Настройка зачисления на курс

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    Наименование дисциплины Русский язык и культура речи

  1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

 

Введение

       Язык и речь. Типология норм современного литературного русского языка. Современная языковая ситуация. Словари русского языка. Лексикографическая компетенция.

      Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

 

Раздел 1. Орфоэпические и акцентологические нормы.

         .

 

      Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

       Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

      Фонетические средства речевой выразительности.

 

Раздел 2. Лексические нормы

 

       Слово, его лексическое значение. Лексико-фразеологическая норма.

Синонимы и речевая культура. Слова – паронимы и точность речи.

 

Раздел 3. Морфологические нормы. 

 

      Трудные случаи употребления имён существительных, прилагательных. Варианты окончаний в именительном и родительном падежах множественного числа имён существительных.

      Нормы употребления имени числительного и местоимения

      Употребление форм русского глагола.

 

Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка

      Синтаксические нормы. Колебания и нормы в системе словосочетания

Выбор предложно-падежной формы управляемого слова: предлоги в - из; на – с.

       Колебания и нормы в системе предложения: согласование главных членов предложения, согласование определений, оформление причастного

оборота, оформление деепричастного оборота, ошибки в построении

сложноподчинённых предложений. Языковые особенности научного, публицистического и делового стилей. Жанры научной устной письменной речи (курсовая работа, дипломная работа).

Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине


    Раздел 1. Орфоэпические и акцентологические нормы

    Тема 1. Орфоэпические нормы

    Вопросы для обсуждения:

    1. Правила произношения гласных звуков.
    2. Произношение [о] в безударных слогах.
    3. Особенности перехода ударного е в о в современном русском языке.
    4. Произношение согласных перед ударным е в заимствованных словах.
    5. Твёрдость – мягкость согласного в положении перед мягким согласным.
    6. Ударение в именах существительных и прилагательных

    Раздел 2. Лексика и фразеология. Нормы русского правописания.

    Тема 1. Лексические нормы

    Вопросы для обсуждения:

    1. Слово и его значение в речи
    2. Иноязычные слова в современной русской речи
    3. Синонимы и речевая культура
    4. Слова – паронимы и точность речи
    5. Плеоназм как одно из нарушений лексических норм

    Раздел 3. Морфология. Нормы русского правописания.

    Тема 1. Трудные случаи употребления имён существительных и прилагательных.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Род имён существительных
    2. Склонение имён существительных, варианты падежных форм
    3. Имя собственное и нормы его употребления
    4. Образование и употребление форм степеней сравнения
    5. Употребление кратких форм прилагательных

    Раздел 3. Морфология. Нормы русского правописания

    Тема 2. Нормы употребления имён числительных и местоимения.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Склонение простых числительных
    2. Склонение составных числительных
    3. Особенности употребления числительных в сочетании с существительными
    4. Трудные случаи употребления местоимений

    Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка

    Тема 1. Синтаксические нормы.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Колебания и нормы в системе словосочетания
    2. Выбор предложно-падежной формы управляемого слова:
    3. - предлоги в - из; на - с

      - производные предлоги

    4. Колебания и нормы в системе предложения:

    - согласование главных членов предложения

    - согласование определений

    - оформление причастного оборота

    - оформление деепричастного оборота

    - ошибки в построении сложноподчинённых предложений

     

    Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка

    Тема 2. Стилистические нормы.

    Вопросы для обсуждения:

      1. Стилистическая окраска языковых единиц
      2. Функциональные стили современного русского литературного языка
      3. Стилистические ошибки
      4. Письменная научная речь:

    1) качества научной речи и её языковые особенности: объективность, логичность, доказательность, точность, обобщённость

    2) научная статья, курсовая работа.

    Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка

    Тема 3. Устная речь.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Особенности устной речи (основные приёмы подготовки устной речи, стили и жанры устной литературной речи)
    2. Устная разговорная речь. Беседа
    3. Устная деловая и публицистическая речь (деловая беседа, правила речевого поведения вежливых партнёров)
    4. 4. Устная научная речь

      • Особенности научно-информативных жанров
      • Реферативное сообщение
      • Лекция
      • Доклад

      Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка

      Тема 4. Языкове особенности официально-делового стиля

      Вопросы для обсуждения:

      1. лексические особенности (речевые штампы, архаические предлоги и др.);
      2. морфологические особенности (преимущественное употребление глагола в форме 3 лица, использование отглагольных существительных, использование превосходной степени прилагательных);
      3. синтаксические особенности (употребление простых осложненных предложений, предложений с инверсией).

      Тема 5 - 6. Языкове особенности публицистического стиля

      Вопросы для обсуждения:

      1. лексические особенности (частотное использование качественно-оценочных прилагательны, метафор, отбор устойчивых сочетаний);
      2. интеллектуализация стиля (документализм, сдержанность, обобщенность);
      3. использование логоэпистем;
      4. морфологические особенности (характерное значение времени);
      5. синтаксические особенности (парцеллированные конструкции, именительный темы, вопросно-ответные построения).

       

      Задания для самостоятельной работы:

      Задание. Прочитайте в соответствии с пометами ударения. По каким правилам произносятся данные глаголы. Составьте словосочетания с данными глаголами.

      Нача՜ть- на՜чал, начала՜, на՜чало, на՜чали

      Поня՜ть – по՜нял, поняла՜, по՜няло, по՜няли

      Отня՜ть – о՜тнял, отняла՜, о՜тняло, о՜тняли

      Прибы՜ть – при՜был, прибыла՜, при՜было, при՜были

      Созда՜ть – со՜здал, создала՜, со՜здало, со՜здали

      Задание. Расставьте ударения в глаголах женского рода прошедшего времени, составьте с ними словосочетания.

      Создала, прибыла, отняла, поняла, начала, создала, приняла, продала, клала.

      Задание. Расставьте ударения в существительных родительного падежа множественного числа.

      Областей ведомостей простынь (простыней) плоскостей прибылей ступеней (часть лестницы) ступеней (в развитии чего-либо) досок доньев сирот тортов шарфов портов отраслей местностей мощностей

      Задание. Устно проспрягайте указанные глаголы.

      Звонить, включить, повторить.

      Задание. Прочитайте. Назовите, какие речевые ошибки допущены в данных предложения. Исправьте речевые ошибки и укажите их тип.

      Нужно понимать, что нет большей власти в государстве, чем контроль над денежным предложением и процентными ставками. Изменение процентных ставок сказывает влияние на всё в экономике: на стоимость недвижимости, на цены акций, на розничные продажи. Именно строительное лобби пробило то, что Москву расширили в два с половиной раза в юго-западном направлении, откуда идёт роза ветров. До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым и памятным человеком. Исполнительное мастерство актёра достойно восхищения. Пора подвести результаты встречи. Особое внимание было отведено предупреждению речевых ошибок. Общая длина рек и протоков составляет сегодня около трехсот километров, из которых большая половина – искусственные.

      Задание. От данных прилагательных образуйте и запишите формы сравнительной и превосходной степеней сравнения. Назовите прилагательные, которые не имеют степени сравнения.

      Хороший, здоровый, живой, гордый, плохой, вороной, маленький, хромой, весёлый, грубый, красивый.

      Задание. Прочитайте, исправьте синтаксические ошибки, нарушающие согласования подлежащего и сказуемого в предложениях. Объясните, в чём суть ошибки.

      Большинство учеников участвовало в олимпиаде по биологии. Тридцать три ученика заслуженно получил высокий балл. Тысяча зрителей следили за разворачивающимися событиями. Все, кто побывал на Алтае, увёз яркие впечатления о нём. Пара кенгуру появились в зоопарке. Лишь пять учеников не справились с заданием. Несколько пуль провизжали над моей головой. Все, кто видел этот исторический фильм, запомнит его. По углам Банковского моста в Петербурге расположены грифоны, сторожа золота, множество людей проходит по нему каждый день.

      Задание. Зная типовую ситуацию (цель) текста и жанр документа, назовите языковую модель.

      Приказ, распоряжение, решение, просьба, напоминание, подтверждение, сообщение, претензия.

       

       

      Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:

      а) основная литература

      1. Русский язык и культура речи: учеб. и практикум для бакалавров. Под ред. В.Д. Черняк. М.: Юрайт, 2013. - 495с.
      2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 539с.
      3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов по дисциплине «Русский язык и культура речи» / М.: Логос, 2015. – 431с.

      б) дополнительная литература

      1. Агеенко Ф.Л. По страницам Словаря ударений // Русская речь. 1990. №1
      2. Акишина А.Я. Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М.,1994.
      3. Борунова С.Н. Где ставить ударение? // Русская речь. 1994. №2
      4. Блюменау Д.И. Проблемы свёртывания научной информации. - Москва, 1982
      5. Брусенская Л.А. Служит ли категория числа для создания точности речи? Русский язык в школе. 1995. №4
      6. Величенко А.Р. О «русскости» русского языка наших дней. Русская речь. 1995. №6
      7. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика: курс лекций. М.: Ступени: Инфра-М, 2002.
      8. Резниченко И.Л. О типологии орфоэпических ошибок // Русский язык в школе. 1996. №3
      9. Русский язык и культура речи: учебное пособие // Под. Ред. О.Я. Гойхмана. - М.: РИОР, 2009.
      10. Павлова Е.С. Ты и вы. 1992. №2
      11. Сергеева Е.В. Заимствования 80-90-х гг. в социолингвистическом аспекте. Русская речь. 1996. №5
      12. Ширшов И.А. Два и пара. Русская речь. 1999. №5
      13. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений. - Москва, 1984
      14. Соловьёв В.И. Составление и редактирование рефератов. - Москва, 1975.
      15. Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник. М.: Academia, 2003.

    Гости не имеют доступа к этому курсу. Пожалуйста, войдите в систему.