Настройка зачисления на курс
Цели и задачи освоения дисциплины: сформировать у студентов детальное, филологически научно обоснованное представление о путях развития русской литературы XVIII в. и о наиболее художественно значимых явлениях стилевого порядка; сформировать представление об основных направлениях и этапах развития русской литературы XVIII в.; дать научное филологическое понятие литературных направлениях и крупнейших художественных стилях эпохи XVIII в.; выявить черты присущего культурной эпохе художественного синтеза, с наибольшей полнотой проявившегося в литературных произведениях эпохи; определить основные этапы развития поэзии, прозы и драматургии XVIII в. и связанных с ними литературных жанров; охарактеризовать деятельность литературных школ, групп и наиболее заметных кружков; монографически проанализировать творчество ведущих художников слова эпохи: Феофана Прокоповича, А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова; определить характерные черты их индивидуальных стилей, а также роль отечественных и западноевропейских традиций в формировании этих стилей.
Место дисциплины в структуре ОП: цикл профессиональных дисциплин, вариативная часть. Дисциплина «История русской литературы XVIII века» является преемственной по отношению к дисциплинам: «История древнерусской литературы», «Фольклор», «История античной литературы», «История зарубежной литературы Средних веков, Возрождения, XVII – XVIII веков», «Введение в литературоведение», «История литературоведения», – и предшествующей для дисциплин: «История русской литературы 1/3 XIX века», «История зарубежной литературы XIX века», «История русской литературной критики XVIII – XIX веков», «Теория литературы». Для изучения данной дисциплины студенты должны обладать необходимыми входными знаниями: специфики, основных этапов развития, жанровой и образной системы древнерусской литературы; характерных черт фольклора как типа культуры, народнопоэтической традиции и связанных с ней жанров, художественно-речевых приемов, мировоззренческих доминант; особенностей античной, средневековой, ренессансной, барочной западноевропейской культуры и наиболее значимых для дальнейшей литературной эволюции тем, жанров, образов, приемов. Дисциплина «История русской литературы XVIII века», необходимая для профессионального становления будущего учителя-словесника, раскрывает особенности уникальной культурной эпохи, в которую были заложены основы для синтеза отечественных и впервые осмысленных как одна из доминант западноевропейских традиций. Этим обусловлены ее взаимосвязи с другими историко-литературными и методическими дисциплинами, а также педагогической практикой, т.к. произведения русской литературы XVIII века изучаются в общеобразовательной школе и включаются в материалы к ЕГЭ по литературе. Кроме того, именно в XVIII веке были заложены основы современной теории литературы и литературной критики, проведена реформа русского стихосложения, что обусловливает логические и содержательно-методические связи данной дисциплины с дисциплинами, раскрывающими особенности развития отечественного и западноевропейского литературоведения и критики XVIII – XIX веков, а также теории литературы. Традиции русской литературы XVIII века оказались чрезвычайно продуктивными на рубеже XVIII – XIX веков и рубеже XIX – XX веков, значимы они вплоть до наших дней.
- Преподаватель: Васильев Сергей Анатольевич