Аннотация дисциплины СМ


1.                  Цели и задачи освоения дисциплины: сформировать у студентов представление об основных методологических, методических подходах изучения молодежи как социального феномена, объекте и предмете социологии молодежи; рассмотреть исследовательские стратегии в западной и отечественной социологии молодежи, познакомить с социальными проблемами молодежи в изменяющемся обществе ; сформировать навыки исследования проблем молодежи, использовать результаты прикладных исследований в решении практических задач; познакомить с  документами и раскрыть направления молодежной политики.

 

2.                  Место дисциплины в структуре программы бакалавриата: дисциплина относится к вариативной части базового цикла дисциплин Б.1. и изучается в 6 семестре.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-1- владеет способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования;

ПК-4- владеет способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;

ПК-5- владеет умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;

ПК-6- владеет способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: 

- категориально-понятийный аппарат курса;

- этапы становления и основные проблемы социологии молодежи;

- современное состояние социологии молодежи как науки;

Уметь:

- ориентироваться в основных концепциях отечественной и зарубежной науки относительно социологии молодежи;

-уметь применять на практике полученные знания;

- квалифицированно анализировать эмпирический материал в контексте сформулированных в программе исследования гипотез;

- разрабатывать адекватный социологический инструментарий для нужд эмпирического исследования различных видов социальной деятельности.

Владеть:

- навыками самостоятельной работы с научной литературой, ведения научной дискуссии,  теоретического обоснования своей позиции

- знаниями анализа и специфики выявления особенностей различных социально-демографических групп молодежи, систематизации различных социокультурных явлений в молодежной среде с позиции наиболее адекватных социологических подходов.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы[1]

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

72 / 2

3

 

 

 

В том числе:

-

 

 

 

 

Лекции

36 / 1

36

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

36 / 1

36

 

 

 

Семинары (С)

-

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

-

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

30 / 0,83

30

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Подготовка реферата

6 / 0,16

6

 

 

 

Подготовка к деловой игре

6 / 0,16

6

 

 

 

Написание рецензии

 

 

 

 

 

Написание эссе

6 / 0,16

6

 

 

 

Написание аннотации

 

 

 

 

 

Подготовка презентации

12 / 0,33

12

 

 

 

Разработка проекта

 

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет)

 

 

 

 

 

Общая трудоемкость                                              часы

зачетные единицы

102

 

 

 

 

2,83

 

 

 

 

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

           

п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1.                   

Социология молодежи как отрасль социологического знания

4

4

 

 

4

12

2.                   

Предмет и основные направления исследований

6

6

 

 

4

16

3.                   

Развитие отечественной социологии молодежи

4

4

 

 

4

12

4.                   

Демографические характеристики молодежи

4

4

 

 

4

12

5.                   

Молодежь и семейные отношения

4

4

 

 

4

12

6.                   

Молодежь в сфере высшего образования

6

6

 

 

4

16

7.                   

Профессиональная и трудовая занятость молодежи

4

4

 

 

4

12

8.                   

Досуг подростков и молодежи

4

4

 

 

2

10

 

ВСЕГО

36

36

 

 

30

      102

 

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1.

Социология молодежи как отрасль социологического знания

Социология молодежи как отрасль социологического знания. Объект и предмет социологии молодежи. Место социологии молодежи в системе социально-гуманитарного знания. Социологическая научная традиция изучения молодежи. История развития социологии молодежи: отечественный и зарубежный опыт. Основные научные направления в исследовании молодежных проблем в ХХ веке. Концептуализация понятия молодежь. Влияние идей М.Вебера, Л.Выготского, А. Леонтьева, В. Лисовского, Т.Парсонса, С.Рубинштейна, П.Сорокина, Д.Узнадзе, З.Фрейда, Э.Эриксона на развитие социологии молодежи. Социология молодежи сегодня: проблемы и перспективы.

Понятие молодежи. Разнообразие социологических подходов к определению понятия молодежи (стратификационный, институционально-функциональный, аксеологический, ресурсный, тезаурусный).

Биологические и культурные предпосылки формирования молодежи как  социально-демографической группы и социокультурного феномена.

Возрастные границы и возрастная стратификация молодежи. Понятие биологического, психологического, социального возраста. Разграничение этапов жизненного цикла. Юность  как особый период жизненного цикла. Молодежь как субъект общественных  отношений. Инновационный потенциал молодежи. Поколенческий аспект в исследовании молодежи.

 

2.

Предмет и основные направления исследований

Психоаналитическое направление  в исследованиях молодежи (З. Фрейд, Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон. Взгляды отечественных социологов Л. Архангельский, С. Иконникова,           И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский,                         Д.Фельдштейн). Структурно-функциональное направление (В. Боровик, В. Васильев, А. Капто,      А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина,                     В. Староверов, С.Фролов, В. Шубкин и др. Культурологическое направление феномен поколенческого единства (К.Маннгейм). Типы поколений. Три типа культур и три типа механизма преемственности (М.Мид).

3.

Развитие отечественной социологии молодежи

Проблемный подход в социологии молодежи в   60-80-е гг. XX века. Отечественные школы исследования молодежи. Комсомольские исследования молодежи. Исследования В.Н. Шубкина. Исследования Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича. Школа лонгитюдных исследований. Ленинградская школа (И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова и др.). Исследования молодежной субкультуры. Социология молодежи сегодня: проблемы и перспективы.

4.

Демографические характеристики молодежи

Численность молодежи в Российской Федерации. Численность и доля трудоспособных представителей молодежи. Смертность молодежи. Смертность от болезней вследствие социального неблагополучия и внешних причин. Проблемы подросткового возраста. Распространения вредных привычек у  подростков. Репродуктивное и социальное здоровье молодежи.

5.

Молодежь и семейные отношения

Новая модель семейно-брачных отношений и демографического поведения молодежи. Проблемы молодой семьи. Основные тенденции брачно-семейных отношений молодежи. Степень привлекательности различных форм брачных отношений. Количества детей в молодых семьях. Жизненные трудности молодой семьи. Противоречия демографического и семейно-брачного поведения молодежи. Особенности современной  молодежной семейной политики.

 

6.

Молодежь в сфере высшего образования

Образовательный статус молодежи -  значимый

критерий ее социального развития. Численность студентов высших и средних специальных

учебных заведений России. Образование в структуре

потребностей молодежи. Показатель качества социализации молодежи. Доступ к образованию городской и сельской молодежи. Требования студентов к вузам и преподавателям. Будущие специалисты и современная рыночная ситуация.

 

7.

Профессиональная и трудовая занятость молодежи

Изменение положения молодежи в материальном производстве. Оценка молодежью престижа работы в государственном секторе. Социально-экономические условия и ожидания молодых людей. Распределение молодежи по характеру труда в материальном производстве. Процесс интеграции молодежи в сферу

индивидуальной предпринимательской деятельности. Уровень материального положения молодежи.

 

8.

Досуг подростков и молодежи

 Включенность молодежи в систему организованных форм досуга. Молодежная  культура. Структура студенческого досуга. Основные проблемные зоны в проведении молодежного досуга. Основные тенденции в динамике ценностных установок и ориентаций молодежи. Противоречие в жизненных установках молодежи. Неформальные межличностные отношения в молодежной среде. Межпоколенческие взаимоотношения. Отсутствие интереса молодежи к политической жизни.

 



[1] в соответствии с учебным планом


                                                                                       Аннотация дисциплины СМ


1.                  Цели и задачи освоения дисциплины: сформировать у студентов представление об основных методологических, методических подходах изучения молодежи как социального феномена, объекте и предмете социологии молодежи; рассмотреть исследовательские стратегии в западной и отечественной социологии молодежи, познакомить с социальными проблемами молодежи в изменяющемся обществе ; сформировать навыки исследования проблем молодежи, использовать результаты прикладных исследований в решении практических задач; познакомить с  документами и раскрыть направления молодежной политики.

 

2.                  Место дисциплины в структуре программы бакалавриата: дисциплина относится к вариативной части базового цикла дисциплин Б.1. и изучается в 6 семестре.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-1- владеет способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования;

ПК-4- владеет способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;

ПК-5- владеет умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;

ПК-6- владеет способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: 

- категориально-понятийный аппарат курса;

- этапы становления и основные проблемы социологии молодежи;

- современное состояние социологии молодежи как науки;

Уметь:

- ориентироваться в основных концепциях отечественной и зарубежной науки относительно социологии молодежи;

-уметь применять на практике полученные знания;

- квалифицированно анализировать эмпирический материал в контексте сформулированных в программе исследования гипотез;

- разрабатывать адекватный социологический инструментарий для нужд эмпирического исследования различных видов социальной деятельности.

Владеть:

- навыками самостоятельной работы с научной литературой, ведения научной дискуссии,  теоретического обоснования своей позиции

- знаниями анализа и специфики выявления особенностей различных социально-демографических групп молодежи, систематизации различных социокультурных явлений в молодежной среде с позиции наиболее адекватных социологических подходов.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы[1]

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

72 / 2

3

 

 

 

В том числе:

-

 

 

 

 

Лекции

36 / 1

36

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

36 / 1

36

 

 

 

Семинары (С)

-

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

-

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

30 / 0,83

30

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Подготовка реферата

6 / 0,16

6

 

 

 

Подготовка к деловой игре

6 / 0,16

6

 

 

 

Написание рецензии

 

 

 

 

 

Написание эссе

6 / 0,16

6

 

 

 

Написание аннотации

 

 

 

 

 

Подготовка презентации

12 / 0,33

12

 

 

 

Разработка проекта

 

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет)

 

 

 

 

 

Общая трудоемкость                                              часы

зачетные единицы

102

 

 

 

 

2,83

 

 

 

 

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

           

п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1.                   

Социология молодежи как отрасль социологического знания

4

4

 

 

4

12

2.                   

Предмет и основные направления исследований

6

6

 

 

4

16

3.                   

Развитие отечественной социологии молодежи

4

4

 

 

4

12

4.                   

Демографические характеристики молодежи

4

4

 

 

4

12

5.                   

Молодежь и семейные отношения

4

4

 

 

4

12

6.                   

Молодежь в сфере высшего образования

6

6

 

 

4

16

7.                   

Профессиональная и трудовая занятость молодежи

4

4

 

 

4

12

8.                   

Досуг подростков и молодежи

4

4

 

 

2

10

 

ВСЕГО

36

36

 

 

30

      102

 

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1.

Социология молодежи как отрасль социологического знания

Социология молодежи как отрасль социологического знания. Объект и предмет социологии молодежи. Место социологии молодежи в системе социально-гуманитарного знания. Социологическая научная традиция изучения молодежи. История развития социологии молодежи: отечественный и зарубежный опыт. Основные научные направления в исследовании молодежных проблем в ХХ веке. Концептуализация понятия молодежь. Влияние идей М.Вебера, Л.Выготского, А. Леонтьева, В. Лисовского, Т.Парсонса, С.Рубинштейна, П.Сорокина, Д.Узнадзе, З.Фрейда, Э.Эриксона на развитие социологии молодежи. Социология молодежи сегодня: проблемы и перспективы.

Понятие молодежи. Разнообразие социологических подходов к определению понятия молодежи (стратификационный, институционально-функциональный, аксеологический, ресурсный, тезаурусный).

Биологические и культурные предпосылки формирования молодежи как  социально-демографической группы и социокультурного феномена.

Возрастные границы и возрастная стратификация молодежи. Понятие биологического, психологического, социального возраста. Разграничение этапов жизненного цикла. Юность  как особый период жизненного цикла. Молодежь как субъект общественных  отношений. Инновационный потенциал молодежи. Поколенческий аспект в исследовании молодежи.

 

2.

Предмет и основные направления исследований

Психоаналитическое направление  в исследованиях молодежи (З. Фрейд, Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон. Взгляды отечественных социологов Л. Архангельский, С. Иконникова,           И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский,                         Д.Фельдштейн). Структурно-функциональное направление (В. Боровик, В. Васильев, А. Капто,      А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина,                     В. Староверов, С.Фролов, В. Шубкин и др. Культурологическое направление феномен поколенческого единства (К.Маннгейм). Типы поколений. Три типа культур и три типа механизма преемственности (М.Мид).

3.

Развитие отечественной социологии молодежи

Проблемный подход в социологии молодежи в   60-80-е гг. XX века. Отечественные школы исследования молодежи. Комсомольские исследования молодежи. Исследования В.Н. Шубкина. Исследования Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича. Школа лонгитюдных исследований. Ленинградская школа (И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова и др.). Исследования молодежной субкультуры. Социология молодежи сегодня: проблемы и перспективы.

4.

Демографические характеристики молодежи

Численность молодежи в Российской Федерации. Численность и доля трудоспособных представителей молодежи. Смертность молодежи. Смертность от болезней вследствие социального неблагополучия и внешних причин. Проблемы подросткового возраста. Распространения вредных привычек у  подростков. Репродуктивное и социальное здоровье молодежи.

5.

Молодежь и семейные отношения

Новая модель семейно-брачных отношений и демографического поведения молодежи. Проблемы молодой семьи. Основные тенденции брачно-семейных отношений молодежи. Степень привлекательности различных форм брачных отношений. Количества детей в молодых семьях. Жизненные трудности молодой семьи. Противоречия демографического и семейно-брачного поведения молодежи. Особенности современной  молодежной семейной политики.

 

6.

Молодежь в сфере высшего образования

Образовательный статус молодежи -  значимый

критерий ее социального развития. Численность студентов высших и средних специальных

учебных заведений России. Образование в структуре

потребностей молодежи. Показатель качества социализации молодежи. Доступ к образованию городской и сельской молодежи. Требования студентов к вузам и преподавателям. Будущие специалисты и современная рыночная ситуация.

 

7.

Профессиональная и трудовая занятость молодежи

Изменение положения молодежи в материальном производстве. Оценка молодежью престижа работы в государственном секторе. Социально-экономические условия и ожидания молодых людей. Распределение молодежи по характеру труда в материальном производстве. Процесс интеграции молодежи в сферу

индивидуальной предпринимательской деятельности. Уровень материального положения молодежи.

 

8.

Досуг подростков и молодежи

 Включенность молодежи в систему организованных форм досуга. Молодежная  культура. Структура студенческого досуга. Основные проблемные зоны в проведении молодежного досуга. Основные тенденции в динамике ценностных установок и ориентаций молодежи. Противоречие в жизненных установках молодежи. Неформальные межличностные отношения в молодежной среде. Межпоколенческие взаимоотношения. Отсутствие интереса молодежи к политической жизни.

 



[1] в соответствии с учебным планом


                                                                                   Аннотация дисциплины СО

Цель и задачи освоения дисциплины: раскрыть роль образования как социального института, формирование систематизированных знаний о закономерностях и содержании образовательного процесса, требованиях к его организации в различных учреждениях системы образования, представление о сущности управленческой деятельности в сфере образования.

2. Место дисциплины в структуре программы  Дисциплина относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б.3) и изучается в 5 семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

функцию[1]  : С/01.7 Анализ и интерпретация данных исследования.

Трудовые действия[2]

Анализ данных фундаментального или прикладного (включая маркетинговое) социологического исследования с применением общенаучных и специальных социологических методов

общекультурные компетенции (ОК)[3]:

- ОК-1: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

общепрофессиональные компетенции (ОПК)

ОПК-2: способностью к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации.

профессиональные компетенции:

- способность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук в аналитической работе, консультировании и экспертизе в рамках производственно-прикладной деятельности (ПК-10)

_____________[4]

Знать:

- основные категории, понятия, законы, направления развития философии;

- методы обобщения и анализа информации;

- понятийно-категориальный аппарат социологического анализа.

Уметь:

- анализировать и оценивать информацию по основам философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

- ставить цели и определять пути ее достижения;

-​ применять методологические приемы теоретико-социологического анализа.

Владеть навыками (опытом деятельности):

-​ средствами формирования мировоззренческой позиции на основе гуманистических ценностей и философских знаний;

-​ навыками постановки цели, обобщения и анализа информации;

навыками социологического анализа социальной реальности.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы[5]

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Семестры

5

 

 

 

Контактная работа (всего)

 54

 

 

 

 

В том числе:

-

 

 

 

 

Лекции

 18

 

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

 36

 

 

 

 

Семинарские занятия (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Из них:

 

 

 

 

 

Интерактивные и активные формы занятий (всего)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

 54

 

 

 

 

В том числе[6]:

 

 

 

 

 

Подготовка к коллоквиуму

 12

 

 

 

 

Подготовка реферата

 24

 

 

 

 

Подготовка к деловой игре

 18

 

 

 

 

Решение задач и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1.​ 

Социология образования как отрасль социологического знания

  2

  4

 

 

 6

 12

2.​ 

Структурный анализ сферы образования и его системная организация

4

  4

 

 

 6

14

3.​ 

Функции образования в обществе

2

  8

 

 

 6

 16

4.​ 

Сущность, цели и задачи Болонского процесса. Модернизация российского образования как социологическая проблема.  

2

  4

 

 

 6

12

5.​ 

Формы регуляции и управление в сфере образования. Диагностика в образовании.

2

  4

 

 

 8

14

6.​ 

Инновации и нормативное моделирование в образовании

2

  4

 

 

 6

12

7.​ 

Роль образования в информационном обществе. Качество высшего образования в России         и   процессы  глобализации как социологическая проблема.

2

  4

 

 

 6

12

8.​ 

Основные направления в современной социологии образования.

2

  4

 

 

 10

 16

 

 

18

36

 

 

54

108

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.​ 

 

Социология образования как отрасль социологического знания

 

Методология анализа социологии образования как отрасли социологического знания. Объект и предмет социологии образования Социология и образовательное знание. Социология в образовательном учреждении. Проблемная ситуация в современном образовании. Место социологии образования в структуре социологической науки и в системе наук, изучающих образование. Институционализация и инфраструктура научных исследований и обучения в социоло​гии образования: печатные издания, периодика, социологические центры и службы, учебные курсы, учебно-научная специализация, учебные по​собия.

2.​ 

 

Структурный анализ сферы образования и его системная организация

Структурный анализ системы образования. Сфера и система образования. Структуры учебного процесса: учебная дисциплина, метод, технология. Инфра​структура и учебные технологии в системе образования. Принципы построения современной системы образования. Преемственный характер форм и институтов обучения. Вертикаль​ное и горизонтальное строение образования. Концепция непрерыв​ного образования. От образования к самообразованию: навстречу новой парадигме. Основные ступени образования: дошкольное, начальная и об​щеобразовательная школа, профессиональная школа (средняя, выс​шая). Типология современных школ. Роль общеобразовательной школы. Университетское образование в постиндустриальном обществе. Постобразование. Формы внешкольного образования. Дистанцион​ные формы образования. Национальные системы образования. Особенности националь​ной системы образования в России и других странах.

3.​ 

Функции образования в обществе

 

Соотношение социальных заказов, задач и функ­ций образования.

Подходы к определению функций образования. Функции образования в обществе. Системный характер функций образования. Функции образования в экономической сфере. Социальные функции образования. Функции образования в сфере культуры. Функции образования в социально-политичес­кой сфере. Особенности реализации функции образования. Методическое приложение.

 

4.​ 

 

 

 

Сущность, цели и задачи Болонского процесса. Модернизация российского образования как социологическая проблема.  

 

Многообразие высшего образования. Гармонизация и политические реалии высшего образования в Европе. Гармонизация и разнообразие высшего образования. Гарантии  качества и аккредитация учебных заведений. Социальный заказ в образовании. Формы и пределы влияния институтов общества на систему образования. Кризис образования как социального института и пути выхода из него.

5.​ 

 

Формы регуляции и управление в сфере образования. Диагностика в образовании.

Формы нормативной регуляции в сфере образования. Привлечение общественности  к управлению в сфере образования. Особенности управления системой образования. Самоуправле​ние в образовательных учреждениях. Государственная политика в образовании. Парадигмы образования: социологический подход. Содержание образования как детерминанта образовательных парадигм. Автономность учебных заведений. Проблема платности образования; достоинства и недостатки платного образования. Государственные и частные учебные заведе​ния. Маркетинг в сфере образования. Секторы и сегменты рынка образовательных услуг в России и за рубежом. Лицензирование и защита авторских прав в сфере образование. Характер диагностики в сфере образо​вания. Особенности применения социологических методов в социоло​гии образования. Количественные стратегии эмпирического исследования образования. Качественные стратегии эмпирического исследования образования. Специфика использования опроса, наблюдения, эксперимента, социосемантических, информационных и других со​циологических методов в социологии образования. Социологический подход к изучению качества образования. Опыт конкретно-социологического изучения качества образования.

6.​ 

Инновации и нормативное моделирование в образовании

   Основные направления развития опережающего образования. Информатизация образования.                     Открытое образование. Дистанционное обучение. Международное сотрудничество в области повышения качества     российского образования в свете социологии. Новые тенденции в мировой системе образования. Нормативное моделирование и прогнозирование в образова​нии.. Образовательные стандарты. Основные направления инноваций в образовании. Ин​форматизация в современном образовании. Инновации в методах и технологиях обучения. Принципы проектирования учебных технологий. Развитие игро​технических методов обучения. Методы интенсивного обучения. Компьютеризация в образовании.

7.​ 

Роль образования в информационном обществе. Качество высшего образования в России         и   процессы  глобализации как социологическая проблема.

Цивилизация и образование. Факторы динамики системы образования. Научно-технический прогресс и информационное общество. Социальная мобильность и универсализм. Современная образовательная политика. Роль образование в динамике механизмов социального взаимодействия, в личной и публичной жизни. Дифференциация, синтез дисциплинарных культур и СМИ. Глобализация: безопасность и развитие.

8.​ 

Основные направления в современной социологии образования.

Обзор тематики исследования. Институ​ционализация изучения образования. Структурный, функциональ​ный и стратификационный анализ образования (Э. Дюркгейм, П.Сорокин, Т. Колмен, С. Оулес, Г.Гиндис, А. Иллиг, Р. Коллинз). Образование как средство стирания социальных антагонизмов (К. Манхейм). Микроанализ образования (М.Раттер, Б. Бернштейн, М. Хаммерст). Постмодернистский взгляд на образование (С. Ароновиц, Г. Жи​рокс, С. Пруди.). Образовательные проблемы первичной и вторичной социализации (П.Бергера и Т.Лукмана). Исследование образа жизни и динамики различных групп учащихся, их ценностных ориентаций, ориентаций на образование, на профессию (Л.Н. Коган, Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич, В.Н. Шубкин, В.Т. Лисовский, М.Х. Титма, Д.Л. Костантиновский, А.А. Овсянников, В.С. Собкин и др.). Исследование образования как социокультурного института (В.Н. Турченко, А.С. Кусжанова, Н.С. Ладыжец, В.Я. Нечаев и др.).



[1]указать соответствующую трудовую функцию профессионального стандарта (при наличии)

[2] указать трудовые действия в соответствии с профессиональным стандартом (при наличии)

[3]указывается тип компетенции в соответствии с ФГОС ВО (например: общепрофессиональные компетенции)

[4] указать в соответствии с ФГОС ВО

[5] в соответствии с учебным планом

[6]указываются виды самостоятельной работы: подготовка к коллоквиуму, подготовка реферата, подготовка к деловой игре, решение задач и т.п.


Аннотация  дисциплины МиМСИ

1. Цель и задачи изучения дисциплины

Целью дисциплины «Методология и методы социологического исследования» является формирование целостной системы знаний о методике проведения социологического исследования.

Задачи:

- обеспечить понимание студентами соотношения теории и методологии в социологическом исследовании;

- развить способности у обучаемых самостоятельно планировать и проводить социологическое исследования;

- сформировать умения студентов использовать различные методы сбора социологической информации;

- показать место и роль социологических исследований в социологической науке, специфику предмета и метода социологического следования;

- раскрыть структуру программы социологического исследования как документа, регламентирующего нормы и логику эмпирического познания;

- дать понимание системной методологии социологического исследования и вытекающих из нее методов системно-социологического исследования;

- представить логическую структуру исследовательских гипотез, их виды, основы и способы построения;

- дать знания о теоретических основах и способах построения показателей, индикаторов, шкал и индексов в социологическом исследовании;

- обеспечить понимание студентами теоретических основ построения выборочной совокупности и методов ее проектирования в социологическом исследовании;

- раскрыть особенности организационных процедур социологического исследования, их содержание и последовательность проведения;

- представить систему методов анализа и обработки данным социологического исследования, возможности и ограничения в применении этих методов, их взаимосвязь с отдельными видами социологического исследования;

- обучить студентов способам, используемым для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчета.

2. Место дисциплины в структуре программы: Дисциплина относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б.3) и изучается в 3-4 семестрах.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить трудовые функции[1]:

D/01.8 Разработка моделей и методов описания и объяснения изучаемых социальных явлений;

D/03.8 Экспертно-аналитическая деятельность.

В/02.7. Сбор данных из первичных и вторичных источников.

С/01.7 Анализ и интерпретация данных исследования.

Трудовые действия[2]:

- Совершенствование концепций и языка социологического объяснения с учетом новейших достижений социологической науки;

- Консультирование по вопросам практического применения полученных в ходе фундаментального или прикладного (включая маркетинговое) социологического исследования результатов при формировании экономической и социальной политики для групп населения и регионов, а также для развития рынков;

- Взаимодействие с организациями-исполнителями (региональными подразделениями, бригадами исполнителей в регионах и населённых пунктах) по вопросам организации, хода выполнения и контроля качества работ по сбору данных.

- Анализ данных фундаментального или прикладного (включая маркетинговое) социологического исследования с применением общенаучных методов.

Компетенции[3] - ОПК-2, ПК-1, ПК-4, ПК-11[4]

 

ОПК-2: способностью к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знает и понимает: методы обобщения

и анализа информации.

Умеет: ставить цели и определять

пути ее достижения.

Владеет: навыками постановки цели,

обобщения и анализа информации.

ПК-1 Способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

Знает и понимает: структуру и

содержание разделов программы

оциологического исследования.

Умеет: анализировать формулировать

гипотезы исследования, отбирать источники

информации

Владеет (навыками и/или опытом

деятельности): навыками использования

современных методов и средств для сбора

и обработки информации; навыками

разработки практических рекомендаций

на основе социологической информации.

ПК-11 Способность использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации социальных проблем и интересов социальных групп (ПК-11).

Знает и понимает: основные методы сбора

социологической информации.

Умеет: применять соответствующие

целям конкретного исследования методы

сбора информации и учитывать их ограничения.

Владеет (навыками и/или опытом

деятельности): способностью использования

 фундаментальных социологических знаний в

 практической деятельности.

ПК-4 Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-4).

Знает и понимает: основные методы

обработки и анализа социологической

информации.

Умеет: обрабатывать и анализировать

данные о социальных процессах и социальных

общностях.

Владеет (навыками и/или опытом

деятельности): навыками анализа

социологических данных с использованием

 пакетов прикладных статистических программ.

 

В  результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- технологию исследований организаций, основы аналитической деятельности;

- принципы работы организации и ее управления;

- содержание организационных отношений;

- современное состояние российских организаций;

- западный опыт организационного строения.

Уметь:

- организовывать и проводить исследования организаций;

- разрабатывать программы развития организаций;

- обобщать, систематизировать и использовать отечественный и зарубежный опыт управления организациями.

Владеть:

- технологией организации научных исследований организаций;

- знаниями и умениями разработки программ развития организаций;

- навыками научных исследований проблем организаций;

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы[5]

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

134 / 3,72

3

4

 

 

В том числе:

-

 

 

 

 

Лекции

50 / 1,39

18

32

 

 

Практические занятия (ПЗ)

84 / 2,33

36

48

 

 

Семинары (С)

-

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

-

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

118 / 3,28

54

64

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Подготовка реферата

16 / 0,44

8

8

 

 

Подготовка к деловой игре

16 / 0,44

8

8

 

 

Написание рецензии

16 / 0,44

8

8

 

 

Написание эссе

14 / 0,39

6

8

 

 

Написание аннотации

16 / 0,44

8

8

 

 

Подготовка презентации

20 / 0,56

8

12

 

 

Разработка проекта

20 / 0,56

8

12

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

36 / 1

 

36

 

 

Общая трудоемкость                                              часы

зачетные единицы

288

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

 

п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1.                   

Социологическое исследование: теоретико-методологические основы.

 

4

8

 

 

10

22

2.                   

Программа социологического исследования

6

8

 

 

10

24

3.                   

Выборка в социологическом исследовании

 

 

4

8

 

 

10

22

4.                   

Измерение в социологическом исследовании

 

 

4

8

 

 

10

22

5.                   

Методы опроса

4

8

 

 

10

22

6.                   

Методология и технология интервью

4

6

 

 

10

20

7.                   

Методы политических исследований

4

6

 

 

10

20

8.                   

Анализ документов

4

8

 

 

10

22

9.                   

Методы наблюдения

 

 

4

6

 

 

10

20

10.               

Применение тестов в прикладной социологии

 

4

6

 

 

10

20

11.               

Научный эксперимент.

4

6

 

 

10

20

12.               

Исследовательские центры

 

4

6

 

 

8

20

 

ВСЕГО

50

84

 

 

118

 



[1] указать соответствующую трудовую функцию профессионального стандарта (при наличии)

[2] указать трудовые действия в соответствии с профессиональным стандартом (при наличии)

[3] указывается тип компетенции в соответствии с ФГОС ВО (например: общепрофессиональные компетенции)

[4] указать в соответствии с ФГОС ВО

[5] в соответствии с учебным планом