Настройка зачисления на курс
Аннотация дисциплины СО
Цель
и задачи освоения дисциплины:
раскрыть роль образования как социального института, формирование
систематизированных знаний о закономерностях и содержании образовательного
процесса, требованиях к его организации в различных учреждениях системы
образования, представление о сущности управленческой деятельности в сфере
образования.
2. Место дисциплины в структуре программы Дисциплина относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б.3) и изучается в 5 семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
функцию[1] : С/01.7 Анализ и интерпретация данных исследования.
Трудовые действия[2]:
Анализ данных фундаментального или прикладного (включая маркетинговое) социологического исследования с применением общенаучных и специальных социологических методов
общекультурные компетенции (ОК)[3]:
- ОК-1: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-2: способностью к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации.
профессиональные компетенции:
- способность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук в аналитической работе, консультировании и экспертизе в рамках производственно-прикладной деятельности (ПК-10)
_____________[4]
Знать:
- основные категории, понятия, законы, направления развития философии;
- методы обобщения и анализа информации;
- понятийно-категориальный аппарат социологического анализа.
Уметь:
- анализировать и оценивать информацию по основам философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
- ставить цели и определять пути ее достижения;
- применять методологические приемы теоретико-социологического анализа.
Владеть навыками (опытом деятельности):
- средствами формирования мировоззренческой позиции на основе гуманистических ценностей и философских знаний;
- навыками постановки цели, обобщения и анализа информации;
- навыками социологического анализа социальной реальности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы[5]
Вид учебной работы |
Всего часов/зачетных единиц |
Семестры |
|||
5 |
|
|
|
||
Контактная работа (всего) |
54 |
|
|
|
|
В том числе: |
- |
|
|
|
|
Лекции |
18 |
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
36 |
|
|
|
|
Семинарские занятия (С) |
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
Из них: |
|
|
|
|
|
Интерактивные и активные формы занятий (всего) |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
54 |
|
|
|
|
В том числе[6]: |
|
|
|
|
|
Подготовка к коллоквиуму |
12 |
|
|
|
|
Подготовка реферата |
24 |
|
|
|
|
Подготовка к деловой игре |
18 |
|
|
|
|
Решение задач и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные занятия |
Семинары |
СРС |
Всего |
1. |
Социология образования как отрасль социологического знания |
2 |
4 |
|
|
6 |
12 |
2. |
Структурный анализ сферы образования и его системная организация |
4 |
4 |
|
|
6 |
14 |
3. |
2 |
8 |
|
|
6 |
16 |
|
4. |
Сущность, цели и задачи Болонского процесса. Модернизация российского образования как социологическая проблема. |
2 |
4 |
|
|
6 |
12 |
5. |
Формы регуляции и управление в сфере образования. Диагностика в образовании. |
2 |
4 |
|
|
8 |
14 |
6. |
Инновации и нормативное моделирование в образовании |
2 |
4 |
|
|
6 |
12 |
7. |
Роль образования в информационном обществе. Качество высшего образования в России и процессы глобализации как социологическая проблема. |
2 |
4 |
|
|
6 |
12 |
8. |
Основные направления в современной социологии образования. |
2 |
4 |
|
|
10 |
16 |
|
|
18 |
36 |
|
|
54 |
108 |
5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1. |
Социология образования как отрасль социологического знания
|
Методология анализа социологии образования как отрасли социологического знания. Объект и предмет социологии образования Социология и образовательное знание. Социология в образовательном учреждении. Проблемная ситуация в современном образовании. Место социологии образования в структуре социологической науки и в системе наук, изучающих образование. Институционализация и инфраструктура научных исследований и обучения в социологии образования: печатные издания, периодика, социологические центры и службы, учебные курсы, учебно-научная специализация, учебные пособия. |
2. |
Структурный анализ сферы образования и его системная организация |
Структурный анализ системы образования. Сфера и система образования. Структуры учебного процесса: учебная дисциплина, метод, технология. Инфраструктура и учебные технологии в системе образования. Принципы построения современной системы образования. Преемственный характер форм и институтов обучения. Вертикальное и горизонтальное строение образования. Концепция непрерывного образования. От образования к самообразованию: навстречу новой парадигме. Основные ступени образования: дошкольное, начальная и общеобразовательная школа, профессиональная школа (средняя, высшая). Типология современных школ. Роль общеобразовательной школы. Университетское образование в постиндустриальном обществе. Постобразование. Формы внешкольного образования. Дистанционные формы образования. Национальные системы образования. Особенности национальной системы образования в России и других странах. |
3. |
Функции образования в обществе
|
Соотношение социальных заказов, задач и функций образования. Подходы к определению функций образования. Функции образования в обществе. Системный характер функций образования. Функции образования в экономической сфере. Социальные функции образования. Функции образования в сфере культуры. Функции образования в социально-политической сфере. Особенности реализации функции образования. Методическое приложение.
|
4. |
Сущность, цели и задачи Болонского процесса. Модернизация российского образования как социологическая проблема.
|
Многообразие высшего образования. Гармонизация и политические реалии высшего образования в Европе. Гармонизация и разнообразие высшего образования. Гарантии качества и аккредитация учебных заведений. Социальный заказ в образовании. Формы и пределы влияния институтов общества на систему образования. Кризис образования как социального института и пути выхода из него. |
5. |
Формы регуляции и управление в сфере образования. Диагностика в образовании. |
Формы нормативной регуляции в сфере образования. Привлечение общественности к управлению в сфере образования. Особенности управления системой образования. Самоуправление в образовательных учреждениях. Государственная политика в образовании. Парадигмы образования: социологический подход. Содержание образования как детерминанта образовательных парадигм. Автономность учебных заведений. Проблема платности образования; достоинства и недостатки платного образования. Государственные и частные учебные заведения. Маркетинг в сфере образования. Секторы и сегменты рынка образовательных услуг в России и за рубежом. Лицензирование и защита авторских прав в сфере образование. Характер диагностики в сфере образования. Особенности применения социологических методов в социологии образования. Количественные стратегии эмпирического исследования образования. Качественные стратегии эмпирического исследования образования. Специфика использования опроса, наблюдения, эксперимента, социосемантических, информационных и других социологических методов в социологии образования. Социологический подход к изучению качества образования. Опыт конкретно-социологического изучения качества образования. |
6. |
Инновации и нормативное моделирование в образовании |
Основные направления развития опережающего образования. Информатизация образования. Открытое образование. Дистанционное обучение. Международное сотрудничество в области повышения качества российского образования в свете социологии. Новые тенденции в мировой системе образования. Нормативное моделирование и прогнозирование в образовании.. Образовательные стандарты. Основные направления инноваций в образовании. Информатизация в современном образовании. Инновации в методах и технологиях обучения. Принципы проектирования учебных технологий. Развитие игротехнических методов обучения. Методы интенсивного обучения. Компьютеризация в образовании. |
7. |
Роль образования в информационном обществе. Качество высшего образования в России и процессы глобализации как социологическая проблема. |
Цивилизация и образование. Факторы динамики системы образования. Научно-технический прогресс и информационное общество. Социальная мобильность и универсализм. Современная образовательная политика. Роль образование в динамике механизмов социального взаимодействия, в личной и публичной жизни. Дифференциация, синтез дисциплинарных культур и СМИ. Глобализация: безопасность и развитие. |
8. |
Основные направления в современной социологии образования. |
Обзор тематики исследования. Институционализация изучения образования. Структурный, функциональный и стратификационный анализ образования (Э. Дюркгейм, П.Сорокин, Т. Колмен, С. Оулес, Г.Гиндис, А. Иллиг, Р. Коллинз). Образование как средство стирания социальных антагонизмов (К. Манхейм). Микроанализ образования (М.Раттер, Б. Бернштейн, М. Хаммерст). Постмодернистский взгляд на образование (С. Ароновиц, Г. Жирокс, С. Пруди.). Образовательные проблемы первичной и вторичной социализации (П.Бергера и Т.Лукмана). Исследование образа жизни и динамики различных групп учащихся, их ценностных ориентаций, ориентаций на образование, на профессию (Л.Н. Коган, Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич, В.Н. Шубкин, В.Т. Лисовский, М.Х. Титма, Д.Л. Костантиновский, А.А. Овсянников, В.С. Собкин и др.). Исследование образования как социокультурного института (В.Н. Турченко, А.С. Кусжанова, Н.С. Ладыжец, В.Я. Нечаев и др.). |
[1]указать соответствующую трудовую функцию профессионального стандарта (при наличии)
[2] указать трудовые действия в соответствии с профессиональным стандартом (при наличии)
[3]указывается тип компетенции в соответствии с ФГОС ВО (например: общепрофессиональные компетенции)
[4] указать в соответствии с ФГОС ВО
[5] в соответствии с учебным планом
[6]указываются виды самостоятельной работы: подготовка к коллоквиуму, подготовка реферата, подготовка к деловой игре, решение задач и т.п.