Настройка зачисления на курс

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Часть I. Программа учебной дисциплины

 

Специальность 37.05.01 «Клиническая психология»

Квалификация специалиста: «Специалист»

Курс 5 очной формы обучения (10 семестр)


Москва

2017


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте»

Дисциплина «Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 37.05.01 – «Клиническая психология»

1.     Цели и задачи освоения дисциплины.

Раскрыть специфику применения проективных методов в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте; сформировать адекватные представления о роли и месте психологической диагностики в системе психологической помощи детям и взрослым. Познакомить студентов с наиболее известными проективными техниками, применяемыми в психодиагностике, научить анализу и интерпретации результатов. Раскрыть основные тенденции развития применения проективных методов в современной диагностике; обеспечить усвоение этических норм, обязательных для психолога-консультанта.

2.     Место дисциплины в структуре ОПП.

Дисциплина «Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин.

3.     Требования к результатам освоения дисциплины:

знать:

- Научные основы проективной психодиагностики;

- принципы создания психодиагностических методик;

- закономерности процесса психодиагностики и основных характеристик ее проективного инструментария;

- конкретные области использования проективных методик.

уметь:

- организовывать процесс психологического тестирования;

- применять конкретные проективные психодиагностические методики в различных сферах практической деятельности;

- обрабатывать и интерпретировать результаты проективных методик;

- оценивать качество проективных психологических методов.

владеть:

- навыками диагностики сложных клиентов;

- навыками применения проективных методов в семейном консультировании,

- навыками разработки проективных психологических методик.

4.     Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

 

5.     Объем дисциплины и виды учебной работы

        

Вид учебной работы

Количество  часов

№  семестра

1.

Аудиторные занятия:

48

10

 

Лекции

24

10

 

Практические занятия

24

10

2.

Самостоятельная работа

60

10

 

Всего часов на дисциплину

108

10

 

Виды итогового  контроля

зачет

10

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Проекция в психологии.

Архетип в психологии. Примеры изначальных архетипов К.Г. Юнга. Черты архетипа по Юнгу. Символы. Архетипы в литературе. Сюжетные архетипы. Архетипы героя. Использование архетипов в рекламе.

Тема 2. История проективного метода.

Термин проекция. Идеи проекции до З.Фрейда. Гипотеза проективного метода. Четыре вида проекции. Потенциал проекции в диагностике. Проекция как подход в психологической диагностике. Проекция в психодиагностике. Плюсы проективного подхода. Классификация основных проективных методик. Теоретические представления о проективном подходе к психологической диагностике. Объективные, субъективные и проективные методы. L-данные, Q- данные, T-данные. Сопоставление классификаций. Теоретическая критика проективного подхода в психодиагностике. Научная Критика проективного подхода. Проективный парадокс. Научные плюсы проективного подхода. Потенциал проекции в психодиагностике.

Тема 3. Классификация и разбор проективных методик: Экспрессивные проективные методики.

Экспрессия как группа проективных методов. Примеры экспресивных проективных методик.

Тема 4. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на дополнении.

Проективные методики «дополнения». Тест неоконченного предложения Сакса-Сиднея. Рисуночный тест Вартегга (WZT).

Тема 5. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на интерцепции.

Интерпретативные методики. ТАТ.

Тема 6. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на структурировании.

Проективные методики: Структурирование. Определение. Методика чернильных пятен Роршаха. «Пятна» Роршаха.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

НАИМЕНОВАНИЕ  РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

Всего часов

Лекции

Прак

тич.

занятия

Самост

работа

1

Тема 1. Проекция в психологии.

18

4

4

10

2

Тема 2. История проективного метода.

18

4

4

10

3

Тема 3. Классификация и разбор проективных методик: Экспрессивные проективные методики.

18

4

4

10

4

Тема 4. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на дополнении.

18

4

4

10

5

Тема 5. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики, основанные на интерцепции.

18

4

4

10

6

Тема 6. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики, основанные на структурировании.

18

4

4

10

 

Всего:

108

24

24

60

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Задание 1. Реферат

Требования к структуре реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Критерии

Показатели

Новизна реферированного теста

2 балла

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы;

- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений

Степень раскрытия сущности проблемы

3 балла

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы

Обоснованность выбора источников

1 балл

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме

Соблюдение требований к оформлению

1 балл

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- соблюдение требований к оформлению и объему реферата

Грамотность

1 балл

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

- литературный стиль.

Максимальный балл за данную контрольную точку составляет 8 баллов.

 

Тематика рефератов по дисциплине

 

1.     История возникновения проективных методов

2.     Этапы и циклы в развитии проективной психологии

3.     Проекция и восприятие

4.     Основные положения и проблемы проективной психологии Л. Абта

5.     Теория апперцептивного искажения Л. Беллака

6.     Теоретические взгляды Г. Мюррея на проекцию и проективный эксперимент

7.     Изучение коммуникации экспериментатора с обследуемым ребенком при проективном исследовании

8.     Уровни возможной помощи ребенку в создании проективной продукции

9.     «Рисунок человека» как проективный тест в работе с детьми

10.                       Использование цветовых проективных методик для работы с детьми

 

Задание 2. Самостоятельная работа

 

Опробовать на 10 испытуемых и проанализировать полученные результаты по одной из следующих методик:

1.     Методика управляемой проекции В.В. Столина

2.     Рисуночный тест Э. Вартегга

3.     Методика «Свободный чертеж ограниченной протяженности» Т. Абеля

4.     Тест семейных отношений Дж. Антони и Е. Бине

5.     Системный тест семьи (FAST) Т. Геринга и И. Вилера

6.     Тест Л. Сонди

7.     Тест Г. Роршаха

8.     Тест аранжировки картины (PAT) С. Томкинса

9.     Методика «Два дома» И. Вандвика и П. Экблада

10.           Тест детской апперцепции (CAT) Л. Беллака и А. Беллака

11.           Цветовой тест отношений А. Эдкинда

12.           Методика рисуночных фрустраций С. Розенцвейга

 

Задание 3. Устный опрос

 

1.       Охарактеризуйте содержание понятия «проективные методы». Определите их место и роль в деятельности клинического психолога.

2.       Опишите отличительные признаки проективной психологии, обозначьте границы и объем вмешательства. Рассмотрите сходство и отличия проективной психологии с другими формами психологической работы.

3.       Историческое становление и развитие проективных методов.

4.       Охарактеризуйте проблемы восприятия в проективных методах

5.       Назовите современные концептуальные тенденции проективной психологии.

6.       Приведите примеры динамических проблем, рассматриваемых как случаи апперцептивного искажения.

7.       Перечислите возможности и ограничения применения проективных методик.

8.       Приведите современную классификацию проективных методов.

9.       Дайте характеристику рисуночным техникам. С какой целью используются эти техники в психотерапевтическом процессе?

10.  Объясните суть апперцептивных техник, перечислите возможности и ограничения их применения.

11.  Сформулируйте основные условия, обеспечивающие использование проективных методик для психологической диагностики детей.

12.  С помощью каких проективных методик можно определить личностные особенности детей и подростков?

 

3. Оценочные средства промежуточной аттестации

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

«ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ»

1.     Классификация проективных методов исследования личности.

2.     Применение проективных методов в исследовании личности ребенка.

3.     Охарактеризуйте конститутивные техники, приведите примеры таких методик.

4.     Проблемы восприятия в проективных методах. Проекция и восприятие.

5.     Дайте описание и укажите область применения методик: Незаконченные предложения и Незавершенные рисунки (тест Вартегга)

6.     Охарактеризуйте конструктивные техники, приведите примеры таких методик.

7.      Дайте описание и укажите область применения методик: Сценотест, Расстановки с помощью кукол.

8.     Проблема операционального определения проекции (теория Л. Беллака).

9.     Охарактеризуйте интерпретационные техники, приведите примеры таких методик.

10.           Дайте описание и укажите область применения методик: ТАТ, ДАТ, Тест Рене - Жиля.

11.           Критика косвенных исследований личности в психологии индивидуальности.

12.           Охарактеризуйте катартические техники, приведите примеры таких методик.

13.           Дайте описание и укажите область применения психодраматических техник.

14.           Охарактеризуйте экспрессивные техники, приведите примеры таких методик.

15.           Теоретическое обоснование проективной методологии в отечественной психологии.

16.           Дайте описание и укажите область применения техник: Анализ почерка, изобразительной деятельности, рисунков на свободную или заданную тему.

17.           Схема анализа проективного рассказа С. Томкинса.

18.           Дайте описание и укажите область применения методик: «Дом-дерево-человек», «Двойной рисунок человека».

19.           Охарактеризуйте импрессивные техники, приведите примеры таких методик.

20.           Дайте описание и укажите область применения методик: тест Люшера, Цветовой тест отношений.

21.           Схема анализа проективной продукции Ф. Уайетта.

22.           Охарактеризуйте аддитивные техники, приведите примеры таких методик.

23.           Дайте описание и укажите область применения методик: «Неоконченные предложения», «Расскажи историю».

24.           Анализ проективного рассказа. Правила З. Пиотровского.

25.           Отличительные признаки проективных методик.

технологическая карта дисциплины

Наименование дисциплины / курса

Уровень / ступень образования

(бакалавриат, магистратура )

Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А,В,С)

Количество зачетных единиц / кредитов

Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте

Специалист

С.3

3

 

Смежные дисциплины по учебному плану:

Патопсихология, детская психиатрия, психологическая диагностика

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам)

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Эссе

письменно

внеаудиторная

2

8

ИТОГО:

 

 

2

8

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений по дисциплине)

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Тема 1. Проекция в психологии.

письменно

внеаудиторная

5

10

Тема 2. История проективного метода.

устно

аудиторная

5

10

Тема 3. Классификация и разбор проективных методик: Экспрессивные проективные методики.

устно

аудиторная

5

10

Тема 4. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на дополнении.

устно

аудиторная

5

10

Тема 5. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на интерцепции.

презентация

аудиторная

5

10

Тема 6. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на структурировании.

презентация

аудиторная

5

10

Посещение лекций, конспекты

 

устно

письменно

аудиторная

6

20

Итоговое тестирование по курсу

письменно

аудиторная

10

20

Итого минимум:

 

51

100

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Реферат по выбранной теме

письменно

внеаудиторная

3

10

Или

 

 

Обзор периодической печати по психологии

письменно

внеаудиторная

3

10

Или

 

 

Обзор сайтов по психологии

письменно

внеаудиторная

3

10

Итого:

3

10

 

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 51 балл.

 

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине    Конспекты занятий или Рефераты по пропущенным темам.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

 

1.     Бурлакова, Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкович. - М.  Ин-т общегуманит. исслед., 2001. - 339с.

2.     Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт –терапия. СПб. Речь. 2010. -336 с.

3.     Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / А.Г. Лидерс. - 2-е изд., стер., 3-е изд. стер. - М.: Academia : Издат. центр "Академия", 2007, 2008, 2006. - 431 с.

4.     Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. Учебн. пособие для студентов вузов. М. Астрель. 2011.- 400 с.

5.     Романова, Е. С. Психодиагностика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Е.С. Романова. - 2-е изд. - М. ; СПб.; Н. Новгород [и др.]: Питер, 2008, 2009. - 400 c.

 

Дополнительная:

 

1.     Беллак Л., Эбт Л.  и др. Проективная психология. Пер. с англ. 2-е изд., сокр., испр.- М, Психотерапия, 2010- 416 с.

2.     Бернс Р., Кауфман С.Кинетический рисунок семьи. М. Смысл.2006. – 146 с.

3.     Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М. Медицина. 1974.- 160 с.

4.     Валявко С.М. Проекция как основа изучения мотивации детей с  нарушением речевого развития // Наследие Зигмунда Фрейда и современность. Материалы IV международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения З. Фрейда. М. 2006. С. 17-19

5.     Валявко С.М., Князев К.Е. Возможности использования проективных методик для диагностики особенностей личностного развития дошкольников с ОНР // Экспериментальная психология, 2014. № 4.Т.7. C.110-122.

6.     Валявко С.М., Князев К.Е. Рисуночный тест Вартегга как инструмент диагностики особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом // Современные методы психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, исследования, квалиметрия. Межвузовский сборник научных статей. М. МГПУ. 2012. С. 27-33.

7.     Валявко С.М., Князев К.Е., Емельянова А.А. О возможности диагностики некоторых особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом рисуночными тестами // Системная психология и социология. 2013. № 2 (8). C. 72-78.

8.     Венгер А.Л.Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. - М. Владос.2002.- 160 с.

9.     Детская психодиагностика [Электронный ресурс] : практ. занятия: метод. указания / сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003.

10.    Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Электронный ресурс] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004.

11.    Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум [Электронный ресурс] : пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - СПб.: Каро, 2013.

12.    Князев К.Е. //  Научные предпосылки появления рисуночных методик: Исторический экскурс // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1 (31). С. 79-85.

13.    Когитон. Комплект психодиагностических методик для детей с 6 до 11 лет [Электронный ресурс]: практ. руководство / Н.Л. Белопольская. - М. : КОГИТО-Центр, 2013.

14.    Лубовский В.И., Валявко С.М., Князев К.Е. Забытый, но не утраченный тест // Системная психология и социология.2016. № 3 (19). С.23-30.

15.    Маховер К. Проективный рисунок человека. М. Смысл. 2000- 154 с.

16.    Музыченко Г.Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». СПб. Речь. 2013. -556 с.

17.    Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М. 2000 – 184 с.

18.    Рисуночный тест Вартегга. Пер. с нем. Е.Ю. Патяевой. М. Смысл. 2004 – 239 с.

19.    Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков. Учеб. пособие для студентов вузов / Е.Г. Суркова – М.: Аспект Пресс, 2008.- 319 с.

20.     Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб. Речь. 2003.- 120 с.

 


ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

 

http://www.pedlib.ru/Books/3/0062/3_0062-1.shtml

http://studopedia.ru/3_41967_obshchaya-harakteristika-narusheniy-u-autichnih-detey-osobennosti-emotsionalno-volevoy-i-kommunikativno-potrebnostnoy-sfer.html

http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met144/node14.html

http://beshkoreva.ucoz.ru/publ/sovety_psikhologa/razvitie_detej/volevyen_rasstrojstva_u_detej/7-1-0-16

http://www.psychology.ru/

http://www.psychology-online.net/

http://www.psy.msu.ru/



Самостоятельная запись (Студент)