1. Наименование дисциплины: Психология и культура деловых отношений
2. Цель и задачи освоения дисциплины: обучение и формирование у будущих специалистов приемов и навыков культуры делового взаимодействия как важнейшего условия высокопрофессиональной деятельности
3. Место дисциплины в структуре программы Курс «Психология и культура деловых отношений» относится к курсам по выбору цикла дисциплин специализации «Психология образования».
Содержание курса связано с психологией организационного поведения, психологией управления, психологией труда, психологией общения, социальной психологией и другими дисциплинами учебного курса
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
Знать:
· основные понятия курса;
· реальности культурного пространства;
· проблемы этикета как составной части культуры;
· правила этикета;
· структуру и формы делового общения;
· способы и правила проведения деловых бесед и переговоров;
· факторы успешности делового взаимодействия.
· психологические закономерности культуры отношений;
· индивидуально-типологические особенности личности;
· характерологические особенности;
· общие и специальные способности;
· эмпатийные особенности личности;
· особенности и стадии эмоционального выгорания личности;
· слагаемые имиджа делового человека;
Уметь:
· структурные элементы харизмы делового человека;
· содержание культуры деловых отношений;
· проблемы этики и морали в деловых отношениях;
· характерологические и темпераментальные особенности, влияющие на культуру делового общения;
· проявление акцентуаций характера в деловых контактах;
· причины возникновения синдрома эмоционального выгорания;
· качество подготовки деловых бесед и переговоров;
· мотивацию и самомотивацию делового человека;
· факторы успешности деловых отношений
· Владеть:
· изучить себя: понять свои плюсы и минусы для более эффективных деловых отношений;
· развить умение быстро составлять максимально достоверное представление о партнерах;
· овладеть искусством управления собой (эмоциями, чувствами, мыслями);
· овладеть приемами создания профессионального имиджа;
· стремиться к постоянному самосовершенствованию;
· стремиться занять активную и деятельную позицию в жизни, реализуя собственный творческий потенциал.
5. Объем дисциплины по видам учебной работы[1]
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|||
1 |
|
|
|
||
Контактная работа (всего) |
28 |
28 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Лекции |
- |
- |
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
28 |
28 |
|
|
|
Семинарские занятия (С) |
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
В том числе в интерактивной форме |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (СР) |
6 |
6 |
|
|
|
Всего: |
34 |
34 |
|
|
|
Часы |
|
|
|
|
|
Зачетные единицы |
1 |
1 |
|
|
|
6. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
6.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные занятия |
Семинары |
СРС |
Всего/в том числе в интерактивной форме |
1 |
Введение в психологию и культуру деловых отношений.
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
Этикет как составная часть деловой культуры.
|
|
4 |
|
|
|
|
3 |
Психология деловых отношений, как проявление характерологических и эмоциональных особенностей.
|
|
4 |
|
|
|
|
4 |
Мотивация и самомотивация.
|
|
2 |
|
|
|
|
5 |
Значение вербального и невербального общения в деловом мире.
|
|
4 |
|
|
|
|
6 |
Культура делового общения – один их
феноменов
|
|
4 |
|
|
|
|
7 |
Психологические особенности подготовки
|
|
4 |
|
|
|
|
8 |
Проявление эмпатии в деловом общении.
|
|
2 |
|
|
|
|
9 |
Факторы успешности деловых отношений.
|
|
2 |
|
|
|
|
6.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1 |
Введение в психологию и культуру деловых отношений
|
Актуальность курса «Психология и культура деловых отношений». Отличительная особенность, объект, предмет курса «Психология и культура деловых отношений». Определение понятий «культура», «этика», «этикет». Разграничение понятий культура, этика, этикет. Принципы культуры деловых отношений. Характеристика функций культуры деловых отношений. Реальности, определяющие развитие деловой культуры.
|
2 |
Этикет, как составная часть деловой культуры
|
Особенности этикета современного делового человека. Основные подсистемы этикета. Принципы и виды этикета. Правила деловой культуры, выработанные российскими предпринимателями в 1912 г. Их актуальность на сегодняшний день. Характеристика основных принципов делового этикета.
|
3 |
Психология деловых отношений как проявление характерологических и эмоциональных особенностей
|
Проявление характерологических особенностей в системе отношений. Системы отношений, в которых проявляется характер. Влияние способностей на успешность и продуктивность деятельности. Общие и специальные способности. Мастерство, талант. Эмоциональная сфера личности и ее влияние на культуру деловых отношений. Количественные характеристики: активность, твердость, устойчивость, пластичность. Акцентуации характера и их проявление во взаимодействии. Типичные различия эмоциональных особенностей личности. Чувства, эмоции. Понятия эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность. Компоненты эмоционального интеллекта.
|
4 |
Мотивация и самомотивация
|
Деятельность. Виды деятельности. Структура деятельности. Действия, поступки. Умения, навыки. Привычки. Самомотивация. Мотивы, человеческой деятельности. Основные мотивы, влияющие на поведение человека на рабочем месте.
|
5 |
Значение вербального и невербального общения в деловом мире
|
Понятие общения. Смысловая структура общения. Вербальное общение. Фатический диалог. Информационный диалог. Дискуссионный тип диалога. Исповедальный диалог. Невербальные компоненты общения. Кинесика Выразительные движения. Паралингвистическая система. Экстралингвистическая система. Проксемика. Визуальное общение.
|
6 |
Культура делового общения – один из феноменов реальности социального пространства
|
Культура и специфика делового общения. Культура речи имеет лексический, грамматический и фонетический аспекты. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах, легкость произнесения – индикаторы высокого интеллекта. Умение слушать в деловом общении. Нерефлексивный стиль слушания. Рефлексивный стиль слушания. Перефразирование. Резюмирование. Базовые принципы эффективного общения или общение без конфликтов. Эффективное взаимодействие на основе обоюдных интересов.
|
7 |
Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров
|
Психологические особенности стадий делового общения. В каждом акте общения можно выделить следующие этапы: установление контакта (эффект ореола, эффект стереотипизации, эффект первичности и новизны); ориентация в ситуации (основными механизмами являются: эмпатия; идентификация; рефлексия); обсуждение вопросов; умение выйти из контакта. Подготовка деловых переговоров. Этапы ведения переговоров. Стили делового общения.
|
8 |
Проявление эмпатии в деловом общении
|
Понятие эмпатии в психологии деловых отношений. Синдром эмоционального выгорания как психологическая проблема деловых отношений. Виды симптомов, сопровождающих процесс эмоционального выгорания: аффективные, когнитивные, физические, поведенческие. Стадии эмоционального выгорания (по качественным характеристикам). Три стадии «выгорания» (по степени проявления). Факторы, обусловливающие возникновение синдрома эмоционального выгорания.
|
9 |
Факторы успешности деловых отношений
|
Успех в деловых отношениях. Главные механизмы достижения успеха. Волевые особенности и их влияние на успешность деятельности. Признаки волевого акта. Имидж делового человека. Профессиональный имидж. Управление профессиональным имиджем. Харизма. Расширение внутренних ресурсов. Харизматические стратегии.
|
- Преподаватель: Иванов Александр Владимирович