5-691-00433-6.

46.  Ермаков, В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениямизрения : Медицина, психология, педагогика : пособие для учителя / В. П. Ермаков ; под ред. В. И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 173 с. : ил., табл. – (Коррекционная педагогика). –ISBN 5-691-00603-7.

47.  Иванников В. А. Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям / Иванников В. А. // Вопросы психологии. - 2005. - №1. - С.51 - 55.

48.  Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. – СПб., 2000.

49.  Кононова Н. Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки : пособие для учителя-дефектолога / Кононова Н. Г. - М. : ВЛАДОС, 2008.

50.  Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001.

51.  Котышева Е. Н. Психологическая коррекция средствами музыкального воздействия детей с ограниченными возможностями в условиях Центра социальной помощи / Котышева Е. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2010. - № 1. - С. 31-38.

52.  Крыжановская Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : пособие для психологов и педагогов / Крыжановская Л. М. - М. : ВЛАДОС, 2013.

53.  Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии] / Мамайчук И. И. - СПб. : Речь, 2010.

54.  Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.

55.  Мамайчук.И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб., 2000.

56.  Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика : учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. 0318 – Спец. дошк. образование / под ред.Е. А. Медведевой. – М. : Academia, 2002. – 218 c. – (Педагогическое образование). – Прил.: с. 178–216. – ISBN 5-7695-0970-8.

57.  Нормативные правовые документы для педагога-психолога образования / Сост. И.М. Каманов. Вып. 1.- М; 2003.

58.  Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования : учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. заведений / Овчарова Р. В. - М. : ТЦ Сфера, 2001.

59.  Организация деятельности педагога-психолога современного ДОУ // Метод. разработки для педагогов-психологов и старших воспитателей ДОУ / под ред. Ю.А. Афонькиной. - Мурманск, 2011. - 106 с.

60.  Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. – М., 2002.

61.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой.-. М., 2002.

62.  Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2000.

63.  Психологическое консультирование : учеб.-метод. комплекс / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Ю. Г. Педченко]. - Мурманск : МГПУ, 2008.

64.  Речицкая Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития : [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Специальное (дефектологическое) образование"] / Речицкая Е. Г., Гущина Т. К. ; М-во образования и науки РФ, Моск. пед. гос. ун-т. - М. : ВЛАДОС, 2012.

65.  Родионов В., Ступницкая М. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль, 2001.

66.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

67.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие. – М., 2000.

68.  Система образования для детей с проблемами в здоровье. Профильное обучение детей с ограниченными возможностями вздоровье : [сборник : в... вып.]. Вып. 10 / Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открыт. образования ; [отв. ред. Л. Е. Курнешова ; сост.: Г. В. Головченко и др.]. – М. : Центр "Шк. кн.", 2008. – 246 с. : ил., табл. – (Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве).

69.  Служба психологического сопровождения студентов вузов : проблемы становления, основные направления, методы и принципы работы / Холмогорова А. Б., Якубова Л. Н., Горшкова Д. А., Евдокимова Я. Г., Москова М. В., Матыцына В. А. // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С. 55-63.

70.  Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назровой. – М., 2001.

71.  Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями вразвитии : кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. –М. : ВЛАДОС, 2001. – 180 с. : ил., цв. ил. – (Коррекционная педагогика). – Лит.: с. 178. – Прил.: с. 169–176. –ISBN 5-691-00605-3.

72.  Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие. – М., 2002.

73.  Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Хозиева М. В. - Изд. 2-е., испр. - М. : Академия, 2005.

74.  Шепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития у детей: Учебное пособие. – Иркутск, 2000.

в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение

·        Система Moodle

·        Мультимедийный проектор

·        Smart-доска

·        Программное обеспечение: Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), SPSS Statistics 17.0, Wordstat.

·        электронные учебники

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://www.rsl.ru/

http://www.defectology.ru/

http://www.psychology-online.net/

http://www.pedlib.ru/

http://log-in.ru/

http://psyfactor.org/

http://www.psichology.vuzlib.org/

http://www.psychology.ru/

http://flogiston.ru/

http://lib.ru/

http://www.alleng.ru/

 

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

·                    СДО МУДЛ новая версия

·                    мультимедийное оборудование на лекционных занятиях,

·                    компьютерное оборудование на практических занятиях  и при проведении программированного контроля,

·                    доступ в сеть Интернет и внутренние ресурсы университета для студентов и преподавателей,

·                    компьютерные пакеты с диагностическими и обучающими материалами,

·                    аудио -визуальные материалов,

·                    аудитории для проведения деловых игр, занятий с элементами тренинга.

 


Гости не имеют доступа к этому курсу. Пожалуйста, войдите в систему.