Русский язык в зеркале языковой игры

 

Перечень оценочных средств: реферат, контрольная работа, экзамен

 

Типовые задания к оценочным средствам:

 

тематика рефератов

  1. Языковая игра в рекламе.

  2. Языковая игра в поэзии В.В. Маяковского.

  3. Языковая игра в речи современного человека.

  4. Языковая игра в речи профессионала (на примере выбранной профессии).

  5. Изучение русского языка с использованием языковой игры.

  6. Система работы по русскому языку с использованием языковой игры различных типов и видов.

  7. Феномен языковой игры в СМИ.

  8. Языковая игра на лексическо-семантическом уровне в речи современного радиоведущего.

  9. Роль языковой игры в реализации коммуникативной стратегии преподавателя вуза.

  10. Фамилия как поле языковой игры.

  11. Языковая игра на газетной полосе.

  12. Языковая игра в пьесах Е. Шварца.

  13. Языковая игра в современной политической карикатуре.

  14. Семантические и стилистические особенности каламбура.

  15. Графические средства создания текстов с использованием языковой игры

     

    Перечень заданий для контрольной работы

     

  1. Найти примеры языковой игры в художественном тексте. Проанализировать тип и вид игрового компонента и его роль в тексте.

  2. Найти примеры языковой игры в рекламном тексте. Проанализировать тип и вид игрового компонента и его роль в тексте.

  3. Найти примеры языковой игры в публицистическом тексте. Проанализировать тип и вид игрового компонента и его роль в тексте.

  4. Найти примеры языковой игры в разговорной речи. Проанализировать тип и вид игрового компонента и его роль в тексте.

  5. Найти примеры языковой игры Интернет-коммуникации. Проанализировать тип и вид игрового компонента и его роль в тексте.

  6. Найти примеры языковой игры в речи радиоведущих.

    Проанализировать тип и вид игрового компонента и его роль в тексте.

     

     Примерный перечень вопросов для зачета/экзамена

     

  1. Понятие «языковая игра»

  2. Игра—языковая игра —языковая шутка.

  3. Комизм «вольный» и «невольный». Установка на комическое.

  4. Языковая игра как лингвистический эксперимент.

  5. Основные подходы к описанию и интерпретации языковой игры.

  6. Функции языковой игры.

  7. Языковая игра как лингвистический эксперимент.

  8. Основные подходы к описанию и интерпретации языковой игры.

  9. Языковая игра на уровне графики.

  10. Языковая игра на уровне орфографии.

  11. Языковая игра на уровне лексики.

  12. Обыгрывание компонентов значения слов.

  13. Стилистическая языковая игра.

  14. Смысловое взаимодействие обыгрываемых слов. Возникновение добавочных смыслов.

  15. Функции каламбура. Правила речевого такта.

  16. Словообразовательная языковая игра.

  17. Языковая игра на уровне грамматики.

  18. Языковая игра на уровне текста.

  19. Фоновые представления, пресуппозиции.

  20. Основные понятия и термины: языковая игра, языковая шутка, пародия, каламбур, интертекст, контекст, фоновые знания, обман.



Основы лингвистической экспертизы текста


Перечень оценочных средств: реферат, контрольная работа


Типовые задания к оценочным средствам:

Тематика рефератов

  1. Основные сферы пересечения языка и права.

  2. Параметры классификации и классификация лингвистических экспертиз.

  3. Использование корпусов текстов в исследовании семантики слов и словосочетаний при лингвистической экспертизе текста (на материале служебных документов).

  4. Использование корпусов текстов в экспертизе семантики текста (на материале служебных документов).

  5. Референциальный компонент семантики и проблема референции как экспертная задача.

  6. Проблемы интерпретации коммуникативного компонента семантики высказывания.

  7. Особенности текстов, вовлеченных в юридическую сферу (толкование фрагментов законов, договоров, приказов, инструкций и т.п.), и их компонентов, приводящие к неоднозначному толкованию и смысловым неясностям.

  8. Функции оценочных глаголов в газетных заголовках.

  9. Некорректное использование образа президента в рекламе как источник конфликта.

  10. Понятие «секта» с точки зрения судебной лингвистики.

  11. Смысловая полифония как аспект конфликтогенных текстов СМИ и ее учет в лингвистической экспертизе.

  12. Слово «дурак» и его производные как предмет судебной экспертизы.

  13. Клевета и оскорбление: лингвоюридические аспекты.

  14. Роль коммуникативного подхода в лингвистической экспертизе.

  15. Стилистический анализ как основа лингвистической экспертизы.

     


Перечень вопросов для контрольной работы

  1. Каковы задачи СЛЭ (общий подход)?

  2. Определите типы образцов для сравнительного анализа.

  3. Кого  называют субъектом СЛЭ?

  4. Назовите права судебного эксперта.

  5. Чего делать эксперт не вправе?

  6. В чем отличие экспертной деятельности судебного и частного эксперта-лингвиста?

  7. Какова структура экспертного заключения?

  8. Каково содержание вводной, исследовательской, синтезирующей части и выводов?

  9. Какие типы выводов может сделать эксперт?

  10. Какие ошибки может допустить эксперт?

  11. Какие типы СЛЭ вы знаете?

  12. Что такое автороведческая экспертиза?

  13. Что такое почерковедческая экспертиза?

  14. В чем заключается экспертиза реквизитов?

  15. Метафора как средство оскорбления.

  16. Какое значение имеют оценочные слова в делах о защите чести и достоинства субъекта или в делах о потере репутации?

  17. Как разграничить экспрессивно окрашенные слова и бранную лексику?

  18. Каковы средства выражения критики?

  19. Какую агрессию содержит риторический вопрос?

  20. Каково значение эвфемизмов в СЛЭ?

  21. Охарактеризуйте оскорбление как речевой акт.

     


 


 


 


1. Цели и задачи освоения дисциплины. Цель: воспитание познавательного интереса к исследовательской деятельности, систематизация основных теоретических знаний по курсам диалектологии, современного русского языка, истории языка; определение методики  записи  речи носителей диалекта и ее обработки.

2. Достижение поставленной цели предусматривает последовательное решение следующих задач, а именно:

  • сформировать навыки записи живой разговорной речи;
  • систематизировать основной круг и объем филологического знания по диалектологии;
  • ознакомить с методами диалектологических исследований.


1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Цель: формирование широкого культурологического и методологического мышления как основы профессиональных умений преподавания русского языка в полиэтнической аудитории; вооружение слушателей эффективными методами и приемами обучения видам речевой деятельности в условиях преподавания русского языка как неродного в полиэтнической аудитории; расширение профессионального кругозора магистров по методике обучения русскому языку как неродному в полиэтнической аудитории современной школы.

Задачи дисциплины:

− познакомить магистрантов с актуальными вопросами обучения видам речевой деятельности;

− систематизировать знания по основам теории и методики обучения видам речевой деятельности в иноязычной аудитории, необходимые и достаточные для их научной и профессиональной деятельности;

− сформировать у студентов углубленные теоретические представления о речевой деятельности обучающихся с точки зрения основных современных направлений обучения русскому как неродном;

− расширение профессионального кругозора магистров по методике обучения русскому языку как неродному в полиэтнической аудитории современной школы;

−  обогатить терминологический аппарат исследования;

− сформировать у обучающихся навыки и умения работы с научной литературой;

− привить навыки исследовательской научной работы по специальности.

2. Место дисциплины в структуре программы: дисциплина входит в Модуль Б1 «Виды речевой деятельности. Методика преподавания», является обязательной дисциплиной М.5.В.1. и изучается в 4 семестре 2 курса.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Наименование дисциплины: Обучение видам речевой деятельности в курсе РКН

  2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

 

Раздел 1. Обучение чтению

      1.1. Чтение как цель обучения. Цели и содержание обучения чтению. Основные речевые механизмы чтения: речевой слух, речевая артикуляция, механизмы памяти, механизм эквивалентных замен, механизм осмысления. Типы информации, извлекаемой при чтении.

1.2. Классификация видов учебного чтения: вслух – про себя; подготовленное – неподготовленное; классное – домашнее. Виды чтения в зависимости от целевой установки (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее). Методика работы по развитию каждого вида чтения

1.3. Виды и стратегии чтения. Углубленное чтение. Изучающее чтение как разновидность углубленного. Обучение изучающему чтению. Умения, лежащие в основе данного вида чтения. Упражнения для обучения изучающему чтению. Ознакомительное чтение. Обучение ознакомительному чтению. Выборочное чтение. Поисковое чтение.

1.4. Уровни владения чтением. Оценочные шкалы, связанные с общим пониманием читаемого. Уровень А1, А2, В1, В2, С1, С2. Их особенности.

 1.5. Факторы, влияющие на понимание. Факторы, затрудняющие чтение: информационная насыщенность, сложная композиционно-логическая структура, отсутствие установки на способ чтения.

 

 

Раздел 2. Обучение аудированию

2.1. Аудирование как вид речевой деятельности, как цель и средство обучения. Глобальное, детальное, критическое восприятие аудиотекста

 2.2. Типлогия трудностей при обучении  аудированию как виду речевой деятельности. Механизмы аудирования.

2.3. Классификация упражнений для обучения аудированию как виду речевой деятельности (выстраивание фактологических цепочек из данных предложений, составление вопросов, выделение главной мысли и др.). Система контроля за пониманием обучающимися речевых сообщений.

 

 

Раздел 3. Обучение говорению и письму

 

3.1. Говорение как вид речевой деятельности обучающихся. Ситуация и тема. Жанры речевого общения. Неподготовленная и подготовленная речь.

3.2. Обучение монологической речи. Фрагментарное высказывание, монологическое единство и моноречь как единицы обучения монологу. Характеристика диалога и монолога. Особенности монологической речи (коммуникативная направленность высказывания, тематичность, целенаправленность, непрерывность, последовательность, логичность и др.).

3.3.Обучение диалогической речи. Цели и задачи обучения диалогической речи.  Типология упражнений по обучению диалога.

3.4.Обучение письму как виду речевой деятельности. Цели и задачи, основное содержание обучения письму Типология упражнений обучения письму. Языковые и речевые упражнения.

  1. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

Радел 1. Обучение чтению.

Тема 1. Понятие стратегии чтения как вида речевой деятельности. Основные виды стратегий. Углубленное чтение.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чём заключаются основные особенности стратегий чтения?

  2. Раскройте основные характеристики углубленного чтения. Из чего складывается обучение различным видам чтения?

  3. Назовите условия успешности обучения изучающему чтению.

  4. Как связано обучение чтению с фонетикой, лексикой и грамматикой? Покажите эту взаимосвязь на конкретных языковых примерах.

  5. Проанализируйте упражнения для обучения изучающему чтению

     

    Раздел 1. Обучение чтению.

    Тема 2.  Ознакомительное чтение. Обучение ознакомительному чтению. Умения, лежащие в основе данного вида чтения. Упражнения для обучения ознакомительному чтению.

    Вопросы для обсуждения

  1. В чем заключаются основные особенности ознакомительного чтения?

  2. Расскажите о методике обучения ознакомительному чтению.

  3. В чем суть умений, лежащих в основе данного вида чтения?

  4. Приведите примеры упражнений для ознакомительного чтения

     

    Раздел 1. Обучение чтению.

    Тема 3.  Выборочное чтение как способ чтения, используемый для поиска информации. Поисковое чтение. Обучение поисковому чтению. Умения, лежащие в основе данного вида чтения. Упражнения для обучения поисковому чтению.

    Вопросы и задания для обсуждения.

  1. Чем отличается выборочное чтение от поискового? Ответ аргументируйте.

  2. Принципы обучения поисковому чтению.

  3. Приведите примеры упражнений для обучения поисковому чтению.

  4. Назовите умения, лежащие в основе поискового чтения. Покажите, как происходит формирование данных умения при выполнении упражнений.

  5. Каковы отличия аналитического от синтетического вида чтения?

  6. Каковы отличия по степени участия родного языка?

  7. Расскажите об особенностях организации классного и домашнего чтения.

  8.  На что направлены предтекстовые задания (этап антиципации)?

     

    Радел 2. Обучение аудированию.

    Тема 1. Обучение аудированию как виду речевой деятельности.

    Вопросы для обсуждения:

  1. В чём заключаются основные особенности аудирования как вида речевой деятельности?

  2. Раскройте основные характеристики содержания обучению аудированию

  3. Назовите условия успешности обучения аудированию. Как связано обучение аудированию с фонетикой, лексикой и грамматикой? Покажите эту взаимосвязь на конкретных языковых примерах.

  4. Проанализируйте упражнения для обучения аудированию.

     

    Радел 2. Обучение аудированию.

    Тема 2. Средства и приемы обучения аудированию.

    Вопросы для обсуждения:

  1. В чём заключаются основные средства обучения аудированию?

  2. Раскройте основные характеристики приемов обучения аудированию.

  3. Представьте типологию упражнений обучения аудированию.

  4. Проанализируйте упражнения для обучения аудированию

  5. В чём заключаются технологии обучения аудированию?

  6. Раскройте связь аудирования с чтением.

  7. Назовите условия успешности обучения аудированию.

  8. Как связано обучение аудированию с письмом как видом речевой деятельности? Покажите эту взаимосвязь на конкретных языковых примерах.

     

    Радел 3. Обучение говорению и письму.

    Тема 1. Говорение как вид речевой деятельности.

    Вопросы для обсуждения:

  1. В чём заключаются основные особенности говорения как вида речевой деятельности?

  2. Раскройте содержание понятий «активное говорение», «ответное говорение», «репродуктивное говорение». Что является содержанием говорения?

  3. Назовите подходы к обучению говорению.

  4. Как связано обучение говорению с обучением чтению, аудированию, письму? Покажите эту взаимосвязь на конкретных языковых примерах.

  5. Проанализируйте упражнения для обучения говорению.

     

    Радел 3. Обучение говорению и письму.

    Тема 2 - 3. Типология упражнений обучения говорению. Письмо как вид речевой деятельности. Взаимосвязь чтения, аудирования, говорения и письма как видов речевой деятельности.

    Вопросы для обсуждения:

  1. В чём заключаются основные особенности языковых упражнений?

  2. Раскройте основные характеристики коммуникативно-речевых упражнений.

  3. Назовите умения, формирующиеся с использованием коммуникативно-речевых упражнений.

  4. Расскажите о методике обучения монологу.

  5. Проанализируйте упражнения в обучении монологическому дискурсу.

  6. В чём заключаются упражнения при обучении письму?

  7. Раскройте основные характеристики языковых и речевых упражнений.

  8. Изложение как вид речевых упражнений.

  9. Проанализируйте упражнения для обучения чтению из учебников русского языка.

     

    Задания для самостоятельной работы:

     

    Задание 1. Сформулируйте определение чтения как разновидности речевой деятельности.

    Задание 2.  Расскажите о видах речевых механизмов, лежащих в основе чтения как разновидности речевой деятельности.

    Задание 3. Дайте представление о речевом слухе как речевом механизме.

    Задание 4. Дайте представление о речевой артикуляции как речевом механизме.

    Задание 5. Расскажите об уровнях понимания в процессе чтения.

    Задание 6.  Расскажите о видах речевых механизмов, лежащих в основе аудирования как разновидности речевой деятельности.

    Задание 7. С какой целью, по вашему мнению, предлагаются в учебниках следующие упражнения: «Составьте предложения с указанными синонимами», «Трансформируйте вопросительную фразу в повествовательную»?

    Задание 8.  Расскажите о видах речевых механизмов, лежащих в основе говорения как разновидности речевой деятельности.

    Задание 9. Расскажите, тем отличается учебный текст от естественного?

     

Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:

а) основная литература

  1. Балыхина Т.Н. Методика преподавания русского языка как неродного. Учебное пособие. М, РУДН 2008. (Интернет-вариант)

  2. Пассов Е.И Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989.

  3. Журавлева Л.С., Зиновьева М.Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов). М., 1984; 1990.

 

б) дополнительная литература

  1. Акишина.О.Е. Учим учить. М., 2002

  2. Ашурова С.Д. Трансформация как прием работы над учебным текстом. /Роль художественного текста в культурно-языковой адаптации детей мигрантов. Материалы научно-практической конференции. – М., МГПИ: 2011

  3. Балыхина Т.Н. Методика преподавания русского языка как неродного. Учебное пособие. М, РУДН 2008. (Интернет-вариант)

  4. Бучкова И М . Формирование билингвизма в дошкольный и школьный периоды. / Тезисы III Международной конференции «Проблемы формирования сбалансированного билингвизма» (Санкт-Петербург, 4-7 ноября, 2012г.). – СПб.: Златоуст, 2012.

  5. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / В.П. Григорьева и др. М., 1985.

  6. Егорова Н.Г. Знакомство с произведением К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» /Роль художественного текста в культурно-языковой адаптации детей мигрантов. Материалы научно-практической конференции. – М., МГПИ: 2011

  7. Журавлева Л.С., Зиновьева М.Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов). М., 1984; 1990.

  8. Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Русский язык: от ступени к ступени (1), (2-3), М., Этносфера, 2007

  9. Лысакова И.П., Уша Т.Ю. Васильева Г.М. и др. Корректировочный курс русского языка для детей-инофонов. Мы говорим по-русски СПб, 2008.

  10. Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. М., 1981.

  11. Мещерякова О.А. Выбор текста и его анализ в мотивационной технологии обучения русскому языку детей мигрантов. / Тезисы III Международной конференции «Проблемы формирования сбалансированного билингвизма» (Санкт-Петербург, 4-7 ноября, 2012г.). – СПб.: Златоуст, 2012.

  12. Постнова Н.В. О тексте как единице обучения» /Роль художественного текста в культурно-языковой адаптации детей мигрантов. Материалы научно-практической конференции. – М. МГПИ: 2011

  13. Русский язык: от ступени к ступени». В двух частях. Ч.1. Грамматика; Ч.2. Чтение и развитие речи. II ступень (4 класс)  (Сопроводительный курс к дисциплине  «Русский язык» для  нерусскоязычных детей  с неполным владением русским языком)  /Е.В. Какорина, Л.В. Костылёва, Т.В. Савченко – М.: Этносфера, АО «Московские учебники», 2011.

  14. Русский язык и литература в полиэтничеких классах // Пособие под ред. В.А. Кохановой. М. – Ярославль, 2012

  15. Старостина О.В. Поэтический  текст на уроках русского как неродного. / Тезисы III Международной конференции «Проблемы формирования сбалансированного билингвизма» (Санкт-Петербург, 4-7 ноября, 2012г.). – СПб.: Златоуст, 2012.

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе их формирования

Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы. Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе.

 

Примерная тематика рефератов/презентаций

1.     Проблемы, свидетельствующие о несформированности техники чтения.

2.     Особенности обучения чтению детей-билингвов. Условия вхождения в язык. Совместное чтение. Работа над словом.

3.     Учебные материалы по обучению чтению в электронном виде с использованием прикладных и инструментальных программ.

4.     Принципы отбора и обработки текстов при обучении чтению; требования к текстам, предназначенным для обучения различным видам чтения.

5.     Типология информации, извлекаемой при чтении.

6.     Умения, необходимые для говорения.

7.     Виды текста при обучении говорению.

8.     Умения, необходимые для слушания.

9.     Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.

 

Примерный перечень вопросов для зачета/экзамена

  1. Чтение как цель обучения. Классификация видов учебного чтения.

  2. Виды и стратегии чтения.

  3. Углубленное чтение. Изучающее чтение как разновидность углубленного. Обучение изучающему чтению. Умения, лежащие в основе данного вида чтения.

  4. Ознакомительное чтение. Обучение ознакомительному чтению.

  5. Выборочное чтение. Обучение выборочному чтению.

  6. Поисковое чтение. Обучение поисковому чтению.

  7. Аудирование как вид речевой деятельности.

  8. Механизмы порождения слушания.

  9. Классификация упражнений для обучения аудированию.

  10. Учебник как средство обучения на уроках русского как неродного

  11. Отбор языкового материала для учебников русского языка как родного, неродного и иностранного

  12. Отбор лексического материала для учебников русского языка как родного, неродного и иностранного

  13. Отбор грамматического материала для учебников русского языка как родного, неродного и иностранного.

  14. Говорение как вид речевой деятельности.

  15. Обучение монологической речи.

  16. Обучение диалогической речи.

  17. Обучение письму.

     

 

Примерный перечень тем проектов

  1. Параллельное обучение видам речевой деятельности.

  2. Типология упражнений для обучения изучающему чтению.

  3. Уровни владения чтением Уровни владения чтением.

  4. Факторы, затрудняющие чтение: информационная насыщенность, сложная композиционно-логическая структура, отсутствие установки на способ чтения. 

  5. Факторы, способствующие продуктивному чтению: степень приближения лексики, грамматики и стиля текста к лексико-грамматическому запасу говорящего.

  6. Особенности структуры современного учебника по русскому языку как родному, как неродному, как иностранному.

  7. Принципы отбора текстов для учебников русского языка как родного, неродного и иностранного.

  8. Упражнения и игры, отрабатывающие лексические и грамматические формы при обучении говорению.

  9. Обучение изложению на уроках русского как неродного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    Наименование дисциплины Русский язык и культура речи

  1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

 

Введение

       Язык и речь. Типология норм современного литературного русского языка. Современная языковая ситуация. Словари русского языка. Лексикографическая компетенция.

      Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

 

Раздел 1. Орфоэпические и акцентологические нормы.

         .

 

      Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

       Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

      Фонетические средства речевой выразительности.

 

Раздел 2. Лексические нормы

 

       Слово, его лексическое значение. Лексико-фразеологическая норма.

Синонимы и речевая культура. Слова – паронимы и точность речи.

 

Раздел 3. Морфологические нормы. 

 

      Трудные случаи употребления имён существительных, прилагательных. Варианты окончаний в именительном и родительном падежах множественного числа имён существительных.

      Нормы употребления имени числительного и местоимения

      Употребление форм русского глагола.

 

Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка

      Синтаксические нормы. Колебания и нормы в системе словосочетания

Выбор предложно-падежной формы управляемого слова: предлоги в - из; на – с.

       Колебания и нормы в системе предложения: согласование главных членов предложения, согласование определений, оформление причастного

оборота, оформление деепричастного оборота, ошибки в построении

сложноподчинённых предложений. Языковые особенности научного, публицистического и делового стилей. Жанры научной устной письменной речи (курсовая работа, дипломная работа).

Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине


    Раздел 1. Орфоэпические и акцентологические нормы

    Тема 1. Орфоэпические нормы

    Вопросы для обсуждения:

    1. Правила произношения гласных звуков.
    2. Произношение [о] в безударных слогах.
    3. Особенности перехода ударного е в о в современном русском языке.
    4. Произношение согласных перед ударным е в заимствованных словах.
    5. Твёрдость – мягкость согласного в положении перед мягким согласным.
    6. Ударение в именах существительных и прилагательных

    Раздел 2. Лексика и фразеология. Нормы русского правописания.

    Тема 1. Лексические нормы

    Вопросы для обсуждения:

    1. Слово и его значение в речи
    2. Иноязычные слова в современной русской речи
    3. Синонимы и речевая культура
    4. Слова – паронимы и точность речи
    5. Плеоназм как одно из нарушений лексических норм

    Раздел 3. Морфология. Нормы русского правописания.

    Тема 1. Трудные случаи употребления имён существительных и прилагательных.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Род имён существительных
    2. Склонение имён существительных, варианты падежных форм
    3. Имя собственное и нормы его употребления
    4. Образование и употребление форм степеней сравнения
    5. Употребление кратких форм прилагательных

    Раздел 3. Морфология. Нормы русского правописания

    Тема 2. Нормы употребления имён числительных и местоимения.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Склонение простых числительных
    2. Склонение составных числительных
    3. Особенности употребления числительных в сочетании с существительными
    4. Трудные случаи употребления местоимений

    Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка

    Тема 1. Синтаксические нормы.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Колебания и нормы в системе словосочетания
    2. Выбор предложно-падежной формы управляемого слова:
    3. - предлоги в - из; на - с

      - производные предлоги

    4. Колебания и нормы в системе предложения:

    - согласование главных членов предложения

    - согласование определений

    - оформление причастного оборота

    - оформление деепричастного оборота

    - ошибки в построении сложноподчинённых предложений

     

    Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка

    Тема 2. Стилистические нормы.

    Вопросы для обсуждения:

      1. Стилистическая окраска языковых единиц
      2. Функциональные стили современного русского литературного языка
      3. Стилистические ошибки
      4. Письменная научная речь:

    1) качества научной речи и её языковые особенности: объективность, логичность, доказательность, точность, обобщённость

    2) научная статья, курсовая работа.

    Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка

    Тема 3. Устная речь.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Особенности устной речи (основные приёмы подготовки устной речи, стили и жанры устной литературной речи)
    2. Устная разговорная речь. Беседа
    3. Устная деловая и публицистическая речь (деловая беседа, правила речевого поведения вежливых партнёров)
    4. 4. Устная научная речь

      • Особенности научно-информативных жанров
      • Реферативное сообщение
      • Лекция
      • Доклад

      Раздел 4. Синтаксические нормы. Языковые особенности стилей современного русского языка

      Тема 4. Языкове особенности официально-делового стиля

      Вопросы для обсуждения:

      1. лексические особенности (речевые штампы, архаические предлоги и др.);
      2. морфологические особенности (преимущественное употребление глагола в форме 3 лица, использование отглагольных существительных, использование превосходной степени прилагательных);
      3. синтаксические особенности (употребление простых осложненных предложений, предложений с инверсией).

      Тема 5 - 6. Языкове особенности публицистического стиля

      Вопросы для обсуждения:

      1. лексические особенности (частотное использование качественно-оценочных прилагательны, метафор, отбор устойчивых сочетаний);
      2. интеллектуализация стиля (документализм, сдержанность, обобщенность);
      3. использование логоэпистем;
      4. морфологические особенности (характерное значение времени);
      5. синтаксические особенности (парцеллированные конструкции, именительный темы, вопросно-ответные построения).

       

      Задания для самостоятельной работы:

      Задание. Прочитайте в соответствии с пометами ударения. По каким правилам произносятся данные глаголы. Составьте словосочетания с данными глаголами.

      Нача՜ть- на՜чал, начала՜, на՜чало, на՜чали

      Поня՜ть – по՜нял, поняла՜, по՜няло, по՜няли

      Отня՜ть – о՜тнял, отняла՜, о՜тняло, о՜тняли

      Прибы՜ть – при՜был, прибыла՜, при՜было, при՜были

      Созда՜ть – со՜здал, создала՜, со՜здало, со՜здали

      Задание. Расставьте ударения в глаголах женского рода прошедшего времени, составьте с ними словосочетания.

      Создала, прибыла, отняла, поняла, начала, создала, приняла, продала, клала.

      Задание. Расставьте ударения в существительных родительного падежа множественного числа.

      Областей ведомостей простынь (простыней) плоскостей прибылей ступеней (часть лестницы) ступеней (в развитии чего-либо) досок доньев сирот тортов шарфов портов отраслей местностей мощностей

      Задание. Устно проспрягайте указанные глаголы.

      Звонить, включить, повторить.

      Задание. Прочитайте. Назовите, какие речевые ошибки допущены в данных предложения. Исправьте речевые ошибки и укажите их тип.

      Нужно понимать, что нет большей власти в государстве, чем контроль над денежным предложением и процентными ставками. Изменение процентных ставок сказывает влияние на всё в экономике: на стоимость недвижимости, на цены акций, на розничные продажи. Именно строительное лобби пробило то, что Москву расширили в два с половиной раза в юго-западном направлении, откуда идёт роза ветров. До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым и памятным человеком. Исполнительное мастерство актёра достойно восхищения. Пора подвести результаты встречи. Особое внимание было отведено предупреждению речевых ошибок. Общая длина рек и протоков составляет сегодня около трехсот километров, из которых большая половина – искусственные.

      Задание. От данных прилагательных образуйте и запишите формы сравнительной и превосходной степеней сравнения. Назовите прилагательные, которые не имеют степени сравнения.

      Хороший, здоровый, живой, гордый, плохой, вороной, маленький, хромой, весёлый, грубый, красивый.

      Задание. Прочитайте, исправьте синтаксические ошибки, нарушающие согласования подлежащего и сказуемого в предложениях. Объясните, в чём суть ошибки.

      Большинство учеников участвовало в олимпиаде по биологии. Тридцать три ученика заслуженно получил высокий балл. Тысяча зрителей следили за разворачивающимися событиями. Все, кто побывал на Алтае, увёз яркие впечатления о нём. Пара кенгуру появились в зоопарке. Лишь пять учеников не справились с заданием. Несколько пуль провизжали над моей головой. Все, кто видел этот исторический фильм, запомнит его. По углам Банковского моста в Петербурге расположены грифоны, сторожа золота, множество людей проходит по нему каждый день.

      Задание. Зная типовую ситуацию (цель) текста и жанр документа, назовите языковую модель.

      Приказ, распоряжение, решение, просьба, напоминание, подтверждение, сообщение, претензия.

       

       

      Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:

      а) основная литература

      1. Русский язык и культура речи: учеб. и практикум для бакалавров. Под ред. В.Д. Черняк. М.: Юрайт, 2013. - 495с.
      2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 539с.
      3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов по дисциплине «Русский язык и культура речи» / М.: Логос, 2015. – 431с.

      б) дополнительная литература

      1. Агеенко Ф.Л. По страницам Словаря ударений // Русская речь. 1990. №1
      2. Акишина А.Я. Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М.,1994.
      3. Борунова С.Н. Где ставить ударение? // Русская речь. 1994. №2
      4. Блюменау Д.И. Проблемы свёртывания научной информации. - Москва, 1982
      5. Брусенская Л.А. Служит ли категория числа для создания точности речи? Русский язык в школе. 1995. №4
      6. Величенко А.Р. О «русскости» русского языка наших дней. Русская речь. 1995. №6
      7. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика: курс лекций. М.: Ступени: Инфра-М, 2002.
      8. Резниченко И.Л. О типологии орфоэпических ошибок // Русский язык в школе. 1996. №3
      9. Русский язык и культура речи: учебное пособие // Под. Ред. О.Я. Гойхмана. - М.: РИОР, 2009.
      10. Павлова Е.С. Ты и вы. 1992. №2
      11. Сергеева Е.В. Заимствования 80-90-х гг. в социолингвистическом аспекте. Русская речь. 1996. №5
      12. Ширшов И.А. Два и пара. Русская речь. 1999. №5
      13. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений. - Москва, 1984
      14. Соловьёв В.И. Составление и редактирование рефератов. - Москва, 1975.
      15. Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник. М.: Academia, 2003.