Цели и задачи освоения дисциплины:

- сформировать целостное представление о развитии философии как историко-культурного феномена;

- дать представление о мировоззренческих принципах, выделяемых философией в сопоставлении с научной и вненаучной картинами мира;

- дать общее представление о методах познания, разрабатываемых в рамках философии;

- погрузить в философию культуры, раскрыть ее многоаспектность, функции в обществе.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;

- владение методами ведения дискуссии и защиты собственной мировоззренческой позиции.

- умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;

- знание основных характеристик, тенденций и законов развития природы и общества;

- понимание основных механизмов социализации личности, творческой самореализации;

- умение видеть взаимосвязь философии с другими сферами культуры, опираясь на методологию этики и эстетики.


В курсе рассказывается о зарождении и развитии самобытности русского менталитета за 10 веков истории России. Возраст немалый да и история непростая. Поэтому курс включает в себя три Раздела: «Миросозерцание русских в эпоху Киевской и Владимирской Руси (ХI-ХIII вв.)», «Миросозерцание русских в эпоху Московской Руси (ХIV -ХVII вв.)», «Изменения в миросозерцании населения Российской империи (ХVIII в.)».

В 1-м Разделе обсуждаются славянская теогония, сохранившаяся в морфологии русского языка; фольклор как магия слова и музыки при взаимодействии с природой. Земледельческий культ восточных славян. Языческая реформа кн. Владимира. Освоение христианского мировоззрения княжеским родом: от кн. Ольги до кн. Владимира. Причины выбора Византийского образца христианства. Князья-миссионеры: Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Александр Невский. Византийская традиция в древнерусской культуре. Освоение славянской письменности при Ярославе Мудром. Летописание. Появление русских священников в новых храмах. Три «Слова», дошедшие до нас из того времени, положившие начало русскому православному миросозерцанию земледельческого народа.

Во 2-м Разделе происходит знакомство со Святоотеческой мудростью. Зарождение и укрепление Московской Руси в условиях данничества Золотой Орде одновременно с гибелью Византийского царства. Преодоление татарского ига путем поднятия в народе христианского духа. Задача Сергия Радонежского. Утверждение идеи Святой Руси (ХIV в.). Иван III – восприемник миссии Византии. Сказки, былины, легенды, исторические песни, отражающие народное миросозерцание эпохи. Феномен «двоеверия». Анализ русской сказки как формы народной философии. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским о праве царя на власть. Переписка Иосифа Волоцкого и Нила Сорского о праве монастырей иметь собственность. Иван IV – церковный реформатор. Конец Святой Руси и утверждение идеи «Москва – III Рим» (ХVI в.). Смута. Церковный и религиозный раскол. С.Полоцкий и пр.Аввакум – первые попытки философствовать в автобиографическом жанре (ХVII в.).

В 3-м Разделе происходит знакомство с первыми философами эпохи Просвещения в России. Пафос философских сочинений мыслителей из народа: Г.Сковороды, М.В.Ломоносова.


Обучение и воспитание – два основных процесса, составляющих суть образования, вокруг которых строится работа с детьми. Они являются взаимообогащающими и взаимовлияющими друг на друга процессами. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний о мире. Передовые мыслители прошлого никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя, то есть ПЕДАГОГА. Недаром педагогика (из греч. "веду дитя") всегда была направлена на развитие ребенка, его возрастание до полноты его ОБРАЗА.

В таком контексте «образование» надо понимать как взаимосвязанный процесс формирования и самосозидания человеком своего образа, личности. И тогда дело воспитания является основной нравственной задачей учителя. Как решать ее – это сегодня самый важный вопрос, на который стоит поискать ответ у классиков, отстаивающих высокую миссию воспитания, укрепляющего лучшие надежды общества на сотворение человеческой личности и справедливого общества.

Обращаясь к истории гуманистических идей в педагогике, прежде всего необходимо помнить, что гуманность лежит в природе этой профессии, и следовательно, идея эта такая же древняя, как и она сама. Слово "гуманность" образовано от латинского humanus ("человечный"). Оно означает мировоззрение, основанное на принципах человеколюбия, справедливости, уважения к человеческому достоинству личности независимо от ее социального положения, проникнутое заботой о благе других, утверждающее право человека на саморазвитие своих творческих сил.

Мысль о гуманном подходе в работе с детьми, власть над которыми у взрослого человека ограничена только его совестью, прошла через сердца всех великих отечественных и зарубежных философов, педагогов и психологов прошлого. Не случайно мы называем их сегодня классиками, подтверждая тем самым, что идеи, подаренные ими, являются вечными образцами для "вождения детей". Чтобы научиться этому искусству, то есть педагогике, нужно самому прежде освоить "сокровища" педагогической мудрости и мастерства, повествующие о том, как растить человека в человеке.

Этому и посвящен данный курс.


Цели и задачи освоения дисциплины:

- сформировать целостное представление о развитии философии как историко-культурного феномена;

- дать представление о мировоззренческих принципах, выделяемых философией в сопоставлении с научной и вненаучной картинами мира;

- дать общее представление о методах познания, разрабатываемых в рамках философии;

- погрузить в философию культуры, раскрыть ее многоаспектность, функции в обществе.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;

- владение методами ведения дискуссии и защиты собственной мировоззренческой позиции.

- умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;

- знание основных характеристик, тенденций и законов развития природы и общества;

- понимание основных механизмов социализации личности, творческой самореализации;

- умение видеть взаимосвязь философии с другими сферами культуры, опираясь на методологию этики и эстетики.