Настройка зачисления на курс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины Русский язык и культура речи
Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
|
Введение Язык и речь. Типология норм современного литературного русского языка. Современная языковая ситуация. Словари русского языка. Лексикографическая компетенция. |
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). |
|
Раздел 1. Орфоэпические и акцентологические нормы. .
|
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Фонетические средства речевой выразительности. |
|
Раздел 2. Лексические нормы
|
Слово, его лексическое значение. Лексико-фразеологическая норма. Синонимы и речевая культура. Слова – паронимы и точность речи. |
|
Раздел 3. Морфологические нормы.
|
Трудные случаи употребления имён существительных, прилагательных. Варианты окончаний в именительном и родительном падежах множественного числа имён существительных. Нормы употребления имени числительного и местоимения Употребление форм русского глагола. |
|
Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка |
Синтаксические нормы. Колебания и нормы в системе словосочетания Выбор предложно-падежной формы управляемого слова: предлоги в - из; на – с. Колебания и нормы в системе предложения: согласование главных членов предложения, согласование определений, оформление причастного оборота, оформление деепричастного оборота, ошибки в построении сложноподчинённых предложений. Языковые особенности научного, публицистического и делового стилей. Жанры научной устной письменной речи (курсовая работа, дипломная работа). |
Раздел 1. Орфоэпические и акцентологические нормы
Тема 1. Орфоэпические нормы
Вопросы для обсуждения:
- Правила произношения гласных звуков.
- Произношение [о] в безударных слогах.
- Особенности перехода ударного е в о в современном русском языке.
- Произношение согласных перед ударным е в заимствованных словах.
- Твёрдость – мягкость согласного в положении перед мягким согласным.
- Ударение в именах существительных и прилагательных
Раздел 2. Лексика и фразеология. Нормы русского правописания.
Тема 1. Лексические нормы
Вопросы для обсуждения:
- Слово и его значение в речи
- Иноязычные слова в современной русской речи
- Синонимы и речевая культура
- Слова – паронимы и точность речи
- Плеоназм как одно из нарушений лексических норм
Раздел 3. Морфология. Нормы русского правописания.
Тема 1. Трудные случаи употребления имён существительных и прилагательных.
Вопросы для обсуждения:
- Род имён существительных
- Склонение имён существительных, варианты падежных форм
- Имя собственное и нормы его употребления
- Образование и употребление форм степеней сравнения
- Употребление кратких форм прилагательных
Раздел 3. Морфология. Нормы русского правописания
Тема 2. Нормы употребления имён числительных и местоимения.
Вопросы для обсуждения:
- Склонение простых числительных
- Склонение составных числительных
- Особенности употребления числительных в сочетании с существительными
- Трудные случаи употребления местоимений
Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка
Тема 1. Синтаксические нормы.
Вопросы для обсуждения:
- Колебания и нормы в системе словосочетания
- Выбор предложно-падежной формы управляемого слова:
- Колебания и нормы в системе предложения:
- предлоги в - из; на - с
- производные предлоги
- согласование главных членов предложения
- согласование определений
- оформление причастного оборота
- оформление деепричастного оборота
- ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка
Тема 2. Стилистические нормы.
Вопросы для обсуждения:
- Стилистическая окраска языковых единиц
- Функциональные стили современного русского литературного языка
- Стилистические ошибки
- Письменная научная речь:
1) качества научной речи и её языковые особенности: объективность, логичность, доказательность, точность, обобщённость
2) научная статья, курсовая работа.
Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка
Тема 3. Устная речь.
Вопросы для обсуждения:
- Особенности устной речи (основные приёмы подготовки устной речи, стили и жанры устной литературной речи)
- Устная разговорная речь. Беседа
- Устная деловая и публицистическая речь (деловая беседа, правила речевого поведения вежливых партнёров)
- Особенности научно-информативных жанров
- Реферативное сообщение
- Лекция
- Доклад
- лексические особенности (речевые штампы, архаические предлоги и др.);
- морфологические особенности (преимущественное употребление глагола в форме 3 лица, использование отглагольных существительных, использование превосходной степени прилагательных);
- синтаксические особенности (употребление простых осложненных предложений, предложений с инверсией).
- лексические особенности (частотное использование качественно-оценочных прилагательны, метафор, отбор устойчивых сочетаний);
- интеллектуализация стиля (документализм, сдержанность, обобщенность);
- использование логоэпистем;
- морфологические особенности (характерное значение времени);
- синтаксические особенности (парцеллированные конструкции, именительный темы, вопросно-ответные построения).
- Русский язык и культура речи: учеб. и практикум для бакалавров. Под ред. В.Д. Черняк. М.: Юрайт, 2013. - 495с.
- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 539с.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов по дисциплине «Русский язык и культура речи» / М.: Логос, 2015. – 431с.
- Агеенко Ф.Л. По страницам Словаря ударений // Русская речь. 1990. №1
- Акишина А.Я. Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М.,1994.
- Борунова С.Н. Где ставить ударение? // Русская речь. 1994. №2
- Блюменау Д.И. Проблемы свёртывания научной информации. - Москва, 1982
- Брусенская Л.А. Служит ли категория числа для создания точности речи? Русский язык в школе. 1995. №4
- Величенко А.Р. О «русскости» русского языка наших дней. Русская речь. 1995. №6
- Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика: курс лекций. М.: Ступени: Инфра-М, 2002.
- Резниченко И.Л. О типологии орфоэпических ошибок // Русский язык в школе. 1996. №3
- Русский язык и культура речи: учебное пособие // Под. Ред. О.Я. Гойхмана. - М.: РИОР, 2009.
- Павлова Е.С. Ты и вы. 1992. №2
- Сергеева Е.В. Заимствования 80-90-х гг. в социолингвистическом аспекте. Русская речь. 1996. №5
- Ширшов И.А. Два и пара. Русская речь. 1999. №5
- Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений. - Москва, 1984
- Соловьёв В.И. Составление и редактирование рефератов. - Москва, 1975.
- Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник. М.: Academia, 2003.
4. Устная научная речь
Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка
Тема 4. Языкове особенности официально-делового стиля
Вопросы для обсуждения:
Тема 5 - 6. Языкове особенности публицистического стиля
Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Задание. Прочитайте в соответствии с пометами ударения. По каким правилам произносятся данные глаголы. Составьте словосочетания с данными глаголами.
Нача՜ть- на՜чал, начала՜, на՜чало, на՜чали
Поня՜ть – по՜нял, поняла՜, по՜няло, по՜няли
Отня՜ть – о՜тнял, отняла՜, о՜тняло, о՜тняли
Прибы՜ть – при՜был, прибыла՜, при՜было, при՜были
Созда՜ть – со՜здал, создала՜, со՜здало, со՜здали
Задание. Расставьте ударения в глаголах женского рода прошедшего времени, составьте с ними словосочетания.
Создала, прибыла, отняла, поняла, начала, создала, приняла, продала, клала.
Задание. Расставьте ударения в существительных родительного падежа множественного числа.
Областей ведомостей простынь (простыней) плоскостей прибылей ступеней (часть лестницы) ступеней (в развитии чего-либо) досок доньев сирот тортов шарфов портов отраслей местностей мощностей
Задание. Устно проспрягайте указанные глаголы.
Звонить, включить, повторить.
Задание. Прочитайте. Назовите, какие речевые ошибки допущены в данных предложения. Исправьте речевые ошибки и укажите их тип.
Нужно понимать, что нет большей власти в государстве, чем контроль над денежным предложением и процентными ставками. Изменение процентных ставок сказывает влияние на всё в экономике: на стоимость недвижимости, на цены акций, на розничные продажи. Именно строительное лобби пробило то, что Москву расширили в два с половиной раза в юго-западном направлении, откуда идёт роза ветров. До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым и памятным человеком. Исполнительное мастерство актёра достойно восхищения. Пора подвести результаты встречи. Особое внимание было отведено предупреждению речевых ошибок. Общая длина рек и протоков составляет сегодня около трехсот километров, из которых большая половина – искусственные.
Задание. От данных прилагательных образуйте и запишите формы сравнительной и превосходной степеней сравнения. Назовите прилагательные, которые не имеют степени сравнения.
Хороший, здоровый, живой, гордый, плохой, вороной, маленький, хромой, весёлый, грубый, красивый.
Задание. Прочитайте, исправьте синтаксические ошибки, нарушающие согласования подлежащего и сказуемого в предложениях. Объясните, в чём суть ошибки.
Большинство учеников участвовало в олимпиаде по биологии. Тридцать три ученика заслуженно получил высокий балл. Тысяча зрителей следили за разворачивающимися событиями. Все, кто побывал на Алтае, увёз яркие впечатления о нём. Пара кенгуру появились в зоопарке. Лишь пять учеников не справились с заданием. Несколько пуль провизжали над моей головой. Все, кто видел этот исторический фильм, запомнит его. По углам Банковского моста в Петербурге расположены грифоны, сторожа золота, множество людей проходит по нему каждый день.
Задание. Зная типовую ситуацию (цель) текста и жанр документа, назовите языковую модель.
Приказ, распоряжение, решение, просьба, напоминание, подтверждение, сообщение, претензия.
Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:
а) основная литература
б) дополнительная литература
- Преподаватель: Лапутина Татьяна Валерьевна