Базой инклюзии детей с ограниченными возможностями является принцип равных прав и возможностей получения образования. Инклюзивное (лат. include –заключаю, включаю) или включенное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех. Ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается реда, способная удоблетворить его особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка в общую образовательную среду, которая учитывает индивидуальные особенности и опирается на сильные стороны ребенка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
В условиях инклюзии ребенок будет также нуждаться в услугах службы психологической и дефектологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями. Для успеха интеграции в образовательном пространстве должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому условием эффективности отечественной версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении.
- Преподаватель: Соколова Ольга Юрьевна
При условии раннего выявления и организации адекватного медико-психолого-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация функций могут быть достигнуты в 60% случаев к 3 годам. Полноценное развитие каждого ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями как неотъемлемое право человека и одна из важнейших целей государственной политики становится сферой деятельности, в которой переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, государственных структур, всего общества в целом. Поэтому дети с проблемами в развитии интеллектуальной, физической, психической сфер рассматриваются как объекты особой общественной заботы и помощи.
- изучить научные основания ранней комплексной помощи, изучить основные понятия и термины специальной и абилитационной педагогики;
- сформировать знания о моделях нарушенного развития;
- сформировать знания о методах медико-социального и психолого-педагогического консультирования специалистами служб ранней помощи в области абилитации ребенка младенческого и раннего возраста;
- сформировать знания о методах междисциплинарной оценки уровня развития ребенка младенческого и раннего возраста с нарушениями развития;
- сформировать знания о способах повышения эффективности процесса абилитации детей с нарушениями развития;
- обобщать, систематизировать и использовать современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии в процессе междисциплинарной командной деятельности специалистов
- Преподаватель: Соколова Ольга Юрьевна
Название дисциплины: "Специальное и инклюзивное образование"
Цель:
познакомить студентов с основами истории, социокультурного контекста и теоретических, правовых, философских основ инклюзивного обучения и образовательной практики
специального и инклюзивного образования, зарубежными тенденциями инклюзивного образования;
дать обобщённые теоретические представления о специальном и инклюзивном
образовании как об особом социокультурном феномене и сформировать
необходимые компетенции в области организации и ведения
коррекционно-педагогической работы в условиях образовательной
организации общего (массового) назначения.
Задачи:
- сформировать целостное представление о специальном и инклюзивном образовании как составной части педагогического научного знания, его объекте и предмете, цели и задачах, научных основаниях и принципах;
- дать представление об особых (специальных) образовательных потребностях лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности; психолого-педагогическую характеристику детей различных нозологических групп;
- познакомить с основами воспитания, обучения и развития различных категорий детей с особыми образовательными потребностями (ООП);
- сформировать компетенции по организации и ведению коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ООП, в условиях общеобразовательной организации общего назначения;
- дать представление о современной системе специальных и инклюзивного образования, педагогических системах и формах организации специального образования (интеграция, инклюзия, специальные учреждения).
- Преподаватель: Соколова Ольга Юрьевна
Дисциплина «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б.1.Б.9)
Цель освоения дисциплины: познакомить студентов с основами теории и практики специальной педагогики и психологии, соотношением этих наук, понятийным аппаратом, научными основаниями, дать теоретические представления о специальном образовании как об особом социокультурном образовательном феномене и сформировать необходимые навыки организации и ведения коррекционно-воспитательной работы в условиях массового детского учреждения.
- Преподаватель: Соколова Ольга Юрьевна
- Преподаватель: Соколова Ольга Юрьевна
Цель освоения дисциплины: подготовка бакалавров к практической деятельности по реализации психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями слуха и зрения в рамках образовательной организации.
Задачи освоения дисциплины:
- изучение теоретических основ семейного воспитания в области сурдопедагогики и тифлопедагогики;
- позитивная мотивация участия в реализации данного направления в комплексе с другими направлениями модернизации образования;
- понимание сущности практической деятельности по реализации психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями слуха и зрения, её специфики и отличий от иных типов и моделей семейного воспитания;
- овладение соответствующим понятийным аппаратом и терминологией;
- понимание сущности, основных ценностей и механизмов деятельности социальных институтов, органов, форм общественного участия в семейном воспитании детей в рамках образовательной организации;
- знание и понимание существующего состояния и проблем в области психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями слуха и зрения, решение которых зависит от повышения педагогической компетентности родителей и представителей социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности ;
- знание отечественного и зарубежного опыта в области психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями слуха и зрения ;
- знание нормативной и правовой базы семейного воспитания детей с сенсорными нарушениями;
- понимание основных функций, форм, методов и механизмов участия семьи на всех уровнях системы образования;
- понимание необходимости и важнейших способов и форм партнерства и диалога между семейной, государственной (ведомственной) и общественной составляющими процесса сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями слуха и зрения;
- раскрыть социокультурную сущность семейного воспитания детей с нарушениями слуха и зрения, показать его роль в социализации ребенка с ограниченными возможностями;
- освоение опыта педагогической деятельности в сфере семейного воспитания различных категорий детей с нарушениями слуха и зрения .
- способность оценивать результаты и эффекты (как собственно образовательные, так внесистемные – социокультурные, экономические и др.), возникающие вследствие организации семейного воспитания детей с нарушениями слуха и зрения .
Место дисциплины в структуре программы бакалавриата: Дисциплина «Семейное воспитание детей с сенсорными нарушениями» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин Б.1.В.9.
- Преподаватель: Соколова Ольга Юрьевна
Специальная педагогика — обширная и многоаспектная отрасль педагогического знания,
это
теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями
в физическом и психическом развитии, для которых образование
в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой,
при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или
невозможно.
Курс рассматривает понятийный аппарат и научные основы специальной
педагогики, историю становления, актуальную классификацию аномалий
развития, формы обучения лиц с особыми образовательными потребностями.
Цель:
познакомить студентов с историей, социокультурным контекстом,
теоретическими, правовыми, философскими основами специальной педагогики,
дать обобщённые теоретические представления о специальном
образовании как об особом социокультурном феномене и сформировать
необходимые компетенции в области педагогической диагностики, организации и ведения
кпедагогической работы в условиях образовательной
организации общего (массового) назначения.
Задачи:
- сформировать целостное представление о специальной педагогике как составной части педагогического научного знания, объекте и предмете, цели и задачах, научных основаниях и принципах;
- дать представление об особых (специальных) образовательных потребностях лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности; психолого-педагогическую характеристику детей различных нозологических групп;
- познакомить с основами воспитания, обучения и развития различных категорий детей с особыми образовательными потребностями (ООП);
- дать представление о современной системе специальных и инклюзивного образования, педагогических системах и формах организации специального образования (специальное образование, интеграция, инклюзия).
- Преподаватель: Соколова Ольга Юрьевна