Цель курса «История музыкальной педагогики» – осветить теорию и практику музыкального воспитания, обучения и развития с позиций принципа историзма, преемственности и взаимосвязи содержания, методов и форм воспитания средствами музыки в различные культурно – исторические периоды развития общества. Поскольку курс предельно компактный и предназначается для магистров 2 курса (МАГ ИИ), предполагается высокий уровень обобщения учебной информации, минимум ее подачи на лекции и максимум практической проработки при активном участии студентов.
Задачи курса:
· сформировать целостное представление об исторических путях развития музыкальной педагогики как науки о воспитании человека средствами музыки, содержании и формах музыкального образования;
· дать будущему специалисту представление о богатстве исторически сформировавшегося арсенала его профессиональных возможностей в работе с обучающимися;
· углубить понимание социокультурного и профессионального значения истории музыкальной педагогики для будущей профессиональной деятельности педагога-музыканта;
· осветить основные культурно-исторические этапы в развитии зарубежной и отечественной музыкальной педагогики;
· охарактеризовать основные направления развития музыкально – педагогической мысли, воплотившейся в системах и методах музыкального воспитания, обучения и образования;
· описать наиболее конструктивные, полезные и перспективные достижения музыкальной педагогики прошлого с точки зрения их использования в современных условиях;
· создать предпосылки для творческого применения современным педагогом – музыкантом богатейшего исторического опыта, его усовершенствования, адаптации к потребностям сегодняшнего дня и проекции на будущее.
- Преподаватель: Бодина Елена Андреевна
Цель и задачи освоения дисциплины:
Основной целью изучения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» является формирование у обучающихся знаний в области методологии и теории научного знания, включая теоретико-методологические проблемы музыкального образования.
Задачи дисциплины:
- сформировать знания о сущности методологических подходов в науке как отражающих ее специфику и тезаурус;
- раскрыть проблемы развития современного научного знания в области музыкальной педагогики в России и за рубежом;
- подготовить обучающихся к практическому решению задач музыкального образования с опорой на специфику его содержания и методического инструментария.
3. Место дисциплины в структуре программы: дисциплина «Современные проблемы науки и художественного образования» является базовой дисциплиной модуля 1 «Современные проблемы музыкального образования в профессиональной деятельности» и изучается в 1 семестре.
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
обобщенную трудовую функцию – 3.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего образования и среднего общего образования (трудовая функция – 3.1.1 обучение)
Трудовые действия: Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
Компетенции:[1]
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; способность совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1)
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
- способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1)
Знать:
- специфику теоретико-методологических подходов в науке, включая сферу музыкального образования;
- особенности и тенденции развития музыкального образования в России и за рубежом;
- особенности профессиональной коммуникации с участниками образовательного процесса для решения задач профессиональной деятельности;
- основные источники и литературу по курсу.
Уметь:
- разбираться в сущности теоретико - методологических подходов в науке и образовании;
- практически решать задачи музыкального образования с опорой на специфику его содержания и методический инструментарий; диагностировать уровень развития музыкальных способностей;
- логически, связанно, содержательно, аргументировано передавать устно и письменно информацию, пользуясь родным и иностранным языком адекватно ситуации профессиональной межличностной коммуникации;
- грамотно использовать существующие базы данных и литературу для решения актуальных образовательных проблем.
Владеть навыками (опытом деятельности):
- различными теоретико-методологическими подходами к решению проблем музыкального образования;
- новыми информационными технологиями обучения;
- навыками научной письменной и устной (публичной) речи;
- навыками грамотного формулирования и изложения собственных научно-практических позиций.
5. Объем дисциплины по видам учебной работы[2]
Вид учебной работы |
Всего часов/зачетных единиц |
Семестры |
|||
|
|
|
|
||
Контактная работа (всего) |
14час. |
1 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Лекции |
4 час. |
1 |
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
10 час. |
1 |
|
|
|
Семинарские занятия (С) |
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (СР) |
80 час. |
1 |
|
|
|
Всего: |
108 час. – 3 з/е |
1 |
|
|
|
6. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
6.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины
|
Лекции |
Практические занятия |
СРС |
Всего |
1 |
Методология науки и образования |
2 |
2 |
30 |
42 |
2 |
Проблемы развития музыкального образования в России и за рубежом |
2 |
4 |
20 |
28 |
3 |
Пути практического решения задач музыкального образования в свете современных требований |
|
4 |
30 |
38 |
6.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1 |
Методология науки и образования |
Сущность методологического знания. Особенности общенаучной и специальной научных сфер. Теоретико-методологические подходы, их содержательная специфика. Методология науки и личность: сознание и деятельность личности, ее формирование и развитие, обучение, воспитание и развитие как обязательные компоненты образования. Методологические подходы, их особенности и тезаурус. Специфика общепедагогического и музыкально-педагогического знания. Современные тенденции развития музыкального образования в России и за рубежом. Прогностические идеи в музыкальном образовании. |
2 |
Проблемы развития музыкального образования в России и за рубежом |
Истоки современных тенденций развития музыкального образования в России. Значение музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Идеи развивающего музыкального образования. Особенности развития музыкально-педагогического знания а рубежом: тенденции и перспективы. Взаимообогащение отечественного и зарубежного опыта музыкально-образовательной деятельности. |
3 |
Пути практического решения задач музыкального образования в свете современных требований |
Особенности современных методик музыкального образования. Общая характеристика технологий и методов музыкального образования. Авторские методики и методы. Музыкальная педагогика в контексте интеграционных процессов в образовании. Прогностические тенденции в музыкальном образовании. |
6.3.Образовательные технологии
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Образовательные технологии (в том числе интерактивные[3]) |
1. |
Методология науки и образования |
Проблемная лекция, коллективное обсуждение, мозговой штурм, устный опрос, деловые и имитационные игры |
2. |
Проблемы развития музыкального образования в России и за рубежом |
Лекция с элементами дискуссии, коллективное обсуждение, мозговой штурм, устный опрос, круглый стол |
3. |
Пути практического решения задач музыкального образования в свете современных требований |
Лекция с элементами дискуссии, коллективное обсуждение, мозговой штурм, устный опрос, деловые и имитационные игры |
6.4. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине
Раздел 1. Методология науки и образования.
Тема 1.1. Особенности методологического знания.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность методологического знания. Особенности общенаучной и специальной научных сфер.
2. Теоретико-методологические подходы, их содержательная специфика.
3. Специфика общепедагогического и музыкально-педагогического знания.
4. Методология науки и личность: проблемы взаимосвязи.
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте характеристику методологии как важной сферы общенаучного и специального знания.
2. Проанализируйте особенности и специфику методологических подходов в педагогике музыкального образования.
3. Охарактеризуйте основные аспекты взаимосвязи методологического знания и личности.
Литература:
1.Краевский В. В. Общие основы педагогики. - М.: Академия, 1999.
2.Кудрявцев В. Т., Слободчиков В. И., Школяр Л. В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской академии образования. - 2001. - № 4.
3.Методологическая культура педагога-музыканта. - М.: Академия, 2002.
4.Методология педагогики музыкального образования. - М.: Академия, 2006.
5.Методология: вчера, сегодня, завтра. Т. 2. М.: Школа культурной политики, 2005.
6.Новиков А. М. Профессиональное образование России. - М.: РАО, 1997.
7.Перспективы исследования современных проблем педагогики. – М.: Экон-Информ, 2017.
Тема 1.2. Методологические подходы в образовании.
Вопросы для обсуждения:
1. Методологические подходы, их особенности и тезаурус.
2. Охарактеризуйте современные тенденции развития музыкального образования в России.
3. Современные тенденции развития музыкального образования за рубежом.
4. Прогностические идеи в музыкальном образовании.
Задания для самостоятельной работы:
1. Назовите основные методологические подходы в педагогике музыкального образования.
2. Охарактеризуйте современные тенденции развития музыкального образования в России.
3. Проведите критический анализ современных тенденций развития музыкального образования за рубежом.
4. Какие из современных идей и концепций могут иметь прогностический характер?
Литература:
1. Бодина Е. А. Идеи музыкального образования: от Платона до Кабалевского. В 2 ч. Ч. 1. – М.: 11-й ФОРМАТ, 2013.
2. Как учат музыке за рубежом. – М.: Классика - ХХI, 2009.
3. Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. – М.:РАМ им. Гнесиных, 2009.
4. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Пед. общество России, 2001.
5. Школяр Л. В. Музыка в системе развивающего обучения. –В 2-х ч. / Международный альманах «Гуманитарное пространство». Т. 1. – М.: ФГНУ РАО «Институт художественного образования», 2012.
Раздел 2. Проблемы развития музыкального образования в России и за рубежом.
Тема 2.1. Проблемы развития музыкального образования в России.
Вопросы для обсуждения:
1. Истоки современных тенденций развития музыкального образования в России: традиции и инновации.
2. Современных тенденции развития музыкального образования в России.
3. Идеи развивающего музыкального образования как ведущие в данной сфере.
Задания для самостоятельной работы:
1. Охарактеризуйте классические идеи отечественного музыкального образования, заложенные Б. Л. Яворским и Б. В. Асафьевым.
2. Назовите инновационные идеи концепции Д. Б. Кабалевского.
3. Проанализируйте инновационные идеи в трудах последователей Д. Б. Кабалевского.
Литература:
1. Модернизация музыкальной подготовки учителя музыки в системе высшего профессионального образования. – М.: МГПУ, 2010.
2. Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2006.
3. Музыкальное образование: Учебное пособие. – М.: Русское слово, 2014.
4. Как учат музыке за рубежом. – М.: Классика - ХХI, 2009.
5. Перспективы исследования современных проблем педагогики. – М.: Экон-Информ, 2017.
Тема 2.2. Проблемы развития музыкального образования за рубежом.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные тенденции развития музыкального образования за рубежом.
2. Новые концептуальные идеи в зарубежном музыкальном образовании.
3. Возможности использования зарубежного опыта музыкального образования в отечественной школе.
Задания для самостоятельной работы:
1. Перечислите основные тенденции развития музыкального образования за рубежом и дайте их критическую оценку..
2. Охарактеризуйте наиболее ценные концептуальные идеи в зарубежном музыкальном образовании.
3. Поясните, что из зарубежного опыта музыкального образования применимо в современной России.
Литература:
1. Музыкальное образование: Учебное пособие. – М.: Русское слово, 2014.
2. Как учат музыке за рубежом. – М.: Классика - ХХI, 2009.
3. Перспективы исследования современных проблем педагогики. – М.: Экон-Информ, 2017.
Раздел 3. Пути практического решения задач музыкального образования в свете современных требований.
Тема 3.1. Общая характеристика технологий и методов современного музыкального образования.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности современных методик музыкального образования.
2. Интегративные процессы в музыкальном образовании.
3. Прогностические тенденции в музыкальном образовании.
Задания для самостоятельной работы:
1. Раскройте особенности современных методик музыкального образования.
2. Охарактеризуйте интегративные процессы в музыкальном образовании.
3. Назовите и дайте критическую оценку прогностических тенденций в музыкальном образовании.
Литература:
1. Бодина Е. А. Идеи музыкального образования: от Платона до Кабалевского. – М.: 11-й формат, 2013.
2. Музыкальное образование: Учебное пособие. – М.: Русское слово, 2014.
3. Музыкальная культура и образование: теория, история, практика. – М.: 11-й ФОРМАТ, 2015.
4. Перспективы исследования современных проблем педагогики. – М.: Экон-Информ, 2017.
Тема 3.2. Прогностические тенденции в музыкальном образовании.
Вопросы для обсуждения:
1. Прогностические тенденции как результат современного развития музыкального образования.
2. Характеристика основных прогностических тенденций.
3. Инноватика и прогностика: перспективы взаимосвязи и развития.
Задания для самостоятельной работы:
1. Раскройте понятия «прогностика» и «инноватика».
2. Охарактеризуйте их взаимосвязь и перспективы развития.
3. Какие из прогностических тенденций очевидны уже сегодня? Ответ обоснуйте.
Литература:
1. Музыкальное образование: Учебное пособие. – М.: Русское слово, 2014.
2. Кудрявцев В. Т., Слободчиков В. И., Школяр Л. В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской академии образования. - 2001. - № 4.
3. Музыкальная культура и образование: теория, история, практика. – М.: 11-й ФОРМАТ, 2015.
4. Перспективы исследования современных проблем педагогики. – М.: Экон-Информ, 2017.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине[4]
Контроль качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине проводится в форме проблемного семинара или коллоквиума по пройденному материалу с обязательным выполнением планируемых рейтинговых заданий.
Конкретный перечень типовых контрольных заданий и иных материалов для оценки результатов освоения дисциплины, а также описание показателей и критериев оценивания компетенций приведен в фонде оценочных средств по дисциплине.
8. Методические указания для обучающихся при освоении дисциплины
Дисциплина ориентирована на формирование у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для квалифицированной педагогической деятельности. Последовательность изучения материала определяется необходимостью подготовки обучающихся к выполнению практических заданий, направленных на осмысление и претворение в практику инновационных и прогностических тенденций, характерных для современного образования и музыкальной педагогики. При этом акцентируется роль самостоятельной работы студентов над специальной литературой, включая ее критический анализ и синтез продуктивных идей.
Лекции по курсу включают в себя наиболее масштабные и проблематичные вопросы, требующие развернутого пояснения педагога, вопросов от студентов по прослушанному материалу, обмена мнениями. Лекционный материал содержит дискуссионные вопросы, а также инновационные идеи, требующие не только знакомства, углубленного познания, но и критической оценки с теоретико-методологических и методических позиций.
Лекция – устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении. Она требует тщательной подготовки со стороны преподавателя и обостренного внимания и критического осмысления со стороны студента, поскольку предполагает прямое или опосредованное использование лекционного материала в процессе практической деятельности. Лекционный материал требует учета новейших достижений и наиболее актуальной информации в заданной сфере, обоснованных обобщений, анализа и синтеза.
На практических занятиях обсуждаются подготовленные обучающимися выступления, с подключением к обсуждению и дискуссии всех обучающихся. Также, предлагаемые для изучения разделы дисциплины или отдельные ее части могут осваиваться через обсуждение технологий, методик и анализ результатов на практическом примере. Практические занятия сочетают в себе теоретические и практико-ориентированные формы проведения занятий – заслушивание и обсуждение выступлений обучающихся; развернутая беседа; мозговой штурм, устный опрос обучающихся по вопросам плана занятия; занятие-дискуссия.
Дискуссии проводятся как коллективное обсуждение важной темы или вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Целью проведения дискуссии в этом случае является обучение, изменение установок, стимулирование творческого отношения к профессиональной деятельности.
Дискуссия – метод активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса. Она требует от обучающихся напряженной самостоятельной работы, рождает у каждого из них потребность высказать собственную точку зрения, свое мнение по обсуждаемому вопросу.
Мозговой штурм — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности студентов, при котором им предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Мозговой штурм является методом экспертного оценивания.
Развернутая беседа – беседа, включающая в себя элементы дискуссии, свободный обмен мнениями по разделам излагаемого материала. В ходе развернутой беседы обучающиеся могут знакомиться с различными точками зрения обсуждаемого вопроса, соотнося свою позицию с предлагаемыми позициями аудитории или преподавателя. Обучающиеся могут уточнять для себя область изучения или успешно обсуждать возникающие проблемы.
9. Методические указания для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине
Занятия по дисциплине «Современные проблемы науки и художественного образования» представлены лекциями, практическими занятиями и самостоятельной работой обучающихся.
На лекциях обучающиеся получают и обсуждают необходимую по курсу информацию, критически ее осмысливают и берут на вооружение для дальнейшей учебной и практической деятельности. На практических занятиях обучающиеся выполняют ряд заданий (аудиторных и внеаудиторных). Преподаватель руководит выполнением данных заданий и дает групповые и индивидуальные рекомендации по их выполнению. Таким образом, работа в аудитории сопровождается консультированием, в том числе, индивидуальными консультациями, которые осуществляются преимущественно в форме сотрудничества педагога и студентов. Также обучающиеся участвуют в групповых дискуссиях, связанные с обсуждением отдельных вопросов и тем дисциплины, преподаватель осуществляет вместе с обучающимися разбор проблемных ситуаций по темам дисциплины.
В рамках самостоятельной работы обучающиеся готовятся к практическим занятиям, выполняют домашние задания.
Текущая аттестация обучающихся.
Текущая аттестация обучающихся по дисциплине «Современные проблемы науки и художественного образования» проводится в соответствии с Положением о текущей аттестации обучающихся по программам высшего образования и является обязательной.
Текущая аттестация по дисциплине «Современные проблемы науки и образования» проводится в форме контрольных мероприятий (тестирования) по оцениванию фактических результатов обучения обучающихся и осуществляется ведущим преподавателем.
Объектами оценивания выступают:
- учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по дисциплине);
- степень усвоения теоретических знаний;
- уровень овладения умениями и навыками по всем видам учебной работы;
- результаты самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине «Современные проблемы науки и образования» проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования. Промежуточная аттестация по дисциплине «Современные проблемы науки и образования» проводится в соответствии с Учебным планом в 1 семестре в виде зачета.
Обучающиеся допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплине и наличии выполненных работ. В случае учебной задолженности обучающийся отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящей программе. Активность обучающегося на занятиях оценивается на основе выполненных обучающимся работ и заданий, предусмотренных данной рабочей программой дисциплины.
Зачет принимает лектор. Экзаменатору предоставляется право задавать обучающемуся дополнительные вопросы, а также давать практические задания, связанные с содержанием дисциплины. При проведении зачета могут быть использованы технические средства. Знания, умения, навыки обучающегося на зачёте оцениваются как «зачтено» или «не зачтено».
9. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине[5]
Вид самостоятельной работы[6] |
Количество часов/ зачетных единиц |
Семестры |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Подготовка проблемного доклада по первому разделу курса |
10 час. |
1 |
|
|
|
Подготовка проблемного доклада с анализом современных систем музыкального образования за рубежом (2-й раздел курса) |
10 час. |
1 |
|
|
|
Участие в деловых играх, раскрывающих содержание третьего раздела курса |
5 час. |
1 |
|
|
|
Подготовка к коллоквиуму по курсу |
15 час. |
1 |
|
|
|
Изучение рекомендованной литературы по курсу |
20 час. |
1 |
|
|
|
Подготовка к семинарам |
20 час. |
1 |
|
|
|
Всего: |
80 час. |
1 |
|
|
|
Задания для самостоятельной работы указаны в содержании практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине (к каждой из изучаемых тем).
Обязательные рейтинговые задания в процессе изучения курса:
1. Подготовка проблемного доклада с изложением одного из теоретико-методологических подходов или концепции (по выбору студентов из рекомендованного перечня).
2. Подготовка проблемного доклада с изложением и анализом инновационных идей и систем музыкального образования в двух (по выбору студента) зарубежных странах.
10. Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:
а) основная литература:
1. Бодина Е. А. Идеи музыкального образования: от Платона до Кабалевского. В 2 ч. Ч. 1. – М.: 11-й ФОРМАТ, 2013.
2. Как учат музыке за рубежом. – М.: Классика - ХХI, 2009.
3. Краевский В. В. Общие основы педагогики. - М.: Академия, 1999.
4. Методологическая культура педагога-музыканта. - М.: Академия, 2002.
5. Методология: вчера, сегодня, завтра. Т. 2. М.: Школа культурной политики, 2005.
6. Методология педагогики музыкального образования. - М.: Академия, 2006.
7. Музыкальное образование: Учебное пособие. – М.: Русское слово, 2014.
8. Перспективы исследования современных проблем педагогики. – М.: Экон-Информ, 2017.
б) дополнительная литература:
1. Кудрявцев В. Т., Слободчиков В. И., Школяр Л. В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской академии образования. - 2001. - № 4.
2. Музыкальная культура и образование: теория, история, практика. – М.: 11-й ФОРМАТ, 2015.
3. Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. – М.:РАМ им. Гнесиных, 2009.
4. Новиков А. М. Профессиональное образование России. - М.: РАО, 1997.
5. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Пед. общество России, 2001.
6. Школяр Л. В. Музыка в системе развивающего обучения. –В 2-х ч. / Международный альманах «Гуманитарное пространство». Т. 1. – М.: ФГНУ РАО «Институт художественного образования», 2012.
11.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины:
1. Российский портал открытого образования. Режим доступа : http://www.ict.edu.ru.
2. Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа : http://www.edu.ru
3. Российский общеобразовательный портал. Режим доступа : http://www.school.edu.ru
12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочные системы
1. Библиотека музыканта
http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?ready=1&find_me=%EC%F3%E7%FB%EA%E0&x=0&y=0
2. Открытый текст: электронное периодическое издание. Раздел: Музыка
http://www.opentextnn.ru/music/Perception/
3. Педагогический портал // URL:
http://teacher.3dn.ru/
4. Педагогическая библиотека
5. «Электронный учебник» http://musicsteps.spb.ru/?page_id=324
6. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Чтение лекций и проведение практических занятий осуществляется в мультимедийных аудиториях с использованием разработанного по дисциплине комплекта наглядных пособий и презентаций; для конкретизации некоторых учебных тем и проблемных теоретических положений используются также доска и экран.
[1]указывается тип компетенции в соответствии с ФГОС ВО (например: общепрофессиональные компетенции)
[2] в соответствии с учебным планом
[3]например: деловая игра, мозговой штурм, дискуссионно-групповой метод, метод «Конференции идей», метод группового решения, проблемная лекция и т.п.
[4]описывается технология проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (с учетом балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения образовательной программы)
[5]описываются образовательные технологии, применяемые для самостоятельной работы обучающихся (например: методические рекомендации по подготовке реферата и т.п.)
[6]указываются виды самостоятельной работы: подготовка к коллоквиуму, подготовка реферата, подготовка к деловой игре, решение задач и т.п.
- Преподаватель: Бодина Елена Андреевна
Цели и задачи освоения дисциплины: Цель курса «Символы в искусстве» – освещение символической природы искусства и конкретных образов-символов, свойственных искусству в различные культурно – исторические периоды развития общества, а также в современных условиях.
Задачи курса:
· сформировать представление об образах-символах в искусстве и тем самым углубить понимание социокультурного и педагогического значения символов как важной и интересной области знаний об искусстве;
· осветить основные культурно-исторические этапы развития символов в искусстве, давая будущему учителю музыки представление о богатстве исторически сформировавшегося арсенала его профессиональных возможностей в работе с детьми;
· охарактеризовать основные категории символических образов в искусстве;
· описать наиболее конструктивные и полезные пути трактовки и применения символов в искусстве в современных условиях.
- Преподаватель: Бодина Елена Андреевна
Цели и задачи освоения дисциплины: Цель курса «Культурологические основы музыкальной педагогики и образования» – сформировать у аспирантов целостное представление о культуре как важнейшем феномене человеческой жизнедеятельности, определяющей содержание и направленность современной образовательной системы, включая музыкальную педагогику и образование. Данный курс обеспечивает культурологическую составляющую в профессиональной подготовке педагога-музыканта с учетом требований стандарта и в соответствии с Законом об образовании.
Задачи курса:
· сформировать у студентов целостное представление о культуре, методологии и методах ее изучения, познакомить с основными культурологическими концепциями отечественных и зарубежных авторов;
· раскрыть взаимосвязь культуры с различными областями научно-практических знаний, в первую очередь, с музыкальной педагогикой и образованием, а также другими сопредельными областями научного знания;
· конкретизировать важнейшие составляющие культуры, их роль и место в профессиональной деятельности специалиста в области музыкальной педагогики и образования;
· создать предпосылки для творчески-созидательной деятельности педагога-музыканта в области культуры с целью дальнейшего приобщения к ней школьников;
· учитывая специфику специальности 13.00.02 - Теория и методика музыкального обучения и воспитания (музыка), спроецировать проблематику курса "Культурологические основы музыкальной педагогики и образования" на практические потребности специалистов данного педагогического профиля.
- Преподаватель: Бодина Елена Андреевна
Цели и задачи освоения дисциплины: Цель курса «История и теория музыкального образования» – освещение теории и практики музыкального воспитания, обучения и развития с позиций принципа историзма, преемственности и взаимосвязи содержания, методов и форм воспитания средствами музыки в различные культурно – исторические периоды развития общества, а также в современных условиях.
Задачи курса:
· сформировать целостное представление об исторических путях развития музыкальной педагогики как науки о воспитании человека средствами музыки, содержании и формах музыкального образования;углубить понимание социокультурного и профессионального значения истории музыкального образования для будущего педагога-музыканта;
· осветить основные культурно-исторические этапы в развитии зарубежного и отечественного музыкального образования и дать будущему учителю музыки представление о богатстве исторически сформировавшегося арсенала его профессиональных возможностей в работе с детьми;
· охарактеризовать основные направления развития теоретической музыкально – педагогической мысли, воплотившейся в системах и методах музыкального воспитания, обучения и развития;
· описать наиболее конструктивные, полезные и перспективные достижения музыкальной педагогики с точки зрения их использования в современных условиях;
· создать предпосылки для творческого применения современным педагогом – музыкантом богатейшего исторического и современного опыта, его усовершенствования, адаптации к потребностям сегодняшнего дня и проекции на будущее.
- Преподаватель: Бодина Елена Андреевна
- Преподаватель: Бодина Елена Андреевна