Настройка зачисления на курс
1. Наименование дисциплины «Социально-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях»
2. Цель и задачи освоения дисциплины: сформировать у студентов представление о социально-педагогических аспектах проблемы усыновления (удочерения) в России и за рубежом и социально-педагогических технологиях работы с замещающими семьями.
3. Место дисциплины в структуре ОП: дисциплина «Социально-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. (Б.3.В.9).
Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-готов использовать методы диагностики развития, обобщения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3)
- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
- способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3);
- способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);
- способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);
- способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
знать:
- основные задачи и принципы организации опеки, попечительства и усыновления;
- нормативно-правовую базу организации опеки, попечительства и усыновления;
- современную систему организации опеки, попечительства и усыновления в России;
- зарубежный опыт социально-педагогической работы в области организации опеки, попечительства и усыновления.
уметь:
- вести профессиональную практическую работу (посредничество, социально-педагогическое консультирование, специализированную помощь и др.) в системе опеки, попечительства и усыновления;
- оказывать социально-педагогическую помощь и услуги семьям и инвалидам, связанным с опекой, попечительством или усыновлением;
- содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой помощи в области организации опеки, попечительства и усыновления.
владеть:
- технологиями социально-педагогической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей;
- навыками осуществления научно-экспериментальной деятельности по проблеме социально-педагогической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Объем дисциплины по видам учебной работы[1]
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|||
8 |
|
|
|
||
Контактная работа (всего) |
48 |
48 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Лекции |
- |
- |
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
48 |
48 |
|
|
|
Семинарские занятия (С) |
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
В том числе в интерактивной форме |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (СР) |
10 |
10 |
|
|
|
Всего: |
58 |
58 |
|
|
|
Часы |
|
|
|
|
|
Зачетные единицы |
1 |
1 |
|
|
|
6. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
6.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные занятия |
Семинары |
СРС |
Всего/в том числе в интерактивной форме |
1 |
Раздел 1. Введение в предмет. История усыновления (удочерения), опеки и попечительства в России |
|
8 |
|
|
2 |
|
2 |
Раздел 2. Зарубежный опыт организации усыновления (удочерения), опеки и попечительства |
|
8 |
|
|
2 |
|
3 |
Раздел 3. Организация работы органов опеки и попечительства. Формы устройства детей-сирот |
|
8 |
|
|
2 |
|
4 |
Раздел 4. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей |
|
8 |
|
|
|
|
5 |
Раздел 5. Организация социальной адаптации детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
8 |
|
|
2 |
|
6 |
Раздел 6. Социально-педагогические технологии работы с замещающими семьями |
|
8 |
|
|
2 |
|
6.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1 |
Раздел 1. Введение в предмет. История усыновления (удочерения), опеки и попечительства в России |
Значение организации опеки, попечительства и усыновления для социальной педагогики. Основные законодательные акты по опеке, попечительству и усыновлению. Усыновление в Древней Руси. История усыновления в период империи. Уложение о наказаниях. Усыновление в Советской России.
|
2 |
Раздел 2. Зарубежный опыт организации усыновления (удочерения), опеки и попечительства |
Конвенция ООН о правах ребенка. Развитие усыновления в США. Процесс усыновления. Правовые основы усыновления в Великобритании. Процедура усыновления в США.
|
3 |
Раздел 3. Организация работы органов опеки и попечительства. Формы устройства детей-сирот |
Нормативно-правовые основы проблемы сиротства и замещающей семьи. Структура, задачи, полномочия органов опеки и попечительства оп защите прав и законных интересов различных категорий населения. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
|
4 |
Раздел 4. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей |
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Источники информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Федеральный учёт детей, оставшихся без попечения родителей.
|
|
Раздел 5. Организация социальной адаптации детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей |
Социально-педагогическое обеспечение социальной адаптации воспитанников специализированных детских учреждений. Комплексная социально-педагогическая диагностика детей. Адаптация детей к условиям проживания в специализированных детских учреждениях. Социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей.
|
|
Раздел 6. Социально-педагогические технологии работы с замещающими семьями |
Характеристика социально-педагогической технологии. Сравнительный анализ методики и технологии работы. Виды социально-педагогических технологий по разным основаниям (направления работы, содержание работы, социальная категория).
|
- Преподаватель: Иванов Александр Владимирович