Настройка зачисления на курс
1. Наименование дисциплины Социально-педагогическое консультирование детей и подростков группы риска
2. Цель и задачи освоения дисциплины: вооружение будущих социальных педагогов системой социально-педагогических теоретических и практических знаний в области социально-педагогической работы с разными детскими и молодежными организациями и движениями
3. Место дисциплины в структуре программы Дисциплина «Социально-педагогическое консультирование детей и подростков группы риска» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.10).
Дисциплина относится к профессиональному циклу, вариативной части 2: «Основные виды, формы и направления социально-педагогической деятельности».
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия и термины дисциплины, теоретические основы консультативного процесса;
- этапы психологического консультирования; взаимосвязь процедур и техник в соотнесении с этапами консультативного процесса;
- специфику психодиагностики в процессе социально-педагогического консультирование детей и подростков группы риска;
- особенности организации работы социально-педагогической консультации;
- психолого-педагогические условия становления психологически здоровой личности;
- специфику психологического консультирования детей и подростков группы риска.
Уметь:
- свободно пользоваться научной терминологией, основным понятийным аппаратом;
- выбирать методы сбора психологической информации для разных ситуаций и возрастов;
- применять на практике методы сбора и обработки психолого-педагогической информации, владеть психодиагностическим инструментарием;
- выявлять факторы риска нарушения психологического здоровья;
- уметь анализировать психолого-педагогические ситуации при решении практических задач, выбирать соответствующие процедуры и техники социально-педагогического консультирования;
- уметь использовать методики для определения индивидуальных особенностей учащихся, анализа педагогических ситуаций;
- соблюдать нормы профессиональной этики;
- повышать собственный общекультурный уровень.
Владеть:
- системой знаний об основах социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска;
- приемами использования техник социально-педагогического консультирования в соответствии с его этапами и процедурами;
- основными методами решения психолого-педагогических ситуаций;
- психолого-педагогическим инструментарием для разрешения конкретных психолого-педагогических ситуаций;
- системой методов повышения своего профессионального мастерства.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Профессиональные компетенции
- готов использовать методы диагностики развития, обобщения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
- способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
- способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10);
- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПКСПП-1);
- способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);
- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5).
5. Объем дисциплины по видам учебной работы[1]
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|||
1 |
|
|
|
||
Контактная работа (всего) |
56 |
56 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Лекции |
14 |
14 |
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
42 |
42 |
|
|
|
Семинарские занятия (С) |
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
В том числе в интерактивной форме |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (СР) |
11 |
11 |
|
|
|
Всего: |
72 |
72 |
|
|
|
Часы |
5 экзамен+ консультация (3+2) |
5 экзамен+ консультация (3+2) |
|
|
|
Зачетные единицы |
2 |
2 |
|
|
|
6. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
6.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные занятия |
Семинары |
СРС |
Всего/в том числе в интерактивной форме |
1 |
Теоретические, нормативно-правовые основы социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска |
2 |
10 |
|
|
|
|
2 |
Основные виды, формы, методы и функции социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска |
4 |
10 |
|
|
4 |
|
3 |
Технологии социально-педагогической консультирования детей и подростков группы риска |
4 |
10 |
|
|
4 |
|
4 |
Анализ результатов социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска |
4 |
12 |
|
|
3 |
|
6.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1 |
Теоретические, нормативно-правовые основы социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска |
Сущность социально-педагогического консультирования как формы социально-педагогической деятельности. Социум – источник социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска. Социально-педагогическое консультирование как разновидность социально-педагогической помощи семьям и детям группы риска. Принципы социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска. Психологические, правовые, медицинские и социологические аспекты социально-педагогического консультирования. Нормативно-инструментальная база социально-педагогического консультирования. |
2 |
Основные виды, формы, методы и функции социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска |
Модель социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска. Основные виды социально-педагогического консультирования. Формы социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска. Основные методы социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска. Характеристика основных функций социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска. |
3 |
Технологии социально-педагогической консультирования детей и подростков группы риска |
Сущность технологий социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска. Характеристика основных социально-педагогических проблем детей и подростков группы риска, подлежащих консультированию. Методики, техники и приемы социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска. Технологический процесс социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска. |
4 |
Анализ результатов социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска |
Сущность и содержание анализа результатов социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска. Особенности взаимодействия консультанта и клиента в разрешении проблем социально-педагогического консультирования. Формирование консультантом социально-педагогического диагноза детей и подростков группы риска. Оценка результатов социально-педагогического консультирования в разрешении проблем детей и подростков группы риска. Стратегии социально-педагогического консультирования детей и подростков группы риска. |
- Преподаватель: Иванов Александр Владимирович