Настройка зачисления на курс
1. Цели и задачи освоения дисциплины: формирование у студентов представления о психологии как целостной, интегративной науке, направленной на изучение человека в совокупности его личностных и социальных характеристик. Средством достижения этой цели является рассмотрение развития психологических представлений в контексте истории человеческой культуры, что позволяет существенно обогатить возможности теоретического и практического познания психологических феноменов.
Задачи курса:
- Развитие представлений о месте психологии в системе других наук;
- Раскрытие логики развития психологии как науки в контексте общемировой культуры;
- Выявление зависимости психологических представлений от уровня развития науки и особенностей культуры;
- Обоснование возможности рассмотрения человека с различных методологических позиций;
- Формирование теоретических и методологических предпосылок для анализа психических явлений;
- Выработка у студентов осознанной позиции по отношению к различным направлениям психологии, отраслям, школам, теоретическим подходам, методам и категориальному аппарату;
- Усвоение современного состояния психологии как науки и определение ее основных проблем на настоящем этапе развития.
2. Место дисциплины в структуре ОП:
дисциплина «История психологии» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б3). Курс «История психологии» охватывает основные этапы и периоды развития мировой и российской психологической науки от возникновения психологических идей в Древней Греции до обзора современных направлений психологических исследований. В тематическом построении курса использован хронологический принцип, отражающий последовательное развитие психологического знания в разные временные периоды. Курс готовит студентов к дальнейшему изучению различных отраслей психологической науки и рассматривает вклад отечественных и зарубежных ученых в современное понимание психической реальности, последние достижения психологической науки. Дисциплина «История психологии» позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по истории зарождения и динамике психологических знаний, их связи с актуальным состоянием психологической науки.
С этой точки зрения курс связан межпредметными связями с дисциплинами цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б1): (базовая часть) история, философия; (вариативная часть) профессиональная этика. Межпредметные связи с циклом профессинальных дисциплин (Б3): (базовая часть) введение в профессию, общая психология, методологические основы психологии, этнопсихология, психология личности, социальная психология, психология труда, инженерная психология и эргономика, психология развития и возрастная психология, педагогическая психология.
Изучение истории психологии ориентирует студентов на развитие научно-теоретического мышления, возможность анализа событий реальной жизни методами истории психологии.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК): студенты должны проявить способность и готовность к:
- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);
Общепрофессиональные компетенции (ПК), подразделяющиеся на компетенции практической деятельности и педагогической деятельности и научно – исследовательской деятельности, которые включают:
(компетенции практической деятельности)
- (научно – исследовательская деятельность)
· готовность и способность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
· способность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
- наиболее значимые события, факты и персоналии в истории развития научного психологического знания;
- логику развития психологии как науки в контексте общемировой культуры на основе усвоенных теоретических знаний, категорий, понятий;
Уметь применять на практике полученные знания, усвоить современное состояние психологии как науки и определение ее основных проблем на настоящем этапе развития.
Владеть знаниями методологических предпосылок для анализа психических явлений.
- Преподаватель: Рыжов Борис Николаевич