СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

К

Кодикология

вспомогательная историческая дисциплина, предмет которой — изучение рукописных книг. Термин «кодикология» в 1949 году предложил французский учёный Альфонс Дэн. Основными задачами при изучении рукописных книг являются изучение истории их создания и судьбы, а также их собирание, выяснение роли рукописных книг в истории культуры, описание и составление их каталогов. Также изучается материальная сторона рукописных книг: бумага, на которой они написаны, филиграни (водяные знаки на бумаге), переплеты, украшения, изменения в пространстве и во времени графики письма, почерки отдельных писцов, профессиональный и социальный состав писцов. Исследуется состав рукописных сборников, история их текстов. Важной задачей является установление времени написания и авторов рукописных книг в тесной связи с археографией, библиографией, источниковедением, литературоведением, палеографией и текстологией. Большой вклад в кодикологию внесли О. А. Добиаш-Рождественская, А. Д. Люблинская и Л. В. Черепнин.


Контент-анализ

Контент-анализ – или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа как исследовательского метода состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста (понятийно-категориальный аппарат, двусмыслия, коллизии, парадоксы). В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов. Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.


Креолизованный текст

текст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык). Примеры креолизованных текстов — тексты рекламы, комиксы, афиши, плакаты.