Настройка зачисления на курс

М.Б. Лоскутникова

Теория литературы. 2018-2019 уч. г. (2-й семестр)

5 ПОБ-РЛ

26 ЛК, 18 ПЗ, экзамен

 

Лекции (26 часов)

История науки, теоретическая и историческая поэтика

Блок 1. Эстетика и поэтики: античность — ХIХ век (13 часов)

Эстетика античности; Сократ, Платон, Аристотель; Гораций; эллинистическая культура и наука. Культура Средневековья. Эстетика Возрождения. Векторы развития латинской и византийской культуры и науки; поэтики Средневековья и Возрождения. Эстетика Просвещения; Г.Э. Лессинг. Эпохи классицизма и романтизма. Немецкая классическая эстетика; И. Кант, Г.В.Ф. Гегель. Материалистическая эстетика (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский). Субъективно-идеалистическая философия; Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, А. Бергсон. Развитие методологических концепций ХIХ века.

Блок 2. Литературоведческие концепции и методологии в науке ХХ — начала XXI века (13 часов)

Философское литературоведение ХХ века; П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев. Академическое литературоведение 1920-х — начала 1960-х годов; В.М. Жирмунский, М.М. Бахтин, А.П. Скафтымов, В.В. Виноградов.

Методологии ХХ — начала XXI века. Научный формализм; Ю.Н. Тынянов. Социологический метод и проблемы его вульгаризации. Психологический метод; Л.С. Выготский. Психоанализ. Структурализм; Ю.М. Лотман. Деконструктивизм. Герменевтика. Ученые вне направлений.

 

Практические занятия (18 часов) — коллоквиумы

Теоретическая поэтика

Занятия 1-7: коллоквиум; тест.

Занятие 8: контрольная работа.

Занятие 9: подведение итогов ПЗ.

Примечания

1. Каждый тест включает в себя 10 вопросов (заданий). К каждому вопросу (заданию) прилагаются 3 ответа — и только 1 из них правильный.

2. Содержание контрольной работы см. ниже (занятие 9).

Занятие 1

Художественное целое.

Художественное содержание произведения (ХС).

Содержательные аспекты литературного произведения

А. Структурная модель художественного целого.

Б. «Поэтика содержания» (Г.Н. Поспелов).

В. Образ как специфика искусства. Антропоцентризм искусства. Понятийно-терминологический аппарат образа (две стороны художественного образа; образ и характер, характер и тип, герой и персонаж; лирический герой; романтический герой, трагический герой, комический персонаж, герой романа).

Г. Психологизм; психопоэтика.

Занятие 2

Художественная форма литературного произведения (ХФ)

А. Поэтика как учение о «конструкции» произведения, его стилистике, а также жанре и стиле.

Б. «Конструкция» произведения. Сюжет и его композиция. Система образов, расстановка персонажей. Мотивика и архитектоника.

В. Литературная стилистика (художественная речь): поэтический словарь и 4 уровня его сложности, поэтический синтаксис, фоника.

Занятие 3

Категориальный аппарат стиля и автора

А. Три позиции в понимании стиля: искусствоведческая, лингвистическая, литературоведческая.

Б. «Большие» стили эпох и направлений. Индивидуальный стиль художника: исторический и проблемный аспекты. Классический стиль.

В. Категория автора и ее аппарат.

Занятие 4

Пафос — модус

А. Эстетические категории.

Б. Терминологические проблемы литературоведения в понимании идейно-эмоционального статуса произведения и его стилеобразования. Исторический и проблемный аспекты.

В. Виды пафоса — модуса — типа художественного содержания. Критерии модуса. Понятийный аппарат трагического; специфика трагического, героического, ужасного. Понятийный аппарат комического. Романтика. Сентиментальное.

Занятие 5

Литературный процесс. Творческий метод.

«Большие стили» в литературе. Литературные направления, течения, школы

А. Понятийно-терминологический аппарат в определении фактов литературного процесса. Понятия творческого метода, типа художественного мышления. «Большой стиль» литературного направления. Понятия литературного течения, литературной школы.

Б. Реализм как «Ариаднина нить искусства» (Б.Л. Пастернак) — объективный тип художественного мышления. Психологизм как развитие характера и социально-исторический детерминизм. Исторические формы «предреализма». Реализм как литературное направление. Реализм и натурализм.

В. Субъективный тип художественного мышления; романтизм, символизм. Литературные факты конца ХIХ — начала ХХ века: акмеизм, имажинизм; футуризм.

Г. Направления в литературе и других видах искусства ХХ — начала XXI века: экзистенциализм, сюрреализм, модернизм/постмодернизм, неореализм и др.

Занятие 6

Теория литературных родов и жанров.

Эпос как объективный род литературы

А. Категории литературного рода и жанра. Жанровое содержание (ЖС) и жанровая форма (ЖФ). «Память» и самоотрицание жанра.

Б. Эпические жанры и их критерии.

В. Типология эпических жанров. Исторические и национальные формы эпических жанров.

Занятие 7

Лирика как субъективный род литературы. Лироэпические жанры.

Драматургические жанры

А. Лирический герой. Медитативная природа лирики. «Сюжетные стихи».

Б. Жанры лирики. Лирическое стихотворение. Элегия, ода, сонет, эпиграмма, мадригал, стансы; их ЖС и ЖФ.

В. Природа жанрового синтеза в лироэпических жанрах. Поэма, баллада, басня, лирический цикл; их ЖС и ЖФ.

Г. Драматургические жанры; их ЖС и ЖФ.

Занятие 8

Философско-эстетические концепции 2-й пол. XVIII — 1-й пол. XX веков

Контрольная работа

1. Немецкая классическая эстетика. И. Кант. Г.В.Ф. Гегель.

2. Материалистическая эстетика. В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский как теоретики литературы.

3. Субъективно-идеалистическая эстетика. Концепция трагического Ф. Ницше. Концепция комического А. Бергсона.

Занятие 9

Подведение итогов ПЗ.

 

В помощь на практических занятиях

Занятия 1 и 3. Лоскутникова М.Б. Стиль как категория литературоведения // Русская литература и культура в полиэтнической среде и междисциплинарном контексте современного образования: Избр. лекции: В 2 кн. Кн. 2. М.: МГПУ, 2016. С. 23-47.

Занятие 2. Лоскутникова М.Б. Художественная речь и вопросы стилеобразования. М.: МГПУ, 2007; она же. Аллегория и символ: функциональная специфика // Русистика и компаративистика. Вып. 2. Vilnius, 2007. С. 77-92; она же. Принципы и приемы иронического мировидения в русской и английской литературах XIX-XX веков // Русистика и компаративистика. Вып. 6. Vilnius, 2011. С. 104-113; она же. Поэтическая лексика: роль и функции в создании художественного образа // Русская литература: комментарии, анализ, художественные тексты. М.: МГПУ, 2013. С. 7-21; она же. Литературная стилистика // Отечественная филология: курсы по выбору: Учеб. пособие для бакалавров. М., 2018. С. 67-81.

Занятия 3 и отчасти 2. Видеолекция: https://www.youtube.com/watch?v=W4x1lrXv380

Занятие 4. Лоскутникова М.Б. Проблема трагического в современном отечественном литературоведении и критике // Литературоведение на пороге XXI века. М.: изд-во Моск. ун-та, 1998. С. 217-222; она же. Тип героя и тип художественного содержания // Проблемы истории и теории литературы и фольклора: IХ Виноградовские чтения. М.: МГПУ, 2006. С. 11-16.

 

ЭКЗАМЕН (по материалам лекционного курса)

Примерные вопросы

1. Античная культура и наука; вопросы периодизации; выдающиеся философы и их учения.

2. Средневековая культура и ее содержание.

3. Эстетика Возрождения. Содержание эпохи как идеология ее культуры. Титаны Возрождения.

4. Идеология Просвещения: общекультурные и эстетические учения.

5. «Большой стиль» классицизма.

6. «Большой стиль» романтизма.

7. Академическое литературоведение в русской науке XIX века (Н.И. Надеждин, С.П. Шевырев).

8. Мифологическая школа, А.Н. Афанасьев. Культурно-историческая школа, И. Тэн.

9. Сравнительно-историческое литературоведение. А.Н. Веселовский.

10. Психологическое направление в литературоведении XIX века. Э. Геннекен. А.А. Потебня. Д.Н. Овсянико-Куликовский.

11. ОПОЯЗ и его представители. Понятийно-терминологический аппарат.

12. Труды Ю.Н. Тынянова.

13. Социологическая методология; понятийно-терминологический аппарат.

14. Психологическое литературоведение в ХХ веке. Л.С. Выготский.

15. Герменевтика: история и современность.

16. Труды М.М. Бахтина.

17. Труды В.В. Виноградова.

18. Труды А.Ф. Лосева.

19. Структурализм и его направления. Понятийно-терминологический аппарат. Ю.М. Лотман.

20. Деконструктивизм. Понятийно-терминологический аппарат. Ж. Деррида. И.П. Ильин.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды тек. аттестации

Ауд. / внеауд.

Мин. кол. баллов

Макс. кол. баллов

Работа в семестре

Тесты по теоретической поэтике на ПЗ (7 тестов, 3-5 баллов за 1 тест)

тесты

ауд.

21

35

Контрольная работа

к/р

ауд.

9

15

ИТОГ

30

50

Экзамен

Билет (2 вопроса)

тесты

ауд.

20

30

Итого по базовому модулю:

51

81

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды тек. аттестации

Ауд. / внеауд.

Мин. кол. баллов

Макс. кол. баллов

Реферирование научной литературы

реферир.

внеауд.

1

19

Итого:

52

100

 

Учебная, научная и справочная литература

1. Энциклопедии и справочники

КЛЭ — Краткая литературная энциклопедия: В 8 т., доп. 9-й том. М., 1962—1978. URL: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp

ЛЭС — Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987. URL: http://www.pseudology.org/Kojevnikov/LES.htm ; http://elar.urfu.ru/handle/10995/63

Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003. URL: https://freedocs.xyz/pdf-423165546

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н. Николюкин. М., 2001. URL: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Literaturnaya_entciklopediya_terminov_i_ponyatij _2001.pdf

Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. URL: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Poetika._Slovar_aktualnyh_terminov_i_ponyatij._2008.pdf

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. 464 с. URL: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/

2. Программа

Лоскутникова М.Б. Теория литературы // Лоскутникова М.Б. Введение в литературоведение. Теория литературы: Программы. М., 2007. С. 54-83.

3. Учебные пособия

Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. М., 1988. Также последующие издания. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Borev/_Index.php

Лоскутникова М.Б. Отечественное литературоведение ХХ века: Вопросы теории и методологии. М., 2014.

Лоскутникова М.Б. Русская наука о литературе и литературная критика ХIХ века. М., 2009.

Лоскутникова М.Б. Русское литературоведение ХVIII-XIX веков: Истоки, развитие, формирование методологий. М., 2009; 2-е изд. М., 2016.

Хализев В.Е. Русское академическое литературоведение: История и методология (1900—1960-е годы). М.; СПб., 2015 (в соавт. с О.В. Никандровой и А.А. Холиковым); 2-е изд. 2017.

Хализев В.Е. Теория литературы: Учеб. издание. М., 1999. Также последующие издания книги. URL: https://royallib.com/book/halizev_valentin/teoriya_literaturi.html

4. Научная литература

Исупов К.Г. Уроки М.М. Бахтина // М.М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. Т. I. СПб.: РХГИ, 2001. С. 7-44.

Лоскутникова М.Б. В.В. Виноградов как основоположник литературной стилистики и современное состояние этого научного направления // Текст, контекст, интертекст: XIV Виноградовские чтения. Т. 4. М.: МГПУ, 2016. С. 8-17.

Лоскутникова М.Б. «Поэтическое искусство» Н. Буало в системе эстетических воззрений // XVII век: между трагедией и утопией. Вып. I. М.: Изд. дом «Таганка», 2004. С. 53-63.

Лоскутникова М.Б. Принципы эстопсихологии в литературоведении (Э. Геннекен о И. Тургеневе) // Русистика и компаративистика: Вып. 5. М.: МГПУ, 2010. С. 165-178.

Лоскутникова М.Б. Теория литературных жанров и родов Г.В.Ф. Гегеля и ее интерпретация в работах В.Г. Белинского // Литературные жанры: теоретические и историко-литературные аспекты изучения. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 63-68.

Успенский Б.А. К проблеме генезиса тартуско-московской семиотической школы // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 265-278.


Гости не имеют доступа к этому курсу. Пожалуйста, войдите в систему.