Теоретическая справка
Родина технологии case-study – Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных занятий — лекций и практикумов — дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами. Этот метод стал популярным на западе, однако для российских учебных заведений он пока еще остается новой технологией.
Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка case — случай, а case study — это обучающий случай. Суть метода case-study заключается в использовании конкретных учебных ситуаций, описаний условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, побуждающих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим детальным разбором на учебных занятиях.
Различаются следующие виды кейсов:
· практические кейсы. Данные кейсы отражают реальную ситуацию или случай;
· обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение;
· научно-исследовательские кейсы, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.
Несмотря на различия, каждый кейс несет в себе обучающую функцию, только степень ее выраженности в каждом из них различна.
Несомненно, применение кейс-метода имеет существенные преимущества в учебном процессе. Правда, и риски тоже есть. Во-первых, кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают знания в готовом и законченном виде. Они учатся добывать их самостоятельно, а принятые решения в той или иной практической ситуации запоминаются быстрее, чем заучивание традиционных правил.
Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, — это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся общению: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстраивать логические схемы решения проблемы, которая допускает неоднозначное решение. На уроках с применением кейс-технологий ученикам надо думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии.
Как и у любого метода, у кейса есть свои трудности. Прежде всего, его применение требует серьезной и грамотной подготовки. Учитель должен продумать форму представления кейса, спланировать деятельность детей, сочетая индивидуальные и групповые формы работы.
Ответственный этап в ходе выполнения кейс-проекта — оценивание работ учащихся. Он подразумевает учет активности и оригинальности решения поставленных проблем, объективную оценку знаний и степень творческого отношения к учебному проекту.
Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания далеко несовершенна для всестороннего мониторинга деятельности учащихся.
В то время как 100-балльная система оценки знаний более гибкая и позволяет объективно определить уровень знаний, умений и навыков учащихся. Вместе с тем при подведении итогов работы можно совместить использовать как пятибалльную, так и стобалльную системы. Для получения итоговой «5» обучающимся необходимо набрать 100–85 баллов, для получения «4» — 84–70 баллов, а «3» получает тот, кто набрал менее 70 баллов.
Кейс-метод может быть применен на занятиях по иностранному языку, поскольку носит комплексный характер и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем.
Успех кейс-метода зависит от трех составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению учебной дискуссии.
Перейдите к выполнению Лабораторной работы 2