Настройка зачисления на курс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.1.В.15 «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ».
Направление подготовки
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Профиль подготовки
Физическая реабилитация
Москва
1. Цель и задачи освоения дисциплины:
Цель освоения дисциплины – обеспечить студентов комплексом знаний, умений и навыков, которые позволят им успешно использовать подвижные игры и игровые упражнения на занятиях по физической культуре.
Задачи дисциплины:
• Сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, интерес и познавательную активность к проблемам физической культуры;
• Обеспечить освоение студентами знаний теории, методики и организации подвижных игр, целостное осмысление профессиональной деятельности, общих закономерностей данного вида социальной практики;
• Сформировать у студентов убеждение в необходимости применения подвижных игр как основного средства физической культуры для реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;
•Сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности
2. Место дисциплины в структуре программы:
Дисциплина «Подвижные игры» находится в цикле базовых дисциплин, в вариативной части (Б.1.В.15) дисциплина входит в модуль №5 «Теория и методика обучения базовым видам спорта», является базовой дисциплиной модуля и изучается в 6 семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Трудовую функцию:
- Профессиональный стандарт Инструктор-методист по адаптивной физической культуре
Трудовое действие:
проведение занятий по адаптивной физической культуре с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп по утвержденным программам
Профессиональные компетенции:
профессиональная деятельность:
-умением определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-3);
-умением проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-13);
Знать: -педагогическое значение подвижных игр и их характеристику в связи с учетом возраста, пола, уровня физической подготовки занимающихся;
Уметь: - использовать подвижные игры как основное средство физической культуры для решения, оздоровительных, воспитательных, образовательных задач;
-уметь планировать, организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия с различным контингентом лиц занимающихся.
Владеть: - высоким уровнем информационной культуры;
- навыками анализа и оценки нормативных правовых документов для решения типичных и нестандартных вопросов профессиональной деятельности;
- способностью оценивать положительное влияние подвижных игр на основные жизненно важные функции человека;
- способностью формулировать задания с применением специальной терминологией;
- навыками ведения основной документации, необходимой для обеспечения учебного процесса;
- навыками проведения занятий по подвижным играм с применением современных технологий;
- способностью оценивать правильность ведения занятий.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов/зачетных единиц |
Семестры |
III |
||
Контактная работа (всего) |
72/2 |
6 |
В том числе: |
-- |
-- |
Лекции |
8/0,2 |
6 |
Практические занятия (ПЗ) |
34/0,9 |
6 |
Из них: |
-- |
-- |
Самостоятельная работа (всего) |
30/0,8 |
6 |
В том числе |
|
|
Подготовка реферата |
15/0,4 |
6 |
Подготовка плана-конспекта |
15/0,4 |
6 |
Вид промежуточной аттестации |
зачет |
6 |
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) |
Лекции |
Практические занятия |
СРС |
Всего |
1 |
Лекции 1.Структура курса «Подвижные игры». Подвижные игры как средство физического воспитания. 2.Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика с учетом возрастных особенностей детей. 3. Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр. 4. Методика организации и проведения подвижных игр. 5.Особенности подвижных игр в адаптивной физической культуре. |
2
2
2 2
2 |
|
|
2
2
2 2
2 |
2 |
Практические занятия 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста. 2. Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста. 3. Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста. 4.Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста. 5.Игры-эстафеты. 6.Подвижные игры, переходные к спортивным играм. 7.Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой 8. Подвижные игры на занятиях гимнастикой 9.Подвижные игры для внеурочных форм занятий 10. Подвижные игры на местности. 11.Игры-аттракционы. 12.Спортивный праздник. 13.Подбор игр в адаптивной физической культуре. 14.Подвижные игры для детей с нарушением в развитии. 15. Спортивные праздники, фестивали. Состязания, игры с лицами, имеющие ограниченные возможности. |
|
2
2
2 2
2 2 2 2
2 2 2 2 4
4
2 |
2
2
2 2
2 2 2 2
2 2 2 2 2
2
2 |
4
4
4 4
4 4 4 4
4 4 4 4 6
6
4 |
|
Всего |
8 |
34 |
30 |
72 |
5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) |
Содержание раздела |
1 |
Лекции 1.Структура курса «Подвижные игры». Подвижные игры как средство физического воспитания. Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика с учетом возрастных особенностей детей.
|
Игра – исторически сложившееся социальное явление. Определение понятия игры (примерное). Отличия игры от труда. Происхождения и развития игры. Классификация подвижных игр (различные схемы классификации). Отличие подвижных игр от спортивных. Примерная схема педагогического анализа подвижной игры. Механизмы обучения подвижным играм. Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика в связи с возрастными особенностями играющих. Педагогическая характеристика игр детей на различных ступенях обучения и воспитания. Игры младшего, среднего и старшего возраста. Анализ игрового материала школьной программы по физическому воспитанию. |
2 |
Лекция 2. Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр.
|
Воспитывающий характер обучения. Реализация дидактических принципов в обучении подвижным играм. Подготовка к игре. Выбор игры. Подготовка места для проведения занятий. Руководство процессом игры. |
3 |
Лекция 3. Методика организации и проведения подвижных игр. |
Составление опорного конспекта по подвижной игре, умение правильно сформулировать педагогические задачи в зависимости от контингента занимающихся, уровня физического развития и их подготовленности. Построение занятий по подвижным играм. Структура урока физической культуры в школе, в вузе с включением подвижных игр. Построение игровых, смешанных и тематических уроков. |
4 |
Лекция 4. Особенности подвижных игр в адаптивной физической культуре |
Педагогическое значение подвижных игр в адаптивной физической культуре. Педагогическая характеристика игр для детей имеющих нарушения в развитии. |
5 |
Практическое занятие 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста. |
«Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Догони меня», «Через ручеек», «У медведя во бору», «Зайцы и волки», «Самолеты», «Гуси-лебеди», «Охотники и зайцы», «С кочки на кочку», «Удочка», «К своим флажкам». |
6 |
Практическое занятие 2. Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста. |
«Кто подходил», «Космонавты», «Караси и щука», «Белые медведи», «Совушка», «Два мороза», «Волки во рву», «Мяч на полу», «Команда быстроногих», «Вызов номеров», «Лиса и куры», «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Альпинисты», «Прыжки по полоскам», «Кто обгонит», «Попади в мяч». |
7 |
Практическое занятие 3. Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста. |
«Часовые и разведчики», «Охотники и утки», «Эстафета с лазаньем и перелезанием», «Эстафета с элементами равновесия», «Эстафета на полосе препятствий», «Тяни в круг», «Перетягивание через черту», «Сильные и ловкие», «Петушиный бой», «Вызов», «Наступление», «Бег за флажками», «Перебежка с выручкой», «Погоня», «Старт после броска», «Охрана перебежек», «День и ночь», «Эстафета по кругу», «Удочка» (простая и командная), «Веревочка под ногами», «Прыгуны и пятнашки», «Снайперы», «Защищай товарища», «Ящерица», «Перестрелка», «Ловкие и меткие», «Слон». |
8 |
Практическое занятие 4. Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста. |
«Перехват мяча», «Рывок за мячом», «Гонка с выбыванием», «Сумей догнать», «Перемена мест», «Кто выше», «Борьба за палку», «Подвижный ринг», «Карусели», «Наперегонки с мячом», «Нападают пятерки», «По наземной мишени», «Перестрел-бол», «Пробей стенку», «Ногой и головой через сетку». |
9 |
Практическое занятие 5. Игры-эстафеты |
Круговые: «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Эстафета по кругу» и др. Линейные: «Передача мячей в колоннах», «Бег пингвинов», «Поезда» и др. Встречные: «Встречная эстафета с бегом» и др. |
10 |
Практическое занятие 6. Подвижные игры, переходные к спортивным |
«Пятнадцать передач», «Баскетбол с надувным мячом» «Передал –садись», «Пионербол», «Волейбол с выбыванием», «Два квадрата», «Ногой головой через сетку», «Коридор», «Через заднюю зону», «Меткий футболист», «Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»). |
11 |
Практическое занятие 7. Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой
|
Игры для развития выносливости: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Бег командами», «Большая эстафета по кругу», «На горку и с горки», «Эстафета без палок». Игры для развития быстроты: «Рывок за мячом», «День и ночь», «Колесо», «Перебежки с выручкой», «Встречная эстафета с бегом», «Эстафета по кругу», «Сумей догнать». |
12 |
Практическое занятие 8. Подвижные игры на занятиях гимнастикой |
«Придумай сам», «Мостик и кошка», «Гимнастический марафон», «Построить мост», «Перекати поле». |
13 |
Практическое занятие 9. Подвижные игры для внеурочных форм занятий
|
«Горелки», «У медведя во бору», «Узнай по голосу», «Светофор», «Карусель», «Тропинка», «Западня», «Стоп!», «Не ошибись», «Три движения», «Выставка картин», «Конники», «Успей занять место», «У кого длинный хвост», «Компас», «Передал — садись», «Падающая палка», |
15 |
Практическое занятие 10. Подвижные игры на местности. |
«Невидимки», «К флажку», «Ориентировка по слуху», «Погоня за лисицами», «Следопыты», «Русская лапта», «Ножная лапта», «Казаки и разбойники», «Поиски пропавшей группы». |
15 |
Практическое занятие 11. Игры-аттракционы |
«Проворные мотальщики», «Рапиристы», «Быстрые пальцы», «Вокруг стульев», «Сумей поднять», «Жмурки — носильщики», «Успей подобрать», «Быстрее перенести», «Через скакалку втроем». |
16 |
Практическое занятие 12. Спортивный праздник
|
«Трудный прыжок», «Достань городок», «Неуловимый шнур», «Извилистой тропой», «По кирпичикам», «Сбей мячик», «Точный расчет», «Хлопни по шару», «Точные броски», «Удочки», «Слалом», «Успей проскочить», «Воздушная цель», «Удержи палку», «Ловкий перемах», «Шайбу в круг», «Землемеры», «Не теряй равновесия», «Поединок с ракетками», «Поиски звонка», «Кто дальше уйдет», «Шнур-бол», «Вернись в круг», «Метание в корзину», «Остаться в круге». |
17 |
Практическое занятие 13. Подбор игр в адаптивной физической культуре. |
Понятие и виды (строевые, ритмопластические, рефлекторные, спортивно-прикладные) физических упражнений. Принципы классификации упражнений: по характеру двигательной деятельности, положению грудной клетки, отношению к расслаблению. Разновидности игр. |
18 |
Практическое занятие 14. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии. |
Рассматриваются игры для детей с различными отклонениями. |
19 |
Практическое занятие 15. Спортивные праздники, фестивали. Состязания, игры с лицами, имеющие ограниченные возможности. |
|
5.3. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине
Раздел 1. Практическое занятие
Тема 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста.
«Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Догони меня», «Через ручеек», «У медведя во бору», «Зайцы и волки», «Самолеты», «Гуси-лебеди», «Охотники и зайцы», «С кочки на кочку», «Удочка», «К своим флажкам».
Вопросы для обсуждения:
1.Значение игры для развития личности ребенка.
2.Виды подвижных игр.
3.Содержание подвижной игры (сюжет, правила и двигательные действия)
Задания для самостоятельной работы:
1. История возникновения и развития подвижных игр.
2. Роль игры в формировании личности ребенка.
3. Особенности организации и методики проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
Раздел 2. Практическое занятие
Тема 1.Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста. «Кто подходил», «Космонавты», «Караси и щука», «Белые медведи», «Совушка», «Два мороза», «Волки во рву», «Мяч на полу», «Передача мячей в колоннах», «Гуси-лебеди», «Команда быстроногих», «Эстафета зверей», «Вызов номеров», «Лиса и куры», «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Альпинисты», «Прыжки по полоскам», «Кто обгонит», «Попади в мяч».
Вопросы для обсуждения:
1. Подготовка к проведению и выбор подвижной игры.
2. Подготовка площадки для игры.
3.Выбор инвентаря для подвижной игры.
4.Физиологические и психологические особенности школьников 1—4 классов.
5. Подвижные игры для школьников 1—4 классов.
Задания для самостоятельной работы:
1. Особенности организации и методики проведения подвижных игр в младших классах.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
Раздел 3. Практическое занятие
Тема 1 Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста.«Часовые и разведчики», «Охотники и утки», «Эстафета с лазаньем и перелезанием», «Эстафета с элементами равновесия», «Эстафета на полосе препятствий», «Тяни в круг», «Перетягивание через черту», «Сильные и ловкие», «Петушиный бой», «Вызов», «Наступление», «Бег за флажками», «Перебежка с выручкой», «Погоня», «Старт после броска», «Охрана перебежек», «Встречная эстафета с бегом», «День и ночь», «Эстафета по кругу», «Удочка» (простая и командная), «Веревочка под ногами», «Прыгуны и пятнашки», «Снайперы», «Защищай товарища», «Ящерица», «Перестрелка», «Ловкие и меткие», «Слон».
Вопросы для обсуждения:
1.Начало игры. Размещение игроков.
2.Объяснение правил игры.
3.Способы выделения водящих.
4.Способы распределения на команды.
5.Выбор капитанов игры и выделение помощников
6. Физиологические и психологические особенности школьников 5—6 классов.
7.Физиологические и психологические особенности школьников 7—9 классов.
8. Подвижные игры для школьников 5—6 классов.
9. Подвижные игры для школьников 7—9 классов.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подвижные игры в 4—9 классах: организация и методика проведения.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
Раздел 4. Практическое занятие
Тема 1 Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста. «Перетягивание каната», «Подвижная цель», «Кто сильнее», «Колесо», «Большая эстафета по кругу», «Бег командами», «Сумей догнать», «Кто быстрее», «Эстафета с палками и прыжками», «Челнок», «Эстафета с чехардой», «Двумя мячами через сетку», «Шагай вперед», «Эстафета с ведением и броском в корзину», «Мяч среднему», «Мяч капитану».
Вопросы для обсуждения:
1. Действия руководителя в процессе проведения игры.
2. Роль судьи в процессе проведения игры.
3. Дозировка нагрузки.
4. Окончание игры и подведение ее итогов.
5. Физиологические и психологические особенности школьников 10—11 классов.
6. Подвижные игры для школьников 10—11 классов.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подвижные игры в старших классах: организация и методика проведения.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
Раздел 5. Практическое занятие
Тема 1Игры-эстафеты Круговые: «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Эстафета по кругу» и др.
Линейные: «Передача мячей в колоннах», «Бег пингвинов», «Поезда» и др.
Встречные: «Встречная эстафета с бегом» и др.
Вопросы для обсуждения:
1.Виды подвижных игр.
Задания для самостоятельной работы:
1.Руководство подвижными играми.
2. Травматизм при занятиях подвижными играми и его предупреждение.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
Раздел 6. Практическое занятие
Тема 1Подвижные игры, переходные к спортивным . «Пятнадцать передач», «Баскетбол с надувным мячом» «Передал –садись», «Пионербол», «Волейбол с выбыванием», «Два квадрата», «Ногой головой через сетку», «Коридор», «Через заднюю зону», «Меткий футболист», «Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»).
Вопросы для обсуждения:
1.Значение игры для развития личности ребенка.
2.Виды подвижных игр.
3.Значение подвижных игр в занятиях спортом.
Задания для самостоятельной работы:
1. Руководство подвижными играми.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
Раздел 7. Практическое занятие
Тема 1Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой . Игры для развития выносливости: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Бег командами», «Большая эстафета по кругу», «На горку и с горки», «Эстафета без палок».
Игры для развития быстроты: «Рывок за мячом», «День и ночь», «Колесо», «Перебежки с выручкой», «Встречная эстафета с бегом», «Эстафета по кругу», «Сумей догнать».
Вопросы для обсуждения:
1. Действия руководителя в процессе проведения игры.
2. Роль судьи в процессе проведения игры
3. Дозировка нагрузки.
Задания для самостоятельной работы:
1. Особенности подготовки преподавателя к проведению подвижных игр.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
Раздел 8. Практическое занятие
Тема 1Подвижные игры на занятиях гимнастикой «Придумай сам», «Мостик и кошка», «Гимнастический марафон», «Построить мост», «Перекати поле».
Вопросы для обсуждения:
1. Действия руководителя в процессе проведения игры.
2. Роль судьи в процессе проведения игры
3. Дозировка нагрузки.
Задания для самостоятельной работы:
1. Особенности подготовки преподавателя к проведению подвижных игр.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
Раздел 9. Практическое занятие
Тема 1Подвижные игры для внеурочных форм занятий «Горелки», «У медведя во бору», «Узнай по голосу», «Светофор», «Карусель», «Тропинка», «Западня», «Стоп!», «Не ошибись», «Три движения», «Попрыгунчики-воробушки», «Выставка картин», «Конники», «Успей занять место», «У кого длинный хвост», «Компас», «Мяч среднему», «Класс! Смирно!», «К своим флажкам», «Передал — садись», «Падающая палка», «Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»).
Вопросы для обсуждения:
1.Оздоровительное значение подвижных игр.
2. Образовательное значение подвижных игр.
3. Воспитательное значение подвижных игр.
4.Урочная и внеурочная формы проведения подвижных игр.
Задания для самостоятельной работы:
1. Особенности организации и методики проведения подвижных игр вовнеурочное время.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
Раздел 10. Практическое занятие
Тема 1Подвижные игры на местности. «Невидимки», «К флажку», «Ориентировка по слуху», «Погоня за лисицами», «Следопыты», «Русская лапта», «Ножная лапта», «Казаки и разбойники», «Поиски пропавшей группы».
Игры на воде:«Поплавки», «Тритоны», «Стрелы», «Бегом по воде», «Водолазы», «Салки в воде», «Рыбаки и рыбки», «Морские витязи», «Эстафета в воде», «Чехарда с подныриванием», «Успей нырнуть», «С донесением вплавь», «Дельфины».
Игры зимой: «Льдинки», «Перебежки», «Салки со снежками», «Попади в городок», «Великан», «Не ходи на гору», «Снайперы», «Эстафеты с клюшками», «Эстафета «под обстрелом», «Рысья тропа», «Крепость», «Веселые поезда», «Снежные круги», «Построй крепость», «На санках с пересадкой», «Бобслей на равнине», «Побеждают ловкие», «Обменяйся флажками», «Между флажками и палками», «На горку и с горки», «Кто дальше», «Сороконожка на лыжах», «Лыжники, на места», «Кто быстрей!», «Завладей палкой». «Эстафета без палок», «Ускоренный ход», «Догони и коснись», «Шведская эстафета», «Гонка с форой», «Эстафета в лесу», «По звериным следам», «Штурм снежного бастиона».
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности проведения подвижных игр на воде.
2. Особенности проведения подвижных игр зимой на снегу.
3. Особенности проведения подвижных игр на местности.
Задания для самостоятельной работы:
1. Особенности организации и методики проведения подвижных игр в детском оздоровительном лагере.
2. Особенности организации и методики проведения подвижных игр на открытом воздухе (зимой на снегу, летом на воде).
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
Раздел 11. Практическое занятие
Тема 1Игры-аттракционы. «Проворные мотальщики», «Рапиристы», «Быстрые пальцы», «Вокруг стульев», «Сумей поднять», «Жмурки — носильщики», «Успей подобрать», «Быстрее перенести», «Через скакалку втроем».
Вопросы для обсуждения:
1. Организация и проведение игр-аттракционов.
Задания для самостоятельной работы:
1. Особенности проведения игр-аттракционов.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
Раздел 12. Практическое занятие
Тема 1Спортивный праздник. «Трудный прыжок», «Достань городок», «Неуловимый шнур», «Извилистой тропой», «По кирпичикам», «Сбей мячик», «Точный расчет», «Хлопни по шару», «Точные броски», «Удочки», «Слалом», «Успей проскочить», «Воздушная цель», «Удержи палку», «Ловкий перемах», «Шайбу в круг», «Землемеры», «Не теряй равновесия», «Поединок с ракетками», «Поиски звонка», «Кто дальше уйдет», «Шнур-бол», «Вернись в круг», «Метание в корзину», «Остаться в круге».
Вопросы для обсуждения:
1. Организация и проведение соревнований по подвижным играм.
Задания для самостоятельной работы:
1. Соревнования по подвижным играм, особенности их проведения.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
Раздел 13. Практическое занятие
Тема 1Подбор игр в адаптивной физической культуре.
Вопросы для обсуждения:
1.Подвижные игры как лечебное средство при восстановлении здоровья больных детей.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выбор игры и подготовка.
2. Дозировка нагрузки.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : учеб. пособие для студ. высших и сред. проф. учеб. заведений / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту ; под общ ред. проф. Л.В. Шапковой. - М. : Сов. спорт, 2002. - 212 с.
Раздел 14. Практическое занятие
Тема 1Подвижные игры для детей с нарушением в развитии.
Вопросы для обсуждения:
1.Подвижные игры как лечебное средство при восстановлении здоровья больных детей.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выбор игры и подготовка.
2. Дозировка нагрузки.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : учеб. пособие для студ. высших и сред. проф. учеб. заведений / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту ; под общ ред. проф. Л.В. Шапковой. - М. : Сов. спорт, 2002. - 212 с.
Раздел 15. Практическое занятие
Тема 1Спортивные праздники, фестивали. Состязания, игры с лицами, имеющие ограниченные возможности.
Вопросы для обсуждения:
1.Подвижные игры как лечебное средство при восстановлении здоровья больных детей.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выбор игры и подготовка.
2. Дозировка нагрузки.
Список литературы:
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : учеб. пособие для студ. высших и сред. проф. учеб. заведений / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту ; под общ ред. проф. Л.В. Шапковой. - М. : Сов. спорт, 2002. - 212 с.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Наименование раздела дисциплины |
Формируемые компетенции |
|
ПК-3 |
ПК-13 |
|
Лекции 1.Структура курса «Подвижные игры». Подвижные игры как средство физического воспитания. |
+ |
+ |
Лекция 2.Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика с учетом возрастных особенностей детей. |
+ |
+ |
Лекция 3. Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр. |
+ |
+ |
Лекция 4. Методика организации и проведения подвижных игр. |
+ |
+ |
Лекция 5. Особенности подвижных игр в адаптивной физической культуре |
+ |
+ |
Практическое занятие 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста. |
+ |
+ |
Практическое занятие 2. Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста. |
+ |
+ |
Практическое занятие 3. Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста. |
+ |
+ |
Практическое занятие 4. Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста. |
+ |
+ |
Практическое занятие 5 Игры-эстафеты |
+ |
+ |
Практическое занятие 6. Подвижные игры, переходные к спортивным |
+ |
+ |
Практическое занятие 7. Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой |
+ |
+ |
Практическое занятие 8. Подвижные игры на занятиях гимнастикой |
+ |
+ |
Практическое занятие 9. Подвижные игры для внеурочных форм занятий |
+ |
+ |
Практическое занятие 10. Подвижные игры на местности. |
+ |
+ |
Практическое занятие 11. Игры-аттракционы |
+ |
+ |
Практическое занятие 12. Спортивный праздник |
+ |
+ |
Практическое занятие 13. Подбор игр в адаптивной физической культуре. |
+ |
+ |
Практическое занятие 14. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии. |
+ |
+ |
Практическое занятие 15. Спортивные праздники, фестивали. Состязания, игры с лицами, имеющие ограниченные возможности. |
+ |
+ |
7.Образовательные технологии
Вид занятия (лекционное, практическое) |
Тема занятия |
Образовательные технологии (в том числе интерактивные) |
Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме |
Лекции |
Структура курса «Подвижные игры». Подвижные игры как средство физического воспитания. |
информационная лекция |
2/0 |
Лекции |
Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика с учетом возрастных особенностей детей. |
информационная лекция |
2/0 |
Лекции |
Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр |
информационная лекция |
2/0 |
Лекции |
Методика организации и проведения подвижных игр. |
информационная лекция |
2/0 |
Лекции |
Особенности подвижных игр в адаптивной физической культуре |
информационная лекция |
2/0 |
Практическое занятие |
Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста. |
учебное занятие |
2/0 |
Практическое занятие |
Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста. |
учебное занятие |
2/0 |
Практическое занятие |
Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста. |
учебное занятие |
2/0 |
Практическое занятие |
Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста. |
учебное занятие |
2/0 |
Практическое занятие |
Игры-эстафеты |
учебное занятие |
2/0 |
Практическое занятие |
Подвижные игры, переходные к спортивным |
учебное занятие |
2/0 |
Практическое занятие |
Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой |
учебное занятие |
2/0 |
Практическое занятие |
Подвижные игры на занятиях гимнастикой |
учебное занятие |
2/0 |
Практическое занятие |
Подвижные игры для внеурочных форм занятий |
учебное занятие |
2/0 |
Практическое занятие |
Подвижные игры на местности. |
учебное занятие |
2/0 |
Практическое занятие |
Игры-атракционы |
учебное занятие |
2/0 |
Практическое занятие |
Спортивный праздник |
учебное занятие |
2/0 |
Практическое занятие |
Подбор игр в адаптивной физической культуре. |
учебное занятие |
4/0 |
Практическое занятие |
Подвижные игры для детей с нарушением в развитии. |
учебное занятие |
4/0 |
Практическое занятие |
Спортивные праздники, фестивали. Состязания, игры с лицами, имеющие ограниченные возможности. |
учебное занятие |
2/0 |
Итого: |
42/0% |
8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине
Лекции -как основная форма сообщения теоретических знаний студентами чередуется с практическими занятиями по подвижным играм, закрепляющими, расширяющими лекционный курс.
Практические занятия носят методический характер. Первые занятия проводятся преподавателем и носят установочный характер: студентам сообщается типовой практический материал, знания по общим вопросам методики проведения подвижных игр. В дальнейшем обращается внимание на проведение игр студентами. Осуществляется наблюдение за играми, их запись и разбор.
Самостоятельная работа направлена на повышение прочности усвоения материала и расширения области получения теоретических знаний. Поощряется инициатива студентов, которые получают в результате самостоятельной подготовки углубленные знания по вопросам, которые их интересуют. Самостоятельная работа поощряется дополнительными баллами – за выполнение творческих домашних заданий, т.д. Основу для самостоятельной работы составляют общие указания для подготовки к практическим занятиям, а также индивидуальные задания.
9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине
Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине «Подвижные игры» проводится в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в Государственном автономном образовательном учреждении высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». Промежуточная аттестация по дисциплине «Подвижные игры» проводится в соответствии с учебным планом по семестрам – в шестом семестре для очной формы обучения в виде зачета.
Обучающиеся допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплине: выполненных работ. В случае наличия учебной задолженности обучающийся отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящей программе.
Зачет принимает лектор на основе заданий, которые были даны по каждой теме. На зачете учитывается общий суммарный балл, то есть сумма баллов по результатам выполненных заданий и сумма баллов, полученных обучающимся в ходе работы на практических занятиях. При проведении зачета могут быть использованы технические средства.
Знания, умения, навыки и трудовые действия обучающегося на зачете оценивается:
Оценивание обучающегося на зачете по дисциплине «Подвижные игры»
Баллы рейтинговой оценки |
Оценка зачета (стандартная) |
Требования к образовательным результатам |
51-100 |
зачтено |
зачтено выставляется студенту, если он: -способен определить цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-3); -способен проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-13). |
0-50 |
не зачтено |
не зачтено выставляется студенту, если он: -не умеет определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-3); -не способен проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-13). |
10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся:
В ходе изучения дисциплины обучающиеся выполняют два вида самостоятельной работы: а) подготовка реферата на основе реферирования литературы и источников; б) подготовка плана-конспекта игры на основе реферирования литературы и источников.
Реферат относится к заданиям, выполняемым самостоятельно обучающимся. Его принято рассматривать как отдельный вид письменной работы. Как правило, реферат освещает определенную тему, которую студент выбирает сам из ряда предложенных преподавателем. Задача реферата – сбор, проведение мониторинга и систематизация полученных сведений, информации.
План-конспект игры содержит краткое описание игр с организационно- методическими указаниями. При анализе игры обращается внимание на следующие основные положения:
1. Быстроту и четкость построения группы в исходное положение для игры.
2. Правильность и целесообразность выбора капитанов, назначение помощников, водящих.
3. Соблюдение установленной последовательности рассказа игры; наличие элементов показа.
4. Руководство игрой (судейство, дозировка, решение педагогической задачи, использование помощников, предупреждение об окончании игры).
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:
а) основная литература
1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.
2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.
3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.
б) дополнительная литература
1. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : учеб. пособие для студ. высших и сред. проф. учеб. заведений / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту ; под общ ред. проф. Л.В. Шапковой. - М. : Сов. спорт, 2002. - 212 с.
2. Коррекционно-развивающая работа образовательного учреждения в полифункциональной интерактивной среде : учебно-метод. пособие / [авт. кол.: Л.Б. Баряева, О.Г. Приходько, М.Н. Русецкая, Л.Ф. Холоднова и др.; отв. ред.: Л.Е. Курнешова, М.Н. Русецкая]; Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО "Моск. гор. пед. ун-т"(ГОУ ВПО МГПУ), Научно-исслед. ин-т столич. образования. - М. : МГПУ, 2009. - 287 с.
3. Шоо, Михаэль.
Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями
опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие : пер. с нем. / Шоо, Михаэль ; М.
Шоо. - М. :
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Занятия по дисциплине будут проходить в здании МГПУ ПИФКиС, расположенного по адресу Балаклавский проспект д.32 к.4. Будут задействованы аудитории оснащенные мультимедиа и в спортивном зале с использованием спортивного инвентаря: баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи, обручи, скакалки, флажки, палки, булавы и т.д.
- Преподаватель: Савин Михаил Владимирович