- Преподаватель: Шилова Тамара Алексеевна
1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Цель: ознакомить студентов с системой социально-психологического знания в его общетеоретических, прикладных и научно – практических аспектах.
Задачи изучения дисциплины:
- Рассмотреть основные категории социальной психологии, теоретические подходы и принципы социально-психологических исследований.
- Сформировать у студентов систему основных понятий социальной психологии.
- Показать особенности структуры социальной психологии.
- Ознакомить с наиболее распространенными методами и методиками социально-психологического исследования, обучить способам обработки, интерпретации и презентации результатов.
- Сформировать у студентов умение ориентироваться в информации по новейшим достижениям социальной психологии и потребность в ее освоении и применении.
2. Место дисциплины в структуре ОП:
«Социальная психология» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла (Б.1.В.7) изучается во 2 семестре.
Изучение базируется на следующих дисциплинах: «Психология», «Основы социальной работы».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить следующие трудовые функции:
Трудовая функция - А/01.6 Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия
Трудовая функция - А/03.6 Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить следующие трудовые действия:
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
- способностью осознать социальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность
- подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей
- организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении различных типов семей.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
- ОПК-2 способностью осознать социальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность
- ПК-13- способностью применять статистические и социологические методы сбора социальной информации
- ПК-30 умением организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи.
В результате изучения дисциплины «Социальная психология» студент должен:
знать:
- основные категории социальной психологии;
- теоретические подходы и принципы социально-психологических исследований;
- социально-психологические особенности личности человека, включенного в социум;
- возможности социальной психологии в области решения различных прикладных исследовательских и практических задач;
- принципы исследования социально-психологических явлений, межличностных и межгрупповых отношений.
уметь:
- организовывать и проводить различные виды социально-психологического исследования;
- применять на практике основные методы и приемы социальной психологии.
владеть:
- навыками планирования и реализации различных видов активного социально-психологического обучения.
- приемами эффективного общения, конструктивного разрешения конфликтов, развития социально-психологической наблюдательности и эмпатийности.
- навыками продуктивной работы с социально-психологическими понятиями, владеть научной терминологией.
- навыками по выделению круга проблем, позволяющих оптимизировать процессы решения профессиональных задач в межличностных и межгрупповых отношениях.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов/ зачетных единиц |
Семестры |
|||
Контактные занятия (всего) |
54/1,5 |
2 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Лекции |
18/0,5 |
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
36/1 |
|
|
|
|
Семинары (С) |
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
54/1,5 |
2 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Указываются виды самостоятельной работы |
|
|
|
|
|
Подготовка к коллоквиуму |
|
+ |
|
|
|
Подготовка реферата |
|
+ |
|
|
|
Подготовка к деловой игре |
|
|
|
|
|
Решение задач и т.д. |
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (экзамен) |
36/1 |
|
|
|
|
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
144/4 |
2 |
|
|
|
4 |
2 |
|
|
|
- Преподаватель: Шилова Тамара Алексеевна
Цель освоения дисциплины: сформировать научное представление о предмете, задачах и методах социальной психологии, этапах ее развития, современном состоянии и месте в системе научного знания. Особое внимание при этом уделяется анализу базовых категорий и понятий социальной психологии, а также теоретическим и практическим аспектам изучаемых тем.
Задачи освоения дисциплины:
1) сформировать представления о теоретических основах социально-психологической науки и ее связях с другими сферами науки и общественной практики;
2) познакомить с наиболее важными социально-психологическими концепциями и теми экспериментальными данными, к которым апеллируют эти концепции;
3) изучить закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологию этих групп;
4) сформировать рефлексивные ценностные ориентации, в виде психологической установки на курс, в сочетании с интересом к социальной психологии как области научных, так и практических знаний.
5) способствовать формированию у студентов профессионального самосознания, образа «Я» профессионала – психолога.
6) сформировать навыки исследования и системного анализа, моделирования и прогнозирования социально-психологических явлений и процессов.
2. Место дисциплины в структуре программы:
дисциплина «Социальная психология» входит в модуль «Базовая часть» профессионального цикла дисциплин (Б.1.Б.25), изучается в 6 семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Трудовую функцию:
Профессиональный стандарт. Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Обобщенная трудовая функция – 3.1 психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и о образовательных программ.
Трудовая функция – 3.1.3 Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
Трудовое действие:
‒ консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношения в коллективе и другим вопросам.
Профессиональную компетенцию:
‒ способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
Знать и понимать: современные теории и методы консультирования.
Уметь: проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Владеть: способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.
Трудовое действие:
‒ консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам.
Профессиональную компетенцию:
‒ способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
Знать и понимать: современные теории и методы консультирования.
Уметь: проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Владеть: способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.
Трудовое действие:
‒ консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам.
Профессиональную компетенцию:
‒ способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12).
Знать и понимать: основные методы и технологии консультирования, направленные на просветительскую деятельность среди населения.
Уметь: применять основные методы и технологии индивидуального и группового консультирования, направленные на просветительскую деятельность родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и т.д.
Владеть: навыками оценки эффективности результатов индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей) в отношении повышения уровня их психологической культуры.
Общекультурную компетенцию:
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).
Знать и понимать: основные формы взаимодействия в трудовых коллективах и связанные с ними особенности общения; принципы работы с психологическими проблемами взаимодействия работников, связанные с социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями.
Уметь: использовать методы психологического анализа проблем взаимодействия, выбирать наиболее эффективные методы в конкретной ситуации, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Владеть: способами и методами определения проблем взаимодействия в трудовых коллективах, способами психологической поддержки, направленными на оптимизацию форм взаимодействия с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы |
Всего часов/зачетных единиц |
Семестры |
VI |
||
Контактная работа (всего) |
144/4 |
6 |
В том числе: |
-- |
-- |
Лекции |
32/0,9 |
6 |
Практические занятия (ПЗ) |
32/0,9 |
6 |
Семинарские занятия (С) |
-- |
-- |
Лабораторные работы (ЛР) |
-- |
-- |
Из них: |
-- |
-- |
Интерактивные и активные формы занятий (всего) |
32/0,9 |
6 |
Самостоятельная работа (всего) |
44/1,2 |
6 |
В том числе |
|
|
Подготовка тезисов/статей на основе реферирования литературы и источников |
11/0,3 |
6 |
Подготовка презентаций по результатам выполнения учебных практических заданий |
11/0,3 |
6 |
Решение ситуативных задач |
11/0,3 |
6 |
Разработка схем и таблиц |
11/0,3 |
6 |
Вид промежуточной аттестации |
экзамен 36/1 |
6 |
- Преподаватель: Шилова Тамара Алексеевна
Цель освоения дисциплины: подготовка магистрантов к практической деятельности в области социальной психологии образования.
Задачи освоения дисциплины:
1. Познакомить с основными фундаментальными разделами социальной психологии образования.
2. Рассмотреть основные социально-психологические феномены и явления.
3. Дать представление об основных теориях и методах исследования в социальной психологии образования.
4. Сформировать систему знаний основных определений, классификаций, закономерностей в социальной психологии образования.
5. Развивать научное мировоззрение и профессиональное самосознание будущего специалиста.
2. Место дисциплины в структуре программы:
дисциплина «Социальная психология образования» входит в «Базовую часть» (Б3) модуль «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» (М2), изучается во 2семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Обобщенная трудовая функция :
3.1 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.
Трудовая функция – 3.1.3 Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
Трудовое действие:
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных учреждений по взаимоотношениям в трудовом коллективе и другим профессиональным проблемам
Профессиональную компетенцию:
способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПК-8);
Знать и понимать: содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Уметь: разрабатывать совместно с педагогами, преподавателями траектории обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Владеть: способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.
Общепрофессиональные компетенции:
‒ способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1).
Знать: закономерности психического развития человека, способы проектирования и реализации образовательного процесса с ориентацией на зону ближайшего развития учащихся, особенности взаимодействия с учащимися разными возрастных групп.
Уметь: выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся; анализировать структуру, содержание и динамику развития личности на каждом возрастном этапе.
Владеть навыками (опытом деятельности): навыками взаимодействия и организации образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.
‒ умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3).
Знать: закономерности общения и межличностного взаимодействия, особенности организации межличностных контактов, общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых.
Уметь: исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, в том числе, в поликультурной среде, проектировать и организовывать совместную деятельность детей и взрослых (игровую, учебную, профессиональную) организовывать коллективную деятельность участников образовательного процесса.
Владеть навыками (опытом деятельности): современными научно-обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области, навыками межличностного взаимодействия.
‒ умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации (ОПК-4).
Знать: способы междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности, особенности формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации.
Уметь: организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в преодолении индивидуальных трудностей поведения, обучения и развития учащихся, формировать систему позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации.
Владеть навыками (опытом деятельности): средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации.
‒ готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11).
Знать: алгоритм управления трудовым коллективом, современные инструменты формирования команды, мировые практики эффективной организации групповых работ, линии поведения личностей в организации, этические, этикетные, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в своей профессиональной деятельности.
Уметь: организовать работу коллектива с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, налаживать конструктивный диалог, аргументировано убеждать коллег в правильности предлагаемого решения, признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения, анализировать и оптимизировать групповую работу, определять линии поведения индивида для оптимизации работы сформированной группы, контролировать деятельность трудового коллектива.
Владеть навыками (опытом деятельности): современными инструментами формирования команд, процедурами определения линии поведения личности, толерантно воспринимает социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, владеет методами руководства коллективом, включая индивидов с социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями, методами повышения эффективности работы коллектива.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы |
Всего часов/зачетных единиц |
Семестры |
II |
||
Контактная работа (всего) |
108/3 |
2 |
В том числе: |
-- |
-- |
Лекции |
12/0,3 |
2 |
Практические занятия (ПЗ) |
14/0,4 |
2 |
Семинарские занятия (С) |
-- |
-- |
Лабораторные работы (ЛР) |
-- |
-- |
Из них: |
-- |
-- |
Интерактивные и активные формы занятий (всего) |
13/0,4 |
2 |
Самостоятельная работа (всего) |
82/2,3 |
2 |
В том числе |
|
|
Подготовка тезисов на основе реферирования литературы и источников |
41/1,13 |
2 |
Подготовка презентаций по результатам выполнения учебных практических заданий |
41/1,13 |
2 |
Вид промежуточной аттестации |
зачет |
2 |
- Преподаватель: Шилова Тамара Алексеевна