Настройка зачисления на курс
Аннотация дисциплины СМ
1. Цели и задачи освоения дисциплины: сформировать у студентов представление об основных методологических, методических подходах изучения молодежи как социального феномена, объекте и предмете социологии молодежи; рассмотреть исследовательские стратегии в западной и отечественной социологии молодежи, познакомить с социальными проблемами молодежи в изменяющемся обществе ; сформировать навыки исследования проблем молодежи, использовать результаты прикладных исследований в решении практических задач; познакомить с документами и раскрыть направления молодежной политики.
2. Место дисциплины в структуре программы бакалавриата: дисциплина относится к вариативной части базового цикла дисциплин Б.1. и изучается в 6 семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ПК-1- владеет способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования;
ПК-4- владеет способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;
ПК-5- владеет умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;
ПК-6- владеет способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- категориально-понятийный аппарат курса;
- этапы становления и основные проблемы социологии молодежи;
- современное состояние социологии молодежи как науки;
Уметь:
- ориентироваться в основных концепциях отечественной и зарубежной науки относительно социологии молодежи;
-уметь применять на практике полученные знания;
- квалифицированно анализировать эмпирический материал в контексте сформулированных в программе исследования гипотез;
- разрабатывать адекватный социологический инструментарий для нужд эмпирического исследования различных видов социальной деятельности.
Владеть:
- навыками самостоятельной работы с научной литературой, ведения научной дискуссии, теоретического обоснования своей позиции
- знаниями анализа и специфики выявления особенностей различных социально-демографических групп молодежи, систематизации различных социокультурных явлений в молодежной среде с позиции наиболее адекватных социологических подходов.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы[1]
Вид учебной работы |
Всего часов/ зачетных единиц |
Семестры |
|||
Аудиторные занятия (всего) |
72 / 2 |
3 |
|
|
|
В том числе: |
- |
|
|
|
|
Лекции |
36 / 1 |
36 |
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
36 / 1 |
36 |
|
|
|
Семинары (С) |
- |
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
- |
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
30 / 0,83 |
30 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Подготовка реферата |
6 / 0,16 |
6 |
|
|
|
Подготовка к деловой игре |
6 / 0,16 |
6 |
|
|
|
Написание рецензии |
|
|
|
|
|
Написание эссе |
6 / 0,16 |
6 |
|
|
|
Написание аннотации |
|
|
|
|
|
Подготовка презентации |
12 / 0,33 |
12 |
|
|
|
Разработка проекта |
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет) |
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
102 |
|
|
|
|
2,83 |
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) |
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные занятия |
Семинары |
СРС |
Всего |
1. |
Социология молодежи как отрасль социологического знания |
4 |
4 |
|
|
4 |
12 |
2. |
Предмет и основные направления исследований |
6 |
6 |
|
|
4 |
16 |
3. |
Развитие отечественной социологии молодежи |
4 |
4 |
|
|
4 |
12 |
4. |
Демографические характеристики молодежи |
4 |
4 |
|
|
4 |
12 |
5. |
Молодежь и семейные отношения |
4 |
4 |
|
|
4 |
12 |
6. |
Молодежь в сфере высшего образования |
6 |
6 |
|
|
4 |
16 |
7. |
Профессиональная и трудовая занятость молодежи |
4 |
4 |
|
|
4 |
12 |
8. |
Досуг подростков и молодежи |
4 |
4 |
|
|
2 |
10 |
|
ВСЕГО |
36 |
36 |
|
|
30 |
102 |
5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) |
Содержание раздела |
1. |
Социология молодежи как отрасль социологического знания |
Социология молодежи как отрасль социологического знания. Объект и предмет социологии молодежи. Место социологии молодежи в системе социально-гуманитарного знания. Социологическая научная традиция изучения молодежи. История развития социологии молодежи: отечественный и зарубежный опыт. Основные научные направления в исследовании молодежных проблем в ХХ веке. Концептуализация понятия молодежь. Влияние идей М.Вебера, Л.Выготского, А. Леонтьева, В. Лисовского, Т.Парсонса, С.Рубинштейна, П.Сорокина, Д.Узнадзе, З.Фрейда, Э.Эриксона на развитие социологии молодежи. Социология молодежи сегодня: проблемы и перспективы. Понятие молодежи. Разнообразие социологических подходов к определению понятия молодежи (стратификационный, институционально-функциональный, аксеологический, ресурсный, тезаурусный). Биологические и культурные предпосылки формирования молодежи как социально-демографической группы и социокультурного феномена. Возрастные границы и возрастная стратификация молодежи. Понятие биологического, психологического, социального возраста. Разграничение этапов жизненного цикла. Юность как особый период жизненного цикла. Молодежь как субъект общественных отношений. Инновационный потенциал молодежи. Поколенческий аспект в исследовании молодежи.
|
2. |
Предмет и основные направления исследований |
Психоаналитическое направление в исследованиях молодежи (З. Фрейд, Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон. Взгляды отечественных социологов Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский, Д.Фельдштейн). Структурно-функциональное направление (В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С.Фролов, В. Шубкин и др. Культурологическое направление феномен поколенческого единства (К.Маннгейм). Типы поколений. Три типа культур и три типа механизма преемственности (М.Мид). |
3. |
Развитие отечественной социологии молодежи |
Проблемный подход в социологии молодежи в 60-80-е гг. XX века. Отечественные школы исследования молодежи. Комсомольские исследования молодежи. Исследования В.Н. Шубкина. Исследования Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича. Школа лонгитюдных исследований. Ленинградская школа (И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова и др.). Исследования молодежной субкультуры. Социология молодежи сегодня: проблемы и перспективы. |
4. |
Демографические характеристики молодежи |
Численность молодежи в Российской Федерации. Численность и доля трудоспособных представителей молодежи. Смертность молодежи. Смертность от болезней вследствие социального неблагополучия и внешних причин. Проблемы подросткового возраста. Распространения вредных привычек у подростков. Репродуктивное и социальное здоровье молодежи. |
5. |
Молодежь и семейные отношения |
Новая модель семейно-брачных отношений и демографического поведения молодежи. Проблемы молодой семьи. Основные тенденции брачно-семейных отношений молодежи. Степень привлекательности различных форм брачных отношений. Количества детей в молодых семьях. Жизненные трудности молодой семьи. Противоречия демографического и семейно-брачного поведения молодежи. Особенности современной молодежной семейной политики.
|
6. |
Молодежь в сфере высшего образования |
Образовательный статус молодежи - значимый критерий ее социального развития. Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений России. Образование в структуре потребностей молодежи. Показатель качества социализации молодежи. Доступ к образованию городской и сельской молодежи. Требования студентов к вузам и преподавателям. Будущие специалисты и современная рыночная ситуация.
|
7. |
Профессиональная и трудовая занятость молодежи |
Изменение положения молодежи в материальном производстве. Оценка молодежью престижа работы в государственном секторе. Социально-экономические условия и ожидания молодых людей. Распределение молодежи по характеру труда в материальном производстве. Процесс интеграции молодежи в сферу индивидуальной предпринимательской деятельности. Уровень материального положения молодежи.
|
8. |
Досуг подростков и молодежи |
Включенность молодежи в систему организованных форм досуга. Молодежная культура. Структура студенческого досуга. Основные проблемные зоны в проведении молодежного досуга. Основные тенденции в динамике ценностных установок и ориентаций молодежи. Противоречие в жизненных установках молодежи. Неформальные межличностные отношения в молодежной среде. Межпоколенческие взаимоотношения. Отсутствие интереса молодежи к политической жизни.
|
- Преподаватель: Ананишнев Владимир Максимович