Настройка зачисления на курс
1. Цель и задачи освоения дисциплины.
Цель: формирование широкого культурологического и методологического мышления как основы профессиональных умений преподавания русского языка в полиэтнической аудитории; вооружение слушателей эффективными методами и приемами обучения видам речевой деятельности в условиях преподавания русского языка как неродного в полиэтнической аудитории; расширение профессионального кругозора магистров по методике обучения русскому языку как неродному в полиэтнической аудитории современной школы.
Задачи дисциплины:
− познакомить магистрантов с актуальными вопросами обучения видам речевой деятельности;
− систематизировать знания по основам теории и методики обучения видам речевой деятельности в иноязычной аудитории, необходимые и достаточные для их научной и профессиональной деятельности;
− сформировать у студентов углубленные теоретические представления о речевой деятельности обучающихся с точки зрения основных современных направлений обучения русскому как неродном;
− расширение профессионального кругозора магистров по методике обучения русскому языку как неродному в полиэтнической аудитории современной школы;
− обогатить терминологический аппарат исследования;
− сформировать у обучающихся навыки и умения работы с научной литературой;
− привить навыки исследовательской научной работы по специальности.
2. Место дисциплины в структуре программы: дисциплина входит в Модуль Б1 «Виды речевой деятельности. Методика преподавания», является обязательной дисциплиной М.5.В.1. и изучается в 4 семестре 2 курса.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины: Обучение видам речевой деятельности в курсе РКН
Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
|
Раздел 1. Обучение чтению |
1.1. Чтение как цель обучения. Цели и содержание обучения чтению. Основные речевые механизмы чтения: речевой слух, речевая артикуляция, механизмы памяти, механизм эквивалентных замен, механизм осмысления. Типы информации, извлекаемой при чтении. 1.2. Классификация видов учебного чтения: вслух – про себя; подготовленное – неподготовленное; классное – домашнее. Виды чтения в зависимости от целевой установки (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее). Методика работы по развитию каждого вида чтения 1.3. Виды и стратегии чтения. Углубленное чтение. Изучающее чтение как разновидность углубленного. Обучение изучающему чтению. Умения, лежащие в основе данного вида чтения. Упражнения для обучения изучающему чтению. Ознакомительное чтение. Обучение ознакомительному чтению. Выборочное чтение. Поисковое чтение. 1.4. Уровни владения чтением. Оценочные шкалы, связанные с общим пониманием читаемого. Уровень А1, А2, В1, В2, С1, С2. Их особенности. 1.5. Факторы, влияющие на понимание. Факторы, затрудняющие чтение: информационная насыщенность, сложная композиционно-логическая структура, отсутствие установки на способ чтения.
|
|
Раздел 2. Обучение аудированию |
2.1. Аудирование как вид речевой деятельности, как цель и средство обучения. Глобальное, детальное, критическое восприятие аудиотекста 2.2. Типлогия трудностей при обучении аудированию как виду речевой деятельности. Механизмы аудирования. 2.3. Классификация упражнений для обучения аудированию как виду речевой деятельности (выстраивание фактологических цепочек из данных предложений, составление вопросов, выделение главной мысли и др.). Система контроля за пониманием обучающимися речевых сообщений.
|
|
Раздел 3. Обучение говорению и письму
|
3.1. Говорение как вид речевой деятельности обучающихся. Ситуация и тема. Жанры речевого общения. Неподготовленная и подготовленная речь. 3.2. Обучение монологической речи. Фрагментарное высказывание, монологическое единство и моноречь как единицы обучения монологу. Характеристика диалога и монолога. Особенности монологической речи (коммуникативная направленность высказывания, тематичность, целенаправленность, непрерывность, последовательность, логичность и др.). 3.3.Обучение диалогической речи. Цели и задачи обучения диалогической речи. Типология упражнений по обучению диалога. 3.4.Обучение письму как виду речевой деятельности. Цели и задачи, основное содержание обучения письму Типология упражнений обучения письму. Языковые и речевые упражнения. |
Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине
Радел 1. Обучение чтению.
Тема 1. Понятие стратегии чтения как вида речевой деятельности. Основные виды стратегий. Углубленное чтение.
Вопросы для обсуждения:
В чём заключаются основные особенности стратегий чтения?
Раскройте основные характеристики углубленного чтения. Из чего складывается обучение различным видам чтения?
Назовите условия успешности обучения изучающему чтению.
Как связано обучение чтению с фонетикой, лексикой и грамматикой? Покажите эту взаимосвязь на конкретных языковых примерах.
Проанализируйте упражнения для обучения изучающему чтению
Раздел 1. Обучение чтению.
Тема 2. Ознакомительное чтение. Обучение ознакомительному чтению. Умения, лежащие в основе данного вида чтения. Упражнения для обучения ознакомительному чтению.
Вопросы для обсуждения
В чем заключаются основные особенности ознакомительного чтения?
Расскажите о методике обучения ознакомительному чтению.
В чем суть умений, лежащих в основе данного вида чтения?
Приведите примеры упражнений для ознакомительного чтения
Раздел 1. Обучение чтению.
Тема 3. Выборочное чтение как способ чтения, используемый для поиска информации. Поисковое чтение. Обучение поисковому чтению. Умения, лежащие в основе данного вида чтения. Упражнения для обучения поисковому чтению.
Вопросы и задания для обсуждения.
Чем отличается выборочное чтение от поискового? Ответ аргументируйте.
Принципы обучения поисковому чтению.
Приведите примеры упражнений для обучения поисковому чтению.
Назовите умения, лежащие в основе поискового чтения. Покажите, как происходит формирование данных умения при выполнении упражнений.
Каковы отличия аналитического от синтетического вида чтения?
Каковы отличия по степени участия родного языка?
Расскажите об особенностях организации классного и домашнего чтения.
На что направлены предтекстовые задания (этап антиципации)?
Радел 2. Обучение аудированию.
Тема 1. Обучение аудированию как виду речевой деятельности.
Вопросы для обсуждения:
В чём заключаются основные особенности аудирования как вида речевой деятельности?
Раскройте основные характеристики содержания обучению аудированию
Назовите условия успешности обучения аудированию. Как связано обучение аудированию с фонетикой, лексикой и грамматикой? Покажите эту взаимосвязь на конкретных языковых примерах.
Проанализируйте упражнения для обучения аудированию.
Радел 2. Обучение аудированию.
Тема 2. Средства и приемы обучения аудированию.
Вопросы для обсуждения:
В чём заключаются основные средства обучения аудированию?
Раскройте основные характеристики приемов обучения аудированию.
Представьте типологию упражнений обучения аудированию.
Проанализируйте упражнения для обучения аудированию
В чём заключаются технологии обучения аудированию?
Раскройте связь аудирования с чтением.
Назовите условия успешности обучения аудированию.
Как связано обучение аудированию с письмом как видом речевой деятельности? Покажите эту взаимосвязь на конкретных языковых примерах.
Радел 3. Обучение говорению и письму.
Тема 1. Говорение как вид речевой деятельности.
Вопросы для обсуждения:
В чём заключаются основные особенности говорения как вида речевой деятельности?
Раскройте содержание понятий «активное говорение», «ответное говорение», «репродуктивное говорение». Что является содержанием говорения?
Назовите подходы к обучению говорению.
Как связано обучение говорению с обучением чтению, аудированию, письму? Покажите эту взаимосвязь на конкретных языковых примерах.
Проанализируйте упражнения для обучения говорению.
Радел 3. Обучение говорению и письму.
Тема 2 - 3. Типология упражнений обучения говорению. Письмо как вид речевой деятельности. Взаимосвязь чтения, аудирования, говорения и письма как видов речевой деятельности.
Вопросы для обсуждения:
В чём заключаются основные особенности языковых упражнений?
Раскройте основные характеристики коммуникативно-речевых упражнений.
Назовите умения, формирующиеся с использованием коммуникативно-речевых упражнений.
Расскажите о методике обучения монологу.
Проанализируйте упражнения в обучении монологическому дискурсу.
В чём заключаются упражнения при обучении письму?
Раскройте основные характеристики языковых и речевых упражнений.
Изложение как вид речевых упражнений.
Проанализируйте упражнения для обучения чтению из учебников русского языка.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Сформулируйте определение чтения как разновидности речевой деятельности.
Задание 2. Расскажите о видах речевых механизмов, лежащих в основе чтения как разновидности речевой деятельности.
Задание 3. Дайте представление о речевом слухе как речевом механизме.
Задание 4. Дайте представление о речевой артикуляции как речевом механизме.
Задание 5. Расскажите об уровнях понимания в процессе чтения.
Задание 6. Расскажите о видах речевых механизмов, лежащих в основе аудирования как разновидности речевой деятельности.
Задание 7. С какой целью, по вашему мнению, предлагаются в учебниках следующие упражнения: «Составьте предложения с указанными синонимами», «Трансформируйте вопросительную фразу в повествовательную»?
Задание 8. Расскажите о видах речевых механизмов, лежащих в основе говорения как разновидности речевой деятельности.
Задание 9. Расскажите, тем отличается учебный текст от естественного?
Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:
а) основная литература
Балыхина Т.Н. Методика преподавания русского языка как неродного. Учебное пособие. М, РУДН 2008. (Интернет-вариант)
Пассов Е.И Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989.
Журавлева Л.С., Зиновьева М.Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов). М., 1984; 1990.
б) дополнительная литература
Акишина.О.Е. Учим учить. М., 2002
Ашурова С.Д. Трансформация как прием работы над учебным текстом. /Роль художественного текста в культурно-языковой адаптации детей мигрантов. Материалы научно-практической конференции. – М., МГПИ: 2011
Балыхина Т.Н. Методика преподавания русского языка как неродного. Учебное пособие. М, РУДН 2008. (Интернет-вариант)
Бучкова И М . Формирование билингвизма в дошкольный и школьный периоды. / Тезисы III Международной конференции «Проблемы формирования сбалансированного билингвизма» (Санкт-Петербург, 4-7 ноября, 2012г.). – СПб.: Златоуст, 2012.
Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / В.П. Григорьева и др. М., 1985.
Егорова Н.Г. Знакомство с произведением К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» /Роль художественного текста в культурно-языковой адаптации детей мигрантов. Материалы научно-практической конференции. – М., МГПИ: 2011
Журавлева Л.С., Зиновьева М.Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов). М., 1984; 1990.
Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Русский язык: от ступени к ступени (1), (2-3), М., Этносфера, 2007
Лысакова И.П., Уша Т.Ю. Васильева Г.М. и др. Корректировочный курс русского языка для детей-инофонов. Мы говорим по-русски СПб, 2008.
Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. М., 1981.
Мещерякова О.А. Выбор текста и его анализ в мотивационной технологии обучения русскому языку детей мигрантов. / Тезисы III Международной конференции «Проблемы формирования сбалансированного билингвизма» (Санкт-Петербург, 4-7 ноября, 2012г.). – СПб.: Златоуст, 2012.
Постнова Н.В. О тексте как единице обучения» /Роль художественного текста в культурно-языковой адаптации детей мигрантов. Материалы научно-практической конференции. – М. МГПИ: 2011
Русский язык: от ступени к ступени». В двух частях. Ч.1. Грамматика; Ч.2. Чтение и развитие речи. II ступень (4 класс) (Сопроводительный курс к дисциплине «Русский язык» для нерусскоязычных детей с неполным владением русским языком) /Е.В. Какорина, Л.В. Костылёва, Т.В. Савченко – М.: Этносфера, АО «Московские учебники», 2011.
Русский язык и литература в полиэтничеких классах // Пособие под ред. В.А. Кохановой. М. – Ярославль, 2012
Старостина О.В. Поэтический текст на уроках русского как неродного. / Тезисы III Международной конференции «Проблемы формирования сбалансированного билингвизма» (Санкт-Петербург, 4-7 ноября, 2012г.). – СПб.: Златоуст, 2012.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе их формирования
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы. Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе.
Примерная тематика рефератов/презентаций
1. Проблемы, свидетельствующие о несформированности техники чтения.
2. Особенности обучения чтению детей-билингвов. Условия вхождения в язык. Совместное чтение. Работа над словом.
3. Учебные материалы по обучению чтению в электронном виде с использованием прикладных и инструментальных программ.
4. Принципы отбора и обработки текстов при обучении чтению; требования к текстам, предназначенным для обучения различным видам чтения.
5. Типология информации, извлекаемой при чтении.
6. Умения, необходимые для говорения.
7. Виды текста при обучении говорению.
8. Умения, необходимые для слушания.
9. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.
Примерный перечень вопросов для зачета/экзамена
Чтение как цель обучения. Классификация видов учебного чтения.
Виды и стратегии чтения.
Углубленное чтение. Изучающее чтение как разновидность углубленного. Обучение изучающему чтению. Умения, лежащие в основе данного вида чтения.
Ознакомительное чтение. Обучение ознакомительному чтению.
Выборочное чтение. Обучение выборочному чтению.
Поисковое чтение. Обучение поисковому чтению.
Аудирование как вид речевой деятельности.
Механизмы порождения слушания.
Классификация упражнений для обучения аудированию.
Учебник как средство обучения на уроках русского как неродного
Отбор языкового материала для учебников русского языка как родного, неродного и иностранного
Отбор лексического материала для учебников русского языка как родного, неродного и иностранного
Отбор грамматического материала для учебников русского языка как родного, неродного и иностранного.
Говорение как вид речевой деятельности.
Обучение монологической речи.
Обучение диалогической речи.
Обучение письму.
Примерный перечень тем проектов
Параллельное обучение видам речевой деятельности.
Типология упражнений для обучения изучающему чтению.
Уровни владения чтением Уровни владения чтением.
Факторы, затрудняющие чтение: информационная насыщенность, сложная композиционно-логическая структура, отсутствие установки на способ чтения.
Факторы, способствующие продуктивному чтению: степень приближения лексики, грамматики и стиля текста к лексико-грамматическому запасу говорящего.
Особенности структуры современного учебника по русскому языку как родному, как неродному, как иностранному.
Принципы отбора текстов для учебников русского языка как родного, неродного и иностранного.
Упражнения и игры, отрабатывающие лексические и грамматические формы при обучении говорению.
Обучение изложению на уроках русского как неродного.
- Преподаватель: Лапутина Татьяна Валерьевна