Настройка зачисления на курс

1. Цель и задачи дисциплины

А. Дисциплина имеет целью формирование навыков меж­культурной коммуникации в ее языковой, предметной и деятельностной формах. Дисциплина ориентирована на обучение культуре иноязычного уст­ного и письменного общения на основе развития общей, лингвистической, прагматической и межкультурной компетенций.

Б. Основной задачей дисциплины является формирование навыков речевого поведения и стереотипов мышления в сфере изучаемого языка, а также развитие общей, коммуникативной и профессиональной компетенции.

2. Требования к результатам освоения курса

В результате изучения курса обучаемые должны:

Знать:

  • фонетические, грамматические и лексические явления и за­кономерности финского языка в пределах изученного языко­вого материала;
  • речевые действия: базовые языковые эксплицитные средства выражения фактической информации (сообщение, коррекция, уточнение, выяснение информации), базо­вые языковые эксплицитные средства выражения интеллектуальных отноше­ний (выражения согласия/несогласия, выяснение согласия/ несогласия); нега­тивное утверждение как несогласие, знание, утверждение о знании, припомина­ние, выяснение, объективная модальность, субъективная модальность, выраже­ние степени вероятности, выяснение степени вероятности, выражение и отрица­ния необходимости, логическое заключение, выяснение необходимости, предпо­ложение, выражение степени неопределенности, выяснение степени неопреде­ленности, полная неопределенность, выражение обязательности, выяснение обязательности, компетентность, способность/неспособность сделать что-либо, выяснение способности/неспособности сделать что-либо, разреше­ние/неразрешение, выяснение возможности разрешения, предоставление разре­шения, отказ в разрешении, запрещение, волеизъявление (выражение жела­ния, потребности, выяснение желания, потребности, выражение намерения, вы­яснение намерения, выражение предпочтения, выяснение предпочтения;
  • базовые языковые эксплицитные средства выражения эмоцио­нальной оценки: выражение радости, удовольствия, выражение неудоволь­ствия, огорчения, выражение симпатии/антипатии, выяснение симпа­тии/антипатии, выражение расположения, выражение удовлетворе­ния/неудовлетворения, выражение интереса, заинтересованности, выясне­ние заинтересованности в чем-либо, выражение отсутствие интереса, безразличия, выражение удивления, реакция на удивление, выражение от­сутствия удивления, выражение надежды, выражение разочарования,до­сады, выражение растерянности, выражение боязни, страха, беспокойства, умение успокоить кого-либо, выражение моральных обязательств, вы­ражение одобрения/неодобрения, выражение раскаяния, выражение сожаления, сочувствия;
  • базовые языковые эксплицитные средства выражения воздейст­вия, убеждения: предложение действия, согласие с предложением, просьба сделать что-либо, совет, предостережение, побуждение к отказу, побуж­дение, поощрение к действию, руководство, предложение помощи, ответ на предложение о помощи, предложение, приглашение к действию, приня­тие приглашения, предложения, отказ от приглашения, предложения, просьба о конкретной вещи, уклончивые ответы;
  • базовые языковые эксплицитные средства выражения речевого этикета: привлечение внимания, приветствие;
  • обращение (официальное, неофициальное), ответ на обращение (официальное, неофициальное), знакомство, представление (нейтральное, официальное, неофициальное), ответ на представление (нейтральный, официальный, неофициальный), прощание (официальное, неофициальное), извинение (нейтральное, официальное, неофициальное), принятие извинения, благодарность, ответ на благодарность, выражение непонимания, просьба повторить сказанное, просьба уточнить, подтвердить сказанное, просьба разъяснить что-либо, просьба написать что-либо, просьба говорить медленнее, перефразирование, объяснение другими словами, повторение того, что сказал собеседник, выяснение, понял ли Вас собеседник, название слова, имени, фамилии по буквам, комплимент, ответ на комплимент, любезность, добрые пожелания, поздравление, ответ на поздравление, вру­чение подарка, ответ на получение подарка, сочувствие;
  • базовые языковые эксплицитные средства выражения структу­рирования речи: самокоррекция, введение темы, выра­жение собственного мнения, некатегоричность, допущение вариантов, вы­ражение последовательности, приведение примера, выделение, подчерки­вание в устной и письменной речи, вводные слова, словосочетания, обоб­щение, выводы, суммирование, изменение темы (нейтральное, официаль­ное, неофициальное), просьба к собеседнику изменить тему, выяснение мнения, инициирование речи собеседника, показатели внимания к речи со­беседника, прерывание собеседника, поощрение к продолжению, указание на то, что речь подходит к концу, завершение речи;
  • базовые языковые эксплицитные средства выражения универ­сальных понятий: существование, бытие, наличие (присутст­вие/отсутствие, реальность/ирреальность); пространство (местонахожде­ние, положение в пространстве, пространственные координаты, ограни­ченное/неограниченное пространство, местонахождение относительно ориентира, параметры / размер, величина, длина, ширина, высота, глу­бина, рост, толщина, расстояние, площадь, объём;
  • движение (ходьба, бег, движение на транспорте, направление движе­ния, передвижение относительно ориентира, цель движения, начало дви­жения, качество движения, скорость движения);
  • время (безотносительное время, точное время, временной отрезок, измерение времени, дата, продолжительность, длительность, безотноси­тельность во времени, относительное время, временная последователь­ность, время относительно настоящего момента /отнесенность к настоя­щему, отнесенность к прошлому, отнесенность к будущему / время одного действия/события относительно времени другого действия/события / одно­временность, предшествование, следование/, время относительно установ­ленного момента / своевременный, заблаговременный, несвоевременный/, периодичность, повторяемость, единичность действия, прерывистость действия, непрерывность действия, ограниченность во времени;
  • качества и свойства (физические свойства предмета, лица / форма, вид, размер /, состояние веществ, предметов, зрительное восприятие, обоняние, вкус, осязание, температура, атмосферное давление, вес, физические возможности и состояние человека, возраст, физическое состояние, здоровье, самочувствие, признаки / материал, оценка качества, подлинность, легкий/трудный, простой/сложный, чистый/грязный, пол­ный/пустой, ценность, важность, значение, оценка доступ­ный/недоступный, обычный/необычный, правильный/неправильный, удач­ный/неудачный, полезный/вредный, желательный, возможный, необходи­мый, изменение качества;
  • количество (число, определённость количества, нерасчленен­ное/расчлененное количество, степень, мера, изменение количества;
  • эмоциональные, волевые и интеллектуальные действия (чувства, эмоции, воля, интеллектуальные действия, мыслительные действия, речь, интеллектуальные чувства и состояния);
  • связи и отношения (противоречивость, тождество, сходство, сравне­ние, различие, причинность /причина, следствие, вывод, необходимое основание/, субъектно-предикативные отношения /субъект действия, ха­рактеристика действия, объективные отношения/, определительные о определительно-обстоятельственные отношения /отношение принад­лежности, собственность, инструмент, сосредоточение на объекте, пред­мете информации /, обстоятельственные отношения /образ действия, место, время, цель, условие/, логические отношения /присоединение, альтерна­тива;
  • основы тематических групп лексических единиц, отобранных в соот­ветствии с речевыми действиями, универсальными понятиями, основными параметрами лексикона, темами и ситуациями:

- личность (имя, адрес, номер телефона, дата и место рождения, воз­раст, пол, семейное положение, национальность, профессия, семья, вероис­поведание, характер, внешность, вкус, привычки);

- жильё, окружающая местность (типы жилья /городской, сельский дом, квартира, общежитие), помещение, мебель, постельные принадлежно­сти, плата за жильё, удобства, оборудование, уход за домом, бытовая тех­ника, окружающая местность;

- повседневная жизнь (работа, заработок, учеба, планы на будущее);

- быт человека (распорядок дня, питание, одежда, трудовая деятель­ность, покупки, магазин, продукты, одежда, мода, курение, предметы до­машнего обихода, оплата покупок);

- еда и напитки (продукты, напитки, общественное питание);

- транспорт, поездки, путешествия (общественный транспорт, лич­ный транспорт, дорожное движение, путешествия, гостиница, багаж, въезд в страну, выезд из страны, документы);

- человек и общество (отношения с другими людьми, частные кон­такты, государственная власть, политика, средства массовой информации, международные отношения, правопорядок, преступления, война и мир, со­циальные проблемы, экономика, культура, религия, искусство, обычаи, традиции, наука, мировоззрение, моральные и нравственные ценности);

- услуги (почта, телефон, телеграф, банк, милиция, станция техоб­служивания, автозаправочная станция, предприятие бытового обслужива­ния);

- система образования (воспитание, обучение, образование, учебная деятельность, виды учебных заведений и их структура, педагогическая дея­тельность, учебный процесс).

Уметь использовать речевые действия для выражения:

  • фактической информации: сообщение, коррекция, уточнение, выяснение информации;
  • интеллектуальных отношений: согласия/ несогласия, выясне­ние согласия/ несогласия, негативное утверждение как несогласие, знание, утверждение о знании, припоминание, выяснение, объективная модаль­ность, субъективная модальность, выражение степени вероятности, выяс­нение степени вероятности, выражение и отрицания необходимости, ло­гическое заключение, выяснение необходимости, предположение, выра­жение степени неопределенности, выяснение степени неопределенности, полная неопределенность, выражение обязательности, выяснение обяза­тельности, компетентность, способность/неспособность сделать что-либо, выяснение способности/неспособности сделать что-либо, разреше­ние/неразрешение, выяснение возможности разрешения, предоставление разрешения, отказ в разрешении, запрещение, волеизъявление, выражение желания, потребности, выяснение желания, потребности, выражение наме­рения, выяснение намерения, выражение предпочтения, выяснение пред­почтения;
  • эмоциональной оценки: выражение радости, удовольствия, выражение неудовольствия, огорчения, выражение симпатии/антипатии, выяснение симпатии/антипатии, выражение расположения, выражение удовлетворения/неудовлетворения, выражение интереса, заинтересованности, выяснение заинтересованности в чем-либо, выражение отсутствие интереса, безразличия, выражение удивления, реакция на удивление, выражение отсутствия удивления, выражение надежды, выражение разочарования, досады, выражение растерянности, выражение боязни, страха, беспокойства, умение успокоить кого-либо, выражение моральных обязательств, выражение одобрения/неодобрения, выражение раскаяния, выражение сожаления, сочувствия;
  • воздействия, убеждения: предложение действия, согласие с пред­ложением, просьба сделать что-либо, совет, предостережение, побужде­ние к отказу, побуждение, поощрение к действию, руководство, предло­жение помощи, ответ на предложение о помощи, предложение, приглаше­ние к действию, принятие приглашения, предложения, отказ от приглаше­ния, предложения, просьба о конкретной вещи, уклончивые ответы;
  • речевого этикета: привлечение внимания, приветствие, обращение (официальное, неофициальное), ответ на обращение (официальное, неофи­циальное), знакомство, представление (нейтральное, официальное, неофи­циальное), ответ на представление (нейтральный, официальный, неофи­циальный), прощание (официальное, неофициальное), извинение (ней­тральное, официальное, неофициальное), принятие извинения, благодар­ность, ответ на благодарность, выражение непонимания, просьба повторить сказанное, просьба уточнить, подтвердить сказанное, просьба разъяснить что-либо, просьба написать что-либо, просьба говорить медленнее, пере­фразирование, объяснение другими словами, повторение того, что сказал собеседник, выяснение, понял ли Вас собеседник, название слова, имени, фамилии по буквам, комплимент, ответ на комплимент, любезность, доб­рые пожелания, поздравление, ответ на поздравление, вручение по­дарка, ответ на получение подарка, сочувствие, соболезнование, ответ на соболезнование, тосты;
  • структурирования речи: самокоррекция, введение темы, выражение собственного мнения, некатегоричность, допущение вариантов, выражение последовательности, приведение при­мера, выделение, подчеркивание в устной и письменной речи, вводные слова, словосочетания, обобщение, выводы, суммирование, изменение темы (нейтральное, официальное, неофициальное), просьба к собеседнику изменить тему, выяснение мнения, инициирование речи собеседника, показатели внимания к речи собеседника, прерывание собеседника, поощре­ние к продолжению, указание на то, что речь подходит к концу, завершение речи;
  • универсальных понятий: существование, бытие, наличие (при­сутствие/отсутствие, реальность/ирреальность);
  • пространство (местонахождение, положение в пространстве, пространственные координаты, ограничен­ное/неограниченное пространство, местонахождение относительно ори­ентира, параметры (размер, величина, длина, ширина, высота, глубина, рост, толщина, расстояние, пло­щадь,объём);
  • движение (ходьба, бег, движение на транспорте, направление движения, передвижение относительно ориентира, цель движения, начало движе­ния, качество движения, скорость движения);
  • время (безотносительное время, точное время, временной отрезок, измерение времени, дата, продолжительность, длительность, безотноси­тельность во времени, относительное время, временная последователь­ность, время относительно настоящего момента /отнесенность к настоя­щему, отнесенность к прошлому, отнесенность к будущему / время одного действия/события относительно времени другого действия/события / одновременность, предшествование, следование/, время относительно установленного момента (своевремен­ный, заблаговременный, несвоевременный), периодичность, повторяе­мость, единичность действия, прерывистость действия, непрерывность действия, ограниченность во времени;
  • качества и свойства (физические свойства предмета, лица / форма, вид, размер, состояние веществ, предметов, зрительное восприятие, обоняние, вкус, осязание, температура, атмосферное давление, вес, физические возможности и состояние человека, возраст, физическое состояние, здоровье, самочувствие, признаки (материал, оценка качества, подлинность, легкий/трудный, простой/сложный, чистый/грязный, полный/пустой, ценность, важность, зна­чение, оценка (доступный/недоступный, обычный/необычный, правильный/неправильный, удачный/неудачный, полезный/вредный, желательный, возможный, необходимый, изменение качества;
  • количество (число, определённость количества, нерасчленен­ное/расчлененное количество, степень, мера, изменение количества;
  • эмоциональные, волевые и интеллектуальные действия (чувства, эмоции, воля, интеллектуальные действия, мыслительные действия, речь, интеллектуальные чувства и состояния);

Владеть:

в области порождения устного текста

  • подготовленной и неподготовленной начальной монологической и диа­логической речью в ситуациях официального и неофициального общения в пределах изученного языкового материала;

в области аудирования

  • понимать в непосредственном общении произнесённые высказывания собеседника в ситуациях официального и неофициального общения в пределах изученного языкового материала;
  • понимать основное содержание аудиосообщений по изученной проблема­тике /тематике/;

в области чтения

  • владеть навыками чтения в пределах изученного языкового материала;

в области письма

  • владеть навыками письма в пределах изученного языкового материала.


Гости не имеют доступа к этому курсу. Пожалуйста, войдите в систему.