Теоретическая справка
Учебное кино – один из видов научного кино, использующийся в качестве вспомогательного средства в учебно-воспитательном процессе. Как правило, оно применяется в случае, если материал труден для восприятия. Кинематограф может многое: замедлить быстрые по времени процессы, сделав их видимыми; проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз; перенести зрителя в другие города и страны; сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (анимации). Дидактические возможности кино безграничны.
Учебные фильмы классифицируются в зависимости от предмета учебной дисциплины, частной методики, возраста учащихся, степени научной подготовленности и дидактического назначения. Различают фильмы, выполняющие функцию коротких киносправок. Не менее полезны целостные фильмы, которые призваны объяснить ту или иную учебную проблему. Часто используют инструктивные фильмы, помогающие показать, а в дальнейшем усвоить определенные практические навыки. На учебных занятиях демонстрируются вводные фрагменты для ознакомления с основными проблемами учебной дисциплины. Заключительные фильмы применяются для повторения пройденного материала. А так называемый киноцикл может быть полезен при освещении различных разделов учебной дисциплины.
Каждый вид учебного кино служит наиболее полному и глубокому изложению темы при минимальных затратах времени. Учебные фильмы отличаются жанровым разнообразием и дидактическим назначением. Впрочем, и сам процесс создания фильма можно считать серьезной учебной задачей.
Какие этапы нужно преодолеть на пути от зарождения идеи до демонстрации фильма? Первый и главный – вынашивание замысла и формулировка идеи. Для этого надо просмотреть множество учебных фильмов, ознакомиться с литературой, изучить технологию создания фильма. Возникшая идея должна быть трансформирована в сценарий. Он представляет собой развернутый план поэтапного монтирования фильма. Сценарий является наиболее логичным и целесообразным планом, ведь фильм – это своего рода архитектурный проект. Возвести здание без дизайна и рабочих чертежей невозможно. Сценарий значительно упрощает процесс создания фильма.
Помимо указанных этапов не менее важны особенности съемки и монтажа. А именно: композиция кадра, трансформации объектов, выбор ракурса, панорама, освещение места съемки, озвучивание и т.д. И все же, будущий учебный фильм, как результат решения некоторой стратегической задачи, должен начинаться с подготовки небольшого фрагмента, видеоролика или короткой видеокомпозиции.
Какие дидактические требования предъявляют к простейшим учебным видеоформам? Перечислим их.
1. Обоснованность и оригинальность идеи.
2. Соответствие названия содержанию видеоролика.
3. Продуманная композиция, раскрывающая замысел фильма.
4. Сбалансированное сочетание визуального и звукового рядов.
5. Название фильма как отражение его главной идеи.
6. Умелое использование основных функций видеоредактора в ходе монтажа фильма.
7. Обоснованная постановка учебно-методических целей видеопроекта.
8. Прогнозирование восприятия видеофильма зрителями.
9. Учет психолого-педагогических особенностей аудитории.
10. Самооценка степени креативности видеопроекта в ходе демонстрации и защиты.
С помощью каких компьютерных средств можно смонтировать учебные видеоролики? Их немало. Стоит выделить две компьютерные программы, которые отличаются сбалансированным функционалом и удобным пользовательским интерфейсом. Первая – Movie Maker[1], вторая – Pinnacle Studio.
Только преодолев все вспомогательные этапы по содержательному наполнению фильма, можно приступать к монтажу. Какие функции программы необходимо освоить, чтобы подготовить целостный композиционный фрагмент?
Начнем с Movie Maker. Эта программа входит в базовый пакет операционной системы Windows. Монтирование фильма предполагает знание следующих функций программы.
1. Размещение на рабочем поле графических изображений, видеофайлов и музыкальных треков.
2. Внесение и редактирование титров на кадрах фильма.
3. Добавление видеопереходов между кадрами.
4. Использование других визуальных эффектов.
5. Открытие и сохранение проекта и файла фильма.
Программа Pinnacle Studio содержит значительно большее количество функций по сравнению с Movie Maker. Ее возможности для творчества весьма многообразны. В ходе монтирования видеофильма можно использовать функцию «картинка в картинке», изменять скорость демонстрации, создавать стоп-кадры. Список ее функций обширен: эффект «старого кино», добавление шумов, создание бегущих титров и т.д.
Учебное кино – это целая историческая эпоха, полная взлетов и падений, успехов и неудач. Прошли десятилетия прежде чем новое средство обрело современный дидактический статус. Предпосылки возникновения и зарождения учебного фильма; введение в учебно-воспитательный процесс; становление учебного кино как отдельного жанра, спад и возрождение учебной киноиндустрии – вот основные исторические вехи учебного кино как эффективного дидактического средства.
Перейдите к выполнению Лабораторной работы 4.