1. Наименование дисциплины «Социально-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях»

2. Цель и задачи освоения дисциплины: сформировать у студентов представление о социально-педагогических аспектах проблемы усыновления (удочерения) в России и за рубежом и социально-педагогических технологиях работы с замещающими семьями.

3.      Место дисциплины в структуре ОП: дисциплина «Социально-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. (Б.3.В.9).

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-готов использовать методы диагностики развития, обобщения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3)

-     способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

-     способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

-     способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3);

-     способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);

-     способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);

-     способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).

4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

знать:

-     основные задачи и принципы организации опеки, попечительства и усыновления;

-     нормативно-правовую базу организации опеки, попечительства и усыновления;

-     современную систему организации опеки, попечительства и усыновления в России;

-     зарубежный опыт социально-педагогической работы в области организации опеки, попечительства и усыновления.

уметь:      

-     вести профессиональную практическую работу (посредничество, социально-педагогическое консультирование, специализированную помощь и др.) в системе опеки, попечительства и усыновления;

-     оказывать социально-педагогическую помощь и услуги семьям и инвалидам, связанным с опекой, попечительством или усыновлением;

-     содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой помощи в области организации опеки, попечительства и усыновления.

владеть:

-     технологиями социально-педагогической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей;

-     навыками осуществления научно-экспериментальной деятельности по проблеме социально-педагогической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Объем дисциплины по видам учебной работы[1]

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8

 

 

 

Контактная работа (всего)

48

48

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

-

-

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

48

48

 

 

 

Семинарские занятия (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

В том числе в интерактивной форме

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (СР)

10

10

 

 

 

Всего:

58

58

 

 

 

Часы

 

 

 

 

 

Зачетные единицы

1

1

 

 

 

 

6. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

6.1. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего/в том числе в интерактивной форме

1

Раздел 1. Введение в предмет. История усыновления (удочерения), опеки и попечительства в России

 

8

 

 

2

 

2

Раздел 2. Зарубежный опыт организации усыновления (удочерения), опеки и попечительства

 

8

 

 

2

 

3

Раздел 3. Организация работы органов опеки и попечительства. Формы устройства детей-сирот

 

8

 

 

2

 

4

Раздел 4. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

 

8

 

 

 

 

5

Раздел 5. Организация социальной адаптации детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей

 

8

 

 

2

 

6

Раздел 6. Социально-педагогические технологии работы с замещающими семьями

 

8

 

 

2

 

6.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Раздел 1. Введение в предмет. История усыновления (удочерения), опеки и попечительства в России

Значение организации опеки, попечительства и усыновления для социальной педагогики. Основные законодательные акты по опеке, попечительству и усыновлению. Усыновление в Древней Руси. История усыновления в период империи. Уложение о наказаниях. Усыновление в Советской России.

 

2

Раздел 2. Зарубежный опыт организации усыновления (удочерения), опеки и попечительства

Конвенция ООН о правах ребенка. Развитие усыновления в США. Процесс усыновления. Правовые основы усыновления в Великобритании. Процедура усыновления в США.

 

3

Раздел 3. Организация работы органов опеки и попечительства. Формы устройства детей-сирот

Нормативно-правовые основы проблемы сиротства и замещающей семьи. Структура, задачи, полномочия органов опеки и попечительства оп защите прав и законных интересов различных категорий населения. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

4

Раздел 4. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Источники информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Федеральный учёт детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

Раздел 5. Организация социальной адаптации детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей

Социально-педагогическое обеспечение социальной адаптации воспитанников  специализированных детских учреждений. Комплексная социально-педагогическая диагностика детей. Адаптация детей к условиям проживания в специализированных детских учреждениях. Социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

Раздел 6. Социально-педагогические технологии работы с замещающими семьями

Характеристика социально-педагогической технологии. Сравнительный анализ методики и технологии работы. Виды социально-педагогических технологий по разным основаниям (направления работы, содержание работы, социальная категория).

 

 



[1] в соответствии с учебным планом