Настройка зачисления на курс

                                                                                       Аннотация дисциплины СМ


1.                  Цели и задачи освоения дисциплины: сформировать у студентов представление об основных методологических, методических подходах изучения молодежи как социального феномена, объекте и предмете социологии молодежи; рассмотреть исследовательские стратегии в западной и отечественной социологии молодежи, познакомить с социальными проблемами молодежи в изменяющемся обществе ; сформировать навыки исследования проблем молодежи, использовать результаты прикладных исследований в решении практических задач; познакомить с  документами и раскрыть направления молодежной политики.

 

2.                  Место дисциплины в структуре программы бакалавриата: дисциплина относится к вариативной части базового цикла дисциплин Б.1. и изучается в 6 семестре.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-1- владеет способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования;

ПК-4- владеет способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;

ПК-5- владеет умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;

ПК-6- владеет способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: 

- категориально-понятийный аппарат курса;

- этапы становления и основные проблемы социологии молодежи;

- современное состояние социологии молодежи как науки;

Уметь:

- ориентироваться в основных концепциях отечественной и зарубежной науки относительно социологии молодежи;

-уметь применять на практике полученные знания;

- квалифицированно анализировать эмпирический материал в контексте сформулированных в программе исследования гипотез;

- разрабатывать адекватный социологический инструментарий для нужд эмпирического исследования различных видов социальной деятельности.

Владеть:

- навыками самостоятельной работы с научной литературой, ведения научной дискуссии,  теоретического обоснования своей позиции

- знаниями анализа и специфики выявления особенностей различных социально-демографических групп молодежи, систематизации различных социокультурных явлений в молодежной среде с позиции наиболее адекватных социологических подходов.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы[1]

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

72 / 2

3

 

 

 

В том числе:

-

 

 

 

 

Лекции

36 / 1

36

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

36 / 1

36

 

 

 

Семинары (С)

-

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

-

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

30 / 0,83

30

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Подготовка реферата

6 / 0,16

6

 

 

 

Подготовка к деловой игре

6 / 0,16

6

 

 

 

Написание рецензии

 

 

 

 

 

Написание эссе

6 / 0,16

6

 

 

 

Написание аннотации

 

 

 

 

 

Подготовка презентации

12 / 0,33

12

 

 

 

Разработка проекта

 

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет)

 

 

 

 

 

Общая трудоемкость                                              часы

зачетные единицы

102

 

 

 

 

2,83

 

 

 

 

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

           

п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1.                   

Социология молодежи как отрасль социологического знания

4

4

 

 

4

12

2.                   

Предмет и основные направления исследований

6

6

 

 

4

16

3.                   

Развитие отечественной социологии молодежи

4

4

 

 

4

12

4.                   

Демографические характеристики молодежи

4

4

 

 

4

12

5.                   

Молодежь и семейные отношения

4

4

 

 

4

12

6.                   

Молодежь в сфере высшего образования

6

6

 

 

4

16

7.                   

Профессиональная и трудовая занятость молодежи

4

4

 

 

4

12

8.                   

Досуг подростков и молодежи

4

4

 

 

2

10

 

ВСЕГО

36

36

 

 

30

      102

 

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1.

Социология молодежи как отрасль социологического знания

Социология молодежи как отрасль социологического знания. Объект и предмет социологии молодежи. Место социологии молодежи в системе социально-гуманитарного знания. Социологическая научная традиция изучения молодежи. История развития социологии молодежи: отечественный и зарубежный опыт. Основные научные направления в исследовании молодежных проблем в ХХ веке. Концептуализация понятия молодежь. Влияние идей М.Вебера, Л.Выготского, А. Леонтьева, В. Лисовского, Т.Парсонса, С.Рубинштейна, П.Сорокина, Д.Узнадзе, З.Фрейда, Э.Эриксона на развитие социологии молодежи. Социология молодежи сегодня: проблемы и перспективы.

Понятие молодежи. Разнообразие социологических подходов к определению понятия молодежи (стратификационный, институционально-функциональный, аксеологический, ресурсный, тезаурусный).

Биологические и культурные предпосылки формирования молодежи как  социально-демографической группы и социокультурного феномена.

Возрастные границы и возрастная стратификация молодежи. Понятие биологического, психологического, социального возраста. Разграничение этапов жизненного цикла. Юность  как особый период жизненного цикла. Молодежь как субъект общественных  отношений. Инновационный потенциал молодежи. Поколенческий аспект в исследовании молодежи.

 

2.

Предмет и основные направления исследований

Психоаналитическое направление  в исследованиях молодежи (З. Фрейд, Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон. Взгляды отечественных социологов Л. Архангельский, С. Иконникова,           И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский,                         Д.Фельдштейн). Структурно-функциональное направление (В. Боровик, В. Васильев, А. Капто,      А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина,                     В. Староверов, С.Фролов, В. Шубкин и др. Культурологическое направление феномен поколенческого единства (К.Маннгейм). Типы поколений. Три типа культур и три типа механизма преемственности (М.Мид).

3.

Развитие отечественной социологии молодежи

Проблемный подход в социологии молодежи в   60-80-е гг. XX века. Отечественные школы исследования молодежи. Комсомольские исследования молодежи. Исследования В.Н. Шубкина. Исследования Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича. Школа лонгитюдных исследований. Ленинградская школа (И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова и др.). Исследования молодежной субкультуры. Социология молодежи сегодня: проблемы и перспективы.

4.

Демографические характеристики молодежи

Численность молодежи в Российской Федерации. Численность и доля трудоспособных представителей молодежи. Смертность молодежи. Смертность от болезней вследствие социального неблагополучия и внешних причин. Проблемы подросткового возраста. Распространения вредных привычек у  подростков. Репродуктивное и социальное здоровье молодежи.

5.

Молодежь и семейные отношения

Новая модель семейно-брачных отношений и демографического поведения молодежи. Проблемы молодой семьи. Основные тенденции брачно-семейных отношений молодежи. Степень привлекательности различных форм брачных отношений. Количества детей в молодых семьях. Жизненные трудности молодой семьи. Противоречия демографического и семейно-брачного поведения молодежи. Особенности современной  молодежной семейной политики.

 

6.

Молодежь в сфере высшего образования

Образовательный статус молодежи -  значимый

критерий ее социального развития. Численность студентов высших и средних специальных

учебных заведений России. Образование в структуре

потребностей молодежи. Показатель качества социализации молодежи. Доступ к образованию городской и сельской молодежи. Требования студентов к вузам и преподавателям. Будущие специалисты и современная рыночная ситуация.

 

7.

Профессиональная и трудовая занятость молодежи

Изменение положения молодежи в материальном производстве. Оценка молодежью престижа работы в государственном секторе. Социально-экономические условия и ожидания молодых людей. Распределение молодежи по характеру труда в материальном производстве. Процесс интеграции молодежи в сферу

индивидуальной предпринимательской деятельности. Уровень материального положения молодежи.

 

8.

Досуг подростков и молодежи

 Включенность молодежи в систему организованных форм досуга. Молодежная  культура. Структура студенческого досуга. Основные проблемные зоны в проведении молодежного досуга. Основные тенденции в динамике ценностных установок и ориентаций молодежи. Противоречие в жизненных установках молодежи. Неформальные межличностные отношения в молодежной среде. Межпоколенческие взаимоотношения. Отсутствие интереса молодежи к политической жизни.

 



[1] в соответствии с учебным планом


ananishnevvm@mgpu.ru