Тематический план

  • Тема 1

    Тема 1. Разновидности спортивных школ и возрастные границы обучения в них Организационная структура управления подготовкой юных спортсменов (учреждения дополнительного образования). Программно-методические и нормативно-правовые основы функционирования системы подготовки юных спортсменов. Проблемы подготовки спортивного резерва сборных команд различного уровня. Программно-нормативное обеспечение спортивных школ и спортивных коллективов. ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР. Спортивно-оздоровительные группы. Группы начальной подготовки. Учебно-тренировочные группы. Группы спортивного мастерства. Группы высшего спортивного мастерства.


    • Тема 2

      Тема 2. Научно-методические проблемы спортивного отбора Краткие сведения о строении и функциях детского организма, влияние систематических занятий физической культурой и спортом организма детей и подростков. Индивидуальные способности и выбор занятий спортом. Психофизиологические предпосылки развития спортивных способностей. Соматическое развитие и спортивные способности. Физиологические основы спортивной тренировки. Гигиенические требования. Спортивная ориентация и отбор юных спортсменов. Понятия: ?спортивная ориентация? и ?спортивный отбор? (способности, одаренность, талант). Место отбора в системе многолетней подготовки. Ступени, задачи ориентации и отбора на различных этапах многолетней подготовки. Цель, задачи и функции спортивной ориентации и отбора. Спортивные способности и задатки. Критерии, методика и организация ориентации и отбора на этапе начальной, предварительной и углубленной спортивной специализации, максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей и сохранения достижений.


      • Тема 3

        Тема 3. Возрастные особенности занятий с юными спортсменами Учет возрастных особенностей функций организма юных спортсменов. Особенности занятий юных спортсменов младшего школьного возраста. Особенности занятий юных спортсменов среднего школьного возраста. Особенности занятий юных спортсменов старшего школьного возраста. Построение тренировочных занятий юных спортсменов разного возраста.


        • Тема 4

          Тема 4. Развитие физических качеств юных спортсменов Сенситивные возрастные периоды развития физических качеств. Развитие аэробных и анаэробных возможностей юных спортсменов. Развитие быстроты у юных спортсменов. Развитие силы у юных спортсменов. Развитие гибкости, ловкости и координационных способностей у юных спортсменов.


          • Тема 5

            Тема 5. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов Программа дисциплины "Теория и методика детско-юношеского спорта"; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); доцент, к.н. Петров Р.Е. Регистрационный номер 1014227518 Страница 5 из 12. Педагогический контроль. Учет тренировочных и соревновательных нагрузок. Анализ перманентного состояния, текущего состояния, оперативного состояния у юных спортсменов. Методологическая основа педагогического контроля. Теория контроля моторики у юных спортсменов. Требования для контроля педагогических тестов. Состав контрольных упражнений для оценки подготовленности юных спортсменов. Анализ тестов, предлагаемых для оценки физической подготовленности юных спортсменов на различных этапах подготовки.


            • Тема 6

              Тема 6. Построение тренировки юных спортсменов Организационные формы тренировочных занятий с юными спортсменами. Специальная физическая, техническая, тактическая подготовка юных спортсменов. Анализ подготовительной, основной и заключительной части тренировочных занятий.


              • Тема 7

                Тема 7. Построение многолетней тренировки юных спортсменов Этапы процесса многолетней тренировки юных спортсменов. Методические положения процесса многолетней тренировки юных спортсменов. Целевое планирование многолетней спортивной тренировки. Модели построения многолетней подготовки в различных видах спорта. Компоненты построения многолетней тренировки. Рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки. Индивидуальный перспективный план на четыре года подготовки юных спортсменов. Управление процессом подготовки юных спортсменов.


                • Тема 8

                  Тема 8. Система реализации принципов спортивной тренировки в процессе подготовки юных спортсменов. Основы построения тренировки юных спортсменов. Методика организации учебно-тренировочного занятия (игровая спортивная тренировка, спортивно-игровая тренировка, круговая спортивная тренировка). Теоретические и прикладные аспекты построения учебного процесса в спортивных школах олимпийского резерва, школах-интернатах спортивного профиля, училищах олимпийского резерва. Система тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов. Общие подходы к нормированию нагрузок юных спортсменов. Параметры и структура тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле. Теоретические основы оптимизации процесса формирование различных сторон спортивной подготовленности юных спортсменов (физической, технической, тактической, психической, интеллектуальной).


                  • Тема 9

                    Тема 9. Управление учебно-тренировочным процессом Анализ примерных программ системы дополнительного образования детей (ДЮСШ, СДЮШОР). Особенности планирования и контроля учебно-тренировочного процесса в группах подготовки (ДЮСШ, СДЮСШОР). Оздоровительно-профилактическая работа в системе ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Здоровье сберегающие системы подготовки юных спортсменов. Структура соревновательной деятельности как фактор, определяющий содержание многолетней подготовки юных спортсменов. Педагогическое наблюдение. Врачебный контроль, самоконтроль, профилактика травм и заболеваний и т.д.