1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель: сформировать навыки диахронного исследования языкового материала.

Задачи:

•          Сформировать представление о диахронной лингвистике и методах сравнительно-исторического языкознания.

•          Сформировать представление о происхождении русской письменности.

•          Сформировать представление о процессах, явлениях и категориях славянских языков раннего периода.

2. Требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

·         способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

·         способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

·         способность к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с учетом знаний об уровневой системе русского языка и ее единицах в единстве их содержания, формы и функции (СК-1);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: историю старославянского языка, историю кириллической письменности, роль старославянского языка в истории русского языка; основные характеристики фонетической системы праславянского и старославянского языков; основные праславянские процессы; морфологическую систему старославянского языка; особенности синтаксиса старославянского языка.

уметь: делать праславянскую реконструкцию, фонетический, морфологический и комплексный анализ старославянского текста

владеть: навыками чтения и перевода древних кириллических текстов

3. Основные разделы дисциплины:

·         История старославянского языка

·         Фонетика старославянского языка

·         Праславянская реконструкция

·         Морфология старославянского языка


1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цели:

·         познакомить студентов с общей структурой индоевропейского языка древнего периода, на примере латинского языка;

·         дать общее представление о взаимовлиянии языков в сопоставлении латинского языка с русским и изучаемым иностранным языком/языками;

·         дать общее представление об эволюции языка в истории и о влиянии древних языков (уровня латыни) на формирование культуры и мировоззрения поздних наций.

Задачи:

·         содействовать выработке у студентов научного подхода к изучению, анализу и, в целом, восприятию языка (как русского, так и иностранного);

·         дать представление о структуре индоевропейских языков на примере латинского языка;

·         дать представление о грамматической структуре латинского языка на примере устойчивых морфологических и синтаксических моделей;

·         выработать устойчивый навык чтения и перевода латинского текста;

·         познакомить студентов с образцами латинских текстов разных периодов, а также с латинским культурным наследием в современных языках, литературе, культуре;

·         выработать навыки сравнения и сопоставления лексических и грамматических элементов разных языков на примере поиска и анализа латинско-русских соответствий, а также соответствий между латинским языком и изучаемым иностранным языком/языками;

·         выработать умение обнаруживать и анализировать наиболее существенные факты сходства и различия между древними и современными языками;

·         рассмотреть эволюцию языка на примере фонетики и функций латинского языка;

·         сформировать представление о диахронном изучении языка, познакомить студентов с некоторыми методами такого изучения.

2. Требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные грамматические формы латинского языка; определенный минимум латинских текстов разных периодов и набор латинских крылатых выражений различной тематики; латинскую грамматическую терминологию

уметь: обнаруживать сходства и различия между определенными языковыми фактами в разных языках, уметь анализировать данные на первичном уровне; читать и переводить со словарем латинский текст любого периода; находить основные грамматические формы в тексте и образовывать их с помощью таблиц и схем; самостоятельно работать с языковым материалом и представлять результаты своей работы перед аудиторией

владеть: навыками чтения и перевода латинского текста, распознавания латинских дериватов в современных языках, использования латинского наследия в личной и профессиональной речевой практике

3. Основные разделы дисциплины:

·         История латинского языка

·         Морфология латинского языка

·         Работа с латинскими текстами разного времени