Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Общее количество часов – 108, трудоемкость  по  ФГОС  (в зачетных  единицах)  - 3 зачетные единицы.

Цель курса -  ознакомить студентов с основными теоретико-методологическими основами и проблемами современной психологической науки.

Задачи курса;

-   раскрыть содержание основных понятий методологии науки;

- раскрыть методологическую роль теории, понятийного аппарата в психологической науке; парадигмы и концепции современной        психологии;

- показать место и роль психологических исследований в психологической науке, раскрыть специфику предмета и метода психологического  исследования;

- дать понимание основ системной методологии психологического  исследования и вытекающих из нее методов системно-психологического  анализа;

- сформировать у студентов потребность в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;

- раскрыть теоретические основы и особенности системного психологического исследования.

Курс «Методологические основы психологии» связан по содержанию с философией, историей психологии, психодиагностикой, общей психологией, экспериментальной психологией др.  дисциплинами учебного плана. Изучение курса ориентирует студентов на научно-исследовательскую работу.

В учебно-методическом комплексе курса по каждой теме приводится краткое ее содержание, приведен перечень основной и дополнительной рекомендуемой литературы.

Требования к усвоению содержания курса.

После изучения данного курса студент должен уметь и знать:

-  основные научные категории, принципы и закономерности;

- знать основы системной методологии, основные категории, принципы исследования:

- ориентироваться в методологических проблемах психологии и в способах организации

   методологической работы;

- понимать цели методологии, задачи и методы профессиональной деятельности

   психолога;

- владеть методами организации и проведения психологических исследований.

            Курс «Методологические основы психологии» предполагает развитие у студентов следующих видов компетентностей:

Общекультурные компетенции:

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

- понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений (ОК-9);

- профессионально профилированному использование современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).

            Профессиональные компетенции:

Общепрофессиональная и практическая деятельность:

- способность и готовность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

- способность и готовность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК – 4);

- способность и готовность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

- способность и готовность к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

- способность и готовность к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

 

Научно – исследовательская деятельность и практическая деятельность:

- способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

- способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

- способность и готовность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК11);

-способность и готовность к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

- реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

- способность и готовность к выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14);

 

Педагогическая деятельность:

- способность и готовность к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);

- способность и готовность к участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

- способность и готовность к подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);

- способность и готовность к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

- способность и готовность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

 

Организационно – управленческая деятельность:

- способность и готовность к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21).

 

Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется проверкой выполнения заданий для самостоятельной работы; письменными контрольными работами и тестированием, написанием рефератов.

Итоговый контроль – экзамен в 8 семестре.


Программа курса «История и теория религий» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология», утвержденного в 2000 г. Общее количество часов – 185.  

Курс истории и теории религий предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология», очно-заочной формы обучения.

Курс предназначен для студентов очно-заочной формы обучения. Программа курса призвана конкретизировать знания студентов об основных теоретических положениях и подходах применительно к анализу религий в вопросах  содержания, структуры и функции религиозных течений в жизни общества и индивида, специфики религиозных учений и религиозного сознания.

Цель курса: дать целостное представление о религии, познакомить с предметом истории религии, сформировать представление об истоках и развитии религиозных учений в мировой истории, раскрыть мировоззренческую, культурную роль религии в современном обществе,  сформировать представление о постепенном выделении религиозных представлений и практики из общей сферы деятельности человека, объяснить связь религиозных учений с общечеловеческими ценностями, моралью.

Задачи курса:

·                   дать общие сведения о религии, раскрыть понимание сущности основных  подходов к изучению религии, познакомить с предметом истории религии;

·                   раскрыть основополагающие положения философских, исторических, социологических и психологических основ религии;

·                   сформировать представление о постепенном выделении религиозных представлений и практики из общей сферы деятельности человека;

·                   дать понимание тенденции религиозных течений в современном обществе;

·                   воспитывать уважение религиозных убеждений и чувств других людей;

·                   раскрыть особенности религиозного отражения действительности; структуры  и специфики религиозного сознания; содержание религиозных учений;

·                    объяснить связь религиозных учений с общечеловеческими ценностями, моралью.

Курс истории и теории религий относится к федеральному компоненту цикла ГСЭ ГОС ВПО подготовки специалиста-психолога и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по истории и теории зарождения и динамике религиозных знаний. Курс по содержанию связан межпредметными связями с философией, культурологией, историей и др. дисциплинами учебного плана.  

В программе курса имеется краткое содержание, план для самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям,  список рекомендуемой основной и дополнительной литературы к каждой теме, а также  примерный перечень тем реферативных работ. Прилагается пример тестовых заданий курса и перечень вопросов к экзамену и зачету.

 

Требования к усвоению содержания курса.

 

После изучения данного курса студент должен:

o         иметь представление о наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях в истории религии, развития научного знания о религиях;

o         знать основные мировые религии: историю, традиции, культ;

o         знать вклад ведущих мыслителей в развитие учений о религиях, историю научных направлений, особенности развития религиозных воззрений в различные хронологические периоды;

o         уметь выявлять зависимость религиозных представлений от уровня развития культуры и общества;

 

Текущий контроль качества усвоения знаний студентов осуществляется проведением контрольных работ,  тестирования, написанием рефератов по разделам и темам в течение семестра.

Итоговый контроль -  экзамен во 2 семестре.


1. Цели и задачи освоения дисциплины: формирование у студентов представления о психологии как целостной, интегративной науке, направленной на изучение человека в совокупности его личностных и социальных характеристик. Средством достижения этой цели является рассмотрение развития психологических представлений в контексте истории человеческой культуры, что позволяет существенно обогатить возможности теоретического и практического познания психологических феноменов.

Задачи курса:

  • Развитие представлений о месте психологии в системе других наук;
  •  Раскрытие логики развития психологии как науки в контексте общемировой  культуры;
  • Выявление зависимости психологических представлений от уровня развития науки и особенностей культуры;
  • Обоснование возможности рассмотрения человека с различных методологических позиций;
  • Формирование теоретических и методологических предпосылок для анализа психических явлений;
  • Выработка у студентов осознанной позиции по отношению к различным направлениям психологии, отраслям, школам, теоретическим подходам, методам и категориальному аппарату;
  • Усвоение современного состояния психологии как науки и определение ее основных проблем на настоящем этапе развития.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

дисциплина «История психологии» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б3).  Курс «История психологии» охватывает основные этапы и периоды развития мировой и российской психологической науки от возникновения психологических идей в Древней Греции до обзора современных направлений психологических исследований. В тематическом построении курса использован хронологический принцип, отражающий последовательное развитие психологического знания в разные временные периоды. Курс готовит студентов к дальнейшему изучению различных отраслей психологической науки и  рассматривает вклад отечественных и зарубежных ученых в современное понимание психической реальности, последние достижения психологической науки. Дисциплина «История психологии» позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по истории зарождения и динамике психологических знаний, их связи с актуальным состоянием психологической науки.

С этой точки зрения курс связан межпредметными связями с дисциплинами цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б1): (базовая часть) история, философия; (вариативная часть) профессиональная этика. Межпредметные связи с циклом профессинальных дисциплин (Б3): (базовая часть) введение в профессию, общая психология, методологические основы психологии, этнопсихология, психология личности, социальная психология, психология труда, инженерная психология и эргономика, психология развития и возрастная психология, педагогическая психология.

Изучение истории психологии ориентирует студентов на развитие научно-теоретического мышления,  возможность анализа событий реальной жизни методами истории психологии.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК): студенты должны проявить способность и готовность к:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);

 

Общепрофессиональные компетенции (ПК), подразделяющиеся на компетенции практической деятельности и педагогической деятельности и научно – исследовательской деятельности, которые включают:

(компетенции практической деятельности)

 

  • (научно – исследовательская деятельность)

·      готовность и способность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

·      способность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

- наиболее значимые события, факты и персоналии в истории развития научного психологического знания;

- логику развития психологии как науки в контексте общемировой культуры на основе усвоенных теоретических знаний, категорий, понятий;

Уметь применять на практике полученные знания, усвоить современное состояние психологии как науки и определение ее основных проблем на настоящем этапе развития.

Владеть знаниями методологических предпосылок для анализа психических явлений.