1. Цель и задачи дисциплины
А. Дисциплина имеет целью формирование навыков межкультурной коммуникации в ее языковой, предметной и деятельностной формах. Дисциплина ориентирована на обучение культуре иноязычного устного и письменного общения на основе развития общей, лингвистической, прагматической и межкультурной компетенций.
Б. Основной задачей дисциплины является формирование навыков речевого поведения и стереотипов мышления в сфере изучаемого языка, а также развитие общей, коммуникативной и профессиональной компетенции.
2. Требования к результатам освоения курса
В результате изучения курса обучаемые должны:
Знать:
- фонетические, грамматические и лексические явления и закономерности финского языка в пределах изученного языкового материала;
- речевые действия: базовые языковые эксплицитные средства выражения фактической информации (сообщение, коррекция, уточнение, выяснение информации), базовые языковые эксплицитные средства выражения интеллектуальных отношений (выражения согласия/несогласия, выяснение согласия/ несогласия); негативное утверждение как несогласие, знание, утверждение о знании, припоминание, выяснение, объективная модальность, субъективная модальность, выражение степени вероятности, выяснение степени вероятности, выражение и отрицания необходимости, логическое заключение, выяснение необходимости, предположение, выражение степени неопределенности, выяснение степени неопределенности, полная неопределенность, выражение обязательности, выяснение обязательности, компетентность, способность/неспособность сделать что-либо, выяснение способности/неспособности сделать что-либо, разрешение/неразрешение, выяснение возможности разрешения, предоставление разрешения, отказ в разрешении, запрещение, волеизъявление (выражение желания, потребности, выяснение желания, потребности, выражение намерения, выяснение намерения, выражение предпочтения, выяснение предпочтения;
- базовые языковые эксплицитные средства выражения эмоциональной оценки: выражение радости, удовольствия, выражение неудовольствия, огорчения, выражение симпатии/антипатии, выяснение симпатии/антипатии, выражение расположения, выражение удовлетворения/неудовлетворения, выражение интереса, заинтересованности, выяснение заинтересованности в чем-либо, выражение отсутствие интереса, безразличия, выражение удивления, реакция на удивление, выражение отсутствия удивления, выражение надежды, выражение разочарования,досады, выражение растерянности, выражение боязни, страха, беспокойства, умение успокоить кого-либо, выражение моральных обязательств, выражение одобрения/неодобрения, выражение раскаяния, выражение сожаления, сочувствия;
- базовые языковые эксплицитные средства выражения воздействия, убеждения: предложение действия, согласие с предложением, просьба сделать что-либо, совет, предостережение, побуждение к отказу, побуждение, поощрение к действию, руководство, предложение помощи, ответ на предложение о помощи, предложение, приглашение к действию, принятие приглашения, предложения, отказ от приглашения, предложения, просьба о конкретной вещи, уклончивые ответы;
- базовые языковые эксплицитные средства выражения речевого этикета: привлечение внимания, приветствие;
- обращение (официальное, неофициальное), ответ на обращение (официальное, неофициальное), знакомство, представление (нейтральное, официальное, неофициальное), ответ на представление (нейтральный, официальный, неофициальный), прощание (официальное, неофициальное), извинение (нейтральное, официальное, неофициальное), принятие извинения, благодарность, ответ на благодарность, выражение непонимания, просьба повторить сказанное, просьба уточнить, подтвердить сказанное, просьба разъяснить что-либо, просьба написать что-либо, просьба говорить медленнее, перефразирование, объяснение другими словами, повторение того, что сказал собеседник, выяснение, понял ли Вас собеседник, название слова, имени, фамилии по буквам, комплимент, ответ на комплимент, любезность, добрые пожелания, поздравление, ответ на поздравление, вручение подарка, ответ на получение подарка, сочувствие;
- базовые языковые эксплицитные средства выражения структурирования речи: самокоррекция, введение темы, выражение собственного мнения, некатегоричность, допущение вариантов, выражение последовательности, приведение примера, выделение, подчеркивание в устной и письменной речи, вводные слова, словосочетания, обобщение, выводы, суммирование, изменение темы (нейтральное, официальное, неофициальное), просьба к собеседнику изменить тему, выяснение мнения, инициирование речи собеседника, показатели внимания к речи собеседника, прерывание собеседника, поощрение к продолжению, указание на то, что речь подходит к концу, завершение речи;
- базовые языковые эксплицитные средства выражения универсальных понятий: существование, бытие, наличие (присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность); пространство (местонахождение, положение в пространстве, пространственные координаты, ограниченное/неограниченное пространство, местонахождение относительно ориентира, параметры / размер, величина, длина, ширина, высота, глубина, рост, толщина, расстояние, площадь, объём;
- движение (ходьба, бег, движение на транспорте, направление движения, передвижение относительно ориентира, цель движения, начало движения, качество движения, скорость движения);
- время (безотносительное время, точное время, временной отрезок, измерение времени, дата, продолжительность, длительность, безотносительность во времени, относительное время, временная последовательность, время относительно настоящего момента /отнесенность к настоящему, отнесенность к прошлому, отнесенность к будущему / время одного действия/события относительно времени другого действия/события / одновременность, предшествование, следование/, время относительно установленного момента / своевременный, заблаговременный, несвоевременный/, периодичность, повторяемость, единичность действия, прерывистость действия, непрерывность действия, ограниченность во времени;
- качества и свойства (физические свойства предмета, лица / форма, вид, размер /, состояние веществ, предметов, зрительное восприятие, обоняние, вкус, осязание, температура, атмосферное давление, вес, физические возможности и состояние человека, возраст, физическое состояние, здоровье, самочувствие, признаки / материал, оценка качества, подлинность, легкий/трудный, простой/сложный, чистый/грязный, полный/пустой, ценность, важность, значение, оценка доступный/недоступный, обычный/необычный, правильный/неправильный, удачный/неудачный, полезный/вредный, желательный, возможный, необходимый, изменение качества;
- количество (число, определённость количества, нерасчлененное/расчлененное количество, степень, мера, изменение количества;
- эмоциональные, волевые и интеллектуальные действия (чувства, эмоции, воля, интеллектуальные действия, мыслительные действия, речь, интеллектуальные чувства и состояния);
- связи и отношения (противоречивость, тождество, сходство, сравнение, различие, причинность /причина, следствие, вывод, необходимое основание/, субъектно-предикативные отношения /субъект действия, характеристика действия, объективные отношения/, определительные о определительно-обстоятельственные отношения /отношение принадлежности, собственность, инструмент, сосредоточение на объекте, предмете информации /, обстоятельственные отношения /образ действия, место, время, цель, условие/, логические отношения /присоединение, альтернатива;
- основы тематических групп лексических единиц, отобранных в соответствии с речевыми действиями, универсальными понятиями, основными параметрами лексикона, темами и ситуациями:
- личность (имя, адрес, номер телефона, дата и место рождения, возраст, пол, семейное положение, национальность, профессия, семья, вероисповедание, характер, внешность, вкус, привычки);
- жильё, окружающая местность (типы жилья /городской, сельский дом, квартира, общежитие), помещение, мебель, постельные принадлежности, плата за жильё, удобства, оборудование, уход за домом, бытовая техника, окружающая местность;
- повседневная жизнь (работа, заработок, учеба, планы на будущее);
- быт человека (распорядок дня, питание, одежда, трудовая деятельность, покупки, магазин, продукты, одежда, мода, курение, предметы домашнего обихода, оплата покупок);
- еда и напитки (продукты, напитки, общественное питание);
- транспорт, поездки, путешествия (общественный транспорт, личный транспорт, дорожное движение, путешествия, гостиница, багаж, въезд в страну, выезд из страны, документы);
- человек и общество (отношения с другими людьми, частные контакты, государственная власть, политика, средства массовой информации, международные отношения, правопорядок, преступления, война и мир, социальные проблемы, экономика, культура, религия, искусство, обычаи, традиции, наука, мировоззрение, моральные и нравственные ценности);
- услуги (почта, телефон, телеграф, банк, милиция, станция техобслуживания, автозаправочная станция, предприятие бытового обслуживания);
- система образования (воспитание, обучение, образование, учебная деятельность, виды учебных заведений и их структура, педагогическая деятельность, учебный процесс).
Уметь использовать речевые действия для выражения:
- фактической информации: сообщение, коррекция, уточнение, выяснение информации;
- интеллектуальных отношений: согласия/ несогласия, выяснение согласия/ несогласия, негативное утверждение как несогласие, знание, утверждение о знании, припоминание, выяснение, объективная модальность, субъективная модальность, выражение степени вероятности, выяснение степени вероятности, выражение и отрицания необходимости, логическое заключение, выяснение необходимости, предположение, выражение степени неопределенности, выяснение степени неопределенности, полная неопределенность, выражение обязательности, выяснение обязательности, компетентность, способность/неспособность сделать что-либо, выяснение способности/неспособности сделать что-либо, разрешение/неразрешение, выяснение возможности разрешения, предоставление разрешения, отказ в разрешении, запрещение, волеизъявление, выражение желания, потребности, выяснение желания, потребности, выражение намерения, выяснение намерения, выражение предпочтения, выяснение предпочтения;
- эмоциональной оценки: выражение радости, удовольствия, выражение неудовольствия, огорчения, выражение симпатии/антипатии, выяснение симпатии/антипатии, выражение расположения, выражение удовлетворения/неудовлетворения, выражение интереса, заинтересованности, выяснение заинтересованности в чем-либо, выражение отсутствие интереса, безразличия, выражение удивления, реакция на удивление, выражение отсутствия удивления, выражение надежды, выражение разочарования, досады, выражение растерянности, выражение боязни, страха, беспокойства, умение успокоить кого-либо, выражение моральных обязательств, выражение одобрения/неодобрения, выражение раскаяния, выражение сожаления, сочувствия;
- воздействия, убеждения: предложение действия, согласие с предложением, просьба сделать что-либо, совет, предостережение, побуждение к отказу, побуждение, поощрение к действию, руководство, предложение помощи, ответ на предложение о помощи, предложение, приглашение к действию, принятие приглашения, предложения, отказ от приглашения, предложения, просьба о конкретной вещи, уклончивые ответы;
- речевого этикета: привлечение внимания, приветствие, обращение (официальное, неофициальное), ответ на обращение (официальное, неофициальное), знакомство, представление (нейтральное, официальное, неофициальное), ответ на представление (нейтральный, официальный, неофициальный), прощание (официальное, неофициальное), извинение (нейтральное, официальное, неофициальное), принятие извинения, благодарность, ответ на благодарность, выражение непонимания, просьба повторить сказанное, просьба уточнить, подтвердить сказанное, просьба разъяснить что-либо, просьба написать что-либо, просьба говорить медленнее, перефразирование, объяснение другими словами, повторение того, что сказал собеседник, выяснение, понял ли Вас собеседник, название слова, имени, фамилии по буквам, комплимент, ответ на комплимент, любезность, добрые пожелания, поздравление, ответ на поздравление, вручение подарка, ответ на получение подарка, сочувствие, соболезнование, ответ на соболезнование, тосты;
- структурирования речи: самокоррекция, введение темы, выражение собственного мнения, некатегоричность, допущение вариантов, выражение последовательности, приведение примера, выделение, подчеркивание в устной и письменной речи, вводные слова, словосочетания, обобщение, выводы, суммирование, изменение темы (нейтральное, официальное, неофициальное), просьба к собеседнику изменить тему, выяснение мнения, инициирование речи собеседника, показатели внимания к речи собеседника, прерывание собеседника, поощрение к продолжению, указание на то, что речь подходит к концу, завершение речи;
- универсальных понятий: существование, бытие, наличие (присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность);
- пространство (местонахождение, положение в пространстве, пространственные координаты, ограниченное/неограниченное пространство, местонахождение относительно ориентира, параметры (размер, величина, длина, ширина, высота, глубина, рост, толщина, расстояние, площадь,объём);
- движение (ходьба, бег, движение на транспорте, направление движения, передвижение относительно ориентира, цель движения, начало движения, качество движения, скорость движения);
- время (безотносительное время, точное время, временной отрезок, измерение времени, дата, продолжительность, длительность, безотносительность во времени, относительное время, временная последовательность, время относительно настоящего момента /отнесенность к настоящему, отнесенность к прошлому, отнесенность к будущему / время одного действия/события относительно времени другого действия/события / одновременность, предшествование, следование/, время относительно установленного момента (своевременный, заблаговременный, несвоевременный), периодичность, повторяемость, единичность действия, прерывистость действия, непрерывность действия, ограниченность во времени;
- качества и свойства (физические свойства предмета, лица / форма, вид, размер, состояние веществ, предметов, зрительное восприятие, обоняние, вкус, осязание, температура, атмосферное давление, вес, физические возможности и состояние человека, возраст, физическое состояние, здоровье, самочувствие, признаки (материал, оценка качества, подлинность, легкий/трудный, простой/сложный, чистый/грязный, полный/пустой, ценность, важность, значение, оценка (доступный/недоступный, обычный/необычный, правильный/неправильный, удачный/неудачный, полезный/вредный, желательный, возможный, необходимый, изменение качества;
- количество (число, определённость количества, нерасчлененное/расчлененное количество, степень, мера, изменение количества;
- эмоциональные, волевые и интеллектуальные действия (чувства, эмоции, воля, интеллектуальные действия, мыслительные действия, речь, интеллектуальные чувства и состояния);
Владеть:
в области порождения устного текста
- подготовленной и неподготовленной начальной монологической и диалогической речью в ситуациях официального и неофициального общения в пределах изученного языкового материала;
в области аудирования
- понимать в непосредственном общении произнесённые высказывания собеседника в ситуациях официального и неофициального общения в пределах изученного языкового материала;
- понимать основное содержание аудиосообщений по изученной проблематике /тематике/;
в области чтения
- владеть навыками чтения в пределах изученного языкового материала;
в области письма
- владеть навыками письма в пределах изученного языкового материала.
- Преподаватель: Вальков Дмитрий Вадимович
А. Дисциплина имеет целью формирование у студентов навыков межкультурной коммуникации в ее языковой, предметной и деятельностной формах. Дисциплина ориентирована на обучение культуре иноязычного устного и письменного общения на основе развития общей, лингвистической, прагматической и межкультурной компетенций.
Б. Основной задачей дисциплины является формирование навыков речевого поведения и стереотипов мышления в сфере изучаемого языка, а также развитие общей, коммуникативной и профессиональной компетенции.
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
Знать:
· фонетические, грамматические и лексические явления и закономерности итальянского языка как системы в пределах изученного языкового материала;
· литературные нормы итальянского языка: орфоэпическую, орфографическую, грамматическую, лексическую в пределах изученного языкового материала;
· основы национально-культурной специфики вербального и невербального поведения носителей итальянского языка;
· отличительные особенности основных видов дискурса (характеристика, определение, объяснение, сравнение, оценка, интерпретация, комментирование, резюме и их сочетание);
· базовые прагматические параметры высказывания (адаптация к предмету ситуации, типу адресата, условиям ситуации, интенции автора);
· речевые действия: базовые языковые эксплицитные средства выражения фактической информации (сообщение, коррекция, уточнение, выяснение информации), базовые языковые эксплицитные средства выражения интеллектуальных отношений (выражения согласия/несогласия, выяснение согласия/ несогласия); негативное утверждение как несогласие, знание, утверждение о знании, припоминание, выяснение, объективная модальность, субъективная модальность, выражение степени вероятности, выяснение степени вероятности, выражение и отрицания необходимости, логическое заключение, выяснение необходимости, предположение, выражение степени неопределенности, выяснение степени неопределенности, полная неопределенность, выражение обязательности, выяснение обязательности, компетентность, способность/неспособность сделать что-либо, выяснение способности/неспособности сделать что-либо, разрешение/неразрешение, выяснение возможности разрешения, предоставление разрешения, отказ в разрешении, запрещение, волеизъявление (выражение желания, потребности, выяснение желания, потребности, выражение намерения, выяснение намерения, выражение предпочтения, выяснение предпочтения;
· базовые языковые эксплицитные средства выражения эмоциональной оценки: выражение радости, удовольствия, выражение неудовольствия, огорчения, выражение симпатии/антипатии, выяснение симпатии/антипатии, выражение расположения, выражение удовлетворения/неудовлетворения, выражение интереса, заинтересованности, выяснение заинтересованности в чем-либо, выражение отсутствие интереса, безразличия, выражение удивления, реакция на удивление, выражение отсутствия удивления, выражение надежды, выражение разочарования, досады, выражение растерянности, выражение боязни, страха, беспокойства, умение успокоить кого-либо, выражение моральных обязательств, выражение одобрения/неодобрения, выражение раскаяния, выражение сожаления, сочувствия;
· базовые языковые эксплицитные средства выражения воздействия, убеждения: предложение действия, согласие с предложением, просьба сделать что-либо, совет, предостережение, побуждение к отказу, побуждение, поощрение к действию, руководство, предложение помощи, ответ на предложение о помощи, предложение, приглашение к действию, принятие приглашения, предложения, отказ от приглашения, предложения, просьба о конкретной вещи, уклончивые ответы;
· базовые языковые эксплицитные средства выражения речевого этикета: привлечение внимания, приветствие;
· обращение (официальное, неофициальное), ответ на обращение (официальное, неофициальное), знакомство, представление (нейтральное, официальное, неофициальное), ответ на представление (нейтральный, официальный, неофициальный), прощание (официальное, неофициальное), извинение (нейтральное, официальное, неофициальное), принятие извинения, благодарность, ответ на благодарность, выражение непонимания, просьба повторить сказанное, просьба уточнить, подтвердить сказанное, просьба разъяснить что-либо, просьба написать что-либо, просьба говорить медленнее, перефразирование, объяснение другими словами, повторение того, что сказал собеседник, выяснение, понял ли Вас собеседник, название слова, имени, фамилии по буквам, комплимент, ответ на комплимент, любезность, добрые пожелания, поздравление, ответ на поздравление, вручение подарка, ответ на получение подарка, сочувствие, соболезнование, ответ на соболезнование, тосты;
· базовые языковые эксплицитные средства выражения структурирования речи: начало, хезитация, самокоррекция, введение темы, выражение собственного мнения, некатегоричность, допущение вариантов, выражение последовательности, приведение примера, выделение, подчеркивание в устной и письменной речи, вводные слова, словосочетания, обобщение, выводы, суммирование, изменение темы (нейтральное, официальное, неофициальное), просьба к собеседнику изменить тему, выяснение мнения, инициирование речи собеседника, показатели внимания к речи собеседника, прерывание собеседника, поощрение к продолжению, указание на то, что речь подходит к концу, завершение речи;
· базовые языковые эксплицитные средства выражения универсальных понятий: существование, бытие, наличие (присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность); пространство (местонахождение, положение в пространстве, пространственные координаты, ограниченное/неограниченное пространство, местонахождение относительно ориентира, параметры / размер, величина, длина, ширина, высота, глубина, рост, толщина, расстояние, площадь, объём;
· движение (ходьба, бег, движение на транспорте, направление движения, передвижение относительно ориентира, цель движения, начало движения, качество движения, скорость движения);
· время (безотносительное время, точное время, временной отрезок, измерение времени, дата, продолжительность, длительность, безотносительность во времени, относительное время, временная последовательность, время относительно настоящего момента /отнесенность к настоящему, отнесенность к прошлому, отнесенность к будущему / время одного действия/события относительно времени другого действия/события / одновременность, предшествование, следование/, время относительно установленного момента / своевременный, заблаговременный, несвоевременный/, периодичность, повторяемость, единичность действия, прерывистость действия, непрерывность действия, ограниченность во времени;
· качества и свойства (физические свойства предмета, лица / форма, вид, размер /, состояние веществ, предметов, зрительное восприятие, обоняние, вкус, осязание, температура, атмосферное давление, вес, физические возможности и состояние человека, возраст, физическое состояние, здоровье, самочувствие, признаки / материал, оценка качества, подлинность, легкий/трудный, простой/сложный, чистый/грязный, полный/пустой, ценность, важность, значение, оценка доступный/недоступный, обычный/необычный, правильный/неправильный, удачный/неудачный, полезный/вредный, желательный, возможный, необходимый, изменение качества;
· количество (число, определённость количества, нерасчлененное/расчлененное количество, степень, мера, изменение количества;
· эмоциональные, волевые и интеллектуальные действия (чувства, эмоции, воля, интеллектуальные действия, мыслительные действия, речь, интеллектуальные чувства и состояния);
· связи и отношения (противоречивость, тождество, сходство, сравнение, различие, причинность /причина, следствие, вывод, необходимое основание/, субъектно-предикативные отношения /субъект действия, характеристика действия, объективные отношения/, определительные о определительно-обстоятельственные отношения /отношение принадлежности, собственность, инструмент, сосредоточение на объекте, предмете информации /, обстоятельственные отношения /образ действия, место, время, цель, условие/, логические отношения /присоединение, альтернатива;
· основы тематических групп лексических единиц, отобранных в соответствии с речевыми действиями, универсальными понятиями, основными параметрами лексикона, темами и ситуациями, предусмотренными Программой:
- личность (имя, адрес, номер телефона, дата и место рождения, возраст, пол, семейное положение, национальность, профессия, семья, вероисповедание, характер, внешность, вкус, привычки);
- жильё, окружающая местность (типы жилья /городской, сельский дом, квартира, общежитие), помещение, мебель, постельные принадлежности, плата за жильё, удобства, оборудование, уход за домом, бытовая техника, окружающая местность;
- повседневная жизнь (работа, заработок, учеба, планы на будущее);
- быт человека (распорядок дня, питание, одежда, трудовая деятельность, покупки, магазин, продукты, одежда, мода, курение, предметы домашнего обихода, оплата покупок);
- еда и напитки (продукты, напитки, общественное питание);
- свободное время (любимые занятия, развлечения, радио, телевидение, компьютер, кино, театр, концерты, выставки и музеи, чтение, спорт, пресса);
- транспорт, поездки, путешествия (общественный транспорт, личный транспорт, дорожное движение, путешествия, гостиница, багаж, въезд в страну, выезд из страны, документы);
- человек и общество (отношения с другими людьми, частные контакты, государственная власть, политика, средства массовой информации, международные отношения, правопорядок, преступления, война и мир, социальные проблемы, экономика, культура, религия, искусство, обычаи, традиции, наука, мировоззрение, моральные и нравственные ценности);
- здоровье и система здравоохранения (части тела, самочувствие, личная гигиена, болезни, несчастные случаи, медицинское обслуживание, больница, медицинские средства, социальное обеспечение);
- услуги (почта, телефон, телеграф, банк, милиция, станция техобслуживания, автозаправочная станция, предприятие бытового обслуживания);
- система образования (воспитание, обучение, образование, учебная деятельность, виды учебных заведений и их структура, педагогическая деятельность, учебный процесс, обучение иностранным языкам);
- природа (физическая карта мира, климат, природные явления, флора, фауна, окружающая среда).
· основные параметры лексикона: словообразование (основные словообразовательные модели: аффиксация, безаффиксное словопроизводство, словосложение, сокращения), многозначность (прямые и переносные значения слов, основные и второстепенные значения слов, многозначность и омонимия), синонимы (идеографические и стилистические синонимы, стилистическая доминанта), антонимы, сочетаемость (основные закономерности лексической сочетаемости изучаемого словаря), фразеология (отличие фразеологических единиц от свободных словосочетаний, основные типы фразеологических единиц, пословицы и поговорки), лексико-стилистическая характеристика словарного состава изучаемого языка (литературная и разговорная лексика, проблема сленга, наиболее распространенные неологизмы, интернациональная лексика), основные сведения по лексикографии.
Уметь использовать речевые действия для выражения:
· фактической информации: сообщение, коррекция, уточнение, выяснение информации;
· интеллектуальных отношений: согласия/ несогласия, выяснение согласия/ несогласия, негативное утверждение как несогласие, знание, утверждение о знании, припоминание, выяснение, объективная модальность, субъективная модальность, выражение степени вероятности, выяснение степени вероятности, выражение и отрицания необходимости, логическое заключение, выяснение необходимости, предположение, выражение степени неопределенности, выяснение степени неопределенности, полная неопределенность, выражение обязательности, выяснение обязательности, компетентность, способность/неспособность сделать что-либо, выяснение способности/неспособности сделать что-либо, разрешение/неразрешение, выяснение возможности разрешения, предоставление разрешения, отказ в разрешении, запрещение, волеизъявление, выражение желания, потребности, выяснение желания, потребности, выражение намерения, выяснение намерения, выражение предпочтения, выяснение предпочтения;
· эмоциональной оценки: выражение радости, удовольствия, выражение неудовольствия, огорчения, выражение симпатии/антипатии, выяснение симпатии/антипатии, выражение расположения, выражение удовлетворения/неудовлетворения, выражение интереса, заинтересованности, выяснение заинтересованности в чем-либо, выражение отсутствие интереса, безразличия, выражение удивления, реакция на удивление, выражение отсутствия удивления, выражение надежды, выражение разочарования, досады, выражение растерянности, выражение боязни, страха, беспокойства, умение успокоить кого-либо, выражение моральных обязательств, выражение одобрения/неодобрения, выражение раскаяния, выражение сожаления, сочувствия;
· воздействия, убеждения: предложение действия, согласие с предложением, просьба сделать что-либо, совет, предостережение, побуждение к отказу, побуждение, поощрение к действию, руководство, предложение помощи, ответ на предложение о помощи, предложение, приглашение к действию, принятие приглашения, предложения, отказ от приглашения, предложения, просьба о конкретной вещи, уклончивые ответы;
· речевого этикета: привлечение внимания, приветствие, обращение (официальное, неофициальное), ответ на обращение (официальное, неофициальное), знакомство, представление (нейтральное, официальное, неофициальное), ответ на представление (нейтральный, официальный, неофициальный), прощание (официальное, неофициальное), извинение (нейтральное, официальное, неофициальное), принятие извинения, благодарность, ответ на благодарность, выражение непонимания, просьба повторить сказанное, просьба уточнить, подтвердить сказанное, просьба разъяснить что-либо, просьба написать что-либо, просьба говорить медленнее, перефразирование, объяснение другими словами, повторение того, что сказал собеседник, выяснение, понял ли Вас собеседник, название слова, имени, фамилии по буквам, комплимент, ответ на комплимент, любезность, добрые пожелания, поздравление, ответ на поздравление, вручение подарка, ответ на получение подарка, сочувствие, соболезнование, ответ на соболезнование, тосты;
· структурирования речи: начало, хезитация, самокоррекция, введение темы, выражение собственного мнения, некатегоричность, допущение вариантов, выражение последовательности, приведение примера, выделение, подчеркивание в устной и письменной речи, вводные слова, словосочетания, обобщение, выводы, суммирование, изменение темы (нейтральное, официальное, неофициальное), просьба к собеседнику изменить тему, выяснение мнения, инициирование речи собеседника, показатели внимания к речи собеседника, прерывание собеседника, поощрение к продолжению, указание на то, что речь подходит к концу, завершение речи;
· универсальных понятий: существование, бытиё, наличие (присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность);
· пространство (местонахождение, положение в пространстве, пространственные координаты, ограниченное/неограниченное пространство, местонахождение относительно ориентира, параметры (размер, величина, длина, ширина, высота, глубина, рост, толщина, расстояние, площадь,объём);
· движение (ходьба, бег, движение на транспорте, направление движения, передвижение относительно ориентира, цель движения, начало движения, качество движения, скорость движения);
· время (безотносительное время, точное время, временной отрезок, измерение времени, дата, продолжительность, длительность, безотносительность во времени, относительное время, временная последовательность, время относительно настоящего момента /отнесенность к настоящему, отнесенность к прошлому, отнесенность к будущему / время одного действия/события относительно времени другого действия/события / одновременность, предшествование, следование/, время относительно установленного момента (своевременный, заблаговременный, несвоевременный), периодичность, повторяемость, единичность действия, прерывистость действия, непрерывность действия, ограниченность во времени;
· качества и свойства (физические свойства предмета, лица / форма, вид, размер, состояние веществ, предметов, зрительное восприятие, обоняние, вкус, осязание, температура, атмосферное давление, вес, физические возможности и состояние человека, возраст, физическое состояние, здоровье, самочувствие, признаки (материал, оценка качества, подлинность, легкий/трудный, простой/сложный, чистый/грязный, полный/пустой, ценность, важность, значение, оценка (доступный/недоступный, обычный/необычный, правильный/неправильный, удачный/неудачный, полезный/вредный, желательный, возможный, необходимый, изменение качества;
· количество (число, определённость количества, нерасчлененное/расчлененное количество, степень, мера, изменение количества;
· эмоциональные, волевые и интеллектуальные действия (чувства, эмоции, воля, интеллектуальные действия, мыслительные действия, речь, интеллектуальные чувства и состояния);
· связи и отношения (противоречивость, тождество, сходство, сравнение, различие, причинность /причина, следствие, вывод, необходимое основание/, субъектно-предикативные отношения /субъект действия, характеристика действия, объективные отношения/, определительные о определительно-обстоятельственные отношения /отношение принадлежности, собственность, инструмент, сосредоточение на объекте, предмете информации , обстоятельственные отношения (образ действия, место, время, цель, условие/, логические отношения /присоединение, альтернатива).
Владеть:
в области спонтанного порождения устного текста
· подготовленной и неподготовленной монологической и диалогической речью в ситуациях официального и неофициального общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с характеристиками речи (адекватная реализация коммуникативного намерения, логичность, содержательность, ясность, связность, смысловая и культурная завершенность, соответствие языковой норме, прагматическим и социокультурным параметрам, выразительность и соблюдение темпа приближающемуся к темпу носителя языка), уметь использовать композиционно-речевые формы (описание, повествование, рассуждение и их сочетание, а также монолог и диалог), уметь представить различные виды дискурса (характеристика, определение, объяснение, оценка, интерпретация , комментирование , резюме) и их сочетание; решать необходимые задачи в типичных ситуациях (в магазине, на почте, в банке, в поликлинике и т.д.); начать, поддержать и закончить разговор на знакомую тему; участвовать в дискуссиях на знакомые темы, объяснять, в чем суть проблемы; обмениваться информацией, мнениями в дискуссиях и излагать личные взгляды; выражать свои чувства и эмоции и реагировать на выражение этих чувств и эмоций другими людьми;
· бегло, логично и последовательно передать содержание прочитанного текста, опираясь при этом на слова из текста и его структуру; передать сюжет книги или фильма и высказать своё отношение к ним;
в области аудирования
· понимать в звукозаписи оригинальную монологическую и диалогическую речь в пределах изученного языкового материала,
· понимать в непосредственном общении произнесённые высказывания собеседника в ситуациях официального и неофициального общения;
· понимать основное содержание продолжительных диалогов, участники которых говорят чётко и на литературном языке;
· понимать основное содержание сообщений по изученной проблематике /тематике/;
· понимать основное содержание радио- и телепередач в пределах изученного тематического материала;
в области чтения
· владеть разными видами чтения, читать оригинальную художественную литературу, а также тексты общественно-политического и обиходно-бытового характера, опираясь на изученный языковой материал и социокультурные знания, понимать основное содержание текста максимально точно и адекватно понимать текст с установкой на наблюдение за языковыми явлениями, а также извлекать основные виды информации; бегло просмотреть текст на интересующую тему, с целью найти необходимую или существенную информацию;
· бегло просмотреть текст на интересующую тему и определить наиболее важные темы, которые освещаются в нем, а также ключевые мысли;
· понимать основное содержание развернутых текстов по изученной проблематике, даже в том случае, если в этих текстах встречаются незнакомые слова и редко употребляемые выражения, о значении которых можно догадаться по контексту, либо пользуясь в отдельных случаях словарём;
· обращенно и выразительно читать вслух незнакомый текст после беглого просмотра в темпе, приближающемся к темпу носителя языка;
в области письма
· владеть продуктивной письменной речью нейтрального и официального характера в пределах изученного языкового материала и тематики в соответствии с характеристиками речи (адекватная реализация коммуникативного намерения, ясность, логичность, содержательность, связность, смысловая и структурная завершенность, соответствие языковой норме, прагматическим и социокультурным параметрам дискурса) и с соблюдением норм правописания;
· не искажая содержания, письменно передать подробную информацию или сообщение; писать развёрнутые тексты (сочинения, тезисы сообщений, доклады) на изученные и интересующие темы;
· подробно, связно и логично высказаться в письменной форме на интересующие темы; писать письма друзьям и знакомым, расспрашивать о новостях и сообщать их.
Конечные требования
Аудирование
К концу 4 курса студент должен правильно воспринимать на слух (с возможной опорой на видеоряд или без нее) тексты и разговорную речь, относящиеся к различным сферам общения и отражающие различные функциональные стили, звучащие в естественном темпе и не содержащие незнакомых слов и выражений. Понимание записанного материала должно происходить с первого предъявления.
Говорение
Монологическая речь
Студент должен уметь:
· конструировать свое высказывание логично (с точки зрения композиции), доходчиво (с точки зрения содержания) и ясно (сточки зрения лингвистического наполнения);
· аргументировано выражать собственное суждение по заданной тематике, отстаивать его, критически оценивать прочитанное, опровергать противоречащие ему мнения;
· анализировать и интерпретировать различные функционально-стилевые разновидности текстов (публицистические, научные, деловые, художественные).
Диалогическая речь
Студент должен уметь принимать полноценное участие в беседе, споре, дискуссии (как диалоге, так и полилоге) на заданную тематику с использованием соответствующих коммуникативных клише и устойчивых оборотов.
Чтение
Чтение про себя
Студент должен владеть навыками беглого изучающего чтения оригинальных художественных и публицистических текстов (скорость – до 450 печатных знаков в минуту).
Скорость ознакомительного чтения материалов той же тематики должна составлять не менее 800 печатных знаков в минуту.
Чтение вслух
Студент должен владеть навыками выразительного чтения текстов различной тематики и жанров.
Письмо
Студент должен уметь выражать и оформлять свои мысли в письменной форме грамотно, с соблюдением правил орфографии и пунктуации. При этом он должен знать специфику составления изложения, сочинения и доклада, а также владеть основными правилами написания личного и делового письма, заявления, письменного официального обращения. Студент должен быть знаком с некоторыми формальными нормами письменной речи.- Преподаватель: Вальков Дмитрий Вадимович
1. Цель и задачи освоения дисциплины: изучение процессов формирования итальянского литературного языка, важнейших аспектов его внутренней истории. Формирование более глубокого понимания учащимися специфики итальянского языка на фоне других романских языков.
2. Место дисциплины в структуре программы бакалавриата: дисциплина входит в часть Б.1.В.4.4 учебного плана и изучается в 7 семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: в результате освоения дисциплины студент должен овладеть принципами анализа языковых явлений в контексте исторической диахронии.
Трудовые действия:
- способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для понимания проблем языковой и исторической диахронии.
- способность применять систему лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей и стилей для понимания проблем языковой и исторической диахронии.
Компетенции:
- способность использовать основы философских знаний для понимания проблем языковой и исторической диахронии (ОК-1).
- владение теоретическими основами обучения филологическим дисциплинам; готовность использовать современные технологии обучения филологическим дисциплинам в решении конкретных теоретических задач (СК-1).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- этапы диахронического развития итальянского языка, становления его литературной нормы;
- процессы, происходившие на разных уровнях языковой системы (в звуковом строе, морфологии, синтаксисе, лексике);
- в чем заключается своеобразие исторического развития итальянского языка на фоне других романских языков;
- коммуникативно-прагматические и функциональные особенности итальянского языка на разных этапах его истории;
- основные работы отечественных и зарубежных историков итальянского языка.
Уметь:
- переводить и комментировать с историко-филологической точки зрения тексты разных жанров и стилистической направленности всех этапов истории итальянского литературного языка.
Владеть:
- базовой терминологией, основной проблематикой исторической науки о языке;
информацией об основных языковых процессах, проходивших на всех этапах истории итальянского языка.- Преподаватель: Вальков Дмитрий Вадимович
Цель и задачи освоения дисциплины:
А. Целью дисциплины является последовательное и всестороннее изучение основных теоретических аспектов фонетического, грамматического и синтаксического строя классического латинского языка, формирования навыка первичной работы с латинскими литературными памятниками различной сложности, навыка грамматической и лексико-синтаксической интерпретации латинского текста.
Б. Второй немаловажной целью дисциплины является формирование навыка культурологической рефлексии – анализа античного текста как неотъемлемой части античной культурной и исторической среды, понимание особенностей которой во многом обуславливает правильную грамматическую интерпретацию текста.
В. Третьей, прикладной, целью дисциплины является формирование навыков применения грамматического материала древнего (латинского) языка и терминологической рефлексии, необходимой для его описания, в сопоставлении с грамматическим и синтаксическим материалом, а также терминологическим аппаратом первого изучаемого иностранного языка; обучение реферированию и аннотированию научной, справочной, методической литературой, имеющей сокращения и узуальные термины на латинском языке; обучение научному стилю речи с использованием узуальных терминов на латинском языке.
В задачи дисциплины входит: расширение и практическая систематизация знаний студентов, получаемых в курсе языкознания, расширение знаний студентов в области античной римской культуры, от архаического до позднеантичного периода ее развития. К числу основных задач относятся:
- сопоставительное описание общих черт и специфики фонетической системы классического латинского языка в соотношении общим праиндоевропейским языковым состоянием, ознакомление студентов с современным состоянием исследований в области древнеиндоевропейской фонологии;
- ознакомление студентов с историческими особенностями литерации латинского языка;
- ознакомление студентов с основными грамматическими категориями классического латинского языка;
ознакомление студентов с основными категориями синтаксиса классического латинского языка.