Настройка зачисления на курс
1. Цель: познакомить с основными методами и техниками консультирования детей спортивным психологом в образовательной организации;
2. Задачи: дать студентам теоретическую информацию по дисциплине. В рамках практических занятий дать возможность студентам, под контролем преподавателя, отработать полученные теоретические знания на практике.
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы: Вариативная часть образовательной программы.
Изучается в: 2 семестре.
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
Планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции выпускников, в формировании которых участвует дисциплина:
− способностью использовать
научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической
деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки
данных и их интерпретации (ОПК-2)
− умением организовывать
междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную
деятельность (ОПК-4)
− способностью проектировать и
осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной
деятельности (ОПК-5)
− владением современными технологиями
проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной
деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной
деятельности (ОПК-6)
− способностью анализировать и
прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия
по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)
− готовностью применять
активные методы обучения в психолого-педагогическом образовании (ОПК-9)
− способностью проводить
диагностику психического развития обучающихся (ПК-1)
− способностью проектировать
профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПК-2)
− готовностью использовать
современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной
деятельности (ПК-23)
− способностью проектировать стратегию
индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися на
основе результатов диагностики психического развития обучающихся (ПК-3)
− способность к
конструктивному взаимодействию с участниками образовательных отношений, для
решения проблем воспитания, обучения и развития обучающихся (ПК-31)
− способностью конструктивно
взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся (ПК-4)
− готовностью использовать
инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа
(ПК-5)
− способностью разрабатывать
рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения обучающегося (ПК-6)
− способностью проводить
диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении,
поведении и развитии обучающихся (ПК-7)
− способностью консультировать
педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной
деятельности (ПК-9)
Перечень планируемых результатов освоения дисциплины соотнесен со следующими требованиями профессиональных стандартов (в части соответствия формируемых компетенций обучающихся трудовым функциям, реализуемым при осуществлении профессиональной деятельности):
Планируемые результаты обучения по дисциплине, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, представлены в виде следующего комплекса дескрипторов:
Знает:
− научно-обоснованные методы и технологии в
психолого-педагогической деятельности, современные технологии организации
сбора, обработки данных и их интерпретации
− принципы организации
междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную
деятельность
− перечень основного
диагностического инструментария
− современные технологии
проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной
деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной
деятельности
− особенности анализа и
прогнозирования рисков образовательной среды
− основной перечень активных
методов обучения в психолого-педагогическом образовании
− перечень основного
диагностического инструментария, направленного на выявление текущего уровня
психического развития обучающегося
− способы проектирования
профилактических и коррекционно-развивающих программ
− современные инновационные
методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
− способы проектирования
стратегии индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с
обучающимися на основе результатов диагностики психического развития
обучающихся
− способы конструктивного
взаимодействия с участниками образовательных отношений, для решения проблем
воспитания, обучения и развития обучающихся
− способы конструктивного
взаимодействия со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся
− способы использования
инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа
− способы разрабатывать
рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения обучающегося
− способы проведения диагностики
образовательной среды, определения причины нарушений в обучении, поведении и
развитии обучающихся
− способы консультирования
педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной
деятельности
Умеет:
− использовать научно-обоснованные
методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть
современными технологиями организации сбора, обработки данных и их
интерпретации
− организовывать
междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную
деятельность
− проектировать и осуществлять
диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности
− использовать современные
технологии проектирования и организации научного исследования в своей
профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной
деятельности
− планировать комплексные
мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
− применять активные методы
обучения в психолого-педагогическом образовании
− реализовывать
диагностический блок работы психолога, направленный на выявление уровня
психического развития обучающихся
− проектировать
профилактические и коррекционно-развивающие программы
− использовать современные
инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
− проектировать стратегию
индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися на
основе результатов диагностики психического развития обучающихся
− находить подходы к
конструктивному взаимодействию с участниками образовательных отношений, для
решения проблем воспитания, обучения и развития обучающихся
− конструктивно
взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся
− использовать инновационные
обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа
− разрабатывать рекомендации
участникам образовательных отношений по вопросам развития и обучения
обучающегося
− проводить диагностику
образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и
развитии обучающихся
− консультировать
педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной
деятельности
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
− навыками использования современных
технологий в организации сбора, обработки данных и их интерпретации
− навыками организации
междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной
культуры в организации, осуществляющей образовательную деятельность
− навыками проектирования и
реализации диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности
− навыками реализации
комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности
− навыками анализа и
прогнозирования рисков образовательной среды, планирования комплексных
мероприятий по их предупреждению и преодолению
− навыками реализации активных
методов обучения в психолого-педагогическом образовании
− навыками адекватного подбора
диагностического инструментария с целью выявления текущего уровня психического
развития обучающихся
− навыками проектирования
профилактических и коррекционно-развивающих программ
− навыками применения
современных инновационных методов и технологий в проектировании образовательной
деятельности
− навыками проектирования
стратегий индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с
обучающимися на основе результатов диагностики психического развития
обучающихся
− навыками к конструктивному
взаимодействию с участниками образовательных отношений, для решения проблем
воспитания, обучения и развития обучающихся
− навыками конструктивного
взаимодействия со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся
− навыками использования
инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа
− навыками разработки
рекомендаций участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения обучающегося
− навыками проведения диагностики
образовательной среды, определения причины нарушений в обучении, поведении и
развитии обучающихся
− навыками консультирования
педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной
деятельности
5. Объем дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы |
Часов |
Семестры |
2 |
||
Контактная работа (всего) |
12 |
12 |
Лекционные занятия |
4 |
4 |
Практические занятия |
8 |
8 |
Самостоятельная работа |
60 |
60 |
Всего, часов/зачетных единиц |
72 / 2 |
72 / 2 |
6. Содержание дисциплины
6.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
Всего, час |
1 |
Цели консультирования детей в образовательной организации |
Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения. Характеристика психодинамического консультирования. Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования. Основные положения трансационного анализа. Принципы личностно-центрированного направления консультировании, основные понятия и техники гештальт-консультирования. Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии. |
36 |
2 |
Организация консультирования детей спортивным психологом |
Логотерапия при кризисном консультировании. Техники и принципы экзистенциального консультирования. Принципы диалогического консультирования (Т.А. Флоренская). Виды отчетной документации педагога-психолога и психолога-консультанта учреждения физической культуры и спорта. Формулирование цели и задач психологической работы. Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе. |
36 |
- Преподаватель: Клепцова Елена Юрьевна