Цель и задачи освоения междисциплинарного курса (далее – МДК)

Цель: формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для осуществления педагогической деятельности (в любительских творческих коллективах, постановка народных праздников и обрядов).

Задачи:

-  формирование профессиональных умений по определению цели и задач, планирования деятельности творческого (в том числе детского) коллектива;

- развитие умения обоснованно выбирать эффективные формы, методы, средства обучения и воспитания для достижения требований федеральных государственных образовательных стандартов;

- формирование целостного представления о педагогической деятельности; освоение ими системы знаний теоретических основ современной педагогической науки;

- развитие у студентов теоретико-педагогического мышления, профессионально-педагогической направленности.

Место МДК в структуре программы МДК 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин относится к обязательной части учебных циклов образовательной программы по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам), изучается в 4, 5, 6, 7, 8 семестрах и относится к ПМ. 02 Педагогическая деятельность. Основы психологии изучаются в 6 семестре.

Требования к результатам освоения МДК:

Общие компетенции:

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.  Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.  Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.  Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.  Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7.  Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.  Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.2. Использовать базовые теоретические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы.

ПК 2.3. Планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в организациях дополнительного образования детей, общеобразовательной организации.

ПК 2.4. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и грамотно обосновывать собственные приемы и методы преподавания.

ПК 2.5. Применять разнообразные формы учебной и методической деятельности, разрабатывать необходимые методические материалы.

В результате изучения междисциплинарного курса обучающийся должен:

знать:

- основные понятия психологии (психику, сознание, личность, индивида, потребности, мотива, интереса, вкуса, ценностных ориентаций личности, мышления, эмоций, чувств);

- закономерности психического развития человека, его возрастные и индивидуальные особенности;

- методы психологической диагностики личности;

- понятия: этнопсихология, национальный характер;

- особенности детской и подростковой психологии;

- особенности психологии художественного творчества, связь интуиции и творчества;

- основные понятия педагогики (воспитание, образование, развитие учащихся);

- этапы истории педагогики;

- роль семьи и социума в формировании и развитии личности ребенка;

- понятия о дидактике и методике преподавания, цели, задачи, содержание и формы педагогического процесса, средства обучения;

- требования к личности педагога;

- закономерности межличностных и внутригрупповых отношений, нормы делового общения,

- профессиональной этики и этикета работника культуры и педагога;

- методические основы организации и планирования учебно-образовательного процесса;

- принципы формирования репертуара;

- методы работы с творческим коллективом;

- методики проведения групповых и индивидуальных занятий с участниками творческого коллектива, репетиционной работы;

- порядок ведения учебно-методической документации.

уметь:

- использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

- организовывать и проводить художественно-творческую работу в коллективе и с отдельными его участниками с учетом возрастных и личностных особенностей;

- пользоваться специальной литературой, делать педагогический анализ используемых произведений;

- общаться и работать с людьми разного возраста;

- правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;

- организовывать и вести учебно-образовательный процесс в творческом коллективе;

- анализировать и применять действующие образовательные программы, пользоваться учебно-методическими материалами;

- подбирать репертуар, соответствующий возрасту и интересам участников творческого коллектива;

- использовать разнообразные методические приемы в педагогической и творческой работе с коллективом;

иметь практический опыт:

- работы с творческим коллективом в качестве руководителя и преподавателя;

- работы с учебно-методической документацией;

- использования в педагогической работе действующих примерных учебных планов, образовательных стандартов.

Объем дисциплины / МДК и виды учебной работы

Учебная нагрузка обучающихся

Форма контроля (промежуточной аттестации)

 

максимальная

самостоятельная

консультации

обязательная (аудиторная)

 

всего

в том числе

 

лекции, уроки

практические занятия, семинары

лабораторные занятия

 

Группа

96

32

 

64

48

16

 

дифф.зачет

 


Содержание разделов МДК (из программы)

№ п/п

Наименование раздела

МДК

Содержание раздела

(темы занятий)

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

1

МДК.02.01.1 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин: Основы психологии

Психология, ее объект и предмет, принципы и задачи. Понятие метода психологического исследования. Основные методы психологии (наблюдение и эксперимент. Личность и индивидуальность: основные параметры индивидуальных различий. Структура личности. Понятие о темпераменте. Понятие о характере, его структура. Факторы, влияющие на формирование характера. Типология характера. Акцентуация характера. Общая характеристика способностей. Понятие задатков. Структура способностей. Понятие об эмоциях и чувствах, их значение. Виды эмоций. Высшие чувства. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Волевая сфера личности. Понятие  функции, структура воли.  Мотивация и волевая активность. Волевые качества личности. Деятельность и субъект. Структура деятельности. Виды деятельности. Освоение деятельности. Ощущения и восприятия. Виды и свойства. Внимание. Виды и свойства внимания. Характеристика процессов памяти и ее основные закономерности. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности субъекта. Связь мыслительной и речевой деятельности. Воображение и творчество, способы создания и воплощения образов воображения Творческая деятельность и ее закономерности Психологические основы  социальной дезадаптации. Предупреждение и  коррекция  социальной дезаптации. Понятие одаренности, ее структура, виды и формы.

Лекция-визуализация

Кейс-технологии

Проблемные ситуации


Учебно-методическое обеспечение обучения

№№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год

Основная литература

3.1

Общая психология: краткий курс лекций

Макарова И. В.

М.: Юрайт, 2016.

3.2

Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник

Немов Р.С.

М.: Владос, 2013.

Дополнительная литература

3.4

Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека»

Гамезо М.В., Домашенко И.А.

М.: Педагогическое общество России, 2011.


Информационное обеспечение обучения

№№ п/п

Краткое описание Интернет-ресурса

Ссылка

4.1

Российское образование – федеральный портал

http://www.edu.ru/

4.2

Всероссийское издание для психологов «Психологическая газета»

www.psy.su.

4.3

Журнал «Вопросы психологии»

www.voppsy.ru.

4.4

Московский психологический журнал 

www.magazine.mospsy.ru

4.5

Психологическая газета «Мы и Мир»

 

http://www.gazetamim.ru


Наименование дисциплины: ОП.02 Психология

Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель - познакомить с основами психологических знаний, проявлений человека как субъекта деятельности, личности, закономерностями  психического развития на разных возрастных этапах, особенностями общения и группового поведения детей и подростков, основами социальной дезадаптации и психологией творческой деятельности

Задачи:

- повысить компетентность будущих педагогов в области понимания психологических знаний.

- развить умение применять теоретические знания в реальных ситуациях образовательного процесса.

- научить навыкам работы с обучающимися, с учетом их возрастных, личностных и индивидуальных особенностей.

Место дисциплины в структуре ОП СПО:

Дисциплина ОП.02 «Психология» относится к обязательной части учебных циклов образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, является  общепрофессиональной  дисциплиной профессионального цикла и изучается в третьем и четвертом семестрах.

В результате освоения дисциплины ОП.02 Психология обучающийся должен:

Знать:

-          особенности психологии, как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

-          основы психологии личности;

-          закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

-          возрастную периодизацию;

-          возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

-          особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

-          групповую динамику;

-          понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации поведения;

-          основы психологии творчества.

Уметь:

-         применять знания психологии при решении педагогических задач;

-         выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников.

Объем дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

Контактная работа (всего)

134

80

54

В том числе:

 

 

 

Лекции, уроки

96

60

36

Практические занятия, семинары

38

20

18

Лабораторные занятия

 

 

 

В том числе в интерактивной форме

 

 

 

Самостоятельная работа

66

40

26

Формы промежуточной аттестации

1ч. консультация к экзамену

Иные формы контроля

Экзамен

 

Максимальная учебная нагрузка

201

120

80


Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:

а) основная литература

1.     Психология: учебник / под ред. И.В. Дубровиной. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Academia: Издат. центр "Академия", 2013. - 495 с.

2.     Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник: для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Г. А. Урунтаева. – 9-е изд., испр. – М.: Academia : Издат. центр "Академия", 2013

3.     Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. для СПО / Л. Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016.

б) дополнительная  литература

1.       Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Урунтаева, Галина Анатольевна; Г.А. Урунтаева. - М.: Academia: Издат. центр "Академия", 2011. - 269 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины:

http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского университета. Серия 14. Психология

htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник

htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психоло­гии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов.

htpp://psiholognew.narod.ru — психологические тесты для обследования детей до­школьного и школьного возраста, профориентационные методики

htpp://www.psitest.ru — популярные психологические тесты

htpp://tests.holm.ru - популярные психологические тесты

htpp://www.ctest.ru — подборка тестов личности

htpp://test.msk.ru - тесты и психологические консультации, научно-популярные ма­териалы по психологии

htpp://testforall.narod.ru — психологические тесты, рисуночные тесты для детей, статьи по психологии

www.mgpu.ru

www.fipi.ru