Настройка зачисления на курс
1. Цель и задачи дисциплины
А. Дисциплина имеет целью формирование навыков межкультурной коммуникации в ее языковой, предметной и деятельностной формах. Дисциплина ориентирована на обучение культуре иноязычного устного и письменного общения на основе развития общей, лингвистической, прагматической и межкультурной компетенций.
Б. Основной задачей дисциплины является формирование навыков речевого поведения и стереотипов мышления в сфере изучаемого языка, а также развитие общей, коммуникативной и профессиональной компетенции.
2. Требования к результатам освоения курса
В результате изучения курса обучаемые должны:
Знать:
- фонетические, грамматические и лексические явления и закономерности финского языка в пределах изученного языкового материала;
- речевые действия: базовые языковые эксплицитные средства выражения фактической информации (сообщение, коррекция, уточнение, выяснение информации), базовые языковые эксплицитные средства выражения интеллектуальных отношений (выражения согласия/несогласия, выяснение согласия/ несогласия); негативное утверждение как несогласие, знание, утверждение о знании, припоминание, выяснение, объективная модальность, субъективная модальность, выражение степени вероятности, выяснение степени вероятности, выражение и отрицания необходимости, логическое заключение, выяснение необходимости, предположение, выражение степени неопределенности, выяснение степени неопределенности, полная неопределенность, выражение обязательности, выяснение обязательности, компетентность, способность/неспособность сделать что-либо, выяснение способности/неспособности сделать что-либо, разрешение/неразрешение, выяснение возможности разрешения, предоставление разрешения, отказ в разрешении, запрещение, волеизъявление (выражение желания, потребности, выяснение желания, потребности, выражение намерения, выяснение намерения, выражение предпочтения, выяснение предпочтения;
- базовые языковые эксплицитные средства выражения эмоциональной оценки: выражение радости, удовольствия, выражение неудовольствия, огорчения, выражение симпатии/антипатии, выяснение симпатии/антипатии, выражение расположения, выражение удовлетворения/неудовлетворения, выражение интереса, заинтересованности, выяснение заинтересованности в чем-либо, выражение отсутствие интереса, безразличия, выражение удивления, реакция на удивление, выражение отсутствия удивления, выражение надежды, выражение разочарования,досады, выражение растерянности, выражение боязни, страха, беспокойства, умение успокоить кого-либо, выражение моральных обязательств, выражение одобрения/неодобрения, выражение раскаяния, выражение сожаления, сочувствия;
- базовые языковые эксплицитные средства выражения воздействия, убеждения: предложение действия, согласие с предложением, просьба сделать что-либо, совет, предостережение, побуждение к отказу, побуждение, поощрение к действию, руководство, предложение помощи, ответ на предложение о помощи, предложение, приглашение к действию, принятие приглашения, предложения, отказ от приглашения, предложения, просьба о конкретной вещи, уклончивые ответы;
- базовые языковые эксплицитные средства выражения речевого этикета: привлечение внимания, приветствие;
- обращение (официальное, неофициальное), ответ на обращение (официальное, неофициальное), знакомство, представление (нейтральное, официальное, неофициальное), ответ на представление (нейтральный, официальный, неофициальный), прощание (официальное, неофициальное), извинение (нейтральное, официальное, неофициальное), принятие извинения, благодарность, ответ на благодарность, выражение непонимания, просьба повторить сказанное, просьба уточнить, подтвердить сказанное, просьба разъяснить что-либо, просьба написать что-либо, просьба говорить медленнее, перефразирование, объяснение другими словами, повторение того, что сказал собеседник, выяснение, понял ли Вас собеседник, название слова, имени, фамилии по буквам, комплимент, ответ на комплимент, любезность, добрые пожелания, поздравление, ответ на поздравление, вручение подарка, ответ на получение подарка, сочувствие;
- базовые языковые эксплицитные средства выражения структурирования речи: самокоррекция, введение темы, выражение собственного мнения, некатегоричность, допущение вариантов, выражение последовательности, приведение примера, выделение, подчеркивание в устной и письменной речи, вводные слова, словосочетания, обобщение, выводы, суммирование, изменение темы (нейтральное, официальное, неофициальное), просьба к собеседнику изменить тему, выяснение мнения, инициирование речи собеседника, показатели внимания к речи собеседника, прерывание собеседника, поощрение к продолжению, указание на то, что речь подходит к концу, завершение речи;
- базовые языковые эксплицитные средства выражения универсальных понятий: существование, бытие, наличие (присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность); пространство (местонахождение, положение в пространстве, пространственные координаты, ограниченное/неограниченное пространство, местонахождение относительно ориентира, параметры / размер, величина, длина, ширина, высота, глубина, рост, толщина, расстояние, площадь, объём;
- движение (ходьба, бег, движение на транспорте, направление движения, передвижение относительно ориентира, цель движения, начало движения, качество движения, скорость движения);
- время (безотносительное время, точное время, временной отрезок, измерение времени, дата, продолжительность, длительность, безотносительность во времени, относительное время, временная последовательность, время относительно настоящего момента /отнесенность к настоящему, отнесенность к прошлому, отнесенность к будущему / время одного действия/события относительно времени другого действия/события / одновременность, предшествование, следование/, время относительно установленного момента / своевременный, заблаговременный, несвоевременный/, периодичность, повторяемость, единичность действия, прерывистость действия, непрерывность действия, ограниченность во времени;
- качества и свойства (физические свойства предмета, лица / форма, вид, размер /, состояние веществ, предметов, зрительное восприятие, обоняние, вкус, осязание, температура, атмосферное давление, вес, физические возможности и состояние человека, возраст, физическое состояние, здоровье, самочувствие, признаки / материал, оценка качества, подлинность, легкий/трудный, простой/сложный, чистый/грязный, полный/пустой, ценность, важность, значение, оценка доступный/недоступный, обычный/необычный, правильный/неправильный, удачный/неудачный, полезный/вредный, желательный, возможный, необходимый, изменение качества;
- количество (число, определённость количества, нерасчлененное/расчлененное количество, степень, мера, изменение количества;
- эмоциональные, волевые и интеллектуальные действия (чувства, эмоции, воля, интеллектуальные действия, мыслительные действия, речь, интеллектуальные чувства и состояния);
- связи и отношения (противоречивость, тождество, сходство, сравнение, различие, причинность /причина, следствие, вывод, необходимое основание/, субъектно-предикативные отношения /субъект действия, характеристика действия, объективные отношения/, определительные о определительно-обстоятельственные отношения /отношение принадлежности, собственность, инструмент, сосредоточение на объекте, предмете информации /, обстоятельственные отношения /образ действия, место, время, цель, условие/, логические отношения /присоединение, альтернатива;
- основы тематических групп лексических единиц, отобранных в соответствии с речевыми действиями, универсальными понятиями, основными параметрами лексикона, темами и ситуациями:
- личность (имя, адрес, номер телефона, дата и место рождения, возраст, пол, семейное положение, национальность, профессия, семья, вероисповедание, характер, внешность, вкус, привычки);
- жильё, окружающая местность (типы жилья /городской, сельский дом, квартира, общежитие), помещение, мебель, постельные принадлежности, плата за жильё, удобства, оборудование, уход за домом, бытовая техника, окружающая местность;
- повседневная жизнь (работа, заработок, учеба, планы на будущее);
- быт человека (распорядок дня, питание, одежда, трудовая деятельность, покупки, магазин, продукты, одежда, мода, курение, предметы домашнего обихода, оплата покупок);
- еда и напитки (продукты, напитки, общественное питание);
- транспорт, поездки, путешествия (общественный транспорт, личный транспорт, дорожное движение, путешествия, гостиница, багаж, въезд в страну, выезд из страны, документы);
- человек и общество (отношения с другими людьми, частные контакты, государственная власть, политика, средства массовой информации, международные отношения, правопорядок, преступления, война и мир, социальные проблемы, экономика, культура, религия, искусство, обычаи, традиции, наука, мировоззрение, моральные и нравственные ценности);
- услуги (почта, телефон, телеграф, банк, милиция, станция техобслуживания, автозаправочная станция, предприятие бытового обслуживания);
- система образования (воспитание, обучение, образование, учебная деятельность, виды учебных заведений и их структура, педагогическая деятельность, учебный процесс).
Уметь использовать речевые действия для выражения:
- фактической информации: сообщение, коррекция, уточнение, выяснение информации;
- интеллектуальных отношений: согласия/ несогласия, выяснение согласия/ несогласия, негативное утверждение как несогласие, знание, утверждение о знании, припоминание, выяснение, объективная модальность, субъективная модальность, выражение степени вероятности, выяснение степени вероятности, выражение и отрицания необходимости, логическое заключение, выяснение необходимости, предположение, выражение степени неопределенности, выяснение степени неопределенности, полная неопределенность, выражение обязательности, выяснение обязательности, компетентность, способность/неспособность сделать что-либо, выяснение способности/неспособности сделать что-либо, разрешение/неразрешение, выяснение возможности разрешения, предоставление разрешения, отказ в разрешении, запрещение, волеизъявление, выражение желания, потребности, выяснение желания, потребности, выражение намерения, выяснение намерения, выражение предпочтения, выяснение предпочтения;
- эмоциональной оценки: выражение радости, удовольствия, выражение неудовольствия, огорчения, выражение симпатии/антипатии, выяснение симпатии/антипатии, выражение расположения, выражение удовлетворения/неудовлетворения, выражение интереса, заинтересованности, выяснение заинтересованности в чем-либо, выражение отсутствие интереса, безразличия, выражение удивления, реакция на удивление, выражение отсутствия удивления, выражение надежды, выражение разочарования, досады, выражение растерянности, выражение боязни, страха, беспокойства, умение успокоить кого-либо, выражение моральных обязательств, выражение одобрения/неодобрения, выражение раскаяния, выражение сожаления, сочувствия;
- воздействия, убеждения: предложение действия, согласие с предложением, просьба сделать что-либо, совет, предостережение, побуждение к отказу, побуждение, поощрение к действию, руководство, предложение помощи, ответ на предложение о помощи, предложение, приглашение к действию, принятие приглашения, предложения, отказ от приглашения, предложения, просьба о конкретной вещи, уклончивые ответы;
- речевого этикета: привлечение внимания, приветствие, обращение (официальное, неофициальное), ответ на обращение (официальное, неофициальное), знакомство, представление (нейтральное, официальное, неофициальное), ответ на представление (нейтральный, официальный, неофициальный), прощание (официальное, неофициальное), извинение (нейтральное, официальное, неофициальное), принятие извинения, благодарность, ответ на благодарность, выражение непонимания, просьба повторить сказанное, просьба уточнить, подтвердить сказанное, просьба разъяснить что-либо, просьба написать что-либо, просьба говорить медленнее, перефразирование, объяснение другими словами, повторение того, что сказал собеседник, выяснение, понял ли Вас собеседник, название слова, имени, фамилии по буквам, комплимент, ответ на комплимент, любезность, добрые пожелания, поздравление, ответ на поздравление, вручение подарка, ответ на получение подарка, сочувствие, соболезнование, ответ на соболезнование, тосты;
- структурирования речи: самокоррекция, введение темы, выражение собственного мнения, некатегоричность, допущение вариантов, выражение последовательности, приведение примера, выделение, подчеркивание в устной и письменной речи, вводные слова, словосочетания, обобщение, выводы, суммирование, изменение темы (нейтральное, официальное, неофициальное), просьба к собеседнику изменить тему, выяснение мнения, инициирование речи собеседника, показатели внимания к речи собеседника, прерывание собеседника, поощрение к продолжению, указание на то, что речь подходит к концу, завершение речи;
- универсальных понятий: существование, бытие, наличие (присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность);
- пространство (местонахождение, положение в пространстве, пространственные координаты, ограниченное/неограниченное пространство, местонахождение относительно ориентира, параметры (размер, величина, длина, ширина, высота, глубина, рост, толщина, расстояние, площадь,объём);
- движение (ходьба, бег, движение на транспорте, направление движения, передвижение относительно ориентира, цель движения, начало движения, качество движения, скорость движения);
- время (безотносительное время, точное время, временной отрезок, измерение времени, дата, продолжительность, длительность, безотносительность во времени, относительное время, временная последовательность, время относительно настоящего момента /отнесенность к настоящему, отнесенность к прошлому, отнесенность к будущему / время одного действия/события относительно времени другого действия/события / одновременность, предшествование, следование/, время относительно установленного момента (своевременный, заблаговременный, несвоевременный), периодичность, повторяемость, единичность действия, прерывистость действия, непрерывность действия, ограниченность во времени;
- качества и свойства (физические свойства предмета, лица / форма, вид, размер, состояние веществ, предметов, зрительное восприятие, обоняние, вкус, осязание, температура, атмосферное давление, вес, физические возможности и состояние человека, возраст, физическое состояние, здоровье, самочувствие, признаки (материал, оценка качества, подлинность, легкий/трудный, простой/сложный, чистый/грязный, полный/пустой, ценность, важность, значение, оценка (доступный/недоступный, обычный/необычный, правильный/неправильный, удачный/неудачный, полезный/вредный, желательный, возможный, необходимый, изменение качества;
- количество (число, определённость количества, нерасчлененное/расчлененное количество, степень, мера, изменение количества;
- эмоциональные, волевые и интеллектуальные действия (чувства, эмоции, воля, интеллектуальные действия, мыслительные действия, речь, интеллектуальные чувства и состояния);
Владеть:
в области порождения устного текста
- подготовленной и неподготовленной начальной монологической и диалогической речью в ситуациях официального и неофициального общения в пределах изученного языкового материала;
в области аудирования
- понимать в непосредственном общении произнесённые высказывания собеседника в ситуациях официального и неофициального общения в пределах изученного языкового материала;
- понимать основное содержание аудиосообщений по изученной проблематике /тематике/;
в области чтения
- владеть навыками чтения в пределах изученного языкового материала;
в области письма
- владеть навыками письма в пределах изученного языкового материала.
- Преподаватель: Вальков Дмитрий Вадимович