1. Наименование дисциплины: Психология и культура деловых отношений

2. Цель и задачи освоения дисциплины: обучение и формирование у будущих специалистов приемов и навыков культуры делового взаимодействия как важнейшего условия высокопрофессиональной деятельности

3. Место дисциплины в структуре программы Курс «Психология и культура деловых отношений» относится к курсам по выбору цикла дисциплин специализации «Психология образования».

Содержание курса связано с психологией организационного поведения, психологией управления, психологией труда, психологией общения, социальной психологией и другими дисциплинами учебного курса

4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:

Знать:

·         основные понятия курса;

·         реальности культурного пространства;

·         проблемы этикета как составной части культуры;

·         правила этикета;

·         структуру и формы делового общения;

·         способы и правила проведения деловых бесед и переговоров;

·         факторы успешности делового взаимодействия.

·         психологические закономерности культуры отношений;

·         индивидуально-типологические особенности личности;

·         характерологические особенности;

·         общие и специальные способности;

·         эмпатийные особенности личности;

·         особенности и стадии эмоционального выгорания личности;

·         слагаемые имиджа делового человека;

Уметь:

·         структурные элементы харизмы делового человека;

·         содержание культуры деловых отношений;

·         проблемы этики и морали в деловых отношениях;

·         характерологические и темпераментальные особенности, влияющие на культуру делового общения;

·         проявление акцентуаций характера в деловых контактах;

·         причины возникновения синдрома эмоционального выгорания;

·         качество подготовки деловых бесед и переговоров;

·         мотивацию и самомотивацию делового человека;

·         факторы успешности деловых отношений

·         Владеть:

·         изучить себя: понять свои плюсы и минусы для более эффективных деловых отношений;

·         развить умение быстро составлять максимально достоверное представление о партнерах;

·         овладеть искусством управления собой (эмоциями, чувствами, мыслями);

·         овладеть приемами создания профессионального имиджа;

·         стремиться к постоянному самосовершенствованию;

·         стремиться занять активную и деятельную позицию в жизни, реализуя собственный творческий потенциал.

5. Объем дисциплины по видам учебной работы[1]

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

 

 

 

Контактная работа (всего)

28

28

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

-

-

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

28

28

 

 

 

Семинарские занятия (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

В том числе в интерактивной форме

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (СР)

6

6

 

 

 

Всего:

34

34

 

 

 

Часы

 

 

 

 

 

Зачетные единицы

1

1

 

 

 

 

6. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

6.1. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего/в том числе в интерактивной форме

1

Введение в психологию и культуру деловых отношений.                                                                                

 

 

2

 

 

 

 

2

Этикет как составная часть деловой культуры.

 

 

4

 

 

 

 

3

Психология деловых отношений, как проявление характерологических      и эмоциональных особенностей.

 

 

4

 

 

 

 

4

Мотивация и самомотивация.

 

 

2

 

 

 

 

5

Значение вербального и невербального общения в деловом мире.

 

 

4

 

 

 

 

6

Культура делового общения – один их феноменов
    реальности социального пространства.

 

 

4

 

 

 

 

7

Психологические особенности подготовки
    и проведения деловых бесед, переговоров.

 

 

4

 

 

 

 

8

Проявление эмпатии в деловом общении.

 

 

2

 

 

 

 

9

Факторы успешности деловых отношений.

 

 

2

 

 

 

 

6.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Введение в психологию и культуру деловых отношений

 

            Актуальность курса «Психология и культура деловых отношений». Отличительная особенность, объект, предмет курса «Психология и культура деловых отношений». Определение понятий «культура», «этика», «этикет».

Разграничение понятий культура, этика, этикет. Принципы культуры деловых отношений. Характеристика функций культуры деловых отношений.  Реальности, определяющие развитие деловой культуры.

 

 

 

 

 

2

Этикет, как составная часть деловой культуры

 

          Особенности этикета современного делового человека.  Основные подсистемы этикета. Принципы и виды этикета. Правила деловой культуры, выработанные российскими  предпринимателями в 1912 г. Их актуальность на сегодняшний день. Характеристика основных принципов делового этикета.

 

 

3

Психология деловых отношений как проявление характерологических и эмоциональных особенностей

 

Проявление характерологических особенностей в системе отношений. Системы отношений, в которых проявляется характер. Влияние способностей на успешность и продуктивность деятельности. Общие и специальные способности. Мастерство, талант.

 Эмоциональная сфера личности и ее влияние на культуру деловых отношений.

Количественные характеристики: активность, твердость, устойчивость, пластичность.  Акцентуации характера и их проявление во взаимодействии.

Типичные различия эмоциональных особенностей личности. Чувства, эмоции.

Понятия эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность.

Компоненты эмоционального интеллекта.

 

4

Мотивация и самомотивация

 

Деятельность. Виды деятельности. Структура деятельности. Действия, поступки.  Умения, навыки. Привычки. Самомотивация. Мотивы, человеческой деятельности. Основные мотивы, влияющие на поведение человека на рабочем месте.

 

5

Значение вербального и невербального общения в деловом мире

 

Понятие общения. Смысловая структура  общения. Вербальное общение. Фатический диалог. Информационный диалог. Дискуссионный тип диалога. Исповедальный диалог. Невербальные компоненты общения. Кинесика Выразительные движения. Паралингвистическая система.

Экстра­лингвистическая система. Проксемика. Визуальное общение.

 

6

Культура делового общения – один из феноменов реальности социального пространства

 

Культура и специфика делового общения.  Культура речи имеет лексический, грамматический и фонетический аспекты. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах, легкость произнесения – индикаторы высокого интеллекта.

 Умение слушать в деловом общении. Нерефлексивный стиль слушания. Рефлексивный стиль слушания. Перефразирование.  Резюмирование.

Базовые принципы эффективного общения или общение без конфликтов. Эффективное взаимодействие на основе обоюдных интересов.

 

 

7

Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров

 

 

  Психологические особенности стадий делового общения. В каждом  акте общения можно выделить следующие этапы:  установление контакта (эффект ореола, эффект стереотипизации,  эффект первичности и новизны); ориентация в ситуации (основными механизмами являются: эмпатия; идентификация; рефлексия); обсуждение вопросовумение выйти из контакта.  Подготовка деловых переговоров.  Этапы ведения переговоров.  Стили делового общения.

 

 

8

Проявление эмпатии в деловом общении

 

Понятие эмпатии в психологии деловых отношений. Синдром эмоционального выгорания  как психологическая проблема деловых отношений. Виды симптомов, сопровождающих процесс эмоционально­го выгорания: аффективные, когнитивные, физические, поведенческие. Стадии эмоционального выгорания (по качественным характеристикам). Три стадии «выгорания» (по степени проявления). Факторы, обусловливающие возникновение синдрома эмоционального выгорания.

 

 

9

Факторы успешности деловых отношений

 

Успех в деловых отношениях. Главные механизмы достижения успеха. Волевые особенности и их влияние на успешность деятельности. Признаки волевого акта. Имидж делового человека. Профессиональный имидж. Управление профессиональным имиджем.  Харизма. Расширение внутренних ресурсов. Харизматические стратегии.

 



[1] в соответствии с учебным планом