1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель: ознакомить студентов с системой социально-психологического знания в его общетеоретических, прикладных и научно – практических аспектах.

            Задачи изучения дисциплины:

-        Рассмотреть основные категории социальной психологии, теоретические подходы и принципы социально-психологических  исследований.

-        Сформировать у студентов систему основных понятий социальной психологии.

-        Показать особенности структуры социальной психологии.

-        Ознакомить с наиболее распространенными методами и методиками социально-психологического исследования, обучить способам обработки, интерпретации и презентации результатов.

-        Сформировать у студентов умение ориентироваться в информации по новейшим достижениям социальной психологии и потребность в ее освоении и применении.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

«Социальная психология» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла (Б.1.В.7)  изучается во 2 семестре.

    Изучение базируется на следующих дисциплинах: «Психология», «Основы социальной работы».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить следующие трудовые функции:

Трудовая функция - А/01.6  Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание  рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия

Трудовая функция - А/03.6 Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и  проведения социально-психологической реабилитации

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить следующие трудовые действия:

-                         способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

-                         способностью осознать социальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность

-                         подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей

-                         организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении различных типов семей.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-                          ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

-                          ОПК-2 способностью осознать социальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность

-                          ПК-13- способностью применять статистические и социологические методы сбора социальной  информации

-                           ПК-30 умением организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи.

В результате изучения дисциплины «Социальная психология» студент должен:

знать:

-        основные категории социальной психологии;

-        теоретические подходы и принципы социально-психологических исследований; 

-        социально-психологические особенности личности человека, включенного в социум;

-        возможности социальной психологии в области решения различных прикладных исследовательских и практических задач;

-        принципы исследования социально-психологических явлений, межличностных и межгрупповых отношений.

уметь:

-      организовывать и проводить различные виды социально-психологического исследования;

-     применять на практике основные методы и приемы социальной психологии.

 

владеть:

 

-     навыками планирования и реализации различных видов активного социально-психологического обучения.

-     приемами эффективного общения, конструктивного разрешения конфликтов, развития социально-психологической наблюдательности и эмпатийности.

-     навыками продуктивной работы с социально-психологическими понятиями, владеть научной терминологией.

-     навыками по выделению круга проблем, позволяющих оптимизировать процессы решения профессиональных задач в межличностных и межгрупповых отношениях.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Контактные занятия (всего)

54/1,5

2

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

18/0,5

 

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

36/1

 

 

 

 

Семинары (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

54/1,5

2

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Указываются виды самостоятельной работы

 

 

 

 

 

Подготовка к коллоквиуму

 

+

 

 

 

Подготовка реферата

 

+

 

 

 

Подготовка к деловой игре

 

 

 

 

 

Решение задач и т.д.

 

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (экзамен)

36/1

 

 

 

 

Общая трудоемкость                                              часы

зачетные единицы

144/4

2

 

 

 

 

4

 

2

 

 

 


Цель освоения дисциплины: сформировать научное представление о предмете, задачах и методах социальной психологии, этапах ее развития, современном состоянии и месте в системе научного знания. Особое внимание при этом уделяется анализу базовых категорий и понятий социальной психологии, а также теоретическим и практическим аспектам изучаемых тем.

Задачи освоения дисциплины:

 

1)   сформировать представления о теоретических основах социально-психологической науки и ее связях с другими сферами науки и общественной практики;

2)   познакомить с наиболее важными социально-психологическими концепциями и теми экспериментальными данными, к которым апеллируют эти концепции;

3)   изучить закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологию этих групп;

4)   сформировать рефлексивные ценностные ориентации, в виде психологической установки на курс, в сочетании с интересом  к социальной  психологии как области научных, так и практических знаний.

5)   способствовать формированию у  студентов  профессионального самосознания, образа «Я» профессионала – психолога.

6)   сформировать навыки исследования и системного анализа, моделирования и прогнозирования социально-психологических явлений и процессов.

2. Место дисциплины в структуре программы:

дисциплина «Социальная психология» входит в модуль «Базовая часть» профессионального цикла дисциплин (Б.1.Б.25), изучается в 6 семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Трудовую функцию:

Профессиональный стандарт. Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Обобщенная трудовая функция – 3.1 психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и о образовательных программ.

Трудовая функция – 3.1.3 Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

Трудовое действие:

консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношения в коллективе и другим вопросам.

Профессиональную компетенцию:

способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);

Знать и понимать: современные теории и методы консультирования.

Уметь: проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Владеть: способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.

Трудовое действие:

консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам.

Профессиональную компетенцию:

способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);

Знать и понимать: современные теории и методы консультирования. 

Уметь: проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Владеть: способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.

Трудовое действие:

консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам.

Профессиональную компетенцию:

способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12).

Знать и понимать: основные методы и технологии консультирования, направленные на просветительскую деятельность среди населения.

Уметь: применять основные методы и технологии индивидуального и группового консультирования, направленные на просветительскую деятельность родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и т.д.

Владеть: навыками оценки эффективности результатов индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей) в отношении повышения уровня их психологической культуры.

Общекультурную компетенцию:

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).

Знать и понимать: основные формы взаимодействия в трудовых коллективах и связанные с ними особенности общения; принципы работы с психологическими проблемами взаимодействия работников, связанные с социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями.

Уметь: использовать методы психологического анализа проблем взаимодействия, выбирать наиболее эффективные методы в конкретной ситуации, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Владеть: способами и методами определения проблем взаимодействия в трудовых коллективах, способами психологической поддержки, направленными на оптимизацию форм взаимодействия с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

 

 

 

 

 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Семестры

VI

Контактная работа (всего)

144/4

6

В том числе:

--

--

Лекции

32/0,9

6

Практические занятия (ПЗ)

32/0,9

6

Семинарские занятия (С)

--

--

Лабораторные работы (ЛР)

--

--

Из них:

--

--

Интерактивные и активные формы занятий (всего)

32/0,9

6

Самостоятельная работа (всего)

44/1,2

6

В том числе 

 

 

Подготовка тезисов/статей на основе реферирования литературы и источников

11/0,3

6

Подготовка презентаций по результатам выполнения учебных практических заданий

11/0,3

6

Решение ситуативных задач

11/0,3

6

Разработка схем и таблиц

11/0,3

6

Вид промежуточной аттестации

экзамен

36/1

6


Цель освоения дисциплины: подготовка магистрантов к практической деятельности в области социальной психологии образования.

Задачи освоения дисциплины:

1.    Познакомить с основными фундаментальными разделами социальной психологии образования.

2.    Рассмотреть основные социально-психологические феномены и явления.

3.    Дать представление об основных  теориях и методах исследования в социальной психологии образования.

4.    Сформировать систему знаний основных определений, классификаций, закономерностей в социальной психологии образования.

5.    Развивать научное мировоззрение и профессиональное самосознание будущего специалиста.

 

2. Место дисциплины в структуре программы:

дисциплина «Социальная психология образования» входит в «Базовую часть» (Б3) модуль «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» (М2), изучается во 2семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Обобщенная трудовая функция :

 3.1 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.

Трудовая функция – 3.1.3 Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.

Трудовое действие:

Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных учреждений по взаимоотношениям в трудовом коллективе и другим профессиональным проблемам

Профессиональную компетенцию:

способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПК-8);

Знать и понимать: содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Уметь: разрабатывать совместно с педагогами, преподавателями траектории обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Владеть: способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.

Общепрофессиональные компетенции:

 способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1).

Знать: закономерности психического развития человека, способы проектирования и реализации образовательного процесса с ориентацией на зону ближайшего развития учащихся, особенности взаимодействия с учащимися разными возрастных групп.

Уметь: выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся; анализировать структуру, содержание и динамику развития личности на каждом возрастном этапе.

Владеть навыками (опытом деятельности): навыками взаимодействия и организации образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.

 

умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3).

Знать: закономерности общения и межличностного взаимодействия, особенности организации межличностных контактов, общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых.

Уметь: исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, в том числе, в поликультурной среде, проектировать и организовывать совместную деятельность детей и взрослых (игровую, учебную, профессиональную) организовывать коллективную деятельность участников образовательного процесса.

Владеть навыками (опытом деятельности): современными научно-обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области, навыками межличностного взаимодействия.

 

умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации (ОПК-4).

Знать: способы междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности, особенности формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации.

Уметь: организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в преодолении индивидуальных трудностей поведения, обучения и развития учащихся, формировать систему позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации.

Владеть навыками (опытом деятельности): средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации.

 

‒      готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11).

Знать: алгоритм управления трудовым коллективом, современные инструменты формирования команды, мировые практики эффективной организации групповых работ, линии поведения личностей в организации, этические, этикетные, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в своей профессиональной деятельности.

Уметь: организовать работу коллектива с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, налаживать конструктивный диалог, аргументировано убеждать коллег в правильности предлагаемого решения, признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения, анализировать и оптимизировать групповую работу, определять линии поведения индивида для оптимизации работы сформированной группы, контролировать деятельность трудового коллектива.

Владеть навыками (опытом деятельности): современными инструментами формирования команд, процедурами определения линии поведения личности, толерантно воспринимает социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, владеет методами руководства коллективом, включая индивидов с социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями, методами повышения эффективности работы коллектива.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Семестры

II

Контактная работа (всего)

108/3

2

В том числе:

--

--

Лекции

12/0,3

2

Практические занятия (ПЗ)

14/0,4

2

Семинарские занятия (С)

--

--

Лабораторные работы (ЛР)

--

--

Из них:

--

--

Интерактивные и активные формы занятий (всего)

13/0,4

2

Самостоятельная работа (всего)

82/2,3

2

В том числе 

 

 

Подготовка тезисов на основе реферирования литературы и источников

41/1,13

2

Подготовка презентаций по результатам выполнения учебных практических заданий

41/1,13

2

Вид промежуточной аттестации

 зачет

2