Теоретическая справка

   Учебное кино –  один из видов научного кино, использующийся в качестве вспомогательного средства в учебно-воспитательном процессе. Как правило, оно применяется в случае, если материал труден для восприятия. Кинематограф может многое: замедлить быстрые по времени процессы, сделав их видимыми; проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз; перенести зрителя в другие города и  страны; сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (анимации). Дидактические возможности кино безграничны.

   Учебные фильмы классифицируются в зависимости от предмета учебной дисциплины, частной методики, возраста учащихся, степени научной подготовленности и дидактического назначения. Различают фильмы, выполняющие функцию коротких киносправок.  Не менее полезны целостные фильмы, которые призваны объяснить ту или иную учебную проблему. Часто используют инструктивные  фильмы, помогающие показать, а в дальнейшем усвоить определенные практические навыки. На учебных занятиях демонстрируются вводные фрагменты для ознакомления с основными проблемами учебной дисциплины.  Заключительные фильмы  применяются для повторения пройденного материала. А так называемый киноцикл может быть полезен  при освещении различных разделов учебной дисциплины.

   Каждый вид учебного кино служит наиболее полному и глубокому изложению темы при минимальных затратах времени. Учебные фильмы отличаются жанровым разнообразием и дидактическим назначением. Впрочем, и сам процесс создания фильма можно считать серьезной учебной задачей.

   Какие этапы нужно преодолеть на пути от зарождения идеи до демонстрации фильма? Первый и главный  – вынашивание замысла и формулировка идеи. Для этого надо просмотреть множество учебных фильмов, ознакомиться с литературой, изучить технологию создания фильма. Возникшая идея должна быть трансформирована в сценарий. Он представляет собой развернутый план поэтапного монтирования фильма. Сценарий  является наиболее логичным и целесообразным планом, ведь фильм – это своего рода архитектурный проект. Возвести здание без дизайна и рабочих чертежей невозможно. Сценарий значительно упрощает  процесс создания фильма.

   Помимо указанных этапов не менее важны особенности съемки и монтажа. А именно: композиция кадра, трансформации объектов, выбор ракурса, панорама, освещение места съемки, озвучивание и т.д. И все же, будущий учебный фильм, как результат решения некоторой стратегической задачи, должен начинаться с подготовки небольшого фрагмента, видеоролика или короткой  видеокомпозиции.

   Какие  дидактические требования предъявляют к простейшим учебным видеоформам? Перечислим их.

1.      Обоснованность и оригинальность идеи.

2.      Соответствие названия содержанию видеоролика.

3.      Продуманная композиция, раскрывающая замысел фильма.

4.      Сбалансированное сочетание визуального и звукового рядов.

5.      Название фильма как отражение его главной идеи.

6.      Умелое использование основных функций  видеоредактора в ходе монтажа фильма.

7.      Обоснованная постановка учебно-методических целей видеопроекта.

8.      Прогнозирование восприятия видеофильма зрителями.

9.      Учет психолого-педагогических особенностей аудитории.

10.  Самооценка степени креативности видеопроекта в ходе демонстрации и защиты.

   С помощью каких компьютерных средств можно смонтировать учебные видеоролики?  Их немало.  Стоит выделить две компьютерные программы, которые отличаются сбалансированным функционалом и удобным пользовательским интерфейсом. Первая – Movie Maker[1], вторая – Pinnacle Studio.  

   Только преодолев все вспомогательные этапы по содержательному наполнению фильма, можно приступать к монтажу. Какие функции программы необходимо освоить, чтобы подготовить целостный  композиционный фрагмент?

   Начнем с Movie Maker. Эта программа входит в базовый пакет операционной системы Windows. Монтирование фильма предполагает знание следующих функций программы.

1.      Размещение на рабочем поле графических изображений, видеофайлов и музыкальных треков.

2.      Внесение и редактирование  титров на кадрах фильма.

3.      Добавление видеопереходов между кадрами.

4.      Использование других визуальных эффектов.

5.      Открытие и сохранение проекта и файла фильма.

  Программа Pinnacle Studio содержит значительно большее количество функций по сравнению с Movie Maker.  Ее возможности для творчества весьма многообразны. В ходе монтирования видеофильма можно использовать функцию «картинка в картинке», изменять скорость демонстрации, создавать стоп-кадры. Список ее функций обширен: эффект «старого кино», добавление шумов, создание бегущих титров и т.д.

   Учебное кино – это целая историческая эпоха, полная взлетов и падений, успехов и неудач. Прошли десятилетия прежде чем новое средство обрело современный дидактический статус. Предпосылки возникновения и зарождения учебного фильма; введение в учебно-воспитательный процесс; становление учебного кино как отдельного жанра, спад и возрождение учебной киноиндустрии – вот основные исторические вехи учебного кино как эффективного дидактического средства.

    Перейдите к выполнению Лабораторной работы 4.

 



[1] В операционной системе Windows 7 программа имеет другое название  - Windows Live


Последнее изменение: пятница, 18 Август 2017, 15:36