Настройка зачисления на курс
М.Б. Лоскутникова
Теория литературы. 2018-2019 уч. г. (2-й семестр)
5 ПОБ-РЛ
26 ЛК, 18 ПЗ, экзамен
Лекции (26 часов)
История науки, теоретическая и историческая поэтика
Блок 1. Эстетика и поэтики: античность — ХIХ век (13 часов)
Эстетика античности; Сократ, Платон, Аристотель; Гораций; эллинистическая культура и наука. Культура Средневековья. Эстетика Возрождения. Векторы развития латинской и византийской культуры и науки; поэтики Средневековья и Возрождения. Эстетика Просвещения; Г.Э. Лессинг. Эпохи классицизма и романтизма. Немецкая классическая эстетика; И. Кант, Г.В.Ф. Гегель. Материалистическая эстетика (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский). Субъективно-идеалистическая философия; Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, А. Бергсон. Развитие методологических концепций ХIХ века.
Блок 2. Литературоведческие концепции и методологии в науке ХХ — начала XXI века (13 часов)
Философское литературоведение ХХ века; П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев. Академическое литературоведение 1920-х — начала 1960-х годов; В.М. Жирмунский, М.М. Бахтин, А.П. Скафтымов, В.В. Виноградов.
Методологии ХХ — начала XXI века. Научный формализм; Ю.Н. Тынянов. Социологический метод и проблемы его вульгаризации. Психологический метод; Л.С. Выготский. Психоанализ. Структурализм; Ю.М. Лотман. Деконструктивизм. Герменевтика. Ученые вне направлений.
Практические занятия (18 часов) — коллоквиумы
Теоретическая поэтика
Занятия 1-7: коллоквиум; тест.
Занятие 8: контрольная работа.
Занятие 9: подведение итогов ПЗ.
Примечания
1. Каждый тест включает в себя 10 вопросов (заданий). К каждому вопросу (заданию) прилагаются 3 ответа — и только 1 из них правильный.
2. Содержание контрольной работы см. ниже (занятие 9).
Занятие 1
Художественное целое.
Художественное содержание произведения (ХС).
Содержательные аспекты литературного произведения
А. Структурная модель художественного целого.
Б. «Поэтика содержания» (Г.Н. Поспелов).
В. Образ как специфика искусства. Антропоцентризм искусства. Понятийно-терминологический аппарат образа (две стороны художественного образа; образ и характер, характер и тип, герой и персонаж; лирический герой; романтический герой, трагический герой, комический персонаж, герой романа).
Г. Психологизм; психопоэтика.
Занятие 2
Художественная форма литературного произведения (ХФ)
А. Поэтика как учение о «конструкции» произведения, его стилистике, а также жанре и стиле.
Б. «Конструкция» произведения. Сюжет и его композиция. Система образов, расстановка персонажей. Мотивика и архитектоника.
В. Литературная стилистика (художественная речь): поэтический словарь и 4 уровня его сложности, поэтический синтаксис, фоника.
Занятие 3
Категориальный аппарат стиля и автора
А. Три позиции в понимании стиля: искусствоведческая, лингвистическая, литературоведческая.
Б. «Большие» стили эпох и направлений. Индивидуальный стиль художника: исторический и проблемный аспекты. Классический стиль.
В. Категория автора и ее аппарат.
Занятие 4
Пафос — модус
А. Эстетические категории.
Б. Терминологические проблемы литературоведения в понимании идейно-эмоционального статуса произведения и его стилеобразования. Исторический и проблемный аспекты.
В. Виды пафоса — модуса — типа художественного содержания. Критерии модуса. Понятийный аппарат трагического; специфика трагического, героического, ужасного. Понятийный аппарат комического. Романтика. Сентиментальное.
Занятие 5
Литературный процесс. Творческий метод.
«Большие стили» в литературе. Литературные направления, течения, школы
А. Понятийно-терминологический аппарат в определении фактов литературного процесса. Понятия творческого метода, типа художественного мышления. «Большой стиль» литературного направления. Понятия литературного течения, литературной школы.
Б. Реализм как «Ариаднина нить искусства» (Б.Л. Пастернак) — объективный тип художественного мышления. Психологизм как развитие характера и социально-исторический детерминизм. Исторические формы «предреализма». Реализм как литературное направление. Реализм и натурализм.
В. Субъективный тип художественного мышления; романтизм, символизм. Литературные факты конца ХIХ — начала ХХ века: акмеизм, имажинизм; футуризм.
Г. Направления в литературе и других видах искусства ХХ — начала XXI века: экзистенциализм, сюрреализм, модернизм/постмодернизм, неореализм и др.
Занятие 6
Теория литературных родов и жанров.
Эпос как объективный род литературы
А. Категории литературного рода и жанра. Жанровое содержание (ЖС) и жанровая форма (ЖФ). «Память» и самоотрицание жанра.
Б. Эпические жанры и их критерии.
В. Типология эпических жанров. Исторические и национальные формы эпических жанров.
Занятие 7
Лирика как субъективный род литературы. Лироэпические жанры.
Драматургические жанры
А. Лирический герой. Медитативная природа лирики. «Сюжетные стихи».
Б. Жанры лирики. Лирическое стихотворение. Элегия, ода, сонет, эпиграмма, мадригал, стансы; их ЖС и ЖФ.
В. Природа жанрового синтеза в лироэпических жанрах. Поэма, баллада, басня, лирический цикл; их ЖС и ЖФ.
Г. Драматургические жанры; их ЖС и ЖФ.
Занятие 8
Философско-эстетические концепции 2-й пол. XVIII — 1-й пол. XX веков
Контрольная работа
1. Немецкая классическая эстетика. И. Кант. Г.В.Ф. Гегель.
2. Материалистическая эстетика. В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский как теоретики литературы.
3. Субъективно-идеалистическая эстетика. Концепция трагического Ф. Ницше. Концепция комического А. Бергсона.
Занятие 9
Подведение итогов ПЗ.
В помощь на практических занятиях
Занятия 1 и 3. Лоскутникова М.Б. Стиль как категория литературоведения // Русская литература и культура в полиэтнической среде и междисциплинарном контексте современного образования: Избр. лекции: В 2 кн. Кн. 2. М.: МГПУ, 2016. С. 23-47.
Занятие 2. Лоскутникова М.Б. Художественная речь и вопросы стилеобразования. М.: МГПУ, 2007; она же. Аллегория и символ: функциональная специфика // Русистика и компаративистика. Вып. 2. Vilnius, 2007. С. 77-92; она же. Принципы и приемы иронического мировидения в русской и английской литературах XIX-XX веков // Русистика и компаративистика. Вып. 6. Vilnius, 2011. С. 104-113; она же. Поэтическая лексика: роль и функции в создании художественного образа // Русская литература: комментарии, анализ, художественные тексты. М.: МГПУ, 2013. С. 7-21; она же. Литературная стилистика // Отечественная филология: курсы по выбору: Учеб. пособие для бакалавров. М., 2018. С. 67-81.
Занятия 3 и отчасти 2. Видеолекция: https://www.youtube.com/watch?v=W4x1lrXv380
Занятие 4. Лоскутникова М.Б. Проблема трагического в современном отечественном литературоведении и критике // Литературоведение на пороге XXI века. М.: изд-во Моск. ун-та, 1998. С. 217-222; она же. Тип героя и тип художественного содержания // Проблемы истории и теории литературы и фольклора: IХ Виноградовские чтения. М.: МГПУ, 2006. С. 11-16.
ЭКЗАМЕН (по материалам лекционного курса)
Примерные вопросы
1. Античная культура и наука; вопросы периодизации; выдающиеся философы и их учения.
2. Средневековая культура и ее содержание.
3. Эстетика Возрождения. Содержание эпохи как идеология ее культуры. Титаны Возрождения.
4. Идеология Просвещения: общекультурные и эстетические учения.
5. «Большой стиль» классицизма.
6. «Большой стиль» романтизма.
7. Академическое литературоведение в русской науке XIX века (Н.И. Надеждин, С.П. Шевырев).
8. Мифологическая школа, А.Н. Афанасьев. Культурно-историческая школа, И. Тэн.
9. Сравнительно-историческое литературоведение. А.Н. Веселовский.
10. Психологическое направление в литературоведении XIX века. Э. Геннекен. А.А. Потебня. Д.Н. Овсянико-Куликовский.
11. ОПОЯЗ и его представители. Понятийно-терминологический аппарат.
12. Труды Ю.Н. Тынянова.
13. Социологическая методология; понятийно-терминологический аппарат.
14. Психологическое литературоведение в ХХ веке. Л.С. Выготский.
15. Герменевтика: история и современность.
16. Труды М.М. Бахтина.
17. Труды В.В. Виноградова.
18. Труды А.Ф. Лосева.
19. Структурализм и его направления. Понятийно-терминологический аппарат. Ю.М. Лотман.
20. Деконструктивизм. Понятийно-терминологический аппарат. Ж. Деррида. И.П. Ильин.
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ |
||||
Тема или задание текущей аттестационной работы |
Виды тек. аттестации |
Ауд. / внеауд. |
Мин. кол. баллов |
Макс. кол. баллов |
Работа в семестре |
||||
Тесты по теоретической поэтике на ПЗ (7 тестов, 3-5 баллов за 1 тест) |
тесты |
ауд. |
21 |
35 |
Контрольная работа |
к/р |
ауд. |
9 |
15 |
ИТОГ |
30 |
50 |
||
Экзамен |
||||
Билет (2 вопроса) |
тесты |
ауд. |
20 |
30 |
Итого по базовому модулю: |
51 |
81 |
||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ |
||||
Тема или задание текущей аттестационной работы |
Виды тек. аттестации |
Ауд. / внеауд. |
Мин. кол. баллов |
Макс. кол. баллов |
Реферирование научной литературы |
реферир. |
внеауд. |
1 |
19 |
Итого: |
52 |
100 |
Учебная, научная и справочная литература
1. Энциклопедии и справочники
КЛЭ — Краткая литературная энциклопедия: В 8 т., доп. 9-й том. М., 1962—1978. URL: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp
ЛЭС — Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987. URL: http://www.pseudology.org/Kojevnikov/LES.htm ; http://elar.urfu.ru/handle/10995/63
Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003. URL: https://freedocs.xyz/pdf-423165546
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н. Николюкин. М., 2001. URL: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Literaturnaya_entciklopediya_terminov_i_ponyatij _2001.pdf
Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. URL: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Poetika._Slovar_aktualnyh_terminov_i_ponyatij._2008.pdf
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. 464 с. URL: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/
2. Программа
Лоскутникова М.Б. Теория литературы // Лоскутникова М.Б. Введение в литературоведение. Теория литературы: Программы. М., 2007. С. 54-83.
3. Учебные пособия
Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. М., 1988. Также последующие издания. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Borev/_Index.php
Лоскутникова М.Б. Отечественное литературоведение ХХ века: Вопросы теории и методологии. М., 2014.
Лоскутникова М.Б. Русская наука о литературе и литературная критика ХIХ века. М., 2009.
Лоскутникова М.Б. Русское литературоведение ХVIII-XIX веков: Истоки, развитие, формирование методологий. М., 2009; 2-е изд. М., 2016.
Хализев В.Е. Русское академическое литературоведение: История и методология (1900—1960-е годы). М.; СПб., 2015 (в соавт. с О.В. Никандровой и А.А. Холиковым); 2-е изд. 2017.
Хализев В.Е. Теория литературы: Учеб. издание. М., 1999. Также последующие издания книги. URL: https://royallib.com/book/halizev_valentin/teoriya_literaturi.html
4. Научная литература
Исупов К.Г. Уроки М.М. Бахтина // М.М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. Т. I. СПб.: РХГИ, 2001. С. 7-44.
Лоскутникова М.Б. В.В. Виноградов как основоположник литературной стилистики и современное состояние этого научного направления // Текст, контекст, интертекст: XIV Виноградовские чтения. Т. 4. М.: МГПУ, 2016. С. 8-17.
Лоскутникова М.Б. «Поэтическое искусство» Н. Буало в системе эстетических воззрений // XVII век: между трагедией и утопией. Вып. I. М.: Изд. дом «Таганка», 2004. С. 53-63.
Лоскутникова М.Б. Принципы эстопсихологии в литературоведении (Э. Геннекен о И. Тургеневе) // Русистика и компаративистика: Вып. 5. М.: МГПУ, 2010. С. 165-178.
Лоскутникова М.Б. Теория литературных жанров и родов Г.В.Ф. Гегеля и ее интерпретация в работах В.Г. Белинского // Литературные жанры: теоретические и историко-литературные аспекты изучения. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 63-68.
Успенский Б.А. К проблеме генезиса тартуско-московской семиотической школы // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 265-278.
- Преподаватель: Лоскутникова Мария Борисовна