СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

С

Синхрония

рассмотрение состояния языка как установившейся системы в определенный момент времени. Термин получил распространение также в семиотике, литературоведении и других общественных науках в значении исторического подхода к исследуемым явлениям. Основной тезис де Соссюра состоит в том, что «в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого»

Скриптор

понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное понятие ‘автор’ (см. СМЕРТЬ Автора’) и фиксирующее отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма: 1) причиняющим статусом по отношению к тексту; 2) личностно-психологическими характеристиками и даже 3) самодостаточным бытием вне рамок пишущегося текста. Согласно постмодернистской текстологии, в принципе ‘не существует субъекта письма’ (Деррида). По формулировке Р.Барта, С. ‘рождается одновременно с текстом и у него нет никакого бытия до и вне письма, он отнюдь не тот субъект, по отношению к которому его книга была бы предикатом’. Письмо являет собой ‘единственно возможное пространство, где может находиться субъект письма’ (Р.Барт). Фигура автора тотально утрачивает свою психологическую артикуляцию и деперсонифицируется: по оценке Кристевой, автор становится ‘кодом, не-личностью, анонимом’, и ‘стадия автора’ — это в системе отсчета текста ‘стадия нуля, стадия отрицания и изъятия’. Фактически автор есть не более чем носитель языка, и письмо, таким образом, ‘есть изначально обезличенная деятельность’ (Р.Барт). По мысли Фуко, оно фундировано презумпцией ‘добровольного стирания: ‘маркер писателя теперь — это не более чем своеобразие его отсутствия’. В контексте концепции интертекстуальности С. фактически ‘превращается в пустое пространство проекции интертекстуальной игры’ (М.Пфистер), ибо, согласно М.Бютору, в сущности ‘не существует индивидуального произведения. Произведение индивида представляет собой своего рода узелок, который образуется внутри культурной ткани и в лоно которой он чувствует себя не просто погруженным, но именно появившимся в нем’.

Скрипторий

мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях. Первые скрипторий возникли в VI—VII вв. на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании. Наибольшей славой в эпоху Карла Великого пользовался с. Турского монастыря Св. Мартина, аббатом которого был Алкуин. Вначале книгу (как и во времена поздней античности) писали под диктовку, держа материал для письма на коленях. Столов не было. Затем, вероятно в V в., в мастерских появились столы. Во всяком случае, именно к этому времени относятся иконографич. изображения каллиграфов, сидящих за столами. С VIII—IX вв. подобные изображения стали нормой. В XIII в. скрипторий приходят в упадок, книжным производством начинают заниматься гор. ремесленники.

Субстрат

влияние языка коренного населения на чужой язык, обычно при переходе населения с первого на второй в результате завоевания, этнического поглощения, культурного преобладания и т. д. При этом местная языковая традиция обрывается, народ переключается на традицию другого языка, но в новом языке проявляются черты языка исчезнувшего.


Суперстрат

влияние языка пришлого населения на язык коренного в результате завоевания, культурного господства некоего этнического меньшинства, которому не хватило критической массы для ассимиляции покорённого или подчинённого коренного населения. При этом местная языковая традиция не обрывается, но в ней ощущаются (в разной степени и на разных уровнях в зависимости от длительности) иноязычные влияния.