Базой инклюзии детей с ограниченными возможностями является принцип равных прав и возможностей получения образования. Инклюзивное (лат. include –заключаю, включаю) или включенное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех. Ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается реда, способная удоблетворить его особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка в общую образовательную среду, которая учитывает индивидуальные особенности и опирается на сильные стороны ребенка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

В условиях инклюзии ребенок будет также нуждаться в услугах службы психологической и дефектологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями. Для успеха интеграции в образовательном пространстве должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому условием эффективности отечественной версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении.

Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.
При условии раннего выявления и организации адекватного медико-психолого-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация функций могут быть достигнуты в 60% случаев к 3 годам. Полноценное развитие каждого ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями как неотъемлемое право человека и одна из важнейших целей государственной политики становится сферой деятельности, в которой  переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, государственных структур, всего общества в целом. Поэтому дети с проблемами в развитии интеллектуальной, физической, психической сфер  рассматриваются как объекты особой общественной заботы и помощи.
Цель курса - познакомить студентов с теорией и практикой ранней комплексной помощи младенцам и детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровьяи жизнедеятельности.
Задачи:
  • изучить научные основания ранней комплексной помощи,  изучить основные понятия и термины специальной и абилитационной педагогики;
  • сформировать знания о моделях нарушенного развития;
  • сформировать знания о методах медико-социального и психолого-педагогического консультирования специалистами служб ранней помощи в области абилитации ребенка младенческого и раннего возраста;
  • сформировать знания о методах междисциплинарной оценки уровня развития ребенка младенческого и раннего возраста с нарушениями развития;
  • сформировать знания о способах повышения эффективности процесса абилитации детей с нарушениями развития;
  • обобщать, систематизировать и использовать современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии в процессе междисциплинарной командной деятельности специалистов




Название дисциплины: "Специальное и инклюзивное образование"

Цель: познакомить студентов с основами истории, социокультурного контекста и теоретических, правовых, философских  основ инклюзивного обучения и образовательной практики специального и инклюзивного образования, зарубежными тенденциями инклюзивного образования; дать обобщённые теоретические представления о специальном и инклюзивном образовании как об особом социокультурном феномене и сформировать необходимые компетенции в области организации и ведения коррекционно-педагогической работы в условиях образовательной организации общего (массового) назначения.

Задачи: 

  • сформировать целостное представление о специальном и инклюзивном образовании как составной части педагогического научного знания, его объекте и предмете, цели и задачах, научных основаниях и принципах; 
  • дать представление об особых (специальных) образовательных потребностях лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности; психолого-педагогическую характеристику детей различных нозологических групп;
  • познакомить с основами воспитания, обучения и развития различных категорий детей с особыми образовательными потребностями (ООП); 
  • сформировать компетенции по организации и ведению коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ООП, в условиях общеобразовательной организации общего назначения; 
  • дать представление о современной системе специальных и инклюзивного образования, педагогических системах и формах организации специального образования (интеграция, инклюзия, специальные учреждения).

    Дисциплина «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б.1.Б.9)

      Цель освоения дисциплины: познакомить студентов с основами теории и практики специальной педагогики и психологии, соотношением этих наук, понятийным аппаратом, научными основаниями, дать теоретические представления о специальном обра­зовании как об особом социокультурном образовательном фе­номене и сформировать необходимые навыки организации и ведения коррекционно-воспитательной работы в условиях массового детского учреждения.

      Цель освоения дисциплины: подготовка бакалавров к практической деятельности по реализации психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями слуха и зрения  в рамках образовательной организации.

      Задачи освоения дисциплины:

      • изучение теоретических основ семейного воспитания в области сурдопедагогики и  тифлопедагогики;
      • позитивная мотивация участия в реализации данного направления в комплексе с другими направлениями модернизации образования;
      • понимание сущности практической деятельности по реализации психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями слуха и зрения,  её специфики и отличий от иных типов и моделей семейного воспитания;
      • овладение соответствующим понятийным аппаратом и терминологией;
      • понимание сущности, основных ценностей и механизмов деятельности социальных институтов, органов, форм общественного участия в семейном воспитании детей в рамках  образовательной организации;
      • знание и понимание существующего состояния и проблем в области психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями слуха и зрения,   решение которых зависит от повышения педагогической компетентности родителей и представителей социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности ;
      • знание отечественного и зарубежного опыта в области психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями слуха и зрения ;
      • знание нормативной и правовой базы семейного воспитания детей с сенсорными нарушениями;
      • понимание основных функций, форм, методов и механизмов участия семьи на всех уровнях системы образования;
      • понимание необходимости и важнейших способов и форм партнерства и диалога между семейной, государственной (ведомственной) и общественной составляющими процесса сопровождения  семей, имеющих детей с нарушениями слуха и зрения;
      • раскрыть социокультурную сущность семейного воспитания детей с нарушениями слуха и зрения, показать его роль в социализации ребенка с ограниченными возможностями;
      • освоение опыта педагогической дея­тельности в сфере семейного воспитания различных категорий детей с нарушениями слуха и  зрения .
      • способность оценивать результаты и эффекты (как собственно образовательные, так внесистемные – социокультурные, экономические и др.), возникающие вследствие организации семейного воспитания  детей с нарушениями слуха и  зрения .

      Место дисциплины в структуре программы бакалавриата: Дисциплина «Семейное воспитание детей с сенсорными нарушениями» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин Б.1.В.9.


      Специальная педагогика — обширная и многоаспектная отрасль педагогического знания,
      это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование
      в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой,
      при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или
      невозможно. Курс рассматривает понятийный аппарат и научные основы специальной педагогики, историю становления, актуальную классификацию аномалий развития, формы обучения лиц с особыми образовательными потребностями.

      Цель: познакомить студентов с историей, социокультурным контекстом, теоретическими, правовыми, философскими  основами специальной педагогики,  дать обобщённые теоретические представления о специальном  образовании как об особом социокультурном феномене и сформировать необходимые компетенции в области педагогической диагностики, организации и ведения кпедагогической работы в условиях образовательной организации общего (массового) назначения.

      Задачи: 

      • сформировать целостное представление о специальной педагогике как составной части педагогического научного знания,  объекте и предмете, цели и задачах, научных основаниях и принципах; 
      • дать представление об особых (специальных) образовательных потребностях лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности; психолого-педагогическую характеристику детей различных нозологических групп;
      • познакомить с основами воспитания, обучения и развития различных категорий детей с особыми образовательными потребностями (ООП); 
      • дать представление о современной системе специальных и инклюзивного образования, педагогических системах и формах организации специального образования (специальное образование, интеграция, инклюзия).