Цель курса  «История музыкальной педагогики» – осветить теорию и практику музыкального воспитания, обучения и развития с позиций принципа историзма, преемственности и взаимосвязи содержания, методов и форм воспитания средствами музыки в различные культурно – исторические периоды развития общества. Поскольку курс предельно компактный и предназначается для магистров 2 курса (МАГ ИИ), предполагается высокий уровень обобщения учебной информации, минимум ее подачи на лекции и максимум практической проработки при активном участии студентов.

Задачи курса:

·               сформировать целостное представление об исторических путях развития музыкальной педагогики как науки о воспитании человека средствами музыки,  содержании и формах музыкального образования;

·               дать будущему специалисту представление о богатстве исторически сформировавшегося арсенала его профессиональных возможностей в работе с обучающимися;

·               углубить понимание социокультурного и профессионального значения истории музыкальной педагогики для будущей профессиональной деятельности педагога-музыканта;

·               осветить основные культурно-исторические этапы в развитии зарубежной и отечественной музыкальной педагогики;

·               охарактеризовать основные направления развития музыкально – педагогической мысли, воплотившейся в системах и методах музыкального воспитания, обучения  и образования;

·               описать наиболее конструктивные, полезные и перспективные достижения музыкальной педагогики прошлого с точки зрения их использования  в современных условиях;

·               создать предпосылки для творческого применения современным педагогом – музыкантом богатейшего исторического опыта, его усовершенствования, адаптации к потребностям сегодняшнего дня и проекции на будущее.

 


Цель и задачи освоения дисциплины:

Основной целью изучения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» является формирование у обучающихся знаний в области методологии и теории научного знания, включая теоретико-методологические проблемы  музыкального образования.

Задачи дисциплины:

- сформировать знания о сущности методологических подходов в науке как отражающих ее специфику и тезаурус;

- раскрыть проблемы развития современного научного знания в области музыкальной педагогики в России и за рубежом;

- подготовить обучающихся к практическому решению задач музыкального образования с опорой на специфику его содержания и методического инструментария.

3. Место дисциплины в структуре программы: дисциплина «Современные проблемы науки и художественного образования» является базовой дисциплиной  модуля 1 «Современные проблемы музыкального образования в профессиональной деятельности» и изучается в 1 семестре.

4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

обобщенную трудовую функцию – 3.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего образования и среднего общего образования (трудовая функция – 3.1.1 обучение)

Трудовые действия: Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.

Компетенции:[1]

- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; способность совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1)

-  готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);

- способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1)

Знать:

 -  специфику теоретико-методологических подходов в  науке, включая сферу музыкального образования;

- особенности и тенденции развития музыкального образования в России и за рубежом;

- особенности профессиональной коммуникации с участниками образовательного процесса для решения задач профессиональной деятельности;

- основные источники и литературу по курсу.

Уметь:

- разбираться в сущности теоретико - методологических подходов в науке и образовании;

 

- практически решать задачи музыкального образования с опорой на специфику его содержания и методический инструментарий; диагностировать уровень развития музыкальных способностей;

- логически, связанно, содержательно, аргументировано передавать устно и письменно информацию, пользуясь родным и иностранным языком адекватно ситуации профессиональной межличностной коммуникации;

- грамотно использовать существующие базы данных и литературу для решения актуальных образовательных проблем.

Владеть навыками (опытом деятельности):

 

- различными теоретико-методологическими подходами к решению проблем музыкального образования;

- новыми информационными технологиями обучения;

- навыками научной письменной и устной (публичной) речи;

- навыками грамотного формулирования и изложения собственных научно-практических позиций.

5. Объем дисциплины по видам учебной работы[2]

Вид учебной работы

Всего часов/зачетных единиц

Семестры

 

 

 

 

Контактная работа (всего)

14час.

1

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

4 час.

1

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

10 час.

1

 

 

 

Семинарские занятия (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (СР)

80 час.

1

 

 

 

Всего:

108 час. – 3 з/е

1

 

 

 

 

6. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

 

6.1. Разделы дисциплин и виды занятий

 

п/п

Наименование раздела дисциплины

 

Лекции

Практические занятия

СРС

Всего

1

Методология науки и образования

2

2

30

42

2

Проблемы развития музыкального образования в России и за рубежом

2

4

20

28

3

Пути практического решения задач музыкального образования в свете современных требований

 

4

30

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2.  Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Методология науки и образования

Сущность методологического знания. Особенности  общенаучной и специальной научных сфер. Теоретико-методологические подходы, их содержательная специфика.

Методология науки и личность: сознание и деятельность личности, ее формирование и развитие, обучение, воспитание и развитие как обязательные компоненты образования.

Методологические подходы, их особенности и тезаурус. Специфика  общепедагогического  и музыкально-педагогического знания.   Современные  тенденции  развития музыкального образования в России и за рубежом. Прогностические идеи в музыкальном образовании.

2

Проблемы развития музыкального образования в России и за рубежом

Истоки современных тенденций развития музыкального образования в России. Значение музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Идеи развивающего музыкального образования.

Особенности развития музыкально-педагогического знания а рубежом: тенденции и перспективы. Взаимообогащение отечественного и зарубежного опыта музыкально-образовательной деятельности.

3

Пути практического решения задач музыкального образования в свете современных требований

Особенности современных методик музыкального образования. Общая характеристика технологий и методов музыкального образования. Авторские методики и методы. Музыкальная педагогика в контексте интеграционных процессов в образовании. Прогностические тенденции в музыкальном образовании. 

 

6.3.Образовательные  технологии

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные[3])

1.

Методология науки и образования

Проблемная лекция, коллективное обсуждение, мозговой штурм, устный опрос, деловые и имитационные игры

2.

Проблемы развития музыкального образования в России и за рубежом

Лекция с элементами дискуссии, коллективное обсуждение, мозговой штурм, устный опрос, круглый стол

3.

Пути практического решения задач музыкального образования в свете современных требований

Лекция с элементами дискуссии, коллективное обсуждение, мозговой штурм, устный опрос, деловые и имитационные игры

 

6.4. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

Раздел 1. Методология науки и образования.

Тема 1.1. Особенности методологического знания.

Вопросы для обсуждения:

1.      Сущность методологического знания. Особенности  общенаучной и специальной научных сфер.

2.      Теоретико-методологические подходы, их содержательная специфика.

3.      Специфика  общепедагогического  и музыкально-педагогического знания.  

4.      Методология науки и личность: проблемы взаимосвязи.

 

Задания для самостоятельной работы:

1.      Дайте характеристику методологии как важной сферы общенаучного и специального знания.

2.      Проанализируйте особенности и специфику методологических подходов в педагогике музыкального образования.

3.      Охарактеризуйте основные аспекты взаимосвязи методологического знания и личности.

 

Литература:

1.Краевский  В.  В.  Общие  основы  педагогики. - М.:  Академия,  1999. 

2.Кудрявцев  В.  Т.,  Слободчиков  В.  И.,  Школяр  Л.  В.  Культуросообразное  образование:  концептуальные  основания  //  Известия  Российской  академии  образования. - 2001. -  №  4.

3.Методологическая  культура  педагога-музыканта. -   М.:  Академия,  2002.

4.Методология  педагогики  музыкального  образования. - М.:  Академия,  2006. 

5.Методология:  вчера,  сегодня,  завтра.  Т.  2.  М.:  Школа  культурной  политики,  2005.

6.Новиков  А.  М.  Профессиональное  образование  России. - М.:  РАО,  1997.

7.Перспективы исследования современных проблем педагогики. – М.: Экон-Информ, 2017.

 

Тема 1.2. Методологические подходы в образовании.

 

Вопросы для обсуждения:

1.      Методологические подходы, их особенности и тезаурус.

2.      Охарактеризуйте современные  тенденции  развития музыкального образования в России.

3.      Современные  тенденции  развития музыкального образования за рубежом.

4.      Прогностические идеи в музыкальном образовании.

 

Задания для самостоятельной работы:

1.    Назовите основные методологические подходы в педагогике музыкального образования.

2.    Охарактеризуйте современные  тенденции  развития музыкального образования в России.

3.    Проведите критический анализ современных тенденций  развития музыкального образования за рубежом.

4.    Какие из современных идей и концепций могут иметь прогностический характер?

 

Литература:

1.      Бодина Е. А. Идеи музыкального образования: от Платона до Кабалевского. В 2 ч. Ч. 1. – М.: 11-й ФОРМАТ, 2013.

2.      Как учат музыке за рубежом. – М.: Классика - ХХI, 2009.

3.      Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. – М.:РАМ им. Гнесиных, 2009.

4.      Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Пед. общество России, 2001.

5.      Школяр Л. В. Музыка в системе развивающего обучения. –В 2-х ч. / Международный альманах «Гуманитарное пространство». Т. 1.  – М.: ФГНУ РАО «Институт художественного образования», 2012.

 

Раздел 2. Проблемы развития музыкального образования в России и за рубежом.

 

Тема 2.1. Проблемы развития музыкального образования в России.

 

Вопросы для обсуждения:

1.      Истоки современных тенденций развития музыкального образования в России: традиции и инновации.

2.      Современных тенденции развития музыкального образования в России.

3.      Идеи развивающего музыкального образования как ведущие в данной сфере.

 

Задания для самостоятельной работы:

1.              Охарактеризуйте классические идеи отечественного музыкального образования, заложенные Б. Л. Яворским и Б. В. Асафьевым.

2.      Назовите инновационные идеи концепции Д. Б. Кабалевского.

3.      Проанализируйте инновационные идеи в трудах последователей Д. Б. Кабалевского.

 

Литература:

1.        Модернизация музыкальной подготовки учителя музыки  в системе высшего профессионального образования. – М.: МГПУ, 2010.

2.        Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2006.

3.        Музыкальное образование: Учебное пособие. – М.: Русское слово, 2014.

4.        Как учат музыке за рубежом. – М.: Классика - ХХI, 2009.

5.        Перспективы исследования современных проблем педагогики. – М.: Экон-Информ, 2017.

 

Тема 2.2. Проблемы развития музыкального образования за рубежом.

 

Вопросы для обсуждения:

1.      Основные тенденции развития музыкального образования за рубежом.

2.      Новые концептуальные идеи в зарубежном музыкальном образовании.

3.      Возможности использования зарубежного опыта музыкального образования в отечественной школе.

 

Задания для самостоятельной работы:

1.      Перечислите основные тенденции развития музыкального образования за рубежом и дайте их критическую оценку..

2.      Охарактеризуйте наиболее ценные концептуальные идеи в зарубежном музыкальном образовании.

3.      Поясните, что из зарубежного опыта музыкального образования применимо в современной России.

 

Литература:

1.      Музыкальное образование: Учебное пособие. – М.: Русское слово, 2014.

2.      Как учат музыке за рубежом. – М.: Классика - ХХI, 2009.

3.      Перспективы исследования современных проблем педагогики. – М.: Экон-Информ, 2017.

 

Раздел 3. Пути практического решения задач музыкального образования в свете современных требований.

 

Тема 3.1. Общая характеристика технологий и методов современного музыкального образования.

 

Вопросы для обсуждения:

1.    Особенности современных методик музыкального образования.

2.    Интегративные процессы в музыкальном образовании.

3.    Прогностические тенденции в музыкальном образовании. 

 

Задания для самостоятельной работы:

1.    Раскройте особенности современных методик музыкального образования.

2.    Охарактеризуйте интегративные процессы в музыкальном образовании.

3.    Назовите и дайте критическую оценку прогностических тенденций в музыкальном образовании.

 

Литература:

1.      Бодина Е. А. Идеи музыкального образования: от Платона до Кабалевского. – М.: 11-й формат, 2013.

2.      Музыкальное образование: Учебное пособие. – М.: Русское слово, 2014.

3.      Музыкальная культура и образование: теория, история, практика. – М.: 11-й ФОРМАТ, 2015.

4.      Перспективы исследования современных проблем педагогики. – М.: Экон-Информ, 2017.

 

Тема 3.2. Прогностические тенденции в музыкальном образовании.

 

Вопросы для обсуждения:

1.      Прогностические тенденции как результат современного развития музыкального образования.

2.      Характеристика основных прогностических тенденций.

3.      Инноватика и прогностика: перспективы взаимосвязи и развития.

           

Задания для самостоятельной работы:

1.      Раскройте понятия «прогностика» и «инноватика».

2.      Охарактеризуйте их взаимосвязь  и перспективы развития.

3.      Какие из прогностических тенденций очевидны уже сегодня? Ответ обоснуйте.

 

Литература:

1.    Музыкальное образование: Учебное пособие. – М.: Русское слово, 2014.

2.    Кудрявцев  В.  Т.,  Слободчиков  В.  И.,  Школяр  Л.  В.  Культуросообразное  образование:  концептуальные  основания  //  Известия  Российской  академии  образования. - 2001. -  №  4.

3.    Музыкальная культура и образование: теория, история, практика. – М.: 11-й ФОРМАТ, 2015.

4.    Перспективы исследования современных проблем педагогики. – М.: Экон-Информ, 2017.

 

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине[4]

Контроль качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине проводится в форме проблемного семинара или коллоквиума по пройденному материалу с обязательным выполнением планируемых рейтинговых заданий.

Конкретный перечень типовых контрольных заданий и иных материалов для оценки результатов освоения дисциплины, а также описание показателей и критериев оценивания компетенций приведен в фонде оценочных средств по дисциплине.

 

8.      Методические указания для обучающихся при освоении дисциплины

Дисциплина ориентирована на формирование у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для квалифицированной педагогической деятельности. Последовательность изучения материала определяется необходимостью подготовки обучающихся к выполнению практических заданий, направленных на осмысление и претворение в практику инновационных и прогностических тенденций, характерных для современного образования и  музыкальной педагогики. При этом акцентируется роль самостоятельной работы студентов над специальной литературой, включая ее критический анализ и синтез продуктивных идей.

Лекции по курсу включают в себя наиболее масштабные и проблематичные вопросы, требующие развернутого пояснения педагога, вопросов от студентов по прослушанному материалу, обмена мнениями. Лекционный материал содержит дискуссионные вопросы, а также инновационные идеи, требующие не только знакомства, углубленного познания, но и критической оценки с теоретико-методологических и методических позиций.

Лекция – устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении. Она требует тщательной подготовки со стороны преподавателя и обостренного внимания и критического осмысления  со стороны студента, поскольку предполагает прямое или опосредованное использование лекционного материала в процессе практической деятельности. Лекционный материал требует учета новейших достижений  и наиболее актуальной информации в заданной сфере, обоснованных обобщений, анализа и синтеза.

На практических занятиях обсуждаются подготовленные обучающимися выступления, с подключением к обсуждению и дискуссии всех обучающихся. Также, предлагаемые для изучения разделы дисциплины или отдельные ее части могут осваиваться через обсуждение технологий, методик и анализ результатов на практическом примере. Практические занятия сочетают в себе теоретические и практико-ориентированные формы проведения занятий – заслушивание и обсуждение выступлений обучающихся; развернутая беседа; мозговой штурм, устный опрос обучающихся по вопросам плана занятия; занятие-дискуссия.

Дискуссии проводятся как коллективное обсуждение важной темы или вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Целью проведения дискуссии в этом случае является обучение, изменение установок, стимулирование творческого отношения к профессиональной деятельности.

Дискуссия – метод активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса. Она требует от обучающихся напряженной самостоятельной работы, рождает у каждого из них потребность высказать собственную точку зрения, свое мнение по обсуждаемому вопросу.

Мозговой штурм — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности студентов, при котором им предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Мозговой штурм является методом экспертного оценивания.

Развернутая беседа – беседа, включающая в себя элементы дискуссии, свободный обмен мнениями по разделам излагаемого материала. В ходе развернутой беседы обучающиеся могут знакомиться с различными точками зрения обсуждаемого вопроса, соотнося свою позицию с предлагаемыми позициями аудитории или преподавателя. Обучающиеся могут уточнять для себя область изучения или успешно обсуждать возникающие проблемы.

                                                                                              

9. Методические указания для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине

Занятия по дисциплине «Современные проблемы науки и художественного образования» представлены лекциями, практическими занятиями и самостоятельной работой обучающихся.

На лекциях обучающиеся получают и обсуждают необходимую по курсу информацию, критически ее осмысливают и берут на вооружение для дальнейшей учебной и  практической деятельности. На практических занятиях обучающиеся выполняют ряд заданий (аудиторных и внеаудиторных). Преподаватель руководит выполнением данных заданий и дает групповые и индивидуальные рекомендации по их выполнению. Таким образом, работа в аудитории сопровождается консультированием, в том числе, индивидуальными консультациями, которые осуществляются преимущественно в форме сотрудничества педагога и студентов. Также обучающиеся участвуют в групповых дискуссиях, связанные с обсуждением отдельных вопросов и тем дисциплины, преподаватель осуществляет вместе с обучающимися разбор проблемных ситуаций по темам дисциплины.

В рамках самостоятельной работы обучающиеся готовятся к практическим занятиям, выполняют домашние задания.

Текущая аттестация обучающихся.

Текущая аттестация обучающихся по дисциплине «Современные проблемы науки и художественного образования» проводится в соответствии с Положением о текущей аттестации обучающихся по программам высшего образования и является обязательной.

Текущая аттестация по дисциплине «Современные проблемы науки и образования» проводится в форме контрольных мероприятий (тестирования) по оцениванию фактических результатов обучения обучающихся и осуществляется ведущим преподавателем.

Объектами оценивания выступают:

-                   учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по дисциплине);

-                   степень усвоения теоретических знаний;

-                   уровень овладения умениями и навыками по всем видам учебной работы;

-                   результаты самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине «Современные проблемы науки и образования» проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования. Промежуточная аттестация по дисциплине «Современные проблемы науки и образования» проводится в соответствии с Учебным планом в 1 семестре в виде зачета.

            Обучающиеся допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплине и наличии выполненных работ. В случае учебной задолженности обучающийся отрабатывает пропущенные занятия в форме, предложенной преподавателем и представленной в настоящей программе. Активность обучающегося на занятиях оценивается на основе выполненных обучающимся работ и заданий, предусмотренных данной рабочей программой дисциплины.

Зачет принимает лектор. Экзаменатору предоставляется право задавать обучающемуся дополнительные вопросы, а также давать практические задания, связанные с содержанием дисциплины. При проведении зачета могут быть использованы технические средства. Знания, умения, навыки обучающегося на зачёте оцениваются как «зачтено» или «не зачтено».

           

9. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине[5]

Вид самостоятельной работы[6]

Количество часов/ зачетных единиц

Семестры

1

2

3

4

Подготовка проблемного доклада по первому разделу курса

10 час.

1

 

 

 

Подготовка проблемного доклада с анализом современных систем музыкального образования  за рубежом (2-й раздел курса)

10 час.

1

 

 

 

Участие в деловых играх, раскрывающих содержание третьего раздела курса

5 час.

1

 

 

 

Подготовка к коллоквиуму по курсу

15 час.

1

 

 

 

Изучение рекомендованной литературы по курсу

20 час.

1

 

 

 

Подготовка к семинарам

20 час.

1

 

 

 

Всего:

80 час.

1

 

 

 

 

Задания для самостоятельной работы указаны в содержании практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине (к каждой из изучаемых тем).

Обязательные рейтинговые задания в процессе изучения курса:

1.        Подготовка проблемного доклада с изложением одного из теоретико-методологических подходов или концепции (по выбору студентов из рекомендованного перечня).

2.        Подготовка проблемного доклада с изложением и анализом инновационных идей и систем музыкального образования в двух (по выбору студента) зарубежных странах.

10. Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:

а) основная литература:

1.      Бодина Е. А. Идеи музыкального образования: от Платона до Кабалевского. В 2 ч. Ч. 1. – М.: 11-й ФОРМАТ, 2013.

2.      Как учат музыке за рубежом. – М.: Классика - ХХI, 2009.

3.      Краевский  В.  В.  Общие  основы  педагогики. - М.:  Академия,  1999. 

4.      Методологическая  культура  педагога-музыканта. -   М.:  Академия,  2002.

5.      Методология:  вчера,  сегодня,  завтра.  Т.  2.  М.:  Школа  культурной  политики,  2005.

6.      Методология  педагогики  музыкального  образования. - М.:  Академия,  2006. 

7.      Музыкальное образование: Учебное пособие. – М.: Русское слово, 2014.

8.      Перспективы исследования современных проблем педагогики. – М.: Экон-Информ, 2017.

 

б) дополнительная литература:

1.      Кудрявцев  В.  Т.,  Слободчиков  В.  И.,  Школяр  Л.  В.  Культуросообразное  образование:  концептуальные  основания  //  Известия  Российской  академии  образования. - 2001. -  №  4.

2.      Музыкальная культура и образование: теория, история, практика. – М.: 11-й ФОРМАТ, 2015.

3.      Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. – М.:РАМ им. Гнесиных, 2009.

4.      Новиков  А.  М.  Профессиональное  образование  России. - М.:  РАО,  1997.

5.      Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Пед. общество России, 2001.

6.      Школяр Л. В. Музыка в системе развивающего обучения. –В 2-х ч. / Международный альманах «Гуманитарное пространство». Т. 1.  – М.: ФГНУ РАО «Институт художественного образования», 2012.

 

11.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины:

1.      Российский портал открытого образования. Режим доступа : http://www.ict.edu.ru.

2.      Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа : http://www.edu.ru

3.      Российский общеобразовательный портал. Режим доступа : http://www.school.edu.ru

 

12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочные системы

1.      Библиотека музыканта

http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?ready=1&find_me=%EC%F3%E7%FB%EA%E0&x=0&y=0

2.      Открытый текст: электронное периодическое издание. Раздел: Музыка

http://www.opentextnn.ru/music/Perception/

3.      Педагогический портал // URL:

http://teacher.3dn.ru/

4.       Педагогическая библиотека

http://pedlib.ru/

5.  «Электронный учебник» http://musicsteps.spb.ru/?page_id=324

6. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

 

13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Чтение лекций и проведение практических занятий осуществляется в мультимедийных аудиториях с использованием разработанного по дисциплине комплекта  наглядных пособий и презентаций; для конкретизации некоторых учебных тем и проблемных теоретических положений используются также доска и экран.  

 

 

 

 

 

 

 



[1]указывается тип компетенции в соответствии с ФГОС ВО (например: общепрофессиональные компетенции)

[2] в соответствии с учебным планом

[3]например: деловая игра, мозговой штурм, дискуссионно-групповой метод, метод «Конференции идей», метод группового решения, проблемная лекция и т.п.

[4]описывается технология проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (с учетом балльно-рейтинговой системы оценки качества освоения образовательной программы)

[5]описываются образовательные технологии, применяемые для самостоятельной работы обучающихся (например: методические рекомендации по подготовке реферата и т.п.)

[6]указываются виды самостоятельной работы: подготовка к коллоквиуму, подготовка реферата, подготовка к деловой игре, решение задач и т.п.


Цели и задачи освоения дисциплины:  Цель курса  «Символы в искусстве» – освещение символической природы искусства и конкретных образов-символов, свойственных искусству в различные культурно – исторические периоды развития общества, а также в современных условиях.

Задачи курса:

·              сформировать представление об образах-символах в искусстве и тем самым углубить понимание социокультурного и педагогического значения символов как важной и интересной области знаний об искусстве;

·              осветить основные культурно-исторические этапы развития символов в искусстве, давая будущему учителю музыки представление о богатстве исторически сформировавшегося арсенала его профессиональных возможностей в работе с детьми;

·              охарактеризовать основные  категории символических образов в искусстве;

·              описать наиболее конструктивные и полезные пути трактовки и применения  символов в искусстве в современных условиях.


Цели и задачи освоения дисциплины: Цель курса  «Культурологические основы музыкальной педагогики и образования» – сформировать у аспирантов целостное представление о культуре как важнейшем феномене человеческой жизнедеятельности, определяющей содержание и  направленность современной  образовательной системы, включая музыкальную педагогику и образование. Данный курс обеспечивает культурологическую составляющую в профессиональной подготовке педагога-музыканта с учетом требований стандарта и в соответствии с Законом об образовании.

Задачи курса:

·        сформировать у студентов целостное представление о культуре, методологии и методах ее изучения, познакомить с основными  культурологическими концепциями отечественных и зарубежных авторов;

·        раскрыть взаимосвязь культуры с различными областями научно-практических знаний, в первую очередь, с музыкальной педагогикой и образованием, а также другими сопредельными областями научного знания;

·        конкретизировать важнейшие составляющие культуры, их роль и место в профессиональной деятельности специалиста в области музыкальной педагогики и образования;

·        создать предпосылки для творчески-созидательной деятельности педагога-музыканта в области культуры с целью дальнейшего приобщения к ней школьников;

·        учитывая специфику специальности 13.00.02 - Теория и методика музыкального обучения и воспитания (музыка), спроецировать проблематику курса "Культурологические основы музыкальной педагогики и образования" на практические потребности  специалистов  данного педагогического профиля.


Цели и задачи освоения дисциплины:  Цель курса  «История и теория музыкального образования» – освещение теории и практики музыкального воспитания, обучения и развития с позиций принципа историзма, преемственности и взаимосвязи содержания, методов и форм воспитания средствами музыки в различные культурно – исторические периоды развития общества, а также в современных условиях.

Задачи курса:

·              сформировать целостное представление об исторических путях развития музыкальной педагогики как науки о воспитании человека средствами музыки,  содержании и формах музыкального образования;углубить понимание социокультурного и профессионального значения истории музыкального образования для будущего педагога-музыканта;

·              осветить основные культурно-исторические этапы в развитии зарубежного и отечественного музыкального образования и дать будущему учителю музыки представление о богатстве исторически сформировавшегося арсенала его профессиональных возможностей в работе с детьми;

·              охарактеризовать основные направления развития теоретической музыкально – педагогической мысли, воплотившейся в системах и методах музыкального воспитания, обучения  и развития;

·              описать наиболее конструктивные, полезные и перспективные достижения музыкальной педагогики с точки зрения их использования  в современных условиях;

·              создать предпосылки для творческого применения современным педагогом – музыкантом богатейшего исторического и современного опыта, его усовершенствования, адаптации к потребностям сегодняшнего дня и проекции на будущее.