Анализ Программы "Музыка" Авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина

Основной формой музыкального воспитания в школе является урок. Одна из основных программ в школе это1-8 класс « Музыка», авт. Е.Критская, Г.Сергеева, Т.Шмагина. Именно эта программа по предмету «Музыка» для 1 -8 классов составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.

Содержание уроков базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

 

 

Анализ образовательной программы

Анализ программы по музыке

Авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373, редакция от 18.12.2012 г.), авторской программы «Музыка» для начальной школы, разработанной В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр в рамках проекта «Начальная школа 21 века», Москва: Издательский центр «Вентана - Граф» 2013 г.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

Учебник «Музыка»;

Рабочая тетрадь «Музыка»;

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка»  (СD).

Цели и задачи курса.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

● Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.

● Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

● Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

● Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.

● Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

● Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

● Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

● Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.

Общая характеристика учебного предмета

Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка.

При отборе музыкального материала учитывается принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период, - та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребёнка именно в возрасте 6-8 лет.

В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.

С учётом этого программа опирается на следующие принципы:

● преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

● возвышение ребёнка до философко-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);

● деятельностное освоение искусства;

● проникновение в природу искусства и его закономерностей;

● моделирование художественно-творческого процесса.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя.

Детское творчество в программе - это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных смех, в результате чего музыкальное развитие ребёнка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством понимается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку.

Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле пронизывает всю жизнь ребёнка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Результаты изучения учебного предмета

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

● Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

● Формирование основ национальных ценностей российского общества.

● Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

● Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

● Развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения.

● Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

● Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

● Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

● Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

● Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии

● Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

● Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

● Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты:

● Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средстве осуществления.

● Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

● Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

● Формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

● Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

● Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

● Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

● Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка».

● Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

● Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

● Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

● Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать свой мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

● Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

● Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

● Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета «Музыка».

● Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

● Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.

Содержание программы 1 класса

Содержание учебного предмета (33 часа)

Истоки возникновения музыки (8 ч)

Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типически музыкально – языковых и образно – эмоциональных сфер: «маршевой порядок», «человек танцующий», «песенка дыхание».

Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально – художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: скусство выражения в музыкально – художественных образах жизненных явлений.

Содержание и формы бытования музыки (16ч.)

Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений – добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна – в музыке отражён весь мир.

Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесениипроизведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм; песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.

Язык музыки (6 ч)

Музыкально – выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук – нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).

Резерв – 3 часа.

 


Последнее изменение: понедельник, 24 Декабрь 2018, 20:45