Настройка зачисления на курс
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Часть I. Программа учебной дисциплины
Специальность 37.05.01 «Клиническая психология»
Квалификация специалиста: «Специалист»
Курс 5 очной формы обучения (10 семестр)
Москва
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
«Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте»
Дисциплина «Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 37.05.01 – «Клиническая психология»
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Раскрыть специфику применения проективных методов в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте; сформировать адекватные представления о роли и месте психологической диагностики в системе психологической помощи детям и взрослым. Познакомить студентов с наиболее известными проективными техниками, применяемыми в психодиагностике, научить анализу и интерпретации результатов. Раскрыть основные тенденции развития применения проективных методов в современной диагностике; обеспечить усвоение этических норм, обязательных для психолога-консультанта.
2. Место дисциплины в структуре ОПП.
Дисциплина «Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
знать:
- Научные основы проективной психодиагностики;
- принципы создания психодиагностических методик;
- закономерности процесса психодиагностики и основных характеристик ее проективного инструментария;
- конкретные области использования проективных методик.
уметь:
- организовывать процесс психологического тестирования;
- применять конкретные проективные психодиагностические методики в различных сферах практической деятельности;
- обрабатывать и интерпретировать результаты проективных методик;
- оценивать качество проективных психологических методов.
владеть:
- навыками диагностики сложных клиентов;
- навыками применения проективных методов в семейном консультировании,
- навыками разработки проективных психологических методик.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
5. Объем дисциплины и виды учебной работы
№ |
Вид учебной работы |
Количество часов |
№ семестра |
1. |
Аудиторные занятия: |
48 |
10 |
|
Лекции |
24 |
10 |
|
Практические занятия |
24 |
10 |
2. |
Самостоятельная работа |
60 |
10 |
|
Всего часов на дисциплину |
108 |
10 |
|
Виды итогового контроля |
зачет |
10 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Проекция в психологии.
Архетип в психологии. Примеры изначальных архетипов К.Г. Юнга. Черты архетипа по Юнгу. Символы. Архетипы в литературе. Сюжетные архетипы. Архетипы героя. Использование архетипов в рекламе.
Тема 2. История проективного метода.
Термин проекция. Идеи проекции до З.Фрейда. Гипотеза проективного метода. Четыре вида проекции. Потенциал проекции в диагностике. Проекция как подход в психологической диагностике. Проекция в психодиагностике. Плюсы проективного подхода. Классификация основных проективных методик. Теоретические представления о проективном подходе к психологической диагностике. Объективные, субъективные и проективные методы. L-данные, Q- данные, T-данные. Сопоставление классификаций. Теоретическая критика проективного подхода в психодиагностике. Научная Критика проективного подхода. Проективный парадокс. Научные плюсы проективного подхода. Потенциал проекции в психодиагностике.
Тема 3. Классификация и разбор проективных методик: Экспрессивные проективные методики.
Экспрессия как группа проективных методов. Примеры экспресивных проективных методик.
Тема 4. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на дополнении.
Проективные методики «дополнения». Тест неоконченного предложения Сакса-Сиднея. Рисуночный тест Вартегга (WZT).
Тема 5. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на интерцепции.
Интерпретативные методики. ТАТ.
Тема 6. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на структурировании.
Проективные методики: Структурирование. Определение. Методика чернильных пятен Роршаха. «Пятна» Роршаха.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ |
Всего часов |
Лекции |
Прак тич. занятия |
Самост работа |
1 |
Тема 1. Проекция в психологии. |
18 |
4 |
4 |
10 |
2 |
Тема 2. История проективного метода. |
18 |
4 |
4 |
10 |
3 |
Тема 3. Классификация и разбор проективных методик: Экспрессивные проективные методики. |
18 |
4 |
4 |
10 |
4 |
Тема 4. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на дополнении. |
18 |
4 |
4 |
10 |
5 |
Тема 5. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики, основанные на интерцепции. |
18 |
4 |
4 |
10 |
6 |
Тема 6. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики, основанные на структурировании. |
18 |
4 |
4 |
10 |
|
Всего: |
108 |
24 |
24 |
60 |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Задание 1. Реферат
Требования к структуре реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого пункта;
3) введение;
4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии |
Показатели |
Новизна реферированного теста 2 балла |
- актуальность проблемы и
темы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений |
Степень раскрытия сущности проблемы 3 балла |
- соответствие плана теме
реферата; |
Обоснованность выбора источников 1 балл |
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме |
Соблюдение требований к оформлению 1 балл |
- правильное оформление
ссылок на используемую литературу; |
Грамотность 1 балл |
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - литературный стиль. |
Максимальный балл за данную контрольную точку составляет 8 баллов.
Тематика рефератов по дисциплине
1. История возникновения проективных методов
2. Этапы и циклы в развитии проективной психологии
3. Проекция и восприятие
4. Основные положения и проблемы проективной психологии Л. Абта
5. Теория апперцептивного искажения Л. Беллака
6. Теоретические взгляды Г. Мюррея на проекцию и проективный эксперимент
7. Изучение коммуникации экспериментатора с обследуемым ребенком при проективном исследовании
8. Уровни возможной помощи ребенку в создании проективной продукции
9. «Рисунок человека» как проективный тест в работе с детьми
10. Использование цветовых проективных методик для работы с детьми
Задание 2. Самостоятельная работа
Опробовать на 10 испытуемых и проанализировать полученные результаты по одной из следующих методик:
1. Методика управляемой проекции В.В. Столина
2. Рисуночный тест Э. Вартегга
3. Методика «Свободный чертеж ограниченной протяженности» Т. Абеля
4. Тест семейных отношений Дж. Антони и Е. Бине
5. Системный тест семьи (FAST) Т. Геринга и И. Вилера
6. Тест Л. Сонди
7. Тест Г. Роршаха
8. Тест аранжировки картины (PAT) С. Томкинса
9. Методика «Два дома» И. Вандвика и П. Экблада
10. Тест детской апперцепции (CAT) Л. Беллака и А. Беллака
11. Цветовой тест отношений А. Эдкинда
12. Методика рисуночных фрустраций С. Розенцвейга
Задание 3. Устный опрос
1. Охарактеризуйте содержание понятия «проективные методы». Определите их место и роль в деятельности клинического психолога.
2. Опишите отличительные признаки проективной психологии, обозначьте границы и объем вмешательства. Рассмотрите сходство и отличия проективной психологии с другими формами психологической работы.
3. Историческое становление и развитие проективных методов.
4. Охарактеризуйте проблемы восприятия в проективных методах
5. Назовите современные концептуальные тенденции проективной психологии.
6. Приведите примеры динамических проблем, рассматриваемых как случаи апперцептивного искажения.
7. Перечислите возможности и ограничения применения проективных методик.
8. Приведите современную классификацию проективных методов.
9. Дайте характеристику рисуночным техникам. С какой целью используются эти техники в психотерапевтическом процессе?
10. Объясните суть апперцептивных техник, перечислите возможности и ограничения их применения.
11. Сформулируйте основные условия, обеспечивающие использование проективных методик для психологической диагностики детей.
12. С помощью каких проективных методик можно определить личностные особенности детей и подростков?
3. Оценочные средства промежуточной аттестации
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ
«ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ»
1. Классификация проективных методов исследования личности.
2. Применение проективных методов в исследовании личности ребенка.
3. Охарактеризуйте конститутивные техники, приведите примеры таких методик.
4. Проблемы восприятия в проективных методах. Проекция и восприятие.
5. Дайте описание и укажите область применения методик: Незаконченные предложения и Незавершенные рисунки (тест Вартегга)
6. Охарактеризуйте конструктивные техники, приведите примеры таких методик.
7. Дайте описание и укажите область применения методик: Сценотест, Расстановки с помощью кукол.
8. Проблема операционального определения проекции (теория Л. Беллака).
9. Охарактеризуйте интерпретационные техники, приведите примеры таких методик.
10. Дайте описание и укажите область применения методик: ТАТ, ДАТ, Тест Рене - Жиля.
11. Критика косвенных исследований личности в психологии индивидуальности.
12. Охарактеризуйте катартические техники, приведите примеры таких методик.
13. Дайте описание и укажите область применения психодраматических техник.
14. Охарактеризуйте экспрессивные техники, приведите примеры таких методик.
15. Теоретическое обоснование проективной методологии в отечественной психологии.
16. Дайте описание и укажите область применения техник: Анализ почерка, изобразительной деятельности, рисунков на свободную или заданную тему.
17. Схема анализа проективного рассказа С. Томкинса.
18. Дайте описание и укажите область применения методик: «Дом-дерево-человек», «Двойной рисунок человека».
19. Охарактеризуйте импрессивные техники, приведите примеры таких методик.
20. Дайте описание и укажите область применения методик: тест Люшера, Цветовой тест отношений.
21. Схема анализа проективной продукции Ф. Уайетта.
22. Охарактеризуйте аддитивные техники, приведите примеры таких методик.
23. Дайте описание и укажите область применения методик: «Неоконченные предложения», «Расскажи историю».
24. Анализ проективного рассказа. Правила З. Пиотровского.
25. Отличительные признаки проективных методик.
Наименование дисциплины / курса |
Уровень / ступень образования (бакалавриат, магистратура ) |
Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А,В,С) |
Количество зачетных единиц / кредитов |
Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте |
Специалист |
С.3 |
3 |
Смежные дисциплины по учебному плану: |
||||
Патопсихология, детская психиатрия, психологическая диагностика |
||||
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам) |
||||
Тема или задание текущей аттестационной работы |
Виды текущей аттестации |
Аудиторная или внеаудиторная |
Минимальное количество баллов |
Максимальное количество баллов |
Эссе |
письменно |
внеаудиторная |
2 |
8 |
ИТОГО: |
|
|
2 |
8 |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине) |
||||
Тема или задание текущей аттестационной работы |
Виды текущей аттестации |
Аудиторная или внеаудиторная |
Минимальное количество баллов |
Максимальное количество баллов |
Тема 1. Проекция в психологии. |
письменно |
внеаудиторная |
5 |
10 |
Тема 2. История проективного метода. |
устно |
аудиторная |
5 |
10 |
Тема 3. Классификация и разбор проективных методик: Экспрессивные проективные методики. |
устно |
аудиторная |
5 |
10 |
Тема 4. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на дополнении. |
устно |
аудиторная |
5 |
10 |
Тема 5. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на интерцепции. |
презентация |
аудиторная |
5 |
10 |
Тема 6. Классификация и разбор проективных методик: Проективные методики основанные на структурировании. |
презентация |
аудиторная |
5 |
10 |
Посещение лекций, конспекты
|
устно письменно |
аудиторная |
6 |
20 |
Итоговое тестирование по курсу |
письменно |
аудиторная |
10 |
20 |
Итого минимум: |
|
51 |
100 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ |
||||
Тема или задание текущей аттестационной работы |
Виды текущей аттестации |
Аудиторная или внеаудиторная |
Минимальное количество баллов |
Максимальное количество баллов |
Реферат по выбранной теме |
письменно |
внеаудиторная |
3 |
10 |
Или |
|
|
||
Обзор периодической печати по психологии |
письменно |
внеаудиторная |
3 |
10 |
Или |
|
|
||
Обзор сайтов по психологии |
письменно |
внеаудиторная |
3 |
10 |
Итого: |
3 |
10 |
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 51 балл.
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине Конспекты занятий или Рефераты по пропущенным темам.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Бурлакова, Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкович. - М. Ин-т общегуманит. исслед., 2001. - 339с.
2. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт –терапия. СПб. Речь. 2010. -336 с.
3. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / А.Г. Лидерс. - 2-е изд., стер., 3-е изд. стер. - М.: Academia : Издат. центр "Академия", 2007, 2008, 2006. - 431 с.
4. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. Учебн. пособие для студентов вузов. М. Астрель. 2011.- 400 с.
5. Романова, Е. С. Психодиагностика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Е.С. Романова. - 2-е изд. - М. ; СПб.; Н. Новгород [и др.]: Питер, 2008, 2009. - 400 c.
Дополнительная:
1. Беллак Л., Эбт Л. и др. Проективная психология. Пер. с англ. 2-е изд., сокр., испр.- М, Психотерапия, 2010- 416 с.
2. Бернс Р., Кауфман С.Кинетический рисунок семьи. М. Смысл.2006. – 146 с.
3. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М. Медицина. 1974.- 160 с.
4. Валявко С.М. Проекция как основа изучения мотивации детей с нарушением речевого развития // Наследие Зигмунда Фрейда и современность. Материалы IV международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения З. Фрейда. М. 2006. С. 17-19
5. Валявко С.М., Князев К.Е. Возможности использования проективных методик для диагностики особенностей личностного развития дошкольников с ОНР // Экспериментальная психология, 2014. № 4.Т.7. C.110-122.
6. Валявко С.М., Князев К.Е. Рисуночный тест Вартегга как инструмент диагностики особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом // Современные методы психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, исследования, квалиметрия. Межвузовский сборник научных статей. М. МГПУ. 2012. С. 27-33.
7. Валявко С.М., Князев К.Е., Емельянова А.А. О возможности диагностики некоторых особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом рисуночными тестами // Системная психология и социология. 2013. № 2 (8). C. 72-78.
8. Венгер А.Л.Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. - М. Владос.2002.- 160 с.
9. Детская психодиагностика [Электронный ресурс] : практ. занятия: метод. указания / сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003.
10. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Электронный ресурс] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004.
11. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум [Электронный ресурс] : пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - СПб.: Каро, 2013.
12. Князев К.Е. // Научные предпосылки появления рисуночных методик: Исторический экскурс // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1 (31). С. 79-85.
13. Когитон. Комплект психодиагностических методик для детей с 6 до 11 лет [Электронный ресурс]: практ. руководство / Н.Л. Белопольская. - М. : КОГИТО-Центр, 2013.
14. Лубовский В.И., Валявко С.М., Князев К.Е. Забытый, но не утраченный тест // Системная психология и социология.2016. № 3 (19). С.23-30.
15. Маховер К. Проективный рисунок человека. М. Смысл. 2000- 154 с.
16. Музыченко Г.Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». СПб. Речь. 2013. -556 с.
17. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М. 2000 – 184 с.
18. Рисуночный тест Вартегга. Пер. с нем. Е.Ю. Патяевой. М. Смысл. 2004 – 239 с.
19. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков. Учеб. пособие для студентов вузов / Е.Г. Суркова – М.: Аспект Пресс, 2008.- 319 с.
20. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб. Речь. 2003.- 120 с.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
http://www.pedlib.ru/Books/3/0062/3_0062-1.shtml
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met144/node14.html
http://www.psychology-online.net/
- Преподаватель: Валявко Светлана Михайловна