Настройка зачисления на курс

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук и управления

Кафедра русского языка и методики

преподавания филологических дисциплин

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Мышление и письмо»

 

 

Направления подготовки

                               44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Английский язык

 Итальянский язык

 Немецкий язык

 Французский язык

41.03.03 Востоковедение  и африканистика

Профиль подготовки

Языки и литература стран  Азии и Африки

(китайский язык, японский язык)

 

Направление подготовки

                                45.03.02 Лингвистика

Профиль подготовки

Теория и практика межкультурной коммуникации

(английский язык, немецкий язык, французский язык)

Перевод и переводоведение

 (английский язык, китайский язык, японский язык)

 

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения - очная

 

 

Москва

2018


Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки  44.03.01  Педагогическое образование (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА) утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 941 (профиль подготовки «Иностранные языки») и уточненным и конкретизированным требованиям к образовательным результатам бакалавриата с учетом усиления практической направленности и организации сетевого взаимодействия образовательных организаций по направлению 44.03.01 Педагогическое образование в соответствии с профессиональным стандартом педагога, включая учителя начального общего и среднего общего образования.

 

 

 

Разработчик:

ГАОУ ВО МГПУ ИГНиУ, к.п.н., доцент С.В. Сабурова

 

Рецензенты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры

Протокол № ______ от «_____» _______________ 2018 г.

Заведующий кафедрой _______________  

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий выпускающей кафедрой  _______________ _____________________________________ 

                                                                         (подпись)                 (ученая степень, звание,  Ф.И.О.)

 

Рабочая программа дисциплины  утверждена ученым советом института_____________________

                                                                                                                                 (название института)

Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

 

Директор института _____________________   _________________________________

                                               (подпись)                        (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

© ГАОУ ВО МГПУ, 2018

 


1. Цели и задачи освоения дисциплины:

 

Целями учебной дисциплины «Мышление и письмо» являются:

- повысить уровень практического владения современным русским литературным языком у обучающихся в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях;

- овладение новыми навыками и знаниями в этой области;

- совершенствовать имеющиеся знания;

- понимать основные свойства русского языка как средства общения и передачи информации;

- совершенствовать навыки грамотного пользования словарями различного характера;

- расширить общегуманитарный кругозор, опирающийся на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом современного русского литературного языка.

Задачи учебной дисциплины состоят в формировании у обучающихся по данному направлению подготовки следующих основных навыков:

- освоить принципы построения монологического и диалогического текста;

- углубить знания правил, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация);

- продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- участвовать в диалогических и полилогических ситуациях общения;

- устанавливать речевой контакт, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями;

- стимулировать самостоятельную деятельность по освоению содержания учебной дисциплины и формированию необходимых компетенций.

2. Место дисциплины в структуре программы:

Учебная дисциплина «Мышление и письмо» относится к базовой (обязательной) части «Гуманитарный, социальный и экономический цикл», который предусматривает изучение обязательных дисциплин: «История» и «Философия».

Учебная дисциплина изучается на I курсе в I семестре и рассчитана на 6 часов – лекции, 18 часов – практические занятия. Завершается изучение дисциплины «Мышление и письмо» зачётом.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2)

 - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).

 

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать и понимать:

основы коммуникации (в том числе, профессиональной) на русском языке; основы межкультурной коммуникации; законы создания и произнесения публичной речи, основные требования к организации и проведению дискуссии; технологию построения профессиональной коммуникации со всеми участниками образовательного процесса для решения задач профессиональной деятельности;

- формы существования русского языка;

- структуру русского языка;

- аспекты речевой культуры;

- нормы русского литературного языка;

- качества речи;

- функциональные стили русского литературного языка;

- языковые средства и принципы их употребления;

- систематизацию этих средств в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи, они используются.

- правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация);

- принципы построения монологического и диалогического текста;

- принципы продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- основы поиска, анализа и обработки материала исследования.

Уметь:

- логически и связанно мыслить, компоновать и систематизировать материал для выражения своих мыслей; оценивать собственную устную и письменную речь; создавать публичное монологическое высказывание на определенную тему; принимать участие в дискуссиях, анализировать аргументацию участников дискуссии; использовать разные виды устной и письменной коммуникации в профессиональной деятельности; осуществлять поиск необходимой информации для решения профессиональных задач.

- планировать работу по поиску, анализу и обработке материала исследования;

- создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке;

- анализировать и интерпретировать на основе существующих научных концепций, коммуникативных умений все типы текстов;

- готовить обзоры;

- составлять аннотации;

- составлять рефераты и библиографию по тематике проводимых исследований;

- участвовать в научных дискуссиях;

- выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

- составлять и представлять устные и письменные материалы собственных исследований;

- обрабатывать различные типы текстов.

Владеть:

- навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке; навыками научной речи; технологиями организации и оценки профессиональной коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;

- культурой устной и письменной речи;

- навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (например, устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка,  отчёт; официально-деловой, публицистический, рекламный текст);

- методами обработки различных типов текстов;

- опытом поиска, анализа и обработки материала исследования;

- способами подготовки обзоров;

- нормами современного русского литературного языка;

- навыками практического использования системы функциональных стилей речи;

- сбором научной информации;

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

24/2

1

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

6

6

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

18

18

 

 

 

Семинары (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

48

48

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Указываются виды самостоятельной работы

 

 

 

 

 

Подготовка к семинарским и практическим занятиям

 

28

 

 

 

Подготовка реферата

 

10

 

 

 

Подготовка к контрольным работам, тестированию

 

10

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачёт

48

 

 

 

Общая трудоемкость                                              часы

зачетные единицы

72

 

 

 

 

2

 

 

 

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

 

п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1.

Язык, речь, общение. Формы существования языка. Русский язык в современном мире.

2

 

 

 

1

3

2.

Культура речи как наука, предмет и задачи изучения, этапы становления культуры речи как самостоятельной научной дисциплины. Аспекты культуры речи.

2

 

 

 

1

3

3.

Функциональные стили современного русского литературного языка. Взаимодействие функциональных стилей. Книжная и разговорная речь, их особенности. Текст в структуре общения.

2

 

 

 

2

4

1.

Нормативный аспект культуры речи.

 

2

 

 

2

4

2.

Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпические нормы.

 

2

 

 

2

4

3.

Нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы.

 

2

 

 

2

4

4.

Нормы современного русского литературного языка. Морфологические нормы языка.

 

2

 

 

2

4

5.

Официально-деловая  письменная  речь.

 

2

 

 

2

4

6.

Научная речь. Конспект, аннотация и реферат как вторичные научные текстов и их разновидности. Тезисы доклада.

 

2

 

 

2

4

7.

Письменная публицистическая речь. Устная разговорная речь. Использование форм числительных в речи. Собирательные числительные. Склонение количественных числительных.                

 

2

 

 

2

4

8.

Риторика. Начальный этап подготовки к выступлению.

 

2

 

 

4

8

9.

Работа над основной частью выступления. Риторика. Окончательное редактирование текста.

 

2

 

 

4

8

5.2. Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Язык, речь, общение. Формы существования языка. Русский язык в современном мире.

Язык и речь. Основные функции языка. Уровни языка. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Виды общения. Структура языка (диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык). Основные признаки литературного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык среди языков мира. Русский зык – важнейшее средство межнационального общения и один из мировых языков.

2

Культура речи как наука, предмет и задачи изучения, этапы становления культуры речи как самостоятельной научной дисциплины. Аспекты культуры речи.

Понятие и признаки нормы. Основные типы норм. Свойства литературной нормы. Консервативность нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества. Словари, справочники, учебники русского языка, научные лингвистические исследования и др. Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Нормативные словари и словари-справочники. Принципы работы с ними. Основные качества речи: соответствие литературным нормам; богатство и разнообразие словаря. Содержательность, уместность, богатство, чистота,  чёткость, ясность, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность речи. Речевой этикет. Формулы речевого этикета. Обращение в русском речевом этикете.

3

Функциональные стили современного русского литературного языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Книжная и разговорная речь, их особенности. Официально-деловая письменная речь. Научная речь.

Текст в структуре общения.

Официально-деловой, научный, публицистический и разговорный стили как разновидности русского литературного языка, предназначенные для использования в определённых сферах общения. Язык художественной литературы. Условия функционирования, их особенности. Из истории русского делового письма. Требования к оформлению документов. Типы документов. Структура и содержание служебных документов. Унификация языка деловых бумаг. Требования к языку и стилю документов.

Конспект, аннотация и реферат как вторичные научные тексты и их разновидности. Тезисы доклада.

Понятие о тексте. Основные признаки текста. Смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение. Стилистика текста. Факторы, определяющие построение текста.

 

5.3. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

 

Тема 1. Нормативный аспект культуры речи.

Вопросы для обсуждения:

- употребление языковых средств в соответствии с целями и условиями общения;

- отбор из множества слов самого нужного, точно передающего мысль;

- отбор слов без не нарушения лексической  и грамматической сочетаемости.

- соблюдение совокупности требований к правильной  и хорошей  речи;

- соблюдение правил речевого этикета;

- использование словарей и справочников по русскому языку и культуре речи.

Список литературы:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Тема 2. Нормы современного русского литературного языка. Акцентологические нормы.

Вопросы для обсуждения:

- соблюдение совокупности требований к правильной  и хорошей  речи;

- соблюдение акцентологических  норм в устной речи;

- соблюдение правил речевого этикета;

- использование словарей и справочников по русскому языку и культуре речи.

Список литературы:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Тема 3. Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпические нормы.

Вопросы для обсуждения:

- употребление языковых средств в соответствии с целями и условиями общения;

- соблюдение орфоэпических  норм в устной речи;

- использование орфоэпических  словарей и справочников по русскому языку и культуре речи.

Список литературы:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Тема 4. Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпические нормы.

Вопросы для обсуждения:

- соблюдение орфоэпических  норм в устной речи;

- использование орфоэпических словарей и справочников по русскому языку и культуре речи.

 Список литературы:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

 

Тема 5.  Нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы.

Вопросы для обсуждения:

- употребление языковых средств в соответствии с целями и условиями общения;

- отбор речевых  средств с учетом ситуации и обстановки речи;

- использование выразительных средств языка в разных условиях общения;

отбор слов без нарушения лексической  и грамматической сочетаемости;

определение и устранение лексических ошибок, связанных с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);

- работа с толковыми словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.

Список литературы:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Тема 6.  Значение слова и лексическая сочетаемость.

Вопросы для обсуждения:

- употребление языковых средств в соответствии с целями и условиями общения;

- отбор речевых  средств с учетом ситуации и обстановки речи;

- соблюдение совокупности требований к правильной  и хорошей  речи;

- использование  выразительных средств языка в разных условиях общения;

- отбор из множества слов самого нужного, точно передающего мысль;

отбор слов без нарушения лексической  и грамматической сочетаемости;

определение и устранение лексических ошибок, связанных с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);

- использование толковых словарей и справочников по русскому языку и культуре речи.

 Список литературы:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Тема 7.  Стилистическая характеристика слова.

Вопросы для обсуждения:

- отбор из множества слов самого нужного, точно передающего мысль;

- отбор слов без нарушения лексической  и грамматической сочетаемости;

определение и устранение лексических ошибок, связанных с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);

- использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологических и других словарей, справочников по русскому языку и культуре речи.

 Список литературы:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Тема 8.  Использование в речи фразеологических средств.

Вопросы для обсуждения:

- употребление языковых средств в соответствии с целями и условиями общения;

- отбор речевых  средств с учетом ситуации и обстановки речи;

- соблюдение совокупности требований к правильной  и хорошей  речи;

- соблюдение норм современного литературного языка в устной и письменной речи;

понимание стилевой окраски фразеологизмов и употребление их  в речи;

- использование толковых, фразеологических словарей и справочников по русскому языку и культуре речи.

 Список литературы:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

Тема 9.  Морфологические нормы языка.

Вопросы для обсуждения:

- отбор речевых  средств с учетом ситуации и обстановки речи;

- соблюдение совокупности требований к правильной  и хорошей  речи;

- соблюдение норм современного литературного языка в устной и письменной речи;

- правильное образование форм слов;

- соблюдение правильного ударения при образовании форм слова;

- соблюдение правил согласования и управления  в словосочетаниях и предложениях;

- правильное употребление слов разных частей речи для связи предложений в тексте;

- использование всех видов словарей русского языка и справочников по русскому языку и культуре речи.

 Список литературы:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

 

6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины

 

Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

 

 

ОК-2

ОК-4

ОК-5

ОК-6

 

 

 

Язык, речь, общение. Язык – знаковая система. Формы существования языка. Русский язык в современном мире.

 

+

+

+

+

 

4

Культура речи как наука, предмет и задачи изучения, этапы становления культуры речи как самостоятельной научной дисциплины. Аспекты культуры речи. Нормы современного русского литературного языка.

Основные средства кодификации языковых факторов.

 

+

+

+

+

 

 

4

Функциональные стили современного русского литературного языка. Взаимодействие функциональных стилей. Книжная и разговорная речь, их особенности. Официально-деловая письменная речь. Научная речь. Текст в структуре общения.

 

+

+

+

+

 

 

4

 

 

7. Образовательные технологии

 

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

лекция

Язык, речь, общение.

Основные функции языка. Уровни языка. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Виды общения. Язык – знаковая система. Формы существования языка.

Структура языка (диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык). Основные признаки литературного языка. Русский язык в современном мире.

информационная лекция

2

лекция

Культура речи как наука, предмет и задачи изучения, этапы становления культуры речи как самостоятельной научной дисциплины.

Учение о культуре речи

в разные исторические эпохи. Этапы становления. Становление и развитие учения о культуре речи, его связь со становлением и развитием национального литературного языка, создаваемого для удовлетворения культурных потребностей общества. Характеристика понятия «культура речи». Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики.

Аспекты культуры речи.

Нормативный,

коммуникативный и этический аспекты. Современная литературная норма и ее кодификация. Языковая норма – одна из составляющих национальной культуры.

Нормы современного русского литературного языка.

Понятие и признаки нормы. Основные типы норм. Свойства литературной нормы. Консервативность нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества.

Основные средства кодификации языковых факторов. Словари, справочники, учебники русского языка, научные лингвистические исследования и др. Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Нормативные словари и словари-справочники. Принципы работы с ними.

Коммуникативный аспект культуры речи.

Основные качества речи: соответствие литературным нормам; богатство и разнообразие словаря.

Уместность, богатство, чистота,  чёткость, ясность, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность речи.

Культура и этика общения.

Речевой этикет. Формулы речевого этикета. Обращение в русском речевом этикете.

информационная лекция

2

лекция

Функциональные стили современного русского литературного языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Официально-деловой, научный, публицистический и разговорный стили как разновидности русского литературного языка, предназначенные для использования в определённых сферах общения. Язык художественной литературы.

Книжная и разговорная речь, их особенности.

Условия функционирования, их особенности.

Официально-деловая письменная речь. Научная речь.

Из истории русского делового письма. Требования к оформлению документов. Типы документов. Структура и содержание служебных документов. Унификация языка деловых бумаг. Требования к языку и стилю документов.

Конспект, аннотация и реферат как вторичные научные тексты и их разновидности. Тезисы доклада.

Текст в структуре общения.

Понятие о тексте. Основные признаки текста. Смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение. Стилистика текста. Факторы, определяющие построение текста.

информационная лекция

2

практическое

Нормативный аспект культуры речи.

 

практическое занятие в интерактивной форме

2

практическое

Нормы современного русского литературного языка. Акцентологические нормы.

Соблюдение акцентологических  норм в устной речи.

Орфоэпические нормы. Соблюдение орфоэпических  норм в устной речи. Использование орфоэпических словарей и справочников по русскому языку и культуре речи.

практическое занятие в интерактивной форме

2

практическое

Нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы.

Отбор речевых  средств с учетом ситуации и обстановки речи. Определение и устранение лексических ошибок, связанных с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске).

практическое занятие в интерактивной форме

2

практическое

Морфологические нормы языка.  Правильное образование форм слов.

практическое занятие в интерактивной форме

2

практическое

Официально-деловая  письменная  речь.

Овладение  спецификой официально-делового стиля русского литературного языка.   

практическое занятие в интерактивной форме

2

практическое

Научная речь.

Особенности составления конспекта, аннотации и реферата как вторичных научных текстов и их разновидности.

Составление тезисов доклада. Овладение профессионально значимыми письменными жанрами.

практическое занятие в интерактивной форме

2

практическое

Письменная публицистическая речь. Устная разговорная речь.

Использование форм числительных в речи.

практическое занятие в интерактивной форме

2

практическое

Начальный этап подготовки к выступлению.

Работа над основной частью выступления.

Соблюдение совокупности требований к правильной и хорошей речи.

Развитие  навыков публичных выступлений.

практическое занятие в интерактивной форме

2

практическое

Окончательное редактирование текста.

 

практическое занятие в интерактивной форме

2

 

 

8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине:

Ряд тем из разделов может быть вынесен на самостоятельную работу, а также может быть выполнен в виде презентации, проекта, реферата.

 

9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.

Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.

Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи зачёта.

В рамках самостоятельной работы обучающиеся готовятся к практическим занятиям, выполняют домашние задания.

Зачёт сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период.

 

Реферат

Требования к структуре реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Реферат оценивается преподавателем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Критерии

Показатели

Новизна реферированного теста

1 балл

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы;

- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений

Степень раскрытия сущности проблемы

2 балла

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы

Обоснованность выбора источников

2 балла

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме

Соблюдение требований к оформлению

1 балл

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- соблюдение требований к оформлению и объёму реферата

Грамотность

1 балл

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

- литературный стиль.

 

Тематика рефератов (докладов) по дисциплине

1.                  Понятия «язык» и «речь»: что общего и в чем различие.

2.                  Язык и общество.

3.                  Язык - важнейшее средство человеческого общения.

4.                  Словари и их роль в жизни людей.

5.                  Русский литературный язык и нелитературные варианты языка.

6.                  Роль старомосковского произношения в формировании норм современного русского литературного языка.

7.                  Особенности звучащей речи.

8.                   Основные качества речи.

9.                   Лексические и лексико-семантические заимствования в русском языке.

10.               Иноязычные заимствования в русском языке; их влияние на современную речь.

11.               Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Внутренние и внешние заимствования в современном русском языке.

12.               Лексика русского языка с функционально-стилистической точки зрения.

13.               Старославянизмы в русском языке.

14.               Источники русской фразеологии.

15.               Русские фразеологизмы: структура и тематика.

16.               Словообразовательные особенности профессиональной и терминологической лексики.

17.               Новое в русской лексике: словообразовательный аспект.

18.               Особенности употребления в речи служебных слов.

19.              Особенности использования средств синтаксической выразительности в текстах современной периодической печати (на примере какой-либо газеты – «Аргументов и фактов», «Московского комсомольца» или др.).

20.               Принципы русской пунктуации и их реализация в письменной речи.

21.               Структурные разделы стилистики.

22.               Основы редактирования служебных документов.

23.               Разновидности речи по функциональному назначению.

24.               Особенности современной разговорной речи молодёжи.

25.               Жаргон и его особенности.

26.               Современный молодёжный жаргон: тематика, происхождение и использование в речи.

27.               Причины падения речевой культуры в современном обществе и задачи её возрождения.

28.               Мнимые и подлинные «болезни» языка.

29.               Просторечные и жаргонные элементы в публичных выступлениях

30.               Русский язык в зеркале языковой игры.

 

Требования к реферату

1.                  Трехчастная структура: введение, основная часть, заключение.

2.                  Введение должно содержать краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет две-три страницы текста.

3.                  Основная часть реферата содержит материал, который отобран студентом для рассмотрения проблемы. Средний объем основной части реферата - 10 страниц. Необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

4.                  Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто студенты путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы. В заключении подводятся итоги и еще раз тезисно перечисляются основные положения, представленные в параграфах. Объем  заключения 2 - 3 страницы.

5.                  Объем реферата – не менее 15 печатных страниц.

Требования к конспекту

1.                  Конспект состоит из введения, основной части, заключения.

2.                  Во введении (1 стр.) формулируется проблематика вопроса, кратко пересказывается содержание конспектируемой монографии, статьи, главы из книги.

3.                  В основной части излагаются «ключевые моменты» конспектируемой монографии, статьи, главы из книги, приводятся примеры.

4.                  В заключении (1,5 стр.) подводятся итоги и еще раз тезисно перечисляются основные положения конспекта.

5.                  Объем работы – не менее 6 печатных страниц.

 

 

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

Литература для конспектирования

1.    Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика / Р.И. Аванесов. – М.: Просвещение, 1974. – 288 с.

2.    Акишина, А.А. Русская фонетика / А.А. Акишина, С.А. Барановская – 2-е изд., испр . - М.: Рус. яз., 1990. – 102 с. 

3.    Блинова О.А. Явление мотивации слов. Томск, 1984 (и последующие издания); Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты. М.,2010.

4.    Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. М., 1984.

5.    Ганиев Ж.В. Неизменный принцип русской орфоэпии / Ж.В. Ганиев. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 240 с.

6.    Ермакова О.П. Лексические значения производных слов в русском языке. М., 1984.

7.    Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981; 2-е изд. М., 2008.

8.    Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. М., 1973 (и последующие издания) (1 и 2 главы).

9.    Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: проблемы и принципы описания. М., 1977.

10.  Лопатин В.В. Многогранное русское слово: Избранные статьи по русскому языку. М., 2007 (разделы «Словообразование», «Словотворчество», «Морфемика и морфонология»).

11.  Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М., 1980.

12.  Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов-н./Д., 1986.

13.  Одинцова И.В. Звуки. Ритмика. Интонация: учеб. пособие / И.В. Одинцова. – 3 изд. – М.: Наука, 2008. – 368 с.

14.  Реформатский,  А.А. Введение в языковедение: учебник / А.А. Реформатский. – М., 2002.

15.  Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 2002 (глава 5).

16.  Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М.,1977; 2-е изд. М., 2000 (2, 3, 4 главы).

17.  Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996 (со стр. 38).

18.  Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. М., 2001.

 

Рейтинговая оценка знаний обучающихся

Текущий контроль осуществляется главным образом на семинарских (практических) занятиях, на которых выставляется оценка по пятибалльной шкале. При выставлении окончательной оценки учитывается следующее:

  • степень владения излагаемым материалом;
  • грамотность и чёткость изложения;
  • количество использованных при подготовке источников;
  • знание соответствующих понятий и категорий и умение сжато донести до слушателей их содержание;
  • умение ответить на заданные в ходе обсуждения вопросы;
  • умение правильно разобрать практический материал и выявить в нем понятия лексикологии.

Оценка письменных контрольных работ

·         «отлично» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

·         «хорошо» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета не более трех недочетов.

·         «удовлетворительно» ставится, если учащийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

·         «неудовлетворительно» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для «удовлетворительно» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Критерии оценивания докладов, рефератов:

·         умение сформулировать цель и задачи работы;

·         умение работать с научной литературой (полнота научного обзора, грамотность цитирования);

·         полнота и логичность раскрытия темы;

·         корректность выводов;

·         культура оформления текста (соответствие требованиям оформления текста, стилистика изложения, грамотность);

·         качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, умение реагировать на критику, готовность к дискуссии)

 

Итоговый контроль осуществляется на зачёте в соответствии с ниже следующими критериями.

Критерии оценки.

При оценке знаний учитывается:

  1. Понимание и степень усвоения теории курса.
  2. Уровень знания фактического материала в объеме программы.
  3. Правильность формулировки основных понятий и закономерностей.
  4. Использование  примеров   из   монографической   литературы   (статьи, хрестоматии) и авторов  –  исследователей по данной проблеме.
  5. Умение сделать обобщение, выводы.
  6. Умение связать теорию с практическим применением.
  7. Умение ответить на дополнительные вопросы.

«отлично»:

  • Глубокое и прочное усвоение знаний программного материала (умение выделять главное, существенное).
  • Исчерпывающее, последовательное, грамотное и логически стройное изложение.
  • Правильность формулировки понятий и закономерностей по данной проблеме.
  • Использование примеров из монографической литературы и практики.
  • Знание авторов-исследователей по данной проблеме.
  • Умение сделать вывод по излагаемому материалу.
  • Верное выполнение практического задания.

«хорошо»:

  • Достаточно полное знание программного материала.
  • Грамотное изложение материала по существу.
  • Отсутствие существенных неточностей в формулировке понятий.
  • Правильное применение теоретических положений при подтверждении примерами.
  • Умение сделать вывод.

Однако:

  • Недостаточно последовательное и логическое изложение материала.
  • Отсутствие знаний взглядов авторов – исследователей по проблеме и примеров монографической литературы.
  • Некоторые неточности в формулировке понятий.
  • Недочеты при выполнении практического задания.

«удовлетворительно»:

  • Общие знания основного материала без усвоения некоторых существенных положений.
  • Формулировка основных понятий, но – с некоторой неточностью.
  • Затруднение в приведении примеров, подтверждающих теоретические положения.
  • Недостаточно четкое выполнение практического задания.

«неудовлетворительно»:

  • Незнание значительной части программного материала.
  • Существенные ошибки в процессе изложения.
  • Неумение выделить существенное и сделать вывод.
  • Незнание или ошибочные определения.
  • Невыполнение  практического задания.

 

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1.      Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

2.      Культура русской речи. Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2015.

б) дополнительная литература

1.      Культура устной и письменной речи делового человека: Справоч­ник. Практикум. – М.: Флинта, Наука, 2014.

2.      Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное  пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.

3.      Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 2015.

 

Словари и справочники:

1.      Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1993.

2.      Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.

3.      Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современ­ного русского языка. - М.: Русский язык, 1994.

4.      Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1994.

5.      Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская    энциклопедия, 1990.

6.      Ожегов С.И.,  Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. - М., 2002.

7.      Орфографический словарь русского языка: 106000 слов. - М: Рус­ский язык, 1982.

8.       Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Р.И. Аванесова. - М.: Русский язык, 2001.

9.       Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Изд. 2-е, испр. - М., 1998.

10.   Русский язык. Энциклопедия. Изд. 2-е. - М.: Большая Российская эн­циклопедия, Дрофа. 1997.

11.  Словарь иностранных слов. М., 1990.

12.  Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. / Гл. ред. А.П. Евгеньева. Л., 1970-1971.

13.  Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1981-1984.

14.  Словарь образных выражений русского языка / Т.С. Аристова, М.Л. Ковшова, Е.А. Рысева и др./ Под ред. В.Н. Телия. - М.: Отечество, 1995.

15.  Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. - М.: Рус­ский язык, 1992.

16.  Трудности словоупотребления и варианты норм русского литера­турного языка. Словарь-справочник. - Л.: Наука, 1973.

17.  Учебный словарь синонимов русского языка /  Авт. В.И. Зимин, Л.П. Алекторова и др. - М.: Школа-Пресс, 1994.

18.  Фразеологический словарь русского литературного языка конца XVIII-ХХ вв. - М., 1995.

19.   Этимологический словарь русского языка. М., 1963.

20.   Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

 

Интернет-ресурсы по дисциплине:

Среди веб-проектов, ориентированных на распространение знаний  о русском языке и культуре речи, можно выделить следующие ресурсы: портал «Культура устной и письменной речи» www.gramma.ru задачей которого является помощь в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста; портал «Рутения» www.ruthenia.ru, содержащий электронные версии  труднодоступных изданий и классических работ по русистике, библиографическую и справочную литературу и мн.др.; проект «Русские словари» www.slovari.ru поддерживаемый Институтом русского языка имени В.В.Виноградова РАН и содержащий общедоступную лингвистическую информацию разного типа.

Обновленная структура справочно-информационного интернет - портала ГРАМОТА.РУ  www.gramota.ru включает в себя следующие разделы:

- Словари (онлайновые словари портала и ссылки на словарные  ресурсы Интернета, методическое руководство по использованию словарей).

- Библиотека (текстовые материалы: научные и научно-популярные статьи, архивы методических журналов, произведения русской классической литературы, публикации пользователей портала).

- Справка (архив службы «Справочное бюро» и практические справочные пособия на основе архива; онлайновая справочная служба).

- Класс (интерактивные учебники и учебные материалы).

- Лента (новости, календарь памятных дат, календарь мероприятий и конференций, анонсы новостных материалов интернета).

- Игра (интерактивные обучающие игры и конкурсы).

 

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

 

Интерактивная доска.

Доступ к интернету.

Компьютерное проекционное оборудование.

Видео и аудио оборудование.

 

 

 


Гости не имеют доступа к этому курсу. Пожалуйста, войдите в систему.