Цель дисциплины - сформировать у обучаемых знания о сущности кризисных психических состояний человека; психологических факторах, формирующих кризисные состояния, а также умения применять методы профилактики и преодоления кризисных психических состояний.

Задачи дисциплины:

- сформировать целостное представление о сущности кризисных психических состояний как системном явлении, их типологии и возможных проявлениях;

- выработать умения диагностики актуального психического состояния и прогнозирования его развития;

- дать обучаемым практику в использовании методов профилактики и преодоления кризисных психических состояний.

 

Место дисциплины в ООП, в том числе межпредметные связи

Дисциплина «Основы стрессологии» является составной частью цикла дисциплин специализации. Она предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний, практических навыков и умений анализа психологических явлений и процессов в поддержании и укреплении здоровья людей, находящихся или переживших кризисные ситуации. Дисциплина является одним из основных предметов, закладывающих основу для работы психолога по оказанию помощи в профилактике и преодолении кризисных психических состояний в жизни человека. В ее содержание входят методологические основы и методики изучения основных психологических фактов, закономерностей и механизмов взаимосвязи психики человека и факторов (как внутренних, так и внешних) кризисных психических ситуаций.

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся

Дисциплина базируется на теоретико-методологических основах и историческом опыте науки, осваиваемых студентами при изучении дисциплин «Общая психология», «Психология личности», «Психология здоровья».

Сформированные умения и навыки используются в ходе дальнейшего обучения по дисциплинам «Психология труда», «Психотерапия и психокоррекция», «Психологическое консультирование».

Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина

Дисциплина ориентирует студентов на следующие виды деятельности: социально-технологическая, исследовательская и социально-проектная.

 

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

 

Обучаемый, изучивший данную дисциплину, должен

иметь представление:

-          о теоретическом и эмпирическом знании в области психологии кризисных ситуаций и исторических особенностях его формирования;

-          о системе методов изучения психических процессов, состояний и свойств человека, находящегося (пережившего) кризисные психические ситуации;

-          о теоретических концепциях поддержания оптимального психического состояния человека, профилактике и преодолении кризисных психических явлений в различных ситуациях жизнедеятельности;

знать:

-          различные подходы к классификации кризисных ситуаций;

-          методы получения, обработки и описания эмпирических данных об актуальном психическом состоянии человека и их динамике в процессе и после пребывания в кризисных ситуациях;

-          способы оказания психологической помощи и систему средств по поддержанию оптимального психического состояния человека в кризисных ситуациях жизнедеятельности;

-          теоретические основы развития психогенных расстройств и возможности психологии по оптимизации психической устойчивости человека в кризисных ситуациях;

уметь:

-          самостоятельно выделять психологические проблемы в области психологии кризисных состояний и формулировать рекомендации по поддержанию оптимального психического состояния, как отдельного человека, так и различных групп (профессиональных, учебных, творческих);

-          планировать и проводить мероприятия по укреплению и поддержанию адаптивных состояний и прогнозировать динамику изменения состояния в кризисных ситуациях жизнедеятельности человека и коллективов;

-          оказывать психологическую помощь в преодолении кризисных ситуаций;

иметь опыт (навык):

-использования психотехнических приемов в исследовательской и практической работе с людьми по поддержанию благоприятных психических состояний в кризисных ситуациях;

-применения методов саморегуляции для поддержания психической устойчивости в кризисных ситуациях жизнедеятельности;

-анализа и представления результатов психологического исследования в области оценки и прогнозирования состояния психики людей в кризисных ситуациях.

 

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы.

 

Вид учебной работы

Количество  часов

№  семестра

1.

Аудиторные занятия:

54

9

 

Лекции

36

9

 

Практические занятия

18

9

2.

Самостоятельная работа

46

9

 

Всего часов на дисциплину

100

9

 

Виды итогового  контроля

зачет

9

 

 

 



Цель курса

Сформировать у студентов профессионально-грамотное представление об этиологии человеческой индивидуальности, о роли наследственности и среды в индивидуальном развитии, о месте генетики в общей системе психологических знаний и о ее значении для решения прикладных задач.

Задачи курса

-- ознакомить студентов с основными положениями современной генетики; дать конкретные знания о методологии и методах генетики, об основных результатах исследований; обеспечить их грамотную интерпретацию;

-- показать перспективные направления исследований, социальную значимость и ответственность молекулярно-генетических исследований психологических черт. Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты должны:

-- усвоить основные положения современной генетики, значимые для понимания психологических данных;

- знать особенности структурно-функциональной организации нуклеиновых кислот и белковых молекул, современные методы установления и анализа структуры и функции белковых молекул;

- понять современные экспериментальные подходы для анализа функциональной организации живых систем;

-- знать специфику психологических признаков как объектов генетического исследования, разрешающую способность основных методов генетики и их сочетаний;

-- правильно интерпретировать результаты генетических исследований: понимать, что любой фенотипический признак есть продукт взаимодействия генотипа и среды; что данные генетики носят популяционный характер и не могут быть перенесены на отдельного человека; что, в полном согласии с законами генетики (и, в частности, генетики развития), даже высокая доля генетических факторов в популяционной изменчивости признака не означает его неизменности;

-- знать этические, социальные, юридические проблемы современных молекулярно-генетических исследований психологических признаков.

Объем дисциплины и виды учебной работы.

           

Вид учебной работы

Количество  часов

№  семестра

1.

Аудиторные занятия:

72

2

2

Лекции

36

2

 

Семинары

36

2

2.

Самостоятельная работа

14

2

 

Всего часов на дисциплину

98

2

 

Виды итогового  контроля экзамен

12 

2


Основное содержание лекционного курса

Тема 1. Введение в предмет. 

 Молекулярная биология ДНК         

Молекула ДНК. ДНК как основа генетической информации. Экспериментальные доказательства генетической функции ДНК. Конформации ДНК (А, В и Z-формы). Нуклеотидный состав ДНК и конформации ДНК. Большая и малые бороздки ДНК. Узнавание ДНК белками в малой и большой бороздке. Подвижность структуры ДНК. Свехспирализация. Неканонические структуры ДНК. Изгибы в ДНК (упаковка ДНК и регуляция транскрипции). Топоизомеры. Топоизомеразы. Полуконсервативная репликация ДНК. ДНК-полимеразы. Вилка репликации ДНК. Регуляция репликации ДНК у бактерий. Понятие о репликоне и репликаторе. Репликация у эукариот. Полирепликонное строение хромосомы. "Фабрики" репликации ДНК в ядре. Клеточный цикл эукариотической клетки. Теломераза и репликация ДНК у эукариот.

 

Тема 2. Структурная организация белковых молекул.

 

Уровни структурной организации белковых молекул. Первичная структура белка. Аминокислоты, как элементы пептидной цепи. Структура и особенности пептидной связи, cis и trans изомеры, изомеры с участием пролина. Конформационная подвижность пептидной цепи. Карта Рамачандрана. Регулярные вторичные структуры. Особенности их организации. Роль вторичных структур в формировании доменов. Мотивы в белковых структурах. Классификация пространственных структур белков. Формирование белками пространственной структуры. Кинетические и термодинамические аспекты фолдинга. Интермедиаты фолдинга и энергетические барьеры. Шаперон-зависимый и про-зависимый фолдинг.

 

Тема 3. Признаки в популяциях. 

Видоспецифические и индивидуально-специфические особенности. Понятие признака. Понятие популяции в биологии и генетике. Популяция со случайным скрещиванием. Панмиксия. Нарушение панмиксии. Ассортативность. Процессы, идущие в популяциях. Особенности человеческих популяций. Виды человеческих популяций. Изменчивость в популяциях. Различные виды изменчивости. Классификация признаков в зависимости от характера изменчивости. Качественные признаки, их отличительные черты. Примеры качественных признаков человека. Качественные признаки человека, связанные с поведением. Количественные признаки, их отличительные черты. Примеры количественных признаков человека. Графическое изображение частоты встречаемости качественных и количественных признаков. Признаки с пороговым эффектом как разновидность количественных признаков. Примеры различных видов признаков. Континуальный характер психологических признаков человека.

 

Тема 4. Генетическая основа простых качественных признаков. Материальный субстрат наследственности.

Этапы исследования Г. Менделя. Дискретный характер наследственности. Законы Менделя. Моногибридное скрещивание и открытие закона расщепления (1-й закон Менделя). Дигибридное скрещивание и открытие закона независимого распределения (2-й закон Менделя). Количественные соотношения признаков в потомстве при моно- и дигибридном скрещивании. Решетка Пеннета для изображения процессов расщепления и независимого распределения признаков. Основные выводы Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Два типа клеточного деления. Хромосомы человека. Понятие кариотипа. Рекомбинация хромосом в процессе образования половых клеток. Сцепление и кроссинговер. Генетическая уникальность индивида. Молекулярные основы наследственности. ДНК и ее строение. Основная функция гена. Генетический код. Понятия локуса и аллеля. Множественные аллели. Гомозиготность и гетерозиготность. Гены в хромосомах. Мутации. Хромосомные аномалии. Гены в популяциях. Закон Харди-Вайнберга

 

 

Тема 5. Генетические основы количественной изменчивости.

Измерение количественных признаков. Требования к измерениям в генетике. Типы частотных распределений и их характеристики. Статистические характеристики центральной тенденции и разброса. Понятия "генотип", "геном", "фенотип". Возникновение количественной изменчивости под действием полимерных генов. Опыты Нильссона-Эле. Генетическая дисперсия. Типы взаимодействия генов: аддитивное, полное и неполное доминирование, эпистаз, сложные взаимодействия. Возникновение количественной изменчивости под действием среды. Понятие о клонах, чистых и инбредных линиях. Взаимодействие генотипа и среды. Норма реакции. Диапазон реакции. Конкретные примеры. Средовая дисперсия. Возникновение количественной изменчивости при совместном действии генотипа и среды. Пример вычисления значений генетической и средовой составляющей фенотипической дисперсии на модельной популяции. Основная формула разложения фенотипической дисперсии на генетическую и средовую составляющие. Коэффициент (показатель) наследуемости в широком смысле слова. Формула для его вычисления. Чувствительность коэффициента наследуемости к генетическому составу популяции. Чувствительность генетической дисперсии и показателя наследуемости к изменениям среды. Важность правильной интерпретации показателя наследуемости. Примеры. Генотип-средовое (статистическое) взаимодействие и его вклад в изменчивость. Способы выявления генотип-средового взаимодействия как компонента дисперсии. Конкретные примеры и графические иллюстрации. Генотип-средовая ковариация (корреляция). Причины возникновения положительной и отрицательной ковариации. Типы ковариации. Конкретные примеры и графические иллюстрации, способы исследования.

 

Тема 6. Фенотипическая структура популяции и математическое моделирование в генетике.

 

Понятие о математическом моделировании. Схема процедуры моделирования. Компоненты генетической дисперсии (аддитивный, доминантный, эпистатический). Компоненты средовой дисперсии. Семейная среда. Внесемейная среда. Среда, формирующая различия между родственниками, и среда, формирующая сходство (общая и различающаяся среда, разделенная и неразделенная среда). Компоненты генотип-средового взаимодействия и генотип-средовой ковариации (корреляции). Общая формула разложения фенотипической дисперсии на субкомпоненты. Ассортативность как фактор, влияющий на фенотипическую дисперсию. Математическое моделирование в психогенетике. Метод подбора моделей. Основные принципы планирования исследования с применением математического моделирования. Основные модели, применяющиеся при использовании близнецового метода. Понятие о методе анализа путей. Латентные и наблюдаемые переменные. Диаграммы путей. Моделирование сопряженной вариативности. Генетические и средовые корреляции. Понятие о структурном моделировании. 

 

 

 

Тема 7. Измерение сходства и различий между родственниками.

 

Наследственные и средовые причины сходства и различий между родственниками. Примеры семейного, но не генетического сходства. Общие гены у родственников. Роль вероятностных процессов в возникновении генетического сходства между родственниками. Коэффициенты родства. Способы количественной оценки фенотипического сходства между родственниками (конкордантность, корреляция, регрессия). Области применения и основные принципы подсчета коэффициентов конкордантности, корреляции и регрессии. Формулы для оценки коэффициентов наследуемости по коэффициентам конкордантности и корреляции близнецов. Условия соответствия коэффициентов корреляции коэффициентам родства.

 

Тема 8. Экспериментальные схемы генетико-популяционных исследований.

Близнецовый метод. Биология близнецовости. Дизиготные (ДЗ) и монозиготные (МЗ) близнецы и их происхождение. Частота рождения близнецов и факторы, на нее влияющие. Статистика многоплодия. Классический близнецовый метод. Зиготность близнецов и ее диагностика. Генетические и средовые факторы, лежащие в основе сходства и различий близнецов. Основные допущения, на которых основан близнецовый метод. Теоретически ожидаемые корреляции между близнецами при генетической и средовой детерминации признака. Формулы для оценки коэффициента наследуемости и параметров общей и различающейся среды на основе коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов. Нарушения допущения о равенстве средовых условий развития МЗ и ДЗ близнецов. Искажение показателей наследуемости. Разновидности близнецового метода. Метод приемных детей. Принцип метода. Теоретически ожидаемые коэффициенты корреляции между различными категориями родственников в методе приемных детей при генетической и средовой детерминации признака. Возможности и ограничения метода. Семейные исследования. Метод анализа родословных: история применения, область применения, основные обозначения, возможности и ограничения метода. Исследования родственников в семьях: категории сравниваемых родственников, интерпретация результатов, возможности и ограничения. Сопоставление результатов, полученных разными методами

 

Тема 9. Методы, использующие молекулярно-генетические технологии и моделирование на животных.

Геномика - молодая отрасль генетики. Основные направления геномики. Проект "Геном человека". Открытие однонуклеотидных полиморфизмов. Современные представления о геноме человека. Генетические маркеры и их значение. Анализ сцепления. Основные принципы, лежащие в основе анализа сцепления. История применения метода. Генетические карты. Расстояние между генами и его измерение. Картирование локусов количественных признаков (ЛКП). Различные подходы к картированию ЛКП. Анализ ассоциаций. Метод гена-кандидата. Прямой анализ ДНК. Основные достижения генной инженерии. Основные этапы молекулярно-генетических исследований. Моделирование на животных. Общие черты поведения животных и человека. Геномная общность млекопитающих. Примеры исследований на животных. Моделирование алкоголизма. Изучение способности к обучению условной реакции избегания. Изучение обучения в лабиринте. Влияние депривации и обогащенной среды на обучение у животных. Генный нокаут. Выявление плейотропного эффекта действия гена. 

 

Тема 10. Генотип и среда в индивидуальном развитии.

 

Концепция нормы реакции и развитие. Непознаваемость пределов фенотипа. Среда внутри и вне организма и возможности ее взаимодействия с генотипом. Понятие фенотипа на клеточном уровне. Экспрессия гена, ее основные этапы и возможные механизмы регуляции. Ранние гены и их роль в развитии. Гормоны и их роль в генетической регуляции. Регуляторная роль G-белков. Морфогенез нервной системы и его основные этапы. Наследственные и средовые факторы, влияющие на этот процесс. Роль эмбрионального и неонатального опыта в развитии. Родительские эффекты в развитии. Межпоколенные влияния. Вариабельность развития. Понятие об эпигенезе. Теория селективной стабилизации синапсов. Случайности развития. Историзм развития.

 

 

 

Тема 11. Генетические исследования нарушенного поведения.

Основные факторы, лежащие в основе психических расстройств. История генетики нарушенного поведения. Евгенические мероприятия и их последствия. Современные тенденции в евгенике. "Средовая инженерия", понятия "геном" и "энвиром". Геном человека, основные черты организации. Полиморфные маркеры ДНК. Принципы картирования генов наследственных болезней. Прогрессирующая мышечная дистрофия – пример локализации гена на хромосоме. Другие формы миодистрофии. Молекулярная диагностика. Генная и клеточная терапии. Динамические мутации, экспансии триплетных повторов. Понятие антиципации. Хорея Гентингтона, миотоническая дистрофия. Этногеномика. Полиморфизм генов как инструмент изучения генофонда народонаселения во времени и пространстве. Шизофрения: характеристика болезни, риск заболевания для родственников, близнецовые исследования, исследования приемных детей, поиск генетических моделей, перспективы дальнейших исследований. Депрессивное расстройство: характеристика болезни, основные формы, генетические исследования, наследственная предрасположенность и средовые риски, связь с тревожными состояниями. Болезнь Альцгеймера: краткая характеристика и причины заболевания, семейный характер, форма с ранним началом болезни и наследственность. Умственная отсталость и задержка умственного развития: общая характеристика, эндогенные и экзогенные причины, наследственные формы умственной отсталости, роль хромосомных нарушений, синдром ломкой Х-хромосомы, наследственные и средовые причины легких и тяжелых форм умственной отсталости. Специфическая неспособность к обучению: общая характеристика и причины нарушения, психогенетические исследования на примере дислексии. Преступность и алкоголизм: история генетических исследований, обоснование необходимости осторожной интерпретации результатов (примеры), современные данные о наследуемости алкоголизма.


Цель курса

Сформировать у студентов профессионально-грамотное представление об этиологии человеческой индивидуальности, о роли наследственности и среды в индивидуальном развитии, о месте генетики в общей системе психологических знаний и о ее значении для решения прикладных задач.

Задачи курса

-- ознакомить студентов с основными положениями современной генетики; дать конкретные знания о методологии и методах генетики, об основных результатах исследований; обеспечить их грамотную интерпретацию;

-- показать перспективные направления исследований, социальную значимость и ответственность молекулярно-генетических исследований психологических черт. Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты должны:

-- усвоить основные положения современной генетики, значимые для понимания психологических данных;

- знать особенности структурно-функциональной организации нуклеиновых кислот и белковых молекул, современные методы установления и анализа структуры и функции белковых молекул;

- понять современные экспериментальные подходы для анализа функциональной организации живых систем;

-- знать специфику психологических признаков как объектов генетического исследования, разрешающую способность основных методов генетики и их сочетаний;

-- правильно интерпретировать результаты генетических исследований: понимать, что любой фенотипический признак есть продукт взаимодействия генотипа и среды; что данные генетики носят популяционный характер и не могут быть перенесены на отдельного человека; что, в полном согласии с законами генетики (и, в частности, генетики развития), даже высокая доля генетических факторов в популяционной изменчивости признака не означает его неизменности;

-- знать этические, социальные, юридические проблемы современных молекулярно-генетических исследований психологических признаков.

Объем дисциплины и виды учебной работы.

           

Вид учебной работы

Количество  часов

№  семестра

1.

Аудиторные занятия:

72

2

2

Лекции

36

2

 

Семинары

36

2

2.

Самостоятельная работа

14

2

 

Всего часов на дисциплину

98

2

 

Виды итогового  контроля экзамен

12 

2