РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б.1.В.15 «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ».

 

 

 

 

Направление подготовки

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

 

Профиль подготовки

Физическая реабилитация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва


 

 

 

 

 

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель освоения  дисциплины – обеспечить студентов комплексом знаний, умений и навыков, которые позволят им успешно использовать подвижные игры и игровые упражнения на занятиях по физической культуре.

Задачи дисциплины:

• Сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, интерес и познавательную активность к проблемам физической культуры;

• Обеспечить освоение студентами знаний теории, методики и организации подвижных игр, целостное осмысление профессиональной деятельности, общих закономерностей данного вида социальной практики;

• Сформировать у студентов убеждение в необходимости применения подвижных игр как основного средства физической культуры для реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;

•Сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности

2. Место дисциплины в структуре программы:

Дисциплина «Подвижные игры» находится в цикле базовых дисциплин, в вариативной части (Б.1.В.15) дисциплина входит в модуль №5 «Теория и методика обучения базовым видам спорта», является базовой дисциплиной модуля и изучается в 6 семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Трудовую функцию:

- Профессиональный стандарт Инструктор-методист по адаптивной физической культуре

 

Трудовое действие:

проведение занятий по адаптивной физической культуре с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп по утвержденным программам

Профессиональные компетенции:

профессиональная деятельность:

-умением определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-3);                                         

-умением проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-13);                                         

Знать: -педагогическое значение подвижных игр и их характеристику в связи с учетом возраста, пола, уровня физической подготовки занимающихся;

Уметь: - использовать подвижные игры как основное средство физической культуры для решения, оздоровительных, воспитательных, образовательных задач;

 -уметь планировать, организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия с различным контингентом лиц занимающихся.

Владеть: - высоким уровнем информационной культуры;

- навыками анализа и оценки нормативных правовых документов для решения типичных и нестандартных вопросов профессиональной деятельности;

- способностью оценивать положительное влияние подвижных игр на основные жизненно важные функции человека;

- способностью формулировать задания с применением специальной терминологией;

- навыками ведения основной документации, необходимой для обеспечения учебного процесса;

- навыками проведения занятий по подвижным играм с применением современных технологий;

- способностью оценивать правильность ведения занятий.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Семестры

III

Контактная работа (всего)

72/2

6

В том числе:

--

--

Лекции

8/0,2

6

Практические занятия (ПЗ)

34/0,9

6

Из них:

--

--

Самостоятельная работа (всего)

30/0,8

6

В том числе 

 

 

Подготовка реферата

15/0,4

6

Подготовка плана-конспекта

15/0,4

6

Вид промежуточной аттестации

зачет

6

 

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

 

п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

СРС

Всего

1

Лекции

1.Структура курса «Подвижные игры». Подвижные игры как средство физического воспитания.

2.Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика с учетом возрастных особенностей детей.

3. Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр.

4. Методика организации и проведения подвижных игр.

5.Особенности подвижных игр в адаптивной физической культуре.

 

2

 

2

 

 

2

2

 

2

 

 

 

2

 

2

 

 

2

2

 

2

2

Практические занятия

1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста.

2. Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста.

3. Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста.

4.Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста.

5.Игры-эстафеты.

6.Подвижные игры, переходные к спортивным играм.

7.Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой

8. Подвижные игры на занятиях гимнастикой

9.Подвижные игры для внеурочных форм занятий

10. Подвижные игры на местности.

11.Игры-аттракционы.

12.Спортивный праздник.

13.Подбор игр в адаптивной физической культуре.

14.Подвижные игры для детей с нарушением в развитии.

15. Спортивные праздники, фестивали. Состязания, игры с лицами, имеющие ограниченные возможности.

 

 

2

 

2

 

2

2

 

2

2

2

2

 

2

2

2

2

4

 

4

 

2

 

2

 

2

 

2

2

 

2

2

2

2

 

2

2

2

2

2

 

2

 

2

 

4

 

4

 

4

4

 

4

4

4

4

 

4

4

4

4

6

 

6

 

4

 

Всего

8

34

30

72

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Лекции 1.Структура курса «Подвижные игры». Подвижные игры как средство физического воспитания. Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика с учетом возрастных особенностей детей.

 

Игра – исторически сложившееся социальное явление. Определение понятия игры (примерное). Отличия игры от труда. Происхождения и развития игры. Классификация подвижных игр (различные схемы классификации). Отличие подвижных игр от спортивных. Примерная схема педагогического анализа подвижной игры. Механизмы обучения подвижным играм. Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика в связи с возрастными особенностями играющих. Педагогическая характеристика игр детей на различных ступенях обучения и воспитания. Игры младшего, среднего и старшего возраста. Анализ игрового материала школьной программы по физическому воспитанию.

2

Лекция 2. Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр.

 

 

 

Воспитывающий характер обучения. Реализация дидактических принципов в обучении подвижным играм. Подготовка к игре. Выбор игры. Подготовка места для проведения занятий. Руководство процессом игры.

3

Лекция 3. Методика организации и проведения подвижных игр.

Составление опорного конспекта по подвиж­ной игре, умение правильно сформулировать педагогические за­дачи в зависимости от контингента занимающихся, уровня физического развития и их подготовленности. Построение занятий по подвижным играм. Структура урока физической культуры в школе, в вузе с включением подвижных игр. Построение игровых, смешанных и тематических уроков.

4

Лекция 4. Особенности подвижных игр в адаптивной физической культуре

Педагогическое значение подвижных игр в адаптивной физической культуре. Педагогическая характеристика игр для детей имеющих нарушения в развитии.

5

Практическое занятие 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста.

 «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Догони меня», «Через ручеек», «У медведя во бору», «Зайцы и волки», «Самолеты», «Гуси-лебеди», «Охотники и зайцы», «С кочки на кочку», «Удочка», «К своим флажкам».

6

Практическое занятие 2. Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста.

«Кто подходил», «Космонавты», «Караси и щука», «Белые медведи», «Совушка», «Два мороза», «Волки во рву», «Мяч на полу», «Команда быстроногих», «Вызов номеров», «Лиса и куры», «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Альпинисты», «Прыжки по полоскам», «Кто обгонит», «Попади в мяч».

7

Практическое занятие 3. Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста.

«Часовые и разведчики», «Охотники и утки», «Эстафета с ла­заньем и перелезанием», «Эстафета с элементами равновесия», «Эстафета на полосе препятствий», «Тяни в круг», «Перетягивание  через черту», «Сильные и ловкие», «Петушиный бой», «Вы­зов», «Наступление», «Бег за флажками», «Перебежка с выруч­кой», «Погоня», «Старт после броска», «Охрана перебежек», «День и ночь», «Эстафета по кру­гу», «Удочка» (простая и командная), «Веревочка под ногами», «Прыгуны и пятнашки», «Снайперы», «Защищай товарища», «Ящерица», «Перестрелка», «Ловкие и меткие», «Слон».

8

Практическое занятие 4. Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста.

 «Перехват мяча», «Рывок за мячом», «Гонка с выбыванием», «Сумей догнать», «Перемена мест», «Кто выше», «Борьба за палку», «Под­вижный ринг», «Карусели», «Наперегонки с мячом», «Нападают пятерки», «По наземной мишени», «Перестрел-бол», «Пробей стенку», «Ногой и головой через сетку».

9

Практическое занятие 5. Игры-эстафеты

Круговые: «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Эстафета по кругу» и др.

Линейные: «Передача мячей в колоннах», «Бег пингвинов», «Поезда» и др.

Встречные: «Встречная эстафета с бегом» и др.

10

Практическое занятие 6. Подвижные игры, переходные к спортивным

«Пятнадцать передач», «Баскетбол с надувным мячом» «Передал –садись», «Пионербол», «Волейбол с выбыванием», «Два квадрата», «Ногой головой через сетку», «Коридор», «Через заднюю зону», «Меткий футболист», «Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»).

11

Практическое занятие 7. Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой

 

Игры для развития выносливости: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Бег командами», «Большая эстафета по кругу», «На горку и с горки», «Эстафета без палок».

Игры для развития быстроты: «Рывок за мячом», «День и ночь», «Колесо», «Перебежки с выручкой», «Встречная эстафета с бе­гом», «Эстафета по кругу», «Сумей догнать».

12

Практическое занятие 8. Подвижные игры на занятиях гимнастикой

«Придумай сам», «Мостик и кошка», «Гимнастический марафон», «Построить мост», «Перекати поле».

13

Практическое занятие 9. Подвижные игры для внеурочных форм занятий

 

«Горелки», «У медведя во бору», «Узнай по голосу», «Свето­фор», «Карусель», «Тропинка», «Западня», «Стоп!», «Не оши­бись», «Три движения», «Выстав­ка картин», «Конники», «Успей занять место», «У кого длинный хвост», «Компас», «Передал — садись», «Падающая палка»,

15

Практическое занятие 10. Подвижные игры на местности.

«Невидимки», «К флажку», «Ориентировка по слуху», «Пого­ня за лисицами», «Следопыты», «Русская лапта», «Ножная лап­та», «Казаки и разбойники», «Поиски пропавшей группы».

15

Практическое занятие 11. Игры-аттракционы

«Проворные мотальщики», «Рапиристы», «Бы­стрые пальцы», «Вокруг стульев», «Сумей поднять», «Жмурки — носильщики», «Успей подобрать», «Быстрее перенести», «Через скакалку втроем».

16

Практическое занятие 12. Спортивный праздник

 

 

 

 

 

 

 

«Трудный прыжок», «Достань городок», «Неуловимый шнур», «Извилистой тропой», «По кирпичикам», «Сбей мячик», «Точный рас­чет», «Хлопни по шару», «Точные броски», «Удочки», «Слалом», «Успей проскочить», «Воздушная цель», «Удержи палку», «Лов­кий перемах», «Шайбу в круг», «Землемеры», «Не теряй равно­весия», «Поединок с ракетками», «Поиски звонка», «Кто дальше уйдет», «Шнур-бол», «Вернись в круг», «Метание в корзину», «Остаться в кру­ге».

17

Практическое занятие 13. Подбор игр в адаптивной физической культуре.

Понятие и виды (строевые, ритмопластические, рефлекторные, спортивно-прикладные) физических упражнений. Принципы классификации упражнений: по характеру двигательной деятельности, положению грудной клетки, отношению к расслаблению. Разновидности игр.

18

Практическое занятие 14. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии.

Рассматриваются игры для детей с различными отклонениями.

19

Практическое занятие 15. Спортивные праздники, фестивали. Состязания, игры с лицами, имеющие ограниченные возможности.

 

 

5.3. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

Раздел 1. Практическое занятие

Тема 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста.

«Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Догони меня», «Через ручеек», «У медведя во бору», «Зайцы и волки», «Самолеты», «Гуси-лебеди», «Охотники и зайцы», «С кочки на кочку», «Удочка», «К своим флажкам».

Вопросы для обсуждения:

1.Значение игры для развития личности ребенка.

2.Виды подвижных игр.

3.Содержание подвижной игры (сюжет, правила и двигательные действия)

Задания для самостоятельной работы:

1. История возникновения и развития подвижных игр.

2.  Роль игры в формировании личности ребенка.

3.  Особенности организации и методики проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 

Раздел 2. Практическое занятие

Тема 1.Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста. «Кто подходил», «Космонавты», «Караси и щука», «Белые медведи», «Совушка», «Два мороза», «Волки во рву», «Мяч на полу», «Передача мячей в колоннах», «Гуси-лебеди», «Команда быстроногих», «Эстафета зверей», «Вызов номеров», «Лиса и куры», «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Альпинисты», «Прыжки по полоскам», «Кто обгонит», «Попади в мяч».

Вопросы для обсуждения:

1. Подготовка к проведению и выбор подвижной игры.

2. Подготовка площадки для игры.

3.Выбор инвентаря для подвижной игры.

4.Физиологические и психологические особенности школьни­ков 1—4 классов.

5. Подвижные игры для школьников 1—4 классов.

Задания для самостоятельной работы:

1.  Особенности организации и методики проведения подвижных игр в младших классах.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 

Раздел 3. Практическое занятие

Тема 1 Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста.«Часовые и разведчики», «Охотники и утки», «Эстафета с ла­заньем и перелезанием», «Эстафета с элементами равновесия», «Эстафета на полосе препятствий», «Тяни в круг», «Перетягива­ние через черту», «Сильные и ловкие», «Петушиный бой», «Вы­зов», «Наступление», «Бег за флажками», «Перебежка с выруч­кой», «Погоня», «Старт после броска», «Охрана перебежек», «Встречная эстафета с бегом», «День и ночь», «Эстафета по кру­гу», «Удочка» (простая и командная), «Веревочка под ногами», «Прыгуны и пятнашки», «Снайперы», «Защищай товарища», «Ящерица», «Перестрелка», «Ловкие и меткие», «Слон».

Вопросы для обсуждения:

1.Начало игры. Размещение игроков.

2.Объяснение правил игры.

3.Способы выделения водящих.

4.Способы распределения на команды.

5.Выбор капитанов игры и выделение помощников

6. Физиологические и психологические особенности школьни­ков 5—6 классов.

7.Физиологические и психологические особенности школьни­ков 7—9 классов.

8.  Подвижные игры для школьников 5—6 классов.

9.  Подвижные игры для школьников 7—9 классов.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подвижные игры в 4—9 классах: организация и методика про­ведения.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 

Раздел 4. Практическое занятие

Тема 1 Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста. «Перетягивание каната», «Подвижная цель», «Кто сильнее», «Колесо», «Большая эстафета по кругу», «Бег командами», «Су­мей догнать», «Кто быстрее», «Эстафета с палками и прыжка­ми», «Челнок», «Эстафета с чехардой», «Двумя мячами через сет­ку», «Шагай вперед», «Эстафета с ведением и броском в корзи­ну», «Мяч среднему», «Мяч капитану».

Вопросы для обсуждения:

1.  Действия руководителя в процессе проведения игры.

2.  Роль судьи в процессе проведения игры.

3. Дозировка нагрузки.

4.  Окончание игры и подведение ее итогов.

5.  Физиологические и психологические особенности школьни­ков 10—11 классов.

6.  Подвижные игры для школьников 10—11 классов.

 

Задания для самостоятельной работы:

1.  Подвижные игры в старших классах: организация и методика проведения.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 

Раздел 5. Практическое занятие

Тема 1Игры-эстафеты Круговые: «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Эстафета по кругу» и др.

Линейные: «Передача мячей в колоннах», «Бег пингвинов», «Поезда» и др.

Встречные: «Встречная эстафета с бегом» и др.

Вопросы для обсуждения:

1.Виды подвижных игр.

Задания для самостоятельной работы:

1.Руководство подвижными играми.

2. Травматизм при занятиях подвижными играми и его предуп­реждение.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 

Раздел 6. Практическое занятие

Тема 1Подвижные игры, переходные к спортивным . «Пятнадцать передач», «Баскетбол с надувным мячом» «Передал –садись», «Пионербол», «Волейбол с выбыванием», «Два квадрата», «Ногой головой через сетку», «Коридор», «Через заднюю зону», «Меткий футболист», «Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»). 

Вопросы для обсуждения:

1.Значение игры для развития личности ребенка.

2.Виды подвижных игр.

3.Значение подвижных игр в занятиях спортом.

Задания для самостоятельной работы:

1.  Руководство подвижными играми.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 

Раздел 7. Практическое занятие

Тема 1Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой . Игры для развития выносливости: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Бег командами», «Большая эстафета по кругу», «На горку и с горки», «Эстафета без палок».

Игры для развития быстроты: «Рывок за мячом», «День и ночь», «Колесо», «Перебежки с выручкой», «Встречная эстафета с бе­гом», «Эстафета по кругу», «Сумей догнать».

Вопросы для обсуждения:

1.  Действия руководителя в процессе проведения игры.

2.  Роль судьи в процессе проведения игры

3. Дозировка нагрузки.

Задания для самостоятельной работы:

1. Особенности подготовки преподавателя к проведению подвиж­ных игр.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 

Раздел 8. Практическое занятие

Тема 1Подвижные игры на занятиях гимнастикой «Придумай сам», «Мостик и кошка», «Гимнастический марафон», «Построить мост», «Перекати поле».

Вопросы для обсуждения:

1.  Действия руководителя в процессе проведения игры.

2.  Роль судьи в процессе проведения игры

3. Дозировка нагрузки.

Задания для самостоятельной работы:

1. Особенности подготовки преподавателя к проведению подвиж­ных игр.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 

Раздел 9. Практическое занятие

Тема 1Подвижные игры для внеурочных форм занятий «Горелки», «У медведя во бору», «Узнай по голосу», «Свето­фор», «Карусель», «Тропинка», «Западня», «Стоп!», «Не оши­бись», «Три движения», «Попрыгунчики-воробушки», «Выстав­ка картин», «Конники», «Успей занять место», «У кого длинный хвост», «Компас», «Мяч среднему», «Класс! Смирно!», «К своим флажкам», «Передал — садись», «Падающая палка», «Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»).

Вопросы для обсуждения:

1.Оздоровительное значение подвижных игр.

2. Образовательное значение подвижных игр.

3. Воспитательное значение подвижных игр.

4.Урочная и внеурочная формы проведения подвижных игр.

Задания для самостоятельной работы:

1.  Особенности организации и методики проведения подвижных игр вовнеурочное время.

 

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 

Раздел 10. Практическое занятие

Тема 1Подвижные игры на местности. «Невидимки», «К флажку», «Ориентировка по слуху», «Пого­ня за лисицами», «Следопыты», «Русская лапта», «Ножная лап­та», «Казаки и разбойники», «Поиски пропавшей группы».

Игры на воде:«Поплавки», «Тритоны», «Стрелы», «Бегом по воде», «Водо­лазы», «Салки в воде», «Рыбаки и рыбки», «Морские витязи», «Эстафета в воде», «Чехарда с подныриванием», «Успей ныр­нуть», «С донесением вплавь», «Дельфины».

Игры зимой: «Льдинки», «Перебежки», «Салки со снежками», «Попади в городок», «Великан», «Не ходи на гору», «Снайперы», «Эстафе­ты с клюшками», «Эстафета «под обстрелом», «Рысья тропа», «Крепость», «Веселые поезда», «Снежные круги», «Построй кре­пость», «На санках с пересадкой», «Бобслей на равнине», «По­беждают ловкие», «Обменяйся флажками», «Между флажками и палками», «На горку и с горки», «Кто дальше», «Сороконожка на лыжах», «Лыжники, на места», «Кто быстрей!», «Завладей палкой». «Эстафета без палок», «Ускоренный ход», «Догони и коснись», «Шведская эстафета», «Гонка с форой», «Эстафета в лесу», «По звериным следам», «Штурм снежного бастиона».

Вопросы для обсуждения:

1.  Особенности проведения подвижных игр на воде.

2.  Особенности проведения подвижных игр зимой на снегу.

3.  Особенности проведения подвижных игр на местности.

Задания для самостоятельной работы:

1.  Особенности организации и методики проведения подвижных игр в детском оздоровительном лагере.

2.  Особенности организации и методики проведения подвижных игр на открытом воздухе (зимой на снегу, летом на воде).

 

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 

 

Раздел 11. Практическое занятие

Тема 1Игры-аттракционы. «Проворные мотальщики», «Рапиристы», «Бы­стрые пальцы», «Вокруг стульев», «Сумей поднять», «Жмурки — носильщики», «Успей подобрать», «Быстрее перенести», «Через скакалку втроем».

Вопросы для обсуждения:

1.  Организация и проведение игр-аттракционов.

Задания для самостоятельной работы:

1.  Особенности проведения игр-аттракционов.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 

Раздел 12. Практическое занятие

Тема 1Спортивный праздник. «Трудный прыжок», «Достань городок», «Неуловимый шнур», «Извилистой тропой», «По кирпичикам», «Сбей мячик», «Точный рас­чет», «Хлопни по шару», «Точные броски», «Удочки», «Слалом», «Успей проскочить», «Воздушная цель», «Удержи палку», «Лов­кий перемах», «Шайбу в круг», «Землемеры», «Не теряй равно­весия», «Поединок с ракетками», «Поиски звонка», «Кто дальше уйдет», «Шнур-бол», «Вернись в круг», «Метание в корзину», «Остаться в кру­ге».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Организация и проведение соревнований по подвижным играм.

Задания для самостоятельной работы:

1.  Соревнования по подвижным играм, особенности их проведе­ния.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 

Раздел 13. Практическое занятие

Тема 1Подбор игр в адаптивной физической культуре.

Вопросы для обсуждения:

1.Подвижные игры как лечебное средство при восстановлении здоровья больных детей.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выбор игры  и подготовка.

2. Дозировка нагрузки.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : учеб. пособие для студ. высших и сред. проф. учеб. заведений / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту ; под общ ред. проф. Л.В. Шапковой. - М. : Сов. спорт, 2002. - 212 с.

 

Раздел 14. Практическое занятие

Тема 1Подвижные игры для детей с нарушением в развитии.

Вопросы для обсуждения:

1.Подвижные игры как лечебное средство при восстановлении здоровья больных детей.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выбор игры  и подготовка.

2. Дозировка нагрузки.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : учеб. пособие для студ. высших и сред. проф. учеб. заведений / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту ; под общ ред. проф. Л.В. Шапковой. - М. : Сов. спорт, 2002. - 212 с.

 

Раздел 15. Практическое занятие

Тема 1Спортивные праздники, фестивали. Состязания, игры с лицами, имеющие ограниченные возможности.

Вопросы для обсуждения:

1.Подвижные игры как лечебное средство при восстановлении здоровья больных детей.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выбор игры и подготовка.

2. Дозировка нагрузки.

Список литературы:

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : учеб. пособие для студ. высших и сред. проф. учеб. заведений / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту ; под общ ред. проф. Л.В. Шапковой. - М. : Сов. спорт, 2002. - 212 с.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины

 

Наименование раздела дисциплины

Формируемые компетенции

ПК-3

ПК-13

Лекции 1.Структура курса «Подвижные игры». Подвижные игры как средство физического воспитания.

+

+

Лекция 2.Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика с учетом возрастных особенностей детей.

+

+

Лекция 3. Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр.

+

+

Лекция 4. Методика организации и проведения подвижных игр.

+

+

Лекция 5. Особенности подвижных игр в адаптивной физической культуре

+

+

Практическое занятие 1. Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста.

+

+

Практическое занятие 2. Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста.

+

+

Практическое занятие 3. Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста.

+

+

Практическое занятие 4. Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста.

+

+

Практическое занятие 5 Игры-эстафеты

+

+

Практическое занятие 6. Подвижные игры, переходные к спортивным

+

+

Практическое занятие 7. Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой

+

+

Практическое занятие 8. Подвижные игры на занятиях гимнастикой

+

+

Практическое занятие 9. Подвижные игры для внеурочных форм занятий

+

+

Практическое занятие 10. Подвижные игры на местности.

+

+

Практическое занятие 11. Игры-аттракционы

+

+

Практическое занятие 12. Спортивный праздник

+

+

Практическое занятие 13. Подбор игр в адаптивной физической культуре.

+

+

Практическое занятие 14. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии.

+

+

Практическое занятие 15. Спортивные праздники, фестивали. Состязания, игры с лицами, имеющие ограниченные возможности.

+

+

 

 

7.Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

Лекции

Структура курса «Подвижные игры». Подвижные игры как средство физического воспитания.

информационная лекция

2/0

Лекции

Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика с учетом возрастных особенностей детей.

информационная лекция

2/0

Лекции

Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр

информационная лекция

2/0

Лекции

Методика организации и проведения подвижных игр.

информационная лекция

2/0

Лекции

Особенности подвижных игр в адаптивной физической культуре

информационная лекция

2/0

Практическое занятие

Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста.

учебное занятие

2/0

Практическое занятие

Подвижные игры и игровые упражнения для детей младшего школьного возраста.

учебное занятие

2/0

Практическое занятие

Подвижные игры и игровые упражнения для детей среднего школьного возраста.

учебное занятие

2/0

Практическое занятие

Подвижные игры и игровые упражнения для детей старшего школьного возраста.

учебное занятие

2/0

Практическое занятие

Игры-эстафеты

учебное занятие

2/0

Практическое занятие

Подвижные игры, переходные к спортивным

учебное занятие

2/0

Практическое занятие

Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой

учебное занятие

2/0

Практическое занятие

Подвижные игры на занятиях гимнастикой

учебное занятие

2/0

Практическое занятие

Подвижные игры для внеурочных форм занятий

учебное занятие

2/0

Практическое занятие

Подвижные игры на местности.

учебное занятие

2/0

Практическое занятие

Игры-атракционы

учебное занятие

2/0

Практическое занятие

Спортивный праздник

учебное занятие

2/0

Практическое занятие

Подбор игр в адаптивной физической культуре.

учебное занятие

4/0

Практическое занятие

Подвижные игры для детей с нарушением в развитии.

учебное занятие

4/0

Практическое занятие

Спортивные праздники, фестивали. Состязания, игры с лицами, имеющие ограниченные возможности.

учебное занятие

2/0

Итого:

42/0%

 

8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине

Лекции -как основная форма сообщения теоретических знаний студентами чередуется с практическими занятиями по подвижным играм, закрепляющими, расширяющими лекционный курс.

Практические занятия носят методический характер. Первые занятия проводятся преподавателем и носят установочный характер: студентам сообщается типовой практический материал, знания по общим вопросам методики проведения подвижных игр. В дальнейшем обращается внимание на проведение игр студентами. Осуществляется наблюдение за играми, их запись и разбор.

Самостоятельная работа направлена на повышение прочности усвоения материала и расширения области получения теоретических знаний. Поощряется инициатива студентов, которые получают в результате самостоятельной подготовки углубленные знания по вопросам, которые их интересуют. Самостоятельная работа поощряется дополнительными баллами – за выполнение творческих домашних заданий, т.д. Основу для самостоятельной работы составляют общие указания для подготовки к практическим занятиям, а также индивидуальные задания.

 

9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине

Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине «Подвижные игры» проводится в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в Государственном автономном образовательном учреждении высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». Промежуточная аттестация по дисциплине «Подвижные игры» проводится в соответствии с учебным планом по семестрам – в шестом семестре для очной формы обучения в виде зачета.

Обучающиеся допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплине: выполненных работ. В случае наличия учебной задолженности обучающийся отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящей программе.

Зачет принимает лектор на основе заданий, которые были даны по каждой теме. На зачете учитывается общий суммарный балл, то есть сумма баллов по результатам выполненных заданий и сумма баллов, полученных обучающимся в ходе работы на практических занятиях. При проведении зачета могут быть использованы технические средства.

Знания, умения, навыки и трудовые действия обучающегося на зачете оценивается:

 

Оценивание обучающегося на зачете по дисциплине «Подвижные игры»

 

Баллы

рейтинговой оценки

Оценка зачета

(стандартная)

Требования к образовательным результатам

 

 

 

 

 

51-100

зачтено

зачтено выставляется студенту, если он:

-способен определить цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-3);      

-способен проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-13).

 

 

 

 

0-50

не зачтено

не зачтено выставляется студенту, если он:

-не умеет определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-3);      

-не способен проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-13).

 

 

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся:

В ходе изучения дисциплины обучающиеся выполняют два вида самостоятельной работы: а) подготовка реферата на основе реферирования литературы и источников; б) подготовка плана-конспекта игры на основе реферирования литературы и источников.

Реферат относится к заданиям, выполняемым самостоятельно обучающимся. Его принято рассматривать как отдельный вид письменной работы. Как правило, реферат освещает определенную тему, которую студент выбирает сам из ряда предложенных преподавателем. Задача реферата – сбор, проведение мониторинга и систематизация полученных сведений, информации.

План-конспект игры содержит краткое описание игр с организационно- методическими указаниями. При анализе игры обращается внимание на следующие основные положения:

1. Быстроту и четкость построения группы в исходное положение для игры.

2. Правильность и целесообразность выбора капитанов, назначение помощников, водящих.

3. Соблюдение установленной последовательности рассказа игры; наличие элементов показа.

4. Руководство игрой (судейство, дозировка, решение педагогической задачи, использование помощников, предупреждение об окончании игры).

 

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

а) основная литература

1. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов [физ. культуры] / [авт.: И. М. Коротков и др.]. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 212 с.

2. Подвижные игры. Практический материал : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / Авт.: Л. В. Былеева и др. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с. : табл., ил. – Прил.: с. 269–279.

3. Подвижные игры : учеб. для студентов вузов / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. – М. : Физ. культура, 2007. культура, 2008. – 122 с.

 б) дополнительная литература

1. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : учеб. пособие для студ. высших и сред. проф. учеб. заведений / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту ; под общ ред. проф. Л.В. Шапковой. - М. : Сов. спорт, 2002. - 212 с.

2. Коррекционно-развивающая работа образовательного учреждения в полифункциональной интерактивной среде : учебно-метод. пособие / [авт. кол.: Л.Б. Баряева, О.Г. Приходько, М.Н. Русецкая, Л.Ф. Холоднова и др.; отв. ред.: Л.Е. Курнешова, М.Н. Русецкая]; Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО "Моск. гор. пед. ун-т"(ГОУ ВПО МГПУ), Научно-исслед. ин-т столич. образования. - М. : МГПУ, 2009. - 287 с.

3. Шоо, Михаэль.
Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие : пер. с нем. / Шоо, Михаэль ; М. Шоо. - М. :

 

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Занятия по дисциплине будут проходить в здании МГПУ ПИФКиС, расположенного по адресу Балаклавский проспект д.32 к.4. Будут задействованы аудитории оснащенные мультимедиа и в спортивном зале с использованием спортивного инвентаря: баскетбольные, волейбольные, футболь­ные мячи, обручи, скакалки, флажки, палки, булавы и т.д.