- Преподаватель: Рыжов Борис Николаевич
Курс
предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Общее
количество часов – 108, трудоемкость
по ФГОС (в зачетных
единицах) - 3 зачетные единицы.
Цель курса - ознакомить студентов с основными теоретико-методологическими основами и проблемами современной психологической науки.
Задачи курса;
- раскрыть содержание основных понятий методологии науки;
- раскрыть методологическую роль теории, понятийного аппарата в психологической науке; парадигмы и концепции современной психологии;
- показать место и роль психологических исследований в психологической науке, раскрыть специфику предмета и метода психологического исследования;
- дать понимание основ системной методологии психологического исследования и вытекающих из нее методов системно-психологического анализа;
- сформировать у студентов потребность в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;
- раскрыть теоретические основы и особенности системного психологического исследования.
Курс «Методологические основы психологии» связан по содержанию с философией, историей психологии, психодиагностикой, общей психологией, экспериментальной психологией др. дисциплинами учебного плана. Изучение курса ориентирует студентов на научно-исследовательскую работу.
В учебно-методическом комплексе курса по каждой теме приводится краткое ее содержание, приведен перечень основной и дополнительной рекомендуемой литературы.
Требования к усвоению содержания курса.
После изучения данного курса студент должен уметь и знать:
- основные научные категории, принципы и закономерности;
- знать основы системной методологии, основные категории, принципы исследования:
- ориентироваться в методологических проблемах психологии и в способах организации
методологической работы;
- понимать цели методологии, задачи и методы профессиональной деятельности
психолога;
- владеть методами организации и проведения психологических исследований.
Курс «Методологические основы психологии» предполагает развитие у студентов следующих видов компетентностей:
Общекультурные компетенции:
- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
- понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
- проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений (ОК-9);
- профессионально профилированному использование современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).
Профессиональные компетенции:
Общепрофессиональная и практическая деятельность:
- способность и готовность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
- способность и готовность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК – 4);
- способность и готовность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
- способность и готовность к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
- способность и готовность к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
Научно – исследовательская деятельность и практическая деятельность:
- способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
- способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
- способность и готовность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК11);
-способность и готовность к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);
- реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
- способность и готовность к выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14);
Педагогическая деятельность:
- способность и готовность к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);
- способность и готовность к участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);
- способность и готовность к подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);
- способность и готовность к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
- способность и готовность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
Организационно – управленческая деятельность:
- способность и готовность к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21).
Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется проверкой выполнения заданий для самостоятельной работы; письменными контрольными работами и тестированием, написанием рефератов.
Итоговый контроль – экзамен в 8 семестре.
- Преподаватель: Рыжов Борис Николаевич
Программа курса «История и теория религий» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология», утвержденного в 2000 г. Общее количество часов – 185.
Курс истории и теории религий предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология», очно-заочной формы обучения.
Курс предназначен для студентов очно-заочной формы обучения. Программа курса призвана конкретизировать знания студентов об основных теоретических положениях и подходах применительно к анализу религий в вопросах содержания, структуры и функции религиозных течений в жизни общества и индивида, специфики религиозных учений и религиозного сознания.
Цель курса: дать целостное представление о религии, познакомить с предметом истории религии, сформировать представление об истоках и развитии религиозных учений в мировой истории, раскрыть мировоззренческую, культурную роль религии в современном обществе, сформировать представление о постепенном выделении религиозных представлений и практики из общей сферы деятельности человека, объяснить связь религиозных учений с общечеловеческими ценностями, моралью.
Задачи курса:
· дать общие сведения о религии, раскрыть понимание сущности основных подходов к изучению религии, познакомить с предметом истории религии;
· раскрыть основополагающие положения философских, исторических, социологических и психологических основ религии;
· сформировать представление о постепенном выделении религиозных представлений и практики из общей сферы деятельности человека;
· дать понимание тенденции религиозных течений в современном обществе;
· воспитывать уважение религиозных убеждений и чувств других людей;
· раскрыть особенности религиозного отражения действительности; структуры и специфики религиозного сознания; содержание религиозных учений;
· объяснить связь религиозных учений с общечеловеческими ценностями, моралью.
Курс истории и теории религий относится к федеральному компоненту цикла ГСЭ ГОС ВПО подготовки специалиста-психолога и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по истории и теории зарождения и динамике религиозных знаний. Курс по содержанию связан межпредметными связями с философией, культурологией, историей и др. дисциплинами учебного плана.
В программе курса имеется краткое содержание, план для самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы к каждой теме, а также примерный перечень тем реферативных работ. Прилагается пример тестовых заданий курса и перечень вопросов к экзамену и зачету.
Требования к усвоению содержания курса.
После изучения данного курса студент должен:
o иметь представление о наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях в истории религии, развития научного знания о религиях;
o знать основные мировые религии: историю, традиции, культ;
o знать вклад ведущих мыслителей в развитие учений о религиях, историю научных направлений, особенности развития религиозных воззрений в различные хронологические периоды;
o уметь выявлять зависимость религиозных представлений от уровня развития культуры и общества;
Текущий контроль качества усвоения знаний студентов осуществляется проведением контрольных работ, тестирования, написанием рефератов по разделам и темам в течение семестра.
Итоговый контроль - экзамен во 2 семестре.
- Преподаватель: Рыжов Борис Николаевич
1. Цели и задачи освоения дисциплины: формирование у студентов представления о психологии как целостной, интегративной науке, направленной на изучение человека в совокупности его личностных и социальных характеристик. Средством достижения этой цели является рассмотрение развития психологических представлений в контексте истории человеческой культуры, что позволяет существенно обогатить возможности теоретического и практического познания психологических феноменов.
Задачи курса:
- Развитие представлений о месте психологии в системе других наук;
- Раскрытие логики развития психологии как науки в контексте общемировой культуры;
- Выявление зависимости психологических представлений от уровня развития науки и особенностей культуры;
- Обоснование возможности рассмотрения человека с различных методологических позиций;
- Формирование теоретических и методологических предпосылок для анализа психических явлений;
- Выработка у студентов осознанной позиции по отношению к различным направлениям психологии, отраслям, школам, теоретическим подходам, методам и категориальному аппарату;
- Усвоение современного состояния психологии как науки и определение ее основных проблем на настоящем этапе развития.
2. Место дисциплины в структуре ОП:
дисциплина «История психологии» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б3). Курс «История психологии» охватывает основные этапы и периоды развития мировой и российской психологической науки от возникновения психологических идей в Древней Греции до обзора современных направлений психологических исследований. В тематическом построении курса использован хронологический принцип, отражающий последовательное развитие психологического знания в разные временные периоды. Курс готовит студентов к дальнейшему изучению различных отраслей психологической науки и рассматривает вклад отечественных и зарубежных ученых в современное понимание психической реальности, последние достижения психологической науки. Дисциплина «История психологии» позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по истории зарождения и динамике психологических знаний, их связи с актуальным состоянием психологической науки.
С этой точки зрения курс связан межпредметными связями с дисциплинами цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б1): (базовая часть) история, философия; (вариативная часть) профессиональная этика. Межпредметные связи с циклом профессинальных дисциплин (Б3): (базовая часть) введение в профессию, общая психология, методологические основы психологии, этнопсихология, психология личности, социальная психология, психология труда, инженерная психология и эргономика, психология развития и возрастная психология, педагогическая психология.
Изучение истории психологии ориентирует студентов на развитие научно-теоретического мышления, возможность анализа событий реальной жизни методами истории психологии.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК): студенты должны проявить способность и готовность к:
- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);
Общепрофессиональные компетенции (ПК), подразделяющиеся на компетенции практической деятельности и педагогической деятельности и научно – исследовательской деятельности, которые включают:
(компетенции практической деятельности)
- (научно – исследовательская деятельность)
· готовность и способность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
· способность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
- наиболее значимые события, факты и персоналии в истории развития научного психологического знания;
- логику развития психологии как науки в контексте общемировой культуры на основе усвоенных теоретических знаний, категорий, понятий;
Уметь применять на практике полученные знания, усвоить современное состояние психологии как науки и определение ее основных проблем на настоящем этапе развития.
Владеть знаниями методологических предпосылок для анализа психических явлений.
- Преподаватель: Рыжов Борис Николаевич