Тематический план

  • Программа производственной (педагогической) практики

    1. Цель производственной (педагогической) практики:

     Цель педагогической практики состоит в том, чтобы сформировать у студентов системные представления о теории и практике воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

     2. Задачи производственной (педагогической) практики:

                 К задачам производственной (педагогической) практики относят:  

    - создать условия для упорядочения теоретических знаний, приобретенных при изучении курсов: «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционально – волевой сферы и поведения», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития», «Психология детей дошкольного возраста с нарушениями функций ОПДА»  и др.;

    - организовать практическую учебную деятельность студентов, направленную на овладение организационными, методическими и технологическими компонентами профессиональной подготовки;

    - формировать у будущих специалистов рефлексивную деятельность, направленную на осмысление факторов педагогического процесса и результатов решения образовательных задач;

    - способствовать овладению студентами гностическими действиями анализа, оценки, контроля и коррекции при разработке и проведении индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий;

    - обеспечивать условия для изучения, обучения и воспитания детей раннего возраста и дошкольников с ОВЗ, диагностики, коррекции и компенсации дефектов развития;

    - включать студентов во все виды деятельности учителя – дефектолога и учителя-логопеда СДОУ, а также общеобразовательных учреждений в условиях инклюзивного образования;

    - включать студентов в систему комплексной работы в условиях общеобразовательных организаций в условиях инклюзивного образования;

    - обеспечивать усвоение студентами специфики функционала учителя – дефектолога и учителя-логопеда для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно – двигательного аппарата, эмоционально – волевой сферы и поведения.

     


    • Место и время проведения производственной (педагогической) практики

      Для студентов очной формы обучения педагогическая практика проходит с отрывом от учебы в 6 семестре в течение 6 недель, в 7 семестре на протяжении этого же срока.

      Для проведения практики студенты распределяются по учреждениям в количестве не более 10 человек.

      Руководство педагогической практикой, регулирование и контроль учебно-практической деятельности студентов осуществляют руководитель педагогической практики студентов от ИСО и КР, групповой руководитель от кафедры, учителя-дефектологи, сотрудники дошкольных учреждений.

      Ежедневная учебно-практическая нагрузка студентов – 5 часов (в соответствии с расписанием занятий и индивидуальным планом работы учителя-дефектолога ОО).

      Оценка по педагогической практике (дифференцированный зачет) заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

      Оценка по педагогической практике (дифференцированный зачет) заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.


      • Структура и содержание производственной (педагогической) практики

        Педагогическая практика структурно состоит из трех частей:

        1.Установочная конференция.

        2.Прохождение практики.

        3.Итоговая конференция.

        Установочная конференция – собрание студентов, проходящих практику с целью разъяснения её основных положении. Основными задачами установочной конференции являются:

        1. Ознакомить студентов со спецификой педагогической практики.

        2. Довести до их сведения сроки прохождения практики.

        3. Распределить практикантов по организациям и руководителям практики от кафедры.

        4. Довести до сведения студентов перечень необходимых документов для отчетности по педагогической практики и снабдить их необходимыми формами отчетности.

        5. Определить цели и задачи педагогической практики.

        6. Определить сроки проведения итоговой конференции.

        Прохождение практики - период прохождения педагогической практики, в ходе которой студенты решают весь объем поставленных задач. В ходе практики выделяются следующие этапы:

        1. Подготовительный:

        ·      Получение необходимых документов для прохождения практики;

        ·      Знакомство с базой прохождения практики;

        ·      Утверждение целей, задач и объема работ по практике;

        2. Основной:

        ·           Работа по поставленным целям;

        ·           Проведение исследования;

        ·           Обработка результатов, формирование отчета;

        3. Итоговый:

        ·      Сбор и оформление документации для отчета по практике на итоговой конференции;

        ·      Подготовка презентации отчета по итогам практики.

        Итоговая конференция – собрание студентов по итогам практики, на которой прошедшие практику предоставляют отчет, состоящий из пакета документов и презентации с последующей защитой.

        Основные структурные компоненты прохождения педагогической практики:

        1) Проведение психолого-педагогического обследования детей, анализ материалов обследования, диагностико- прогностическая деятельность; составление речевой карты на ребенка, взятого на индивидуальные занятия;

        2) Наблюдение и анализ занятий учителя – дефектолога и учителя-логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, воспитателя;

        3) Составление и обсуждение теоретических моделей занятий, фрагментов  индивидуальных, фронтальных или подгрупповых занятий, воспитательных мероприятий;

        4) Проведение и обсуждение пробных и зачетных (открытых) фронтальных и индивидуальных занятий (развитие слухового восприятия, развитие зрительного восприятия, произношение, развитие речи и др.); наблюдение и анализ занятий коллег;

         5) Подготовка и проведение воспитательного мероприятия с детьми дошкольного возраста, в котором обязательно учесть коррекционную направленность всей работы с детьми с ОВЗ –  ИЛИ - Подготовка и проведение консультации для воспитателей, родителей (на выбор) по проблемам работы, воспитания, коррекции, развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

        6) Подготовка дидактических и методических материалов для кабинета педагога- дефектолога и (или) учителя- логопеда; сурдо – и (или) тифлопедагога.

        7) Подготовка отчетной документации;

        8) Подготовка презентации о деятельности образовательной организации, о деятельности педагога – дефектолога (учителя-логопеда), сурдо – и (или) тифлопедагога и собственной работе в группе компенсирующей направленности.


        • Описание форм отчетности

          Документация от группы студентов

          Документация от студента

          1.    Отчет старосты подгруппы.

          2.    Отчет методиста.

          3.    Электронный подгрупповой дневник педагогической практики (остается на кафедре).

          4.    Табель посещаемости педагогической практики.

          5.    Графики пробных и открытых занятий (предоставляются своевременно).

          1.    Отчет студента о практике.

          2.    Отзыв о работе студента.

          3.    Индивидуальный дневник педагогической практики

           (возвращается студентам).

          4.    Конспекты индивидуальных и фронтальных открытых занятий с детьми

          5.    Заполненная психолого-педагогическая характеристика на одного ребенка (с протоколом).


          • Фонд оценочных средств

            ФОС содержит:

            Паспорт фонда оценочных средств по педагогической практике;

            Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (комплекты заданий для оценки сформированности компетенций со шкалой оценивания);

            Критерии и показатели, используемые при оценивании конспекта занятия;

            Критерии оценки выступления студента на итоговой конференции с мультимедийной презентацией;

            Критерии и показатели оценки учебного доклада;

            Критерии  и показатели  оценивания учебной презентации;

            Критерии и показатели оценивания отчетной документации по практике