1. Цель: Изучение теоретических основ психологии труда, инженерной психологии и эргономики как универсальных проектировочных дисциплин, ориентированных на создание техники, программных средств, объектов труда и быта с учетом наиболее благоприятных условий труда оператора и его психофизиологических и психологических аспектов.;
2. Задачи: Познакомить студентов с теоретическими, методологическими основами и проблематикой наук; ознакомить с историей развития и современным состоянием инженерно-психологических и эргономических исследований, а также исследований в области психологии труда; ознакомить с распределением функций и организацией взаимодействия системы «человек-машина» (СЧМ), «человек-машина-среда» (СЧМС); рассмотреть способы преодоления психических состояний человека в процессе работы (утомление, напряженность и т. д.), методы исследования праксических состояний человека; показать значение науки в обеспечении безопасности труда в системе «человек-машина», «человек-машина-среда»; изложить санитарно-гигиенические, антропометрические, биомеханические, психофизиологические и эстетические требования к системе «человек-машина», «человек-машина-среда»..
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы: Базовая часть образовательной программы.
Изучается на: 4 курсе.
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
Планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции выпускников, в формировании которых участвует дисциплина:
− способностью к самоорганизации
и самообразованию (ОК-7)
− способностью решать
стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и
библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий
и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1)
− способностью к реализации
стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и
личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
(ПК-1)
− способностью к
просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня
психологической культуры общества (ПК-12)
Перечень планируемых результатов освоения дисциплины соотнесен со следующими требованиями профессиональных стандартов (в части соответствия формируемых компетенций обучающихся трудовым функциям, реализуемым при осуществлении профессиональной деятельности):
Планируемые результаты обучения по дисциплине, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, представлены в виде следующего комплекса дескрипторов:
Знает:
− основные принципы тайм-менеджмента и способы их
практического применения с целью дальнейшего включения в свой индивидуальный
график таких процессов как самоорганизация и самообразование
− основных алгоритмов решения
стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и
библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных
технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
− стандартных программ,
направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и
развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
− основных принципов
просветительской деятельности, направленной на повышения уровня
психологического культуры общества среди населения
Умеет:
− адекватно распределять
личное время для самоорганизации и самообразования
− решать стандартные задачи
профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической
культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом
основных требований информационной безопасности
− адекватно применять на
практике стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в
социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных
видах деятельности
− реализовывать
просветительскую деятельность направленную на повышения уровня психологической
культуры общества
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
− самоорганизации и самообразования
− решения стандартных задач
профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической
культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом
основных требований информационной безопасности
− реализации стандартных
программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном
статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
− просветительской
деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры
общества
- Преподаватель: Клепцова Елена Юрьевна
1. Цель: познакомить с основными методами и техниками консультирования детей спортивным психологом в образовательной организации;
2. Задачи: дать студентам теоретическую информацию по дисциплине. В рамках практических занятий дать возможность студентам, под контролем преподавателя, отработать полученные теоретические знания на практике.
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы: Вариативная часть образовательной программы.
Изучается в: 2 семестре.
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
Планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции выпускников, в формировании которых участвует дисциплина:
− способностью использовать
научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической
деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки
данных и их интерпретации (ОПК-2)
− умением организовывать
междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную
деятельность (ОПК-4)
− способностью проектировать и
осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной
деятельности (ОПК-5)
− владением современными технологиями
проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной
деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной
деятельности (ОПК-6)
− способностью анализировать и
прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия
по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)
− готовностью применять
активные методы обучения в психолого-педагогическом образовании (ОПК-9)
− способностью проводить
диагностику психического развития обучающихся (ПК-1)
− способностью проектировать
профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПК-2)
− готовностью использовать
современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной
деятельности (ПК-23)
− способностью проектировать стратегию
индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися на
основе результатов диагностики психического развития обучающихся (ПК-3)
− способность к
конструктивному взаимодействию с участниками образовательных отношений, для
решения проблем воспитания, обучения и развития обучающихся (ПК-31)
− способностью конструктивно
взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся (ПК-4)
− готовностью использовать
инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа
(ПК-5)
− способностью разрабатывать
рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения обучающегося (ПК-6)
− способностью проводить
диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении,
поведении и развитии обучающихся (ПК-7)
− способностью консультировать
педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной
деятельности (ПК-9)
Перечень планируемых результатов освоения дисциплины соотнесен со следующими требованиями профессиональных стандартов (в части соответствия формируемых компетенций обучающихся трудовым функциям, реализуемым при осуществлении профессиональной деятельности):
Планируемые результаты обучения по дисциплине, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, представлены в виде следующего комплекса дескрипторов:
Знает:
− научно-обоснованные методы и технологии в
психолого-педагогической деятельности, современные технологии организации
сбора, обработки данных и их интерпретации
− принципы организации
междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную
деятельность
− перечень основного
диагностического инструментария
− современные технологии
проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной
деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной
деятельности
− особенности анализа и
прогнозирования рисков образовательной среды
− основной перечень активных
методов обучения в психолого-педагогическом образовании
− перечень основного
диагностического инструментария, направленного на выявление текущего уровня
психического развития обучающегося
− способы проектирования
профилактических и коррекционно-развивающих программ
− современные инновационные
методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
− способы проектирования
стратегии индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с
обучающимися на основе результатов диагностики психического развития
обучающихся
− способы конструктивного
взаимодействия с участниками образовательных отношений, для решения проблем
воспитания, обучения и развития обучающихся
− способы конструктивного
взаимодействия со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся
− способы использования
инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа
− способы разрабатывать
рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения обучающегося
− способы проведения диагностики
образовательной среды, определения причины нарушений в обучении, поведении и
развитии обучающихся
− способы консультирования
педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной
деятельности
Умеет:
− использовать научно-обоснованные
методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть
современными технологиями организации сбора, обработки данных и их
интерпретации
− организовывать
междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную
деятельность
− проектировать и осуществлять
диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности
− использовать современные
технологии проектирования и организации научного исследования в своей
профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной
деятельности
− планировать комплексные
мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
− применять активные методы
обучения в психолого-педагогическом образовании
− реализовывать
диагностический блок работы психолога, направленный на выявление уровня
психического развития обучающихся
− проектировать
профилактические и коррекционно-развивающие программы
− использовать современные
инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
− проектировать стратегию
индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися на
основе результатов диагностики психического развития обучающихся
− находить подходы к
конструктивному взаимодействию с участниками образовательных отношений, для
решения проблем воспитания, обучения и развития обучающихся
− конструктивно
взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся
− использовать инновационные
обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа
− разрабатывать рекомендации
участникам образовательных отношений по вопросам развития и обучения
обучающегося
− проводить диагностику
образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и
развитии обучающихся
− консультировать
педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной
деятельности
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
− навыками использования современных
технологий в организации сбора, обработки данных и их интерпретации
− навыками организации
междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной
культуры в организации, осуществляющей образовательную деятельность
− навыками проектирования и
реализации диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности
− навыками реализации
комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности
− навыками анализа и
прогнозирования рисков образовательной среды, планирования комплексных
мероприятий по их предупреждению и преодолению
− навыками реализации активных
методов обучения в психолого-педагогическом образовании
− навыками адекватного подбора
диагностического инструментария с целью выявления текущего уровня психического
развития обучающихся
− навыками проектирования
профилактических и коррекционно-развивающих программ
− навыками применения
современных инновационных методов и технологий в проектировании образовательной
деятельности
− навыками проектирования
стратегий индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с
обучающимися на основе результатов диагностики психического развития
обучающихся
− навыками к конструктивному
взаимодействию с участниками образовательных отношений, для решения проблем
воспитания, обучения и развития обучающихся
− навыками конструктивного
взаимодействия со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся
− навыками использования
инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа
− навыками разработки
рекомендаций участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения обучающегося
− навыками проведения диагностики
образовательной среды, определения причины нарушений в обучении, поведении и
развитии обучающихся
− навыками консультирования
педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной
деятельности
5. Объем дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы |
Часов |
Семестры |
2 |
||
Контактная работа (всего) |
12 |
12 |
Лекционные занятия |
4 |
4 |
Практические занятия |
8 |
8 |
Самостоятельная работа |
60 |
60 |
Всего, часов/зачетных единиц |
72 / 2 |
72 / 2 |
6. Содержание дисциплины
6.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
Всего, час |
1 |
Цели консультирования детей в образовательной организации |
Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения. Характеристика психодинамического консультирования. Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования. Основные положения трансационного анализа. Принципы личностно-центрированного направления консультировании, основные понятия и техники гештальт-консультирования. Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии. |
36 |
2 |
Организация консультирования детей спортивным психологом |
Логотерапия при кризисном консультировании. Техники и принципы экзистенциального консультирования. Принципы диалогического консультирования (Т.А. Флоренская). Виды отчетной документации педагога-психолога и психолога-консультанта учреждения физической культуры и спорта. Формулирование цели и задач психологической работы. Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе. |
36 |
- Преподаватель: Клепцова Елена Юрьевна
1. Цель: повышение общей и психолого-педагогической культуры магистрантов в области психологии физической культуры и спорта; формирование целостного представления об особенностях спортивной подготовки мужчин и женщин спортсменов;
2.
Задачи: -
познакомить магистрантов с основами психологических знаний в области гендерной
психологии, ее методологии, категориальным аппаратом, общими законами
психических явлений;
- изучить закономерности развития и функционирования мужского и женского
организмов, в том числе в процессе спортивной подготовки, в условиях
интенсивного физического и психоэмоционального напряжения;
- познакомить магистрантов с особенностями спортивной подготовки мужчин и
женщин в различных видах спорта;
- сформировать у студентов умения и навыки применения полученные теоретические
знания в практике психологического сопровождения спортивной подготовки мужчин и
женщин.
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы: Вариативная часть образовательной программы.
Является дисциплиной модуля
«К.М.02 Основы психологии и психофизиологии в спортивной деятельности»
Изучается в: 2 семестре.
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
Планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции выпускников, в формировании которых участвует дисциплина:
− способностью к абстрактному
мышлению, анализу, синтезу (ОК-1)
− готовностью действовать в нестандартных
ситуациях, нести социальную и профессионально-этическую ответственность за
принятые решения (ОК-2)
− способностью выстраивать
взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных
отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их
ближайшего развития (ОПК-1)
− способностью использовать
научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической
деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки
данных и их интерпретации (ОПК-2)
− умением организовывать
межличностные контакты, общение (ОПК-3)
− умением организовывать
междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную
деятельность (ОПК-4)
− способностью проектировать и
осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной
деятельности (ОПК-5)
− владением современными
технологиями проектирования и организации научного исследования в своей
профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем
профессиональной деятельности (ОПК-6)
− способностью проводить
диагностику психического развития обучающихся (ПК-1)
− способностью проектировать
профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПК-2)
− готовностью использовать
современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной
деятельности (ПК-23)
− способностью проектировать
стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с
обучающимися на основе результатов диагностики психического развития
обучающихся (ПК-3)
− способностью конструктивно
взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся (ПК-4)
− готовностью использовать
инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа
(ПК-5)
− способностью разрабатывать
рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения обучающегося (ПК-6)
− способностью проводить
диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении,
поведении и развитии обучающихся (ПК-7)
− способностью оказывать психологическое
содействие оптимизации образовательной деятельности (ПК-8)
Перечень планируемых результатов освоения дисциплины соотнесен со следующими требованиями профессиональных стандартов (в части соответствия формируемых компетенций обучающихся трудовым функциям, реализуемым при осуществлении профессиональной деятельности):
Планируемые результаты обучения по дисциплине, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, представлены в виде следующего комплекса дескрипторов:
Знает:
− основные закономерности протекания процессов
абстрактного мышления, анализа, синтеза
− алгоритмы действий в
нестандартных ситуациях, меры социальной и профессионально-этической
ответственности за принятые решения
− основные принципы построения
взаимодействия и образовательной деятельности участников образовательных
отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их
ближайшего развития
− научно-обоснованные методы и
технологии в психолого-педагогической деятельности, современные технологии
организации сбора, обработки данных и их интерпретации
− основные закономерности
протекания процесса общения
− принципы организации
междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач
в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы
позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной
культуры в организации, осуществляющей образовательную деятельность
− перечень основного диагностического
инструментария
− современные технологии
проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной
деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной
деятельности
− перечень основного
диагностического инструментария, направленного на выявление текущего уровня
психического развития обучающегося
− способы проектирования
профилактических и коррекционно-развивающих программ
− современные инновационные
методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
− способы проектирования
стратегии индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с
обучающимися на основе результатов диагностики психического развития
обучающихся
− способы конструктивного
взаимодействия со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся
− способы использования
инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа
− способы разрабатывать
рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения обучающегося
− способы проведения
диагностики образовательной среды, определения причины нарушений в обучении,
поведении и развитии обучающихся
− способы оказания
психологического содействие оптимизации образовательной деятельности
Умеет:
− абстрактно мыслить,
анализировать и синтезировать усвоенную информацию в ходе реализации
профессиональной деятельности
− принимать правильные решения
и действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и
профессионально-этическую ответственность за принятые решения
− выстраивать взаимодействие и
образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом
закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития
− использовать
научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической
деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки
данных и их интерпретации
− организовывать межличностные
контакты
− организовывать
междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную
деятельность
− проектировать и осуществлять
диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности
− использовать современные
технологии проектирования и организации научного исследования в своей
профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем
профессиональной деятельности
− реализовывать
диагностический блок работы психолога, направленный на выявление уровня
психического развития обучающихся
− проектировать
профилактические и коррекционно-развивающие программы
− использовать современные
инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
− проектировать стратегию
индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися на
основе результатов диагностики психического развития обучающихся
− конструктивно
взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся
− использовать инновационные
обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа
− разрабатывать рекомендации
участникам образовательных отношений по вопросам развития и обучения
обучающегося
− проводить диагностику
образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и
развитии обучающихся
− оказывать психологическое
содействие оптимизации образовательной деятельности
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
− навыками практического применения
абстрактного мышления, анализа и синтеза информации
− навыками прогнозирования
развития сложившейся нестандартной ситуации и дальнейшего несения социальной и
профессионально-этической ответственности
− навыками анализа текущего
уровня психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития с целью
конструктивного выстраивания взаимодействия и образовательной деятельности
участников образовательных отношений
− навыками использования
современных технологий в организации сбора, обработки данных и их интерпретации
− навыками профессионального
общения, организации межличностного контакта с целью реализации совместной
деятельности, направленной на разрешение имеющейся проблемы
− навыками организации
междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную
деятельность
− навыками проектирования и
реализации диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности
− навыками реализации
комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности
− навыками адекватного подбора
диагностического инструментария с целью выявления текущего уровня психического
развития обучающихся
− навыками проектирования
профилактических и коррекционно-развивающих программ
− навыками применения
современных инновационных методов и технологий в проектировании образовательной
деятельности
− навыками проектирования
стратегий индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с
обучающимися на основе результатов диагностики психического развития
обучающихся
− навыками конструктивного
взаимодействия со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся
− навыками использования
инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа
− навыками разработки
рекомендаций участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения обучающегося
− навыками проведения
диагностики образовательной среды, определения причины нарушений в обучении,
поведении и развитии обучающихся
− навыками оказания
психологического содействия оптимизации образовательной деятельности
5. Объем дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы |
Часов |
Семестры |
2 |
||
Контактная работа (всего) |
24 |
24 |
Лекционные занятия |
4 |
4 |
Практические занятия |
20 |
20 |
Самостоятельная работа |
84 |
84 |
Всего, часов/зачетных единиц |
108 / 3 |
108 / 3 |
6. Содержание дисциплины
6.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
Всего, час |
1 |
История спорта |
Олимпийский спорт. Состояние и перспективы. Социальные и экономические факторы, влияющие на развитие спорта. Состояние и перспективы развития женского спорта в современном мире. |
27 |
2 |
Пол и гендер. Психологические особенности мальчиков и девочек спортсменов |
Понятия «биологический пол», «гендер», «гендерная идентичность». Уровни сексуальной организации человека. Влияние социальных движений на развитие спорта. Особенности спортсменок, занимающихся мускульными видами спорта. Работа тренера с учетом психологических особенностей мальчиков и девочек спортсменов. |
27 |
3 |
Особенности мотивации. Развитие мотивации спортсменов на работу с психологом в экстренных ситуациях |
Мотивация, мотив. Спортивная мотивация. Особенности мотивации на
различных этапах спортивного совершенствования. |
27 |
4 |
Организация тренировочного процесса с учетом психологических особенностей спортсменов. Особенности работы психолога в командных и индивидуальных видах спорта |
Особенности организации тренировочного процесса с учетом физиологических особенностей спортсменов. Способы диагностики определения психологических особенностей спортсменов. Работа в командах. Работа со спортсменами в индивидуальных видах спорта. |
27 |
- Преподаватель: Клепцова Елена Юрьевна
1. Цель: сформировать у магистрантов целостное представление о значении психологической науки в процессе спортивного отбора и повысить общую и психолого-педагогическую культуру;
2.
Задачи: -
знакомство магистрантов с основами отбора в процессе подготовки спортсменов, ее
методологии, категориального аппарата, общими законами психических явлений;
- изучение значимости психологической науки в комплексном подходе к отбору
спортсменов на этапах многолетней подготовки;
- выработка у магистрантов умений и навыков применять полученные теоретические
знания в практике психологии спортивного отбора;
- овладеть методиками психодиагностики спортивного отбора и прогнозирования;
- уметь составлять учебную документацию по спортивному отбору
- уметь самостоятельно работать с литературой, методическими пособиями,
периодическими изданиями.
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы: Вариативная часть образовательной программы.
Является дисциплиной модуля
«К.М.02 Основы психологии и психофизиологии в спортивной деятельности»
Изучается в: 2 семестре.
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
Планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции выпускников, в формировании которых участвует дисциплина:
− готовностью действовать в
нестандартных ситуациях, нести социальную и профессионально-этическую
ответственность за принятые решения (ОК-2)
− способностью выстраивать взаимодействие
и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом
закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития
(ОПК-1)
− умением организовывать
межличностные контакты, общение (ОПК-3)
− умением организовывать
междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную
деятельность (ОПК-4)
− способностью проектировать и
осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной
деятельности (ОПК-5)
− владением современными
технологиями проектирования и организации научного исследования в своей
профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем
профессиональной деятельности (ОПК-6)
− способностью проводить
диагностику психического развития обучающихся (ПК-1)
− способностью проектировать
профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПК-2)
− готовностью использовать
современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной
деятельности (ПК-23)
− способностью проектировать
стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с
обучающимися на основе результатов диагностики психического развития
обучающихся (ПК-3)
− способностью конструктивно
взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся (ПК-4)
− готовностью использовать
инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа
(ПК-5)
− способностью разрабатывать
рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения обучающегося (ПК-6)
− способностью проводить
диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении,
поведении и развитии обучающихся (ПК-7)
− способностью оказывать
психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности (ПК-8)
Перечень планируемых результатов освоения дисциплины соотнесен со следующими требованиями профессиональных стандартов (в части соответствия формируемых компетенций обучающихся трудовым функциям, реализуемым при осуществлении профессиональной деятельности):
Планируемые результаты обучения по дисциплине, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, представлены в виде следующего комплекса дескрипторов:
Знает:
− алгоритмы действий в нестандартных ситуациях, меры
социальной и профессионально-этической ответственности за принятые решения
− основные принципы построения
взаимодействия и образовательной деятельности участников образовательных
отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их
ближайшего развития
− основные закономерности
протекания процесса общения
− принципы организации
междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную
деятельность
− перечень основного
диагностического инструментария
− современные технологии
проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной
деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной
деятельности
− перечень основного
диагностического инструментария, направленного на выявление текущего уровня
психического развития обучающегося
− способы проектирования
профилактических и коррекционно-развивающих программ
− современные инновационные
методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
− способы проектирования
стратегии индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с
обучающимися на основе результатов диагностики психического развития
обучающихся
− способы конструктивного
взаимодействия со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся
− способы использования
инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа
− способы разрабатывать
рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения обучающегося
− способы проведения
диагностики образовательной среды, определения причины нарушений в обучении,
поведении и развитии обучающихся
− способы оказания
психологического содействие оптимизации образовательной деятельности
Умеет:
− принимать правильные
решения и действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и профессионально-этическую
ответственность за принятые решения
− выстраивать взаимодействие и
образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом
закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития
− организовывать межличностные
контакты
− организовывать
междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную
деятельность
− проектировать и осуществлять
диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности
− использовать современные
технологии проектирования и организации научного исследования в своей
профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем
профессиональной деятельности
− реализовывать
диагностический блок работы психолога, направленный на выявление уровня
психического развития обучающихся
− проектировать
профилактические и коррекционно-развивающие программы
− использовать современные
инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
− проектировать стратегию
индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися на
основе результатов диагностики психического развития обучающихся
− конструктивно
взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся
− использовать инновационные обучающие
технологии с учетом задач каждого возрастного этапа
− разрабатывать рекомендации
участникам образовательных отношений по вопросам развития и обучения
обучающегося
− проводить диагностику
образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и
развитии обучающихся
− оказывать психологическое
содействие оптимизации образовательной деятельности
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
− навыками прогнозирования развития
сложившейся нестандартной ситуации и дальнейшего несения социальной и
профессионально-этической ответственности
− навыками анализа текущего
уровня психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития с целью
конструктивного выстраивания взаимодействия и образовательной деятельности
участников образовательных отношений
− навыками профессионального
общения, организации межличностного контакта с целью реализации совместной
деятельности, направленной на разрешение имеющейся проблемы
− навыками организации
междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения
задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования
системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и
организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную деятельность
− навыками проектирования и
реализации диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности
− навыками реализации
комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности
− навыками адекватного подбора
диагностического инструментария с целью выявления текущего уровня психического
развития обучающихся
− навыками проектирования
профилактических и коррекционно-развивающих программ
− навыками применения
современных инновационных методов и технологий в проектировании образовательной
деятельности
− навыками проектирования
стратегий индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с
обучающимися на основе результатов диагностики психического развития
обучающихся
− навыками конструктивного
взаимодействия со специалистами смежных областей по вопросам развития
способностей обучающихся
− навыками использования
инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа
− навыками разработки
рекомендаций участникам образовательных отношений по вопросам развития и
обучения обучающегося
− навыками проведения
диагностики образовательной среды, определения причины нарушений в обучении,
поведении и развитии обучающихся
− навыками оказания
психологического содействия оптимизации образовательной деятельности
- Преподаватель: Клепцова Елена Юрьевна