Настройка зачисления на курс
Цель и задачи освоения междисциплинарного курса (далее – МДК)
Цель: формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для осуществления педагогической деятельности (в любительских творческих коллективах, постановка народных праздников и обрядов).
Задачи:
- формирование профессиональных умений по определению цели и задач, планирования деятельности творческого (в том числе детского) коллектива;
- развитие умения обоснованно выбирать эффективные формы, методы, средства обучения и воспитания для достижения требований федеральных государственных образовательных стандартов;
- формирование целостного представления о педагогической деятельности; освоение ими системы знаний теоретических основ современной педагогической науки;
- развитие у студентов теоретико-педагогического мышления, профессионально-педагогической направленности.
Место МДК в структуре программы МДК 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин относится к обязательной части учебных циклов образовательной программы по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам), изучается в 4, 5, 6, 7, 8 семестрах и относится к ПМ. 02 Педагогическая деятельность. Основы психологии изучаются в 6 семестре.
Требования к результатам освоения МДК:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.2. Использовать базовые теоретические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы.
ПК 2.3. Планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в организациях дополнительного образования детей, общеобразовательной организации.
ПК 2.4. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и грамотно обосновывать собственные приемы и методы преподавания.
ПК 2.5. Применять разнообразные формы учебной и методической деятельности, разрабатывать необходимые методические материалы.
В результате изучения междисциплинарного курса обучающийся должен:
знать:
- основные понятия психологии (психику, сознание, личность, индивида, потребности, мотива, интереса, вкуса, ценностных ориентаций личности, мышления, эмоций, чувств);
- закономерности психического развития человека, его возрастные и индивидуальные особенности;
- методы психологической диагностики личности;
- понятия: этнопсихология, национальный характер;
- особенности детской и подростковой психологии;
- особенности психологии художественного творчества, связь интуиции и творчества;
- основные понятия педагогики (воспитание, образование, развитие учащихся);
- этапы истории педагогики;
- роль семьи и социума в формировании и развитии личности ребенка;
- понятия о дидактике и методике преподавания, цели, задачи, содержание и формы педагогического процесса, средства обучения;
- требования к личности педагога;
- закономерности межличностных и внутригрупповых отношений, нормы делового общения,
- профессиональной этики и этикета работника культуры и педагога;
- методические основы организации и планирования учебно-образовательного процесса;
- принципы формирования репертуара;
- методы работы с творческим коллективом;
- методики проведения групповых и индивидуальных занятий с участниками творческого коллектива, репетиционной работы;
- порядок ведения учебно-методической документации.
уметь:
- использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;
- организовывать и проводить художественно-творческую работу в коллективе и с отдельными его участниками с учетом возрастных и личностных особенностей;
- пользоваться специальной литературой, делать педагогический анализ используемых произведений;
- общаться и работать с людьми разного возраста;
- правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;
- организовывать и вести учебно-образовательный процесс в творческом коллективе;
- анализировать и применять действующие образовательные программы, пользоваться учебно-методическими материалами;
- подбирать репертуар, соответствующий возрасту и интересам участников творческого коллектива;
- использовать разнообразные методические приемы в педагогической и творческой работе с коллективом;
иметь практический опыт:
- работы с творческим коллективом в качестве руководителя и преподавателя;
- работы с учебно-методической документацией;
- использования в педагогической работе действующих примерных учебных планов, образовательных стандартов.
Объем дисциплины / МДК и виды учебной работы |
||||||||
Учебная нагрузка обучающихся |
Форма контроля (промежуточной аттестации) |
|
||||||
максимальная |
самостоятельная |
консультации |
обязательная (аудиторная) |
|
||||
всего |
в том числе |
|
||||||
лекции, уроки |
практические занятия, семинары |
лабораторные занятия |
|
|||||
Группа |
||||||||
96 |
32 |
|
64 |
48 |
16 |
|
дифф.зачет |
|
Содержание разделов МДК (из программы)
№ п/п |
Наименование раздела МДК |
Содержание раздела (темы занятий) |
Образовательные технологии (в том числе интерактивные) |
1 |
МДК.02.01.1 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин: Основы психологии |
Психология, ее объект и предмет, принципы и задачи. Понятие метода психологического исследования. Основные методы психологии (наблюдение и эксперимент. Личность и индивидуальность: основные параметры индивидуальных различий. Структура личности. Понятие о темпераменте. Понятие о характере, его структура. Факторы, влияющие на формирование характера. Типология характера. Акцентуация характера. Общая характеристика способностей. Понятие задатков. Структура способностей. Понятие об эмоциях и чувствах, их значение. Виды эмоций. Высшие чувства. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Волевая сфера личности. Понятие функции, структура воли. Мотивация и волевая активность. Волевые качества личности. Деятельность и субъект. Структура деятельности. Виды деятельности. Освоение деятельности. Ощущения и восприятия. Виды и свойства. Внимание. Виды и свойства внимания. Характеристика процессов памяти и ее основные закономерности. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности субъекта. Связь мыслительной и речевой деятельности. Воображение и творчество, способы создания и воплощения образов воображения Творческая деятельность и ее закономерности Психологические основы социальной дезадаптации. Предупреждение и коррекция социальной дезаптации. Понятие одаренности, ее структура, виды и формы. |
Лекция-визуализация Кейс-технологии Проблемные ситуации |
Учебно-методическое обеспечение обучения
№№ п/п |
Наименование |
Автор (ы) |
Издательство, год |
Основная литература |
|||
3.1 |
Общая психология: краткий курс лекций |
Макарова И. В. |
М.: Юрайт, 2016. |
3.2 |
Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник |
Немов Р.С. |
М.: Владос, 2013. |
Дополнительная литература |
|||
3.4 |
Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» |
Гамезо М.В., Домашенко И.А. |
М.: Педагогическое общество России, 2011. |
Информационное обеспечение обучения
№№ п/п |
Краткое описание Интернет-ресурса |
Ссылка |
4.1 |
Российское образование – федеральный портал |
http://www.edu.ru/ |
4.2 |
Всероссийское издание для психологов «Психологическая газета» |
www.psy.su. |
4.3 |
Журнал «Вопросы психологии» |
www.voppsy.ru. |
4.4 |
Московский психологический журнал |
www.magazine.mospsy.ru |
4.5 |
Психологическая газета «Мы и Мир»
|
http://www.gazetamim.ru |
- Преподаватель: Новикова Наталья Евгеньевна