Дисциплина «История античной литературы» входит в состав общеуниверситетского элективного модуля "История зарубежной литературы" и хронологически начинает цикл курсов по данному модулю. Настоящая дисциплина посвящена зарождению и становлению европейской литературы. Особое внимание уделено процессу отделения литературы от мифологии, а также специфике формирования жанров европейской литературы.


Курс "Интерпретация текста" читается для магистрантов 2 курса, обучающихся по программе

45.04.02 - Лингвистика


Дисциплина знакомит с основными историческими этапами развития художественной литературы Великобритании, наиболее известными авторами и особенно значительными произведениями. В целом курс носит обзорный характер и посвящен основным вопросам английской литературы, отдельным периодам ее развития, жанрам, авторам.

В эволюции драматургии динамично и многопланово отражается культура страны изучаемого языка. Лингвист постоянно соприкасается с художественной литературой на изучаемых иностранных языках и ему необходимо ориентироваться в огромном наследии, оставленном англо-американскими авторами. Изучение данного курса должно способствовать выработке у студентов художественного вкуса, способности различать талантливые пьесы, умению делать их построчный и художественный перевод, знанию основных тенденций развития современной английской и американской драматургии. Знание этих тенденций и персоналий известных драматургов современности вносит вклад в общекультурное развитие личности будущего лингвиста, расширяет его возможности в плане самообразования, укрепляет навыки изучения гуманитарных предметов.

Цель дисциплины – формирование компетентного лингвиста, умеющего эффективно использовать знания английского языка  и литературоведения для понимания специфики драматургии; применяющего знания в практике лингвистического/литературоведческого/искусствоведческого анализа и перевода главным образом «новой драмы», предполагающего овладение литературоведческой компетенцией в связи с навыками анализа современной английской «новой драмы»; способного с помощью средств английского языка формировать положительные ценности в обществе и создавать благоприятный образ страны в иноязычных культурных сообществах.

 

Данная цель определяет и основные задачи курса:

-              раскрыть содержание понятия «новая драма» как  явления драматургии и театра и модификации жанра драмы на рубеже XX-XXI вв.;

-               охарактеризовать и изучить основные периоды эволюции английской «новой драмы» к XX веку на примере показательных пьес каждого периода в качестве традиции современной английской драматургии;

-              сформировать у студентов умения выявлять основные тенденции эволюции английской «новой драмы» конца XX – начала XXI века на примере анализа и перевода показательных пьес.

Дисциплина входит в комплексный модуль с индексом К.М. 03.02 и изучается на 1 курсе во 2 семестре.


Современный лингвист испытывает потребность в системных знаниях из смежных областей наук, в первую очередь, литературоведения, культурологии и философии. Изучение данного курса должно способствовать выработке у студентов концептуального подхода к отдельным областям гуманитарных наук, знанию основных тенденций развития современных концепций неомифологизма. Знание этих тенденций будет также формировать умения магистранта ориентироваться и распознавать неомифологические идеи в текстах художественной литературы, компетенции, связанные с переводоведением и самообразованием по избранной специальности.

Цель дисциплины – формирование компетентного лингвиста, умеющего эффективно использовать знания о специфике, основных концепциях и истории неомифологизма для понимания и перевода сложных художественных, публицистических, научных текстов; применяющего знания в практике лингвистического/литературоведческого/культурологического анализа и перевода, предполагающего овладение неомифологической читательской компетенцией (компетенцией «узнавания» неомифов); способного с помощью средств английского языка формировать положительные ценности в обществе и создавать благоприятный образ страны в иноязычных культурных сообществах.

Данная цель определяет и основные задачи курса:

-    раскрыть сущность таких понятий, как миф – неомиф, мифологизм – неомифологизм, мифокритика, мифопоэтика, ремифологизация, мифопорождающие приемы, мифологемы,  неомифологизм (в тв-ве писателя) универсальный/индивидуальный.

-    освоить основные классификации форм использования мифа в литературном произведении Ю.М.Лотмана, Е.М.Мелетинского, З.Г.Минц, М.Н.Эпштейна (отечественное литературоведение).

-   изучить этапы истории мифологической критики как направления в англо-американском литературоведении XX века.

-    освоить и закрепить своеобразие неомифологизма начала XX века в практике анализа произведений Дж.Джойса, Г.Свифта, У.Фолкнера, Дж.Апдайка.

-    освоить и закрепить своеобразие неомифологизма начала XXI века в практике анализа произведений Дж.Барнса, П.Акройда, М.Каннингема, Дж.Краули.

Дисциплина входит в комплексный модуль с индексом К.М.03.01 и изучается на 1 курсе во 2 семестре.


Цель дисциплины – формирование компетентного лингвиста, умеющего эффективно использовать знания современных методов литературоведческого анализа художественного текста; применяющего знания в практике литературоведческого анализа и перевода, предполагающего овладение методологической научно-исследовательской компетенцией; способного с помощью литературоведческих методов анализа художественного текста формировать положительные ценности в обществе и создавать благоприятный образ страны в иноязычных культурных сообществах.

 

Данная цель определяет и основные задачи курса:

-   раскрыть сущность системно-синергетического подхода в современном литературоведении;

-   последовательно освоить методы: биографический, культурно-исторический, метод компаративистики, социологический, метод литературной герменевтики, структурный, метод рецептивной эстетики и методологические подходы: психологический, концепт в литературе, литература как дискурс;

-   закрепить каждый метод и методологический подход анализом одного выбранного объекта научно-исследовательской работы магистрантов.

Дисциплина входит в комплексный модуль с индексом К.М.02.02 и изучается на 1 курсе во 2 семестре.


На современном этапе  изучения язык постоянно соприкасается с новейшей художественной литературой на английском языке, поэтому лингвисту необходимо ориентироваться в современной художественной литературе Великобритании и США. Изучение данного курса должно способствовать выработке у студентов-лингвистов 4 курса художественного вкуса, способности ориентироваться в основных проблемах современной художественной литературы Великобритании и США. Современная  литература  Великобритании и США на рубеже столетий – неотъемлемая часть мировой культуры. Знакомство с ней может внести вклад в общекультурное и профессиональное развитие личности будущего лингвиста, расширить его возможности в плане самообразования, укрепить навыки изучения гуманитарных предметов.


В эволюции драматургии динамично и многопланово отражается культура страны изучаемого языка. Педагог постоянно соприкасается с художественной литературой на изучаемых иностранных языках и ему необходимо ориентироваться в огромном наследии, оставленном англо-американскими авторами. Изучение данного курса должно способствовать выработке у студентов-бакалавров 4 курса художественного вкуса, способности различать талантливые пьесы, знанию основных тенденций развития современной английской и американской драматургии. Знание этих тенденций и персоналий известных драматургов современности вносит вклад в общекультурное развитие личности будущего педагога-лингвиста, расширяет его возможности в плане самообразования, укрепляет навыки изучения гуманитарных предметов.


Знание основных явлений историко-литературного процесса предусматривает последовательное членение курса "История зарубежной литературы", исходя из хронологии, смены одного литературного направления другим и национальной специфики:античная литература, литература средних веков, литература Предвозрождения и Возрождения, литература XVII в. и эпохи Просвещения, литература XIX в., литература  XIX-XX вв., литература XX в., литература XX -XXI вв.