СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
С |
---|
Синхрониярассмотрение состояния языка как установившейся системы в определенный
момент времени. Термин получил распространение также в семиотике,
литературоведении и других общественных науках в значении исторического подхода
к исследуемым явлениям. Основной тезис де Соссюра состоит в том, что «в каждый
данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему и
эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого» |
Скрипторпонятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное понятие
‘автор’ (см. СМЕРТЬ Автора’) и фиксирующее отказ философии постмодернизма от
наделения субъекта письма: 1) причиняющим статусом по отношению к тексту; 2)
личностно-психологическими характеристиками и даже 3) самодостаточным бытием
вне рамок пишущегося текста. Согласно постмодернистской текстологии, в принципе
‘не существует субъекта письма’ (Деррида). По формулировке Р.Барта, С.
‘рождается одновременно с текстом и у него нет никакого бытия до и вне письма,
он отнюдь не тот субъект, по отношению к которому его книга была бы
предикатом’. Письмо являет собой ‘единственно возможное пространство, где может
находиться субъект письма’ (Р.Барт). Фигура автора тотально утрачивает свою психологическую
артикуляцию и деперсонифицируется: по оценке Кристевой, автор становится
‘кодом, не-личностью, анонимом’, и ‘стадия автора’ — это в системе отсчета
текста ‘стадия нуля, стадия отрицания и изъятия’. Фактически автор есть не
более чем носитель языка, и письмо, таким образом, ‘есть изначально
обезличенная деятельность’ (Р.Барт). По мысли Фуко, оно фундировано презумпцией
‘добровольного стирания: ‘маркер писателя теперь — это не более чем своеобразие
его отсутствия’. В контексте концепции интертекстуальности С. фактически
‘превращается в пустое пространство проекции интертекстуальной игры’
(М.Пфистер), ибо, согласно М.Бютору, в сущности ‘не существует индивидуального
произведения. Произведение индивида представляет собой своего рода узелок, который
образуется внутри культурной ткани и в лоно которой он чувствует себя не просто
погруженным, но именно появившимся в нем’. |
Скрипториймастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях. Первые
скрипторий возникли в VI—VII вв. на юге Италии, во Франции, в Ирландии,
Испании. Наибольшей славой в эпоху Карла Великого пользовался с. Турского
монастыря Св. Мартина, аббатом которого был Алкуин. Вначале книгу (как и во
времена поздней античности) писали под диктовку, держа материал для письма на коленях.
Столов не было. Затем, вероятно в V в., в мастерских появились столы. Во всяком
случае, именно к этому времени относятся иконографич. изображения каллиграфов,
сидящих за столами. С VIII—IX вв. подобные изображения стали нормой. В XIII в.
скрипторий приходят в упадок, книжным производством начинают заниматься гор.
ремесленники. |
Субстратвлияние языка коренного населения на чужой язык, обычно при переходе населения с первого на второй в результате завоевания, этнического поглощения, культурного преобладания и т. д. При этом местная языковая традиция обрывается, народ переключается на традицию другого языка, но в новом языке проявляются черты языка исчезнувшего. |
Суперстратвлияние языка пришлого населения на язык коренного в результате завоевания,
культурного господства некоего этнического меньшинства, которому не хватило
критической массы для ассимиляции покорённого или подчинённого коренного
населения. При этом местная языковая традиция не обрывается, но в ней ощущаются
(в разной степени и на разных уровнях в зависимости от длительности) иноязычные
влияния. |