М.Б. Лоскутникова

Теория литературы. 2018-2019 уч. г. (2-й семестр)

5 ПОБ-РЛ

26 ЛК, 18 ПЗ, экзамен

 

Лекции (26 часов)

История науки, теоретическая и историческая поэтика

Блок 1. Эстетика и поэтики: античность — ХIХ век (13 часов)

Эстетика античности; Сократ, Платон, Аристотель; Гораций; эллинистическая культура и наука. Культура Средневековья. Эстетика Возрождения. Векторы развития латинской и византийской культуры и науки; поэтики Средневековья и Возрождения. Эстетика Просвещения; Г.Э. Лессинг. Эпохи классицизма и романтизма. Немецкая классическая эстетика; И. Кант, Г.В.Ф. Гегель. Материалистическая эстетика (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский). Субъективно-идеалистическая философия; Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, А. Бергсон. Развитие методологических концепций ХIХ века.

Блок 2. Литературоведческие концепции и методологии в науке ХХ — начала XXI века (13 часов)

Философское литературоведение ХХ века; П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев. Академическое литературоведение 1920-х — начала 1960-х годов; В.М. Жирмунский, М.М. Бахтин, А.П. Скафтымов, В.В. Виноградов.

Методологии ХХ — начала XXI века. Научный формализм; Ю.Н. Тынянов. Социологический метод и проблемы его вульгаризации. Психологический метод; Л.С. Выготский. Психоанализ. Структурализм; Ю.М. Лотман. Деконструктивизм. Герменевтика. Ученые вне направлений.

 

Практические занятия (18 часов) — коллоквиумы

Теоретическая поэтика

Занятия 1-7: коллоквиум; тест.

Занятие 8: контрольная работа.

Занятие 9: подведение итогов ПЗ.

Примечания

1. Каждый тест включает в себя 10 вопросов (заданий). К каждому вопросу (заданию) прилагаются 3 ответа — и только 1 из них правильный.

2. Содержание контрольной работы см. ниже (занятие 9).

Занятие 1

Художественное целое.

Художественное содержание произведения (ХС).

Содержательные аспекты литературного произведения

А. Структурная модель художественного целого.

Б. «Поэтика содержания» (Г.Н. Поспелов).

В. Образ как специфика искусства. Антропоцентризм искусства. Понятийно-терминологический аппарат образа (две стороны художественного образа; образ и характер, характер и тип, герой и персонаж; лирический герой; романтический герой, трагический герой, комический персонаж, герой романа).

Г. Психологизм; психопоэтика.

Занятие 2

Художественная форма литературного произведения (ХФ)

А. Поэтика как учение о «конструкции» произведения, его стилистике, а также жанре и стиле.

Б. «Конструкция» произведения. Сюжет и его композиция. Система образов, расстановка персонажей. Мотивика и архитектоника.

В. Литературная стилистика (художественная речь): поэтический словарь и 4 уровня его сложности, поэтический синтаксис, фоника.

Занятие 3

Категориальный аппарат стиля и автора

А. Три позиции в понимании стиля: искусствоведческая, лингвистическая, литературоведческая.

Б. «Большие» стили эпох и направлений. Индивидуальный стиль художника: исторический и проблемный аспекты. Классический стиль.

В. Категория автора и ее аппарат.

Занятие 4

Пафос — модус

А. Эстетические категории.

Б. Терминологические проблемы литературоведения в понимании идейно-эмоционального статуса произведения и его стилеобразования. Исторический и проблемный аспекты.

В. Виды пафоса — модуса — типа художественного содержания. Критерии модуса. Понятийный аппарат трагического; специфика трагического, героического, ужасного. Понятийный аппарат комического. Романтика. Сентиментальное.

Занятие 5

Литературный процесс. Творческий метод.

«Большие стили» в литературе. Литературные направления, течения, школы

А. Понятийно-терминологический аппарат в определении фактов литературного процесса. Понятия творческого метода, типа художественного мышления. «Большой стиль» литературного направления. Понятия литературного течения, литературной школы.

Б. Реализм как «Ариаднина нить искусства» (Б.Л. Пастернак) — объективный тип художественного мышления. Психологизм как развитие характера и социально-исторический детерминизм. Исторические формы «предреализма». Реализм как литературное направление. Реализм и натурализм.

В. Субъективный тип художественного мышления; романтизм, символизм. Литературные факты конца ХIХ — начала ХХ века: акмеизм, имажинизм; футуризм.

Г. Направления в литературе и других видах искусства ХХ — начала XXI века: экзистенциализм, сюрреализм, модернизм/постмодернизм, неореализм и др.

Занятие 6

Теория литературных родов и жанров.

Эпос как объективный род литературы

А. Категории литературного рода и жанра. Жанровое содержание (ЖС) и жанровая форма (ЖФ). «Память» и самоотрицание жанра.

Б. Эпические жанры и их критерии.

В. Типология эпических жанров. Исторические и национальные формы эпических жанров.

Занятие 7

Лирика как субъективный род литературы. Лироэпические жанры.

Драматургические жанры

А. Лирический герой. Медитативная природа лирики. «Сюжетные стихи».

Б. Жанры лирики. Лирическое стихотворение. Элегия, ода, сонет, эпиграмма, мадригал, стансы; их ЖС и ЖФ.

В. Природа жанрового синтеза в лироэпических жанрах. Поэма, баллада, басня, лирический цикл; их ЖС и ЖФ.

Г. Драматургические жанры; их ЖС и ЖФ.

Занятие 8

Философско-эстетические концепции 2-й пол. XVIII — 1-й пол. XX веков

Контрольная работа

1. Немецкая классическая эстетика. И. Кант. Г.В.Ф. Гегель.

2. Материалистическая эстетика. В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский как теоретики литературы.

3. Субъективно-идеалистическая эстетика. Концепция трагического Ф. Ницше. Концепция комического А. Бергсона.

Занятие 9

Подведение итогов ПЗ.

 

В помощь на практических занятиях

Занятия 1 и 3. Лоскутникова М.Б. Стиль как категория литературоведения // Русская литература и культура в полиэтнической среде и междисциплинарном контексте современного образования: Избр. лекции: В 2 кн. Кн. 2. М.: МГПУ, 2016. С. 23-47.

Занятие 2. Лоскутникова М.Б. Художественная речь и вопросы стилеобразования. М.: МГПУ, 2007; она же. Аллегория и символ: функциональная специфика // Русистика и компаративистика. Вып. 2. Vilnius, 2007. С. 77-92; она же. Принципы и приемы иронического мировидения в русской и английской литературах XIX-XX веков // Русистика и компаративистика. Вып. 6. Vilnius, 2011. С. 104-113; она же. Поэтическая лексика: роль и функции в создании художественного образа // Русская литература: комментарии, анализ, художественные тексты. М.: МГПУ, 2013. С. 7-21; она же. Литературная стилистика // Отечественная филология: курсы по выбору: Учеб. пособие для бакалавров. М., 2018. С. 67-81.

Занятия 3 и отчасти 2. Видеолекция: https://www.youtube.com/watch?v=W4x1lrXv380

Занятие 4. Лоскутникова М.Б. Проблема трагического в современном отечественном литературоведении и критике // Литературоведение на пороге XXI века. М.: изд-во Моск. ун-та, 1998. С. 217-222; она же. Тип героя и тип художественного содержания // Проблемы истории и теории литературы и фольклора: IХ Виноградовские чтения. М.: МГПУ, 2006. С. 11-16.

 

ЭКЗАМЕН (по материалам лекционного курса)

Примерные вопросы

1. Античная культура и наука; вопросы периодизации; выдающиеся философы и их учения.

2. Средневековая культура и ее содержание.

3. Эстетика Возрождения. Содержание эпохи как идеология ее культуры. Титаны Возрождения.

4. Идеология Просвещения: общекультурные и эстетические учения.

5. «Большой стиль» классицизма.

6. «Большой стиль» романтизма.

7. Академическое литературоведение в русской науке XIX века (Н.И. Надеждин, С.П. Шевырев).

8. Мифологическая школа, А.Н. Афанасьев. Культурно-историческая школа, И. Тэн.

9. Сравнительно-историческое литературоведение. А.Н. Веселовский.

10. Психологическое направление в литературоведении XIX века. Э. Геннекен. А.А. Потебня. Д.Н. Овсянико-Куликовский.

11. ОПОЯЗ и его представители. Понятийно-терминологический аппарат.

12. Труды Ю.Н. Тынянова.

13. Социологическая методология; понятийно-терминологический аппарат.

14. Психологическое литературоведение в ХХ веке. Л.С. Выготский.

15. Герменевтика: история и современность.

16. Труды М.М. Бахтина.

17. Труды В.В. Виноградова.

18. Труды А.Ф. Лосева.

19. Структурализм и его направления. Понятийно-терминологический аппарат. Ю.М. Лотман.

20. Деконструктивизм. Понятийно-терминологический аппарат. Ж. Деррида. И.П. Ильин.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды тек. аттестации

Ауд. / внеауд.

Мин. кол. баллов

Макс. кол. баллов

Работа в семестре

Тесты по теоретической поэтике на ПЗ (7 тестов, 3-5 баллов за 1 тест)

тесты

ауд.

21

35

Контрольная работа

к/р

ауд.

9

15

ИТОГ

30

50

Экзамен

Билет (2 вопроса)

тесты

ауд.

20

30

Итого по базовому модулю:

51

81

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды тек. аттестации

Ауд. / внеауд.

Мин. кол. баллов

Макс. кол. баллов

Реферирование научной литературы

реферир.

внеауд.

1

19

Итого:

52

100

 

Учебная, научная и справочная литература

1. Энциклопедии и справочники

КЛЭ — Краткая литературная энциклопедия: В 8 т., доп. 9-й том. М., 1962—1978. URL: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp

ЛЭС — Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987. URL: http://www.pseudology.org/Kojevnikov/LES.htm ; http://elar.urfu.ru/handle/10995/63

Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003. URL: https://freedocs.xyz/pdf-423165546

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н. Николюкин. М., 2001. URL: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Literaturnaya_entciklopediya_terminov_i_ponyatij _2001.pdf

Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. URL: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Poetika._Slovar_aktualnyh_terminov_i_ponyatij._2008.pdf

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. 464 с. URL: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/

2. Программа

Лоскутникова М.Б. Теория литературы // Лоскутникова М.Б. Введение в литературоведение. Теория литературы: Программы. М., 2007. С. 54-83.

3. Учебные пособия

Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. М., 1988. Также последующие издания. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Borev/_Index.php

Лоскутникова М.Б. Отечественное литературоведение ХХ века: Вопросы теории и методологии. М., 2014.

Лоскутникова М.Б. Русская наука о литературе и литературная критика ХIХ века. М., 2009.

Лоскутникова М.Б. Русское литературоведение ХVIII-XIX веков: Истоки, развитие, формирование методологий. М., 2009; 2-е изд. М., 2016.

Хализев В.Е. Русское академическое литературоведение: История и методология (1900—1960-е годы). М.; СПб., 2015 (в соавт. с О.В. Никандровой и А.А. Холиковым); 2-е изд. 2017.

Хализев В.Е. Теория литературы: Учеб. издание. М., 1999. Также последующие издания книги. URL: https://royallib.com/book/halizev_valentin/teoriya_literaturi.html

4. Научная литература

Исупов К.Г. Уроки М.М. Бахтина // М.М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. Т. I. СПб.: РХГИ, 2001. С. 7-44.

Лоскутникова М.Б. В.В. Виноградов как основоположник литературной стилистики и современное состояние этого научного направления // Текст, контекст, интертекст: XIV Виноградовские чтения. Т. 4. М.: МГПУ, 2016. С. 8-17.

Лоскутникова М.Б. «Поэтическое искусство» Н. Буало в системе эстетических воззрений // XVII век: между трагедией и утопией. Вып. I. М.: Изд. дом «Таганка», 2004. С. 53-63.

Лоскутникова М.Б. Принципы эстопсихологии в литературоведении (Э. Геннекен о И. Тургеневе) // Русистика и компаративистика: Вып. 5. М.: МГПУ, 2010. С. 165-178.

Лоскутникова М.Б. Теория литературных жанров и родов Г.В.Ф. Гегеля и ее интерпретация в работах В.Г. Белинского // Литературные жанры: теоретические и историко-литературные аспекты изучения. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 63-68.

Успенский Б.А. К проблеме генезиса тартуско-московской семиотической школы // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 265-278.


БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

Уч. (Учебник) — Лоскутникова М.Б. Художественная речь и вопросы стилеобразования: Учеб. пособие. М.: МГПУ, 2007.

Пр. (Практикум) — Лоскутникова М.Б. Введение в литературоведение: Практикум. М.: МГПУ, 2016.

Программа — Лоскутникова М.Б. Введение в литературоведение // Лоскутникова М.Б. Введение в литературоведение. Теория литературы: Программы с методическими указаниями для студентов высших учебных заведений. М.: МГПУ, 2007. С. 3-53 (можно использовать также издания 2004 и 2005 годов).

КЛЭ — Краткая литературная энциклопедия: В 8 т., доп. 9-й том. М.: Советская энциклопедия, 1962-1978. Эл. адрес: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp

Чернец — Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 1999. (См. также последующие издания);

Справка. Электронные варианты Учебника, Практикума и Программы есть в библиотеке МГПУ. Они предназначены для студентов нашего университета («вход» в электронный ресурс по номеру читательского билета).

 

ЛЕКЦИИ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

1. Организационные вопросы. Поэтика — 2 часа

Цели и задачи курса. Знакомство с программой. Учебная, справочная, научная литература. Состав литературоведения. Теоретическая и функциональная поэтика. Историческая поэтика. Три центральных учения: 1) об образной специфике искусства, 2) о литературном произведении и его структуре, 3) о литературном процессе.

2. Учение о литературном произведении — 19 часов

2.1. Художественное целое. Структурная модель художественного произведения (обзор) [1] — 2 часа

Художественное содержание (ХС) и художественная форма (ХФ). Художественный образ, типизация и индивидуализация. Герой, персонаж. Тип, характер. Прототип.

2.2. Художественная форма (ХФ)[2] — 4 часа

Сюжетосложение и мотивика; композиция и архитектоника

Художественный мир. Художественное время и пространство, понятие хронотопа. Деталь и подробность.

Композиционная организация сюжетных произведений, композиция лирического произведения. Сюжет и фабула, композиция сюжета и этапы его развития; закон «золотого сечения»; формы и единицы композиции; расстановка персонажей. Мотивика и архитектоника.

2.3. Художественное содержание (ХС) — 4 часа

а) Творческий метод — 2 часа

Творческий метод и тип художественного мышления (ТХМ). Общее представление о литературном процессе: литературное направление, течение, школа. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Художественный психологизм. Общее представление о нереалистических методах в искусстве 2-й пол. ХIХ-ХХI вв.

б) Пафос / модус / тип художественного содержания — 2 часа

Трагическое, комическое, драматическое.

2.4. Литературные роды и жанры. Жанровая форма и жанровое содержание — 8 часов

Эпос, лирика, драма. Аристотель, Гегель, Белинский о родах и жанрах. Жанровое содержание (ЖС), жанровая форма (ЖФ).

Эпос: критерии жанров; «старые» и «новые» жанры. Эпопея; роман, повесть, рассказ. Типология жанров эпоса Нового времени.

Лирика: понятие лирического героя; типология лирики; жанры (сонет, элегия, стансы, эпиграмма, ода и др.).

Драма: история развития рода; природа конфликта. Трагедия, комедия, драма как жанр и др. Проблема типологии отдельных жанров.

Группы «смежных» жанров: лироэпические (поэма, баллада, басня, лирический цикл), лирико-вокальные, литературно-публицистические.

2.5. Автор и стиль — 1 час

Понятие автора. Формы авторского сознания. Индивидуальный стиль художника. Факторы и носители стиля. «Большие стили». Национальный классический стиль.

3. Учение об образной специфике искусства — 1 час

Образная специфика искусства. Художественная идея и научная идея. Виды искусства. Антропоцентризм искусства. Творческий процесс и обусловливающие его факторы. Функции искусства. Литература как вид искусства.

Итого: 22 часа ЛК

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОЭТИКА и ОСНОВЫ ИСТОРИИ НАУКИ

 

Занятия в группах 181, 183, 184 будет вести доцент Карпачева Татьяна Сергеевна.

 

Тематика практических занятий

Учение о художественном произведении — 20 часов

Тема 1. Литературная стилистика — 6 часов

Тема 2. Стихосложение — 6 часов

Тема 3. «Конструкция» художественного целого — 4 часа

Тема 4. Творческий метод — 4 часа

Нормативные трактаты: поэтика и эстетика — 8 часов

Тема 5. Эстетика и поэтики античности — 4 часа

Тема 6. Поэтика классицизма — 2 часа

Тема 7. Эстетика Просвещения — 2 часа

Итоговые контрольные задания — 4 часа

Итого: 32 часа ПЗ

Тема 1. Литературная стилистика (6 часов)



[1] Дополнительно изучайте: Пр. С. 8-12.

[2] Дополнительно изучайте: Пр. С. 32-33.


 

  1. «Словесные науки» XVIII века.
  2. Историческая поэтика А.Н. Веселовского.
  3. Эстетические теории А.А. Потебни. Художественная форма и художественное содержание.
  4. Философское направление в литературоведении и искусствознании ХХ века.
  5. Труды В.М. Жирмунского.
  6. Русская научно-формальная школа и ее вклад в мировую науку. Ю.Н. Тынянов.
  7. Концепции М.М. Бахтина.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды тек. аттестации

Ауд. / внеауд.

Мин. кол. б.

Макс. кол. б.

Конспектирование научных источников (2/3 б. за 1 занятие)

консп.

внеауд.

14

21

Работа на практических занятиях (2/3 б. за 1 занятие)

участие в работе, выступл-е

ауд.

14

21

Работа на лекциях (1/2 б. за 1 лекцию)

участие в дискуссии

ауд.

8

16

Тестирование по материалу лекций

тест

ауд.

14

32

Итого по базовому модулю:

50

90

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды тек. аттестации

Ауд. / внеауд.

Мин. кол. б.

Макс кол. б.

Реферирование научной литературы

реферир.

ауд.

1

10

Итого по дополнительному модулю:

1

10

Итого:

51

100


Курс по выбору «Литературная стилистика»

2018-2019 уч. год, 1-й семестр, 4 курс (26 чел.), гр. 151

28 ПЗ, 2 конс., 9 экз., 6 КСР = 45

 

Орг. занятие и тестирование — 4 часа

Лекция: теория вопроса — 4 часа. Содержание: Язык и речь. Стиль и стилистика. Стилистика лингвистическая и стилистика литературная. Художественная ткань произведения: стилистика как инструмент создания образа.

Анализ текстов — 18 часов (Повторите «Порядок анализа...»[1])

— проза А.С. Пушкина и проблемы ее стилизации («Шестая повесть Белкина» М.М. Зощенко) — 4 часа

— стилистика Н.В. Гоголя (обзор) — 2 часа

— стилистика А.И. Куприна (повесть «Гранатовый браслет») — 4 часа

— стилистика А.А. Ахматовой (обзор) — 4 часа

— стилистика в компаративном анализе; стилистика в литературе и стилистика в кинематографе (повесть В.П. Катаева «Сын полка», рассказ В.О. Богомолова «Иван» и к/фильм реж. А.А. Тарковского «Иваново детство») — 4 часа

Итоговый зачет (экзамен «автоматом») — 2 часа.

 

Литература для конспектирования (5 позиций)

1) Чудаков А.П. Слово — вещь — мир: От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. М.: Сов. пис., 1992 (3 любых статьи).

2) Чичерин А.В. Ритм образа: Стилистические проблемы. 2-е изд., расшир. М.: Сов. пис., 1980 (4-5 любых очерков).

3) Лоскутникова М.Б. В.В. Виноградов как основоположник литературной стилистики и современное состояние этого научного направления // Текст, контекст, интертекст: Сб. науч. ст.: XIV Виноградовские чтения. Т. 4. М.: МГПУ, 2016. С. 8-17.

4) Лоскутникова М.Б. Поэтическая лексика: роль и функции в создании художественного образа // Русская литература: комментарии, анализ, художественные тексты. М.: МГПУ, 2013. С. 7-21.

5) Лоскутникова М.Б. Стиль как категория литературоведения // Русская литература и культура в полиэтнической среде и междисциплинарном контексте современного образования: В 2 кн. Кн. 2. М.: МГПУ, 2016. С. 23-47.

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттест.

Ауд. / внеауд.

Мин. кол. б.

Макс. кол. баллов

1. Тестирование

тест

ауд.

15

26

2. Контрольные работы

к/р

ауд.

15

25

3. Конспекты (5 работ)

конспект

внеауд.

21

30

Итого по базовому модулю:

51

81

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

 

Конспект научного источника или аналитический разбор произведения

конспект / аналит. разбор

внеауд.

1

19

 

Итого по дополнительному модулю:

1

19

 

Общий итог:

52

100

 

Шкала перевода 100-балльной системы оценивания в 5-балльную систему

«неудовлетворительно»: 0-50 баллов

«хорошо»: 66-80 баллов

«удовлетворительно»: 51-65 баллов

«отлично»: 81-100 баллов



[1] 1) Общий порядок анализа: Лоскутникова М.Б. Стиль как категория литературоведения // Русская литература и культура в полиэтнической среде и междисциплинарном контексте современного образования: В 2 кн. Кн. 2. М.: МГПУ, 2016. С. 30-35; 2) Порядок анализа литературной стилистики: Лоскутникова М.Б. Введение в литературоведение: Практикум. М.: МГПУ, 2016. С. 13-14.


М.Б. Лоскутникова

Курс по выбору «Факторы и носители стиля»

2018-2019 уч. год, 1-й семестр, 4 курс (26 чел.), гр. 152

28 ПЗ, 2 конс., 9 экз., 6 КСР = 45

 

Орг. занятие и тестирование — 4 часа

Лекция: теория вопроса — 4 часа. Содержание: Область художественного содержания: факторы стиля. Области художественной формы: носители стиля. Жанр: жанровое содержание как фактор стиля, жанровая форма как носитель стиля.

Анализ текстов — 18 часов (Повторите «Порядок анализа...»[1])

— классический и неклассический стиль и 2 линии развития классического стиля в русской прозе XIX века; тенденции стилевого развития в русской литературе ХХ-XXI веков (обзор) — 4 часа

— факторы и носители стиля в компаративном анализе (Пушкин и Бунин: повесть «Метель», рассказ «Холодная осень») — 4 часа

— факторы и носители стиля в эпическом произведении (рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека») — 4 часа

— комический и драматический модусы стилеобразования (рассказы А.П. Чехова «Длинный язык», «Дама с собачкой») — 4 часа

— иронический модус и его проявления в спектрах комизма, драматизма, трагизма (обзор) — 2 часа

Итоговый зачет (экзамен «автоматом») — 2 часа.

 

Литература для конспектирования (5 позиций)

1) Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968.

2) Чудаков А.П. Слово — вещь — мир: От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. М.: Сов. пис., 1992 (3 любых статьи).

3) Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля: Повествовательная проза и лирика. 2-е изд., доп. М.: Худ. лит., 1985 (4-5 любых очерков).

4) Лоскутникова М.Б. В.В. Виноградов как основоположник литературной стилистики и современное состояние этого научного направления // Текст, контекст, интертекст: Сб. науч. ст.: XIV Виноградовские чтения. Т. 4. М.: МГПУ, 2016. С. 8-17.

5) Лоскутникова М.Б. Стиль как категория литературоведения // Русская литература и культура в полиэтнической среде и междисциплинарном контексте современного образования: В 2 кн. Кн. 2. М.: МГПУ, 2016. С. 23-47.

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттест.

Ауд. / внеауд.

Мин. кол. б.

Макс. кол. баллов

1. Тестирование

тест

ауд.

15

26

2. Контрольные работы

к/р

ауд.

15

25

3. Конспекты (5 работ)

конспект

внеауд.

21

30

Итого по базовому модулю:

51

81

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

 

Конспект научного источника или аналитический разбор произведения

конспект / аналит. разбор

внеауд.

1

19

 

Итого по дополнительному модулю:

1

19

 

Общий итог:

52

100

 

Шкала перевода 100-балльной системы оценивания в 5-балльную систему

«неудовлетворительно»: 0-50 баллов

«хорошо»: 66-80 баллов

«удовлетворительно»: 51-65 баллов

«отлично»: 81-100 баллов



[1] 1) Общий порядок анализа: Лоскутникова М.Б. Стиль как категория литературоведения // Русская литература и культура в полиэтнической среде и междисциплинарном контексте современного образования: В 2 кн. Кн. 2. М.: МГПУ, 2016. С. 30-35; 2) Порядок анализа литературной стилистики: Лоскутникова М.Б. Введение в литературоведение: Практикум. М.: МГПУ, 2016. С. 13-14.



Вопросы исторического развития стиля. Стиль в филологическом понимании. Рождение искусствоведения и искусствоведческого понимания стиля в недрах Просвещения. Полемика Г.Э. Лессинга и И.И. Винкельмана. Языки и стили различных видов искусства. И.В. Гете о простом подражании, манере и стиле Г.В.Ф. Гегель о манере, стиле и индивидуальности.

Становление научных литературоведческих методологий. Индивидуальный стиль художника. Идея факторов и носителей стиля. Категории стиля и автора.

Стиль как решающие и всесторонне продуманные автором принципы организации художественного целого, как система закономерностей художественной формы произведения, становление и развитие которых обусловлено авторским «заданием».

Представление о литературных направлениях («больших» стилях). Рождение классических стилей. Классические стили наиболее как факт развитых национальных европейских литератур. Понимание классического стиля как великого. Великий национальный классический стиль как индивидуальный стиль, наиболее глубоко отразивший исторически сформировавшиеся данности национального мировидения и общечеловеческие идеалы.

А.С. Пушкин как носитель великого национального стиля русской литературы. Освоение Пушкиным традиций русской и мировой литературы. Поэзия и проза Пушкина. Становление Пушкина-писателя. Органическое единство аналитизма мировидения и пластичности изображения. Проблематика прозы, литературный характер и особенности его типизации; хронотопическое своеобразие прозы. Стилистические традиции.

Стиль и стилистика Н.В. Гоголя. В.В. Виноградов о «двух струях гоголевского языка». Развитие реализма в прозе М.Ю. Лермонтова. Углубление философского осмысления действительности. Ирония как пафос (модус).

Развитие двух тенденций национального классического стиля в русской прозе — аналитической и пластической.

Аналитическая тенденция как внутренняя ориентация писателя на утверждение определенного комплекса идей, на неуклонное и последовательное проведение концептуально значимой, пульсирующей мысли. Природа таланта Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, отчасти Л.Н. Толстого.

Пластическая тенденция как телеологическая направленность всей работы художника на создание реалистических, объемных, наполненных данностями живой жизни характеров. Творчество И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И.А. Бунина. Стремление воплотить объективно-типические, но при этом глубоко индивидуализированные характеры своих героев. Особая роль стилистики.

Бытописательство и стиль (С.Т. Аксаков). Преобладание в стиле типического над индивидуальным и наоборот (Н.Г. Гарин-Михайловский).