Настройка зачисления на курс

Аннотация  дисциплины МиМСИ

1. Цель и задачи изучения дисциплины

Целью дисциплины «Методология и методы социологического исследования» является формирование целостной системы знаний о методике проведения социологического исследования.

Задачи:

- обеспечить понимание студентами соотношения теории и методологии в социологическом исследовании;

- развить способности у обучаемых самостоятельно планировать и проводить социологическое исследования;

- сформировать умения студентов использовать различные методы сбора социологической информации;

- показать место и роль социологических исследований в социологической науке, специфику предмета и метода социологического следования;

- раскрыть структуру программы социологического исследования как документа, регламентирующего нормы и логику эмпирического познания;

- дать понимание системной методологии социологического исследования и вытекающих из нее методов системно-социологического исследования;

- представить логическую структуру исследовательских гипотез, их виды, основы и способы построения;

- дать знания о теоретических основах и способах построения показателей, индикаторов, шкал и индексов в социологическом исследовании;

- обеспечить понимание студентами теоретических основ построения выборочной совокупности и методов ее проектирования в социологическом исследовании;

- раскрыть особенности организационных процедур социологического исследования, их содержание и последовательность проведения;

- представить систему методов анализа и обработки данным социологического исследования, возможности и ограничения в применении этих методов, их взаимосвязь с отдельными видами социологического исследования;

- обучить студентов способам, используемым для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчета.

2. Место дисциплины в структуре программы: Дисциплина относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б.3) и изучается в 3-4 семестрах.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить трудовые функции[1]:

D/01.8 Разработка моделей и методов описания и объяснения изучаемых социальных явлений;

D/03.8 Экспертно-аналитическая деятельность.

В/02.7. Сбор данных из первичных и вторичных источников.

С/01.7 Анализ и интерпретация данных исследования.

Трудовые действия[2]:

- Совершенствование концепций и языка социологического объяснения с учетом новейших достижений социологической науки;

- Консультирование по вопросам практического применения полученных в ходе фундаментального или прикладного (включая маркетинговое) социологического исследования результатов при формировании экономической и социальной политики для групп населения и регионов, а также для развития рынков;

- Взаимодействие с организациями-исполнителями (региональными подразделениями, бригадами исполнителей в регионах и населённых пунктах) по вопросам организации, хода выполнения и контроля качества работ по сбору данных.

- Анализ данных фундаментального или прикладного (включая маркетинговое) социологического исследования с применением общенаучных методов.

Компетенции[3] - ОПК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-11[4]

 

ОПК-2: способностью к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знает и понимает: методы обобщения

и анализа информации.

Умеет: ставить цели и определять

пути ее достижения.

Владеет: навыками постановки цели,

обобщения и анализа информации.

ПК-1 Способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

Знает и понимает: структуру и

содержание разделов программы

оциологического исследования.

Умеет: анализировать формулировать

гипотезы исследования, отбирать источники

информации

Владеет (навыками и/или опытом

деятельности): навыками использования

современных методов и средств для сбора

и обработки информации; навыками

разработки практических рекомендаций

на основе социологической информации.

ПК-11 Способность использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации социальных проблем и интересов социальных групп (ПК-11).

Знает и понимает: основные методы сбора

социологической информации.

Умеет: применять соответствующие

целям конкретного исследования методы

сбора информации и учитывать их ограничения.

Владеет (навыками и/или опытом

деятельности): способностью использования

 фундаментальных социологических знаний в

 практической деятельности.

ПК-4 Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-4).

Знает и понимает: основные методы

обработки и анализа социологической

информации.

Умеет: обрабатывать и анализировать

данные о социальных процессах и социальных

общностях.

Владеет (навыками и/или опытом

деятельности): навыками анализа

социологических данных с использованием

 пакетов прикладных статистических программ.

 

В  результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- технологию исследований организаций, основы аналитической деятельности;

- принципы работы организации и ее управления;

- содержание организационных отношений;

- современное состояние российских организаций;

- западный опыт организационного строения.

Уметь:

- организовывать и проводить исследования организаций;

- разрабатывать программы развития организаций;

- обобщать, систематизировать и использовать отечественный и зарубежный опыт управления организациями.

Владеть:

- технологией организации научных исследований организаций;

- знаниями и умениями разработки программ развития организаций;

- навыками научных исследований проблем организаций;

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы[5]

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

134 / 3,72

3

4

 

 

В том числе:

-

 

 

 

 

Лекции

50 / 1,39

18

32

 

 

Практические занятия (ПЗ)

84 / 2,33

36

48

 

 

Семинары (С)

-

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

-

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

118 / 3,28

54

64

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Подготовка реферата

16 / 0,44

8

8

 

 

Подготовка к деловой игре

16 / 0,44

8

8

 

 

Написание рецензии

16 / 0,44

8

8

 

 

Написание эссе

14 / 0,39

6

8

 

 

Написание аннотации

16 / 0,44

8

8

 

 

Подготовка презентации

20 / 0,56

8

12

 

 

Разработка проекта

20 / 0,56

8

12

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

36 / 1

 

36

 

 

Общая трудоемкость                                              часы

зачетные единицы

288

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

 

п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1.                   

Социологическое исследование: теоретико-методологические основы.

 

4

8

 

 

10

22

2.                   

Программа социологического исследования

6

8

 

 

10

24

3.                   

Выборка в социологическом исследовании

 

 

4

8

 

 

10

22

4.                   

Измерение в социологическом исследовании

 

 

4

8

 

 

10

22

5.                   

Методы опроса

4

8

 

 

10

22

6.                   

Методология и технология интервью

4

6

 

 

10

20

7.                   

Методы политических исследований

4

6

 

 

10

20

8.                   

Анализ документов

4

8

 

 

10

22

9.                   

Методы наблюдения

 

 

4

6

 

 

10

20

10.               

Применение тестов в прикладной социологии

 

4

6

 

 

10

20

11.               

Научный эксперимент.

4

6

 

 

10

20

12.               

Исследовательские центры

 

4

6

 

 

8

20

 

ВСЕГО

50

84

 

 

118

 



[1] указать соответствующую трудовую функцию профессионального стандарта (при наличии)

[2] указать трудовые действия в соответствии с профессиональным стандартом (при наличии)

[3] указывается тип компетенции в соответствии с ФГОС ВО (например: общепрофессиональные компетенции)

[4] указать в соответствии с ФГОС ВО

[5] в соответствии с учебным планом



Самостоятельная запись (Студент)
ananishnevvm@mgpu.ru
самостоятельная запись