Настройка зачисления на курс
Цель освоения дисциплины: подготовка магистрантов к практической деятельности в области социальной психологии образования.
Задачи освоения дисциплины:
1. Познакомить с основными фундаментальными разделами социальной психологии образования.
2. Рассмотреть основные социально-психологические феномены и явления.
3. Дать представление об основных теориях и методах исследования в социальной психологии образования.
4. Сформировать систему знаний основных определений, классификаций, закономерностей в социальной психологии образования.
5. Развивать научное мировоззрение и профессиональное самосознание будущего специалиста.
2. Место дисциплины в структуре программы:
дисциплина «Социальная психология образования» входит в «Базовую часть» (Б3) модуль «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» (М2), изучается во 2семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Обобщенная трудовая функция :
3.1 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.
Трудовая функция – 3.1.3 Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
Трудовое действие:
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных учреждений по взаимоотношениям в трудовом коллективе и другим профессиональным проблемам
Профессиональную компетенцию:
способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПК-8);
Знать и понимать: содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Уметь: разрабатывать совместно с педагогами, преподавателями траектории обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Владеть: способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.
Общепрофессиональные компетенции:
‒ способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1).
Знать: закономерности психического развития человека, способы проектирования и реализации образовательного процесса с ориентацией на зону ближайшего развития учащихся, особенности взаимодействия с учащимися разными возрастных групп.
Уметь: выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся; анализировать структуру, содержание и динамику развития личности на каждом возрастном этапе.
Владеть навыками (опытом деятельности): навыками взаимодействия и организации образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.
‒ умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3).
Знать: закономерности общения и межличностного взаимодействия, особенности организации межличностных контактов, общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых.
Уметь: исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, в том числе, в поликультурной среде, проектировать и организовывать совместную деятельность детей и взрослых (игровую, учебную, профессиональную) организовывать коллективную деятельность участников образовательного процесса.
Владеть навыками (опытом деятельности): современными научно-обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области, навыками межличностного взаимодействия.
‒ умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации (ОПК-4).
Знать: способы междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности, особенности формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации.
Уметь: организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в преодолении индивидуальных трудностей поведения, обучения и развития учащихся, формировать систему позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации.
Владеть навыками (опытом деятельности): средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации.
‒ готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11).
Знать: алгоритм управления трудовым коллективом, современные инструменты формирования команды, мировые практики эффективной организации групповых работ, линии поведения личностей в организации, этические, этикетные, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в своей профессиональной деятельности.
Уметь: организовать работу коллектива с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, налаживать конструктивный диалог, аргументировано убеждать коллег в правильности предлагаемого решения, признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения, анализировать и оптимизировать групповую работу, определять линии поведения индивида для оптимизации работы сформированной группы, контролировать деятельность трудового коллектива.
Владеть навыками (опытом деятельности): современными инструментами формирования команд, процедурами определения линии поведения личности, толерантно воспринимает социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, владеет методами руководства коллективом, включая индивидов с социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями, методами повышения эффективности работы коллектива.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы |
Всего часов/зачетных единиц |
Семестры |
II |
||
Контактная работа (всего) |
108/3 |
2 |
В том числе: |
-- |
-- |
Лекции |
12/0,3 |
2 |
Практические занятия (ПЗ) |
14/0,4 |
2 |
Семинарские занятия (С) |
-- |
-- |
Лабораторные работы (ЛР) |
-- |
-- |
Из них: |
-- |
-- |
Интерактивные и активные формы занятий (всего) |
13/0,4 |
2 |
Самостоятельная работа (всего) |
82/2,3 |
2 |
В том числе |
|
|
Подготовка тезисов на основе реферирования литературы и источников |
41/1,13 |
2 |
Подготовка презентаций по результатам выполнения учебных практических заданий |
41/1,13 |
2 |
Вид промежуточной аттестации |
зачет |
2 |
- Преподаватель: Шилова Тамара Алексеевна