Тьюторское сопровождение в образовании
1. История возникновения тьюторства
Образование и воспитание в Средние века. В XI–XII ве-ках происходит образование университета как «социокультурного института». В свою очередь, «университеты (в пер. с латы-ни «совокупность») образовывали закрытые пространства, кампусы, сообщества людей, говорящих на одном языке, проповедующих культурные ценности и научные идеи».
Рост университетов был вызван развитием городов, культурных запросов горожан, способствовал производству и торговле. В XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, а в XIV в. прибавилось еще 25, в том числе в Пизе, Гейдельберге, Кельне, Вене, Праге, Кракове (Ягеллонский университет).
Права открывшихся университетов подтверждались привилегиями – особыми документами за подписью папы или царственных особ, закреплявших университетскую автономию (суд, управление, присвоение ученых степеней), освобождение от воинской службы. Первые университеты были очень мобильны, они переезжали в случае чумы, войны и прочих бедствий. Часто из университета в университет переходили студенты, приглашались профессора.
В те времена все учащиеся покидали свои семьи для то-го, чтобы переехать в университет для обучения. Студенты могли выбирать и решать сами, лекции каких профессоров им посещать. Кроме того, в то время было распространено такое явление, когда студенты одних учебных заведений посещали лекции преподавателей из других университетов. Конечно, студен-ту, особенно в начале его образовательного пути, было весьма трудно определиться в том, что ему изучить сегодня, а что зав-тра, выявить склонности к тем или иным предметам. И именно на данном этапе появляется тьютор, который помогал студентам «выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени».
«Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы».
В Средневековье для обучения в университете студенты должны были освоить такой первостепенный навык, как само-образование, который помогал им находить и осваивать необходимые знания. А тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.
С развитием истории воспитательные функции тьютора постепенно расширялись, и вскоре «добавилась помощь подопечным в образовательном процессе, развитии и самоопределении учеников».
Однако говорить о тьюторстве, как о феномене в образовании, мы можем о том, который возник в Великобритании в XIV веке «в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже».
В те времена в английских университетах тьюторы, выполняя функции наставников, были необходимым связующим звеном между профессорами и студентами. Английский университет не заботился о том, чтобы студенты слушали именно определенные курсы. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. Первые пять постоянных кафедр (греческого и еврейского языков, римского права и медицины) были введены только в начале XVI века. В свою очередь куратор помогал сопоставлять личные предпочтения подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс.
Пребывание в университете не считалось формальным приобретением знаний. Основным процессом получения университетской образованности был процесс самообразования, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения самообразования (технологического, технического). Тьютор не получал для этого никакого специального педагогического образования, он передавал свой опыт самообразования в силу того, что владел техниками рефлексии и передачи, оставаясь в пол-ном смысле университетской фигурой: «тьюторствуя», он продолжал вести научные исследования, самообразовываться, жить университетской жизнью.
Университеты были ярчайшим воплощением социокультурных перемен, которые, по точному выражению немецкого философа прошлого века Э. Кассирера, «заставляли искать равновесия между средневековой верой в Бога и ренессансной верой в себя». Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Она держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам.
Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения. Как правило, большинство средневековых университетов имели четыре факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический. Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.
Современные европейские университеты нового типа, определяемые как проектно-исследовательские, выделяют в качестве главной ценности образования умение работать с управляемым будущим.
Здесь, вновь становится востребованной тьюторская деятельность, где тьютор начинает выполнять функцию разработчика образовательных проектов или программ, выступает как консультант в сфере образовательных услуг, совмещая позицию наставника, ассистента и проектировщика
Исторические основания тьюторства в России. Ситуация в сфере образования в России складывалась иначе. Немецкая модель университета, которую унаследовала Россия, не предполагала института тьютора.
Ко времени возникновения первого университета в Рос-сии (1755 г. – на 600 лет позже, чем в Европе), университет как институт образования «оброс» системой кафедр и программ изучения каждого курса. В России это было введено как должное. Своих и иностранных преподавателей было мало, никаких условий для возникновения внутреннего и внешнего, свободного и открытого образовательного пространства, а значит, и «со-провождения движения», в нем не было.
Наставничество складывалось скорее среди домашних учителей, но, если сравнивать их с тьюторами, мы сразу видим, чего там не хватало: ценностей корпоративности, гражданского общества, открытого образовательного пространства существо-вал только индивидуальный подход к подопечному.
Приведем некоторые примеры.
Гувернеры в аристократических семьях. В качестве исторического примера приведем В. А. Жуковского и его роль в воспитании наследника престола Романовых Александра Николаевича. Поэт сознательно и целенаправленно готовился к многолетнему исполнению педагогической деятельности, он составил План учения, который, в свою очередь, был представлен на суд Императора и после тщательного изучения утвержден. Цель воспитания и учения поэту определил как «образование для добродетели».
Царскосельский лицей. 12 августа 1810 года царь Александр I подписал проект о создании в двадцати верстах от сто-лицы особого, закрытого учебного заведения, где небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. В Императорский Лицей принимали мальчиков 10-12 лет из дворянских семей. Для поступления необходимо было сдать вступительные экзамены. 30 мальчиков, успешно сдавших экзамены, поступили на первый курс нового учебного заведения, среди которых 12 летний кудрявый юноша – Александр Пушкин.
19 октября 1811 года во дворцовом флигеле Царского Села состоялось торжественное открытие Лицея. После молебна в придворной церкви лицеистов, 10–14-летних мальчиков, одетых в новую парадную форму – в синие мундиры с красными воротниками, шитыми серебром, в белые брюки и высокие ботфорты, – ввели в большой лицейский зал. Между колонн стоял стол, по-крытый красным сукном с золотой бахромой. На столе лежала «Высочайшая грамота» – указ царя об открытии Лицея. Лицеистов выстроили в три шеренги справа от стола. Вместе с ними встало их взволнованное начальство: директор, инспектор, гувернѐры, – а напротив, лицом к ним, выстроились лицейские профессора и чиновники. Никто и не мог даже представить, что перед присутствующими стояла будущая краса и гордость России: великий русский поэт Александр Пушкин, будущий русский адмирал и кругосветный путешественник Федор Матюшкин, будущий генерал-майор русской армии Владимир Вольховский. В этом же строю стоял еще один юноша, выше которого в государстве будет только император – это Александр Горчаков. Блистательный русский дипломат и государственный деятель, канцлер.
Что или кто повлиял на то, что выпускники этого нового Лицея будут элитой России? В чем феномен Царскосельского Лицея? Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих». Од-на из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыс-лить. «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.
Огромное значение в жизни Царскосельского лицея имела его библиотека, созданная в 1811 году. Библиотека Царско-сельского лицея была одной из лучших в России того времени, она сложилась в эпоху расцвета русской классической литера-туры. В ней оказались первые издания почти всех авторов, начиная с первого иллюстрированного издания басен Ивана Андреевича Крылова. Книги там подбирались со вкусом, с бережным отношением к умам воспитанников.
При приобретении книг руководствовались не красочностью переплета, а исключительно целесообразностью: что будет интересно воспитанникам для того, чтобы достойно подготовить-ся к будущей государственной деятельности. А еще руководство-вались интересами и склонностями самих воспитанников. Например, для лицеиста первого курса Федора Матюшкина, который мечтал стать мореплавателем, приобрели «Путешествие вокруг света», «Записки флота капитана Головнина» «Справочник по навигации». Пройдут годы, юнец Федор Матюшкин ста-нет Адмиралом русского флота Федором Федоровичем Матюшкиным, в честь которого назовут мыс в Северном Ледовитом океане и одну из высот на острове Врангеля в Чукотском море.
Не только к ученикам, но и к преподавателям в Лицее предъявлялись высочайшие требования. Малиновский, вступая в должность, специальным пунктом оговорил свое право набирать и утверждать профессоров. Это были большей частью молодые люди, энергичные, преданные своему делу, не боявшиеся экспериментировать. И Малиновский, и сменивший его на этом посту Е. А. Энгельгардт всеми силами стремились добиться, чтобы лицейские преподаватели не просто проповедовали истины с высоты своей кафедры, а стали каждому лицеисту настоящим другом, стремились учить детей собственным примером. У каждого лицеиста, безусловно, были свои любимые преподаватели, в зависимости от личной предрасположенности к тому или иному предмету, но были и всеобщие любимцы: учитель «нравственных наук» И. К. Кайданов, словесники Кошанский, Галич, француз де Будри. Секрет их популярности кроется в любви к своим подопечным, в атмосфере дружбы и доброжелательности, царившей на их уроках.
Обратимся к интереснейшему документу Лицея, определяющего его учебно-воспитательную деятельность. «Учебно-воспитательная часть: Туторская служба лежит в основе всего учебно-воспитательного дела. Сосредоточение возможно большего числа учебных предметов в руках одного тутора и работа одного и того же тутора в классе возможно большее число лет наиболее целесообразны и в педагогическом и в дидактическом отношении.
Инструкция туторам гимназических классов. Главная задача тутора – индивидуальное воспитание вверенных ему учеников. Решение ее требует:
основательного знакомства с индивидуальностью, т. е. отличительными особенностями воспитанника;
систематического духовного и телесного развития воспитанника сообразно с его особенностями.
Источниками такого знакомства являются: сам воспитанник, его школьная жизнь, его домашнее воспитание».
«Заботясь об умственном развитии питомца», – говорит-ся в инструкции,– «тутор (состоя вместе с тем и преподавателем во вверенном ему классе) следит за общими успехами ученика: он приучает его к правильному, самостоятельному умственному труду, оказывает ему в необходимых случаях руководящую по-мощь во время приготовления уроков, но и тут не мешая его самостоятельности, заботится, чтобы труд воспитанника отличался посильною равномерностью. С этою целью тутор находится в постоянном общении с преподавателями своего класса, обмениваясь с ними своими наблюдениями и мнениями. В случае не-успешности воспитанника тутор исследует причину этого и старается по возможности устранить ее».
Следя за нравственным развитием питомца, тутор поощряет его во всем хорошем и не дает развиваться отрицательным сторонам его характера. Для этой цели тутор беседует как с родителями воспитанника, так и с прочими его наставниками, в особенности с главным надзирателем пансиона, обменивается свои-ми наблюдениями над ходом нравственного развития воспитан-ника и принимает сообща с ними меры, клонящие его к благу.
Главную заботу о физическом развитии ученика несут врач и, по его указаниям, главный надзиратель пансиона. Тутор присутствует утром и вечером на репетициях, т. е. во время приготовления уроков учениками. Он наблюдает, чтобы работа учеников была: самостоятельна, целесообразна, осмысленна и аккуратна.
Тутор может уменьшить объем задания, если ученик не в силах его выполнить, о чем предупреждает учителя. Так же учитель предупреждает тутора, если ученик не выполнил задания по какой-то причине (болезнь, лень, небрежность, медлительность и т. п.). Тутор старается внушить ученикам, чтобы они ко всем учебным предметам относились одинаково серьезно, и наблюдает, что-бы предмет, который он сам преподает, занимал подобающее ме-сто, не заслоняя собою других предметов и не давая им заслонять себя. Тутор при первых признаках неуспешности ученика принимает меры: усиливает надзор за приготовлением уроков воспитан-ником, заставляет в свободное время восполнить пробелы в знаниях, проводит в свободное время особые занятия с этим учеником.
Тутор ежедневно проверяет «Дневник» Лицея, где записываются все замечания в адрес учеников, и заставляет их в тот же день выучивать отмеченный урок.
Во время приемных экзаменов тутор присутствует на экзамене ученика, который будет в его ведении во время обучения в Лицее, со-бирает результаты экзаменов и докладывает о них на конференции.
Во время поверочных экзаменов тутор сообщает ученикам о сроках испытаний, их порядке, наблюдает за подготовкой учеников, помогая устранить пробелы в знаниях. Во время переходных экзаменов тутор помогает готовиться ученикам к испытаниям, присутствует на них, докладывает на конференциях свои заключения. Во время праздников туторы дежурят в храме Лицея, наблюдая за порядком. Дежуря в пансионах, туторы занимаются со слабыми учениками, организовывают разные развлечения.
В конце каждой недели тутор представляет отчет об успеваемости и поведении учеников, обсуждая меры воздействия на учеников.
В конце каждой четверти тутор готовит отчет для педагогической конференции, который включает:
отметки, внесенные в матрикул воспитанников;
характеристики каждого ученика для внесения в матрикул;
отзыв о ходе умственного, нравственного и физического развития ученика;
характеристику всего класса.
Тутор заполняет после конференции матрикул, который сдает в канцелярию Лицея; извещает родителей об успехах учеников.
Представленный документ Лицея о деятельности российских тьюторов ХIХ века предоставляет современным исследователям истории становления тьюторства в России богатый материал.
Выводы:
1. Феномен тьюторства связан с историей европейских университетов XII века и происходит из Великобритании. Он оформился к XIV веке в классических английских университетах Оксфорде и Кембридже. С этого времени тьюторство можно рассматривать как исторически сложившуюся форму университетского наставничества.
2. В России тьюторство было малоизвестно, так как отечественная система образования ориентировалась преимущественно на немецкую модель университетского образования. Но отдельные прецеденты отечественной тьюторской практики были.
3. В качестве прецедентов тьюторства в отечественном образовании можно рассматривать систему гувернерства, «туторов» Лицея памяти Цесаревича Николая Александровича, от-дельных педагогов, исповедовавших принципы свободного раз-вития личности, признававшие ценность «самости»